ПРОЕКТ АСТРО-МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТОРИУМА «НЕЗНАЙКИНА ЛУЖАЙКА»
проект (средняя, старшая группа)

Ланг Альбина Александровна

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики  В связи с этим у нас возникла идея создания астро-метеорологического эксперименториума на участке нашего садика, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, изучать созвездия и небесные тела,  наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы), изучать свойства воды и песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neznaykina_luzhayka.docx704.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ АСТРО-МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТОРИУМА

«НЕЗНАЙКИНА ЛУЖАЙКА»

Авторы: Ланг Альбина Александровна,

 Мухина Елена Николаевна,

Кузовкина Светлана Александровна

Пояснительная записка.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.— Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? 

В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.

В связи с этим у нас возникла идея создания астро-метеорологического эксперименториума на участке нашего садика, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, изучать созвездия и небесные тела,  наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы), изучать свойства воды и песка.

       Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

       С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди посте-пенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций.      

      С созданием метеостанции на участке детского сада появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

      

Актуальность

 Наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во-первых, процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Наблюдая за играми детей с водой и песком, мы видим, что хотя дети и долго играют с ними, но эти игры чрезвычайно однообразны: все сводится к формовке пирожков, мороженого, купанию кукол.

Для правильного руководства играми с природными материалами необходимо знать их особенности. Каждый из этих материалов в определенных условиях может превращаться из одного состояния в другое, например: вода может быть жидкой, твердой (лед) и парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, может быть светлой, прозрачной; песок может быть сухим, рассыпчатым, сырым, тяжелым и т. д. Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением кпознанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создаютблагоприятные условия для сенсорного воспитания,совершенствования таких жизненно важных психическихпроцессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

 Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, астрономических явлениях, свойствах воды и песка, а так же недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, благодаря которой  будут формироваться элементарные представления о  погоде и объектах неживой природы, и их значении в жизни человека.

Задачи:

• формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира 

• познакомить детей с приборами помощниками: термометром, флюгером, дождемером, компасом , ветряным рукавом, солнечными часами, телескопом

• обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их;

• формировать представления о четырех частях света;

• познакомить детей с назначением метеодомика и его содержимым;

  • развить психические процессы и познавательные способности детей;
  • развить мелкую моторику и координацию движений;
  • формировать коммуникативные навыки и игровые действия;
  • углублять представления о живой и неживой природе, о свойствах и качествах воды и песка.
  • закреплять знания о временах года, месяцах и днях недели

Вид проекта: информационно-экспериментально- исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-7 лет

Продолжительность проекта: долгосрочный

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:

-сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта;

была изучена литература  и опыт других педагогов по созданию метеоплощадки на участке детского сада;

-выбор материалов для строительства площадки

-предварительно во время прогулок с детьми упоминались народные приметы, указывающие на перемены погоды (которые дети стали использовать на практике);

-мониторинг уровня знаний детей на тему астрономии и  погодных условий и заинтересованности их в более углубленном изучении;

  1. Основной этап: 

структурирование необходимого собранного информационного материала;

сбор ресурсов для реализации проекта;

постройка метеорологической станции на участке;

проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.

3. Заключительный этап: подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Предполагаемые результаты:

• развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время;

• иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков, о времени года,  месяцах и днях недели, о небесных телах и других объектах неживой природы

• знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Содержание проекта:

    

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является

наглядно – образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается

переход от наглядно–образного к словесно–логическому, понятийному

мышлению. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

  Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - всё это важно для общего развития ребёнка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на своём участке  метеостанцию.  

Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок для установки метеодомика. Для наблюдения за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, ветряной рукав, солнечные часы, флюгер, султанчики, рамка облаков, снегомер).

         

Наблюдая за погодой, дети научатся выделять отдельные явления,

степень их интенсивности и другие характеристики. Дети будут наблюдать не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором. Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Показания теромометра фиксируются на доске мелом.

Основное оборудование

Солнечные часы – древнейшееприспособление  для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время .

          

 

Наблюдение за ветром

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Флюгер

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер.

Ветряной рукав

Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Бесприборные наблюдения за ветром

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

Температура воздуха

Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру.

Термометр

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

Наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: равномерный (без сугробов), умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Телескоп

С помощью телескопа ребята имеют возможность познакомиться с планетами солнечной системы, а так же некоторыми созвездиями. Картинки  заламинированы и помещаются в специальное отверстие на телескопе. А благодаря инновационной  4D книге производителя  DEVAR, дети в интересной форме изучают планеты. Картинки оживают с помощью приложения на мобильном устройстве и рассказывают детям о себе интересные факты.

 Стенд определения времени года, закрепления названия месяцев и дней недели

Ежедневно работая на этом стенде, дети быстрее запоминают месяца, соответствующие определенному времени года, а также учатся ориентироваться во времени, а именно в днях недели.

 

Уголок экспериментов

Здесь ребята знакомятся со свойствами песка и воды

 Стенд для наблюдения за состоянием погоды

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно

проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

наблюдать за небом и облачностью с помощью рамки облаков, с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра, измерять количество осадков с помощью дождемера, определять температуру воздуха с помощью термометра, с помощью телескопа изучать небесные тела, а в центре экспериментирования познакомиться со свойствами воды и песка.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды мы планируем посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды» 

«Растения - предсказатели» погоды:

1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.

Деревья – предсказатели:

1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.

2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.

3. Ветки елки книзу – к дождю.

Предсказывать погоду помогают животные – барометры:

При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,

Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается

и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.

Предсказывают погоду вороны.

Если вороны летом летают высоко,

поднимаются под тучи — к ненастью.

Ворона прячет «нос» под крыло — к холоду.

Каркает зимой — к метели.

Летом ворона купается - к дождю.

А если вороны купаются ранней весной - к теплу.

Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые.

Летом воробьи в пыли купаются — тоже часто к дождю.

Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель.

А дружно расчирикались — к потеплению

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо,

разнообразно, чтобы активность детей и интерес к наблюдениям возрастал.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Работа с детьми

Образовательная деятельность

Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией метеоролога.            

Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.

Народные приметы.  

Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.

Опыты - эксперименты с водой,песком, воздухом.

Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Метеобюро».

Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды.

Пословицы, поговорки и загадки о природе.

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь к природе.

Дидактическая игра «Прогноз погоды».

Формировать представления о погодных изменениях в природе.

Чтение художественной литературы

Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Систематизировать и углублять представления детей о погоде, о приметах.

Работа с родителями

Создание родителями книги «Народные приметы о погоде».

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.

   

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут

детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность,

самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время

реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития

познавательной сферы, улучшение практических навыков пользования

метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов

наблюдений.

   В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный

опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других

людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

№6. – с.54-57

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство – пресс, 2003.

Приложение 1

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Метеорологические приборы на метеостанции».

Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о

четырех частях света.

Задачи: Познакомить детей с профессией   метеоролога, с приборами, с

помощью которых составляют прогнозы погоды, развивать связную речь

детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер,

компас, термометр, дождемер.

Предварительная работа: наблюдения за погодой во время прогулки на

участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с

народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы: метеоприборы, метеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте отгадаем мои загадки и

узнаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно …(Дождь).

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Разломать, разрушить…(Ветер).

Нашумела, нагремела

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила…(Гроза).

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый …(Иней)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти отгадки?

(ответы детей).

Воспитатель: Какие природные явления вы наблюдали сегодня по

дороге в детский сад? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как узнать какая погода будет завтра? (ответы

детей).

Воспитатель: Что такое погода? Для чего нужно знать состояние

погоды на завтра? (ответы детей).

Воспитатель: Как взрослые узнают прогноз погоды? (Ответы детей).

Воспитатель: Они слушают прогноз погоды по радио, смотрят по

телевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

Воспитатель: Людей, занимающихся изучением погоды, называют

метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды:

направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Им в этом помогают специальные приборы. Они показывают, какая погода

будет в ближайшие дни. Мы сегодня познакомимся с этими приборами.

(Дети идут на метеоплощадку, на участок детского сада).

Воспитатель: По всей нашей стране работают метеостанции.

Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой,

делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там

метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который

мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель: А теперь чуть отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий – «дождик». «Дождик» ходит вдоль условной границы: сам участок группы, где стоят дети и веранда).

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на веранду).

Воспитатель: Дети, сегодня познакомимся с приборами, которые есть

на нашем участке. (Воспитатель показывает детям термометры). Они нужны

для измерения температуры воздуха. Один термометр висит на домике, а

второй - внутри домика. Он показывает температуру воздуха в тени. Этот

прибор называется флюгер. Флюгер и компас помогают определить направление ветра. Благодаря им мы знаем, откуда дует ветер: с севера, востока, запада, юга.

Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Следующий прибор называется барометр. Он измеряет атмосферное

давление. Чем выше атмосферное давление, тем меньше вероятность дождя.

Дальше мы видим прибор под названием дождемер. С помощью дождемера

измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса.

И последний прибор – это гигрометр. Его используют для определения

влажности воздуха. Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух

сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чем заключается

работа метеоролога? Для чего нужно знать состояние погоды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «Пчелки на лужайке»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творч...

Проект "Жители летней лужайки"

Данный проект предназначен в помощь воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста в летний период....

Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"

Знакомство детей  с особенностями роста растений в комнатных условиях....

Презентация к проекту "Огород на окошке. Незнайкин огород"

Мультитмедийная презентация проекта...

Защита проекта "Огород на окошке. Незнайкин огород"

Текст выступления по защите проекта...

Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"

Познавательное развитие детей...