Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Я считаю, что в наше время нужно больше внимание уделять детским вопросам, которые мы часто оставляем без внимания. Развивать их познавательную активность, помочь им познавать и исследовать окружающий мир при помощи метода проектов в ДОУ. В основе метода лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. А поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каменских Анастасия Геннадьевна

Воспитатель

Санкт-Петербург, Красносельский район

ГБДОУ детский сад №89 «Бригантина»

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

      Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада, предполагает деятельность в самых разных направлениях.  Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками, взаимодействие с предметно- пространственной средой.

      К, сожалению, в последнее время наблюдается потеря притягательности процесса познания. Увеличилось число детей, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.

      Как же поправить ситуацию?   Поэтому мы свое внимание обратили на метод проектов.       В основе метода лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. А поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности.

Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Умение им пользоваться- показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

    Суть метода в том, что необходимо найти решение возникающих проблем,

в процессе этого формируется способность ребенка самостоятельно их решать.

  Проектная технология – энергозатратная, она требует постоянного саморазвития и профессионального роста. Ведь каждый день надо идти не по проторенной дорожке, а вместе с ребятами делать открытия.

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

 Темы проектов могут быть самими различными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение. Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, найдет много тем для организации проектов. Не произошло ли в саду или в местном сообществе какого-либо события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк?

Проект в отличии от запланированного мероприятия возникает лишь тогда , когда  появляется замысел , затея.

Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень этой заинтересованности определяется воспитателем.

Мы использовали способ разработки тематических проектов,  связанный с использованием так называемой модели «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать?  Что мы узнали?

Сначала мы инициируем общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать о…?». Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?»

Применяются следующие способы сбора информации:

. чтение книг;

. обращение с вопросами к родителям;

. обращение с вопросами к специалистам;

. проведение экспериментов;

. проведение экскурсии на место;

. воссоздание предмета или события.

Воспитатель оформляет поступившие от детей предложения в логический  учебный план.

Третий вопрос: «Что мы узнали?». Ответы на него дают воспитателю понять, чему научились дети. Оценка результатов реализации проекта является критическим фактором процесса активного обучения. Анализ отдельных занятий в рамках проекта позволит улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?», «Что нужно изменить в следующий раз?», «Чему научились дети?», «Что не yдалocь?», «Почему?».

Затем обсуждаются результаты проекта вместе со всей группой. В ходе общего обсуждения выясняется, все ли все поняли правильно. Можно задать детям следующие вопросы:

Кто узнал что-то новое для себя?        

Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы об объекте что-нибудь, что вас удивило?

Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?

Что нужно будет изменить в организации следующего проекта?

Для профессионального документирования проекта, его успешной реализации и подведения итогов, мы предлагаем следующий план.

План тематического проекта

1. Тема и происхождение темы:__________________________________________

2. Смежные занятия и смежные понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта:_________________________________________________

Необходимые материалы:____________________________________________

4. Представьте детям проект, задав следующие вопросы:

Что мы знаем о__________________________________________________?  (реактивное предварительное знание)

Что мы хотим узнать о____________________________________________? (содержание процесса обучения)

Как нам найти ответы на наши вопросы о ________________________? (план процесса обучения)

5. Оценка: Что нового для себя мы узнали? (С точки зрения детей и воспитателя.)

6. Предложения в отношении расширения и совершенствования проекта.  

Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Участие в проекте «на вторых ролях», действие по прямому предложению или подражая взрослому, не противоречит природе маленького ребенка, т. к. В этом возрасте еще сильны, во-первых, потребность установить и сохранить положительные отношения к взрослому и, во-вторых, подражательность дошкольника.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования:

1-й шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей,        обозначение взрослым проблемы;

2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация;

3-й шаг - привлечение взрослыми детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана;

4-й шаг - совместное движение взрослых и детей к результату;        

5-й шаг - совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Пример. Мишу Ж. так восхитило празднование его дня рождения, что несколько дней после этого важного события в его жизни он рисовал шары, торт со свечами, рассказывал о подарках. Мы решили пойти навстречу его радостным переживаниям, поддержать его настроение и расширить границы его практической деятельности.

Валентина Викторовна собрала ребят около себя и рассказала им о том, что у зайца Степашки день рождения: «Степашка пригласил к себе в гости кукол Катю, Галю, щенка Филю, кота Мурзика. Посчитал чашки и блюдца и понял, что на всех приглашенных посуды не хватит. Загрустил Степашка, заплакал. Узнала я про его беду и решила вам рассказать. Может быть, мы вместе его беде поможем».

Проблема, представленная со слов любимой игрушки, была понятна и близка детям. Дошкольники без труда ее решили, вылепив из пластилина недостающую посуду. К Степашке придут гости, сядут за столы, но ведь угощения нет», - заметила Марина Н.

- Я сделаю бараночки… Еще рулетик сладкий к чаю, - решила Ира К.

- А я буду торт со свечами делать, - добавил маленький Мишутка. - Сколько Степашке лет, столько и свечек нужно приготовить!

Равнодушных к происходящему не было. Мастерили угощение, подарки. Пели песни.

Внимательное отношение педагога к переживаниям своего воспитанника позволило своевременно определить «заказ» ребенка и организовать культурное пространство развития данного воспитанника и группы детей в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

статья по самообразованию о том как проводить проектную деятельность с детьми старшего возраста....

Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...