"Сообщение «Использование игровых технологий при ознакомление с декоративно-прикладным искусством»
консультация

Знакомство с игровыми технологиями. В процессе  художественного развития наиважнейшую роль может выполнить именно игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_temu_-_igrovye_tehnologii_2_2.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное   дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №71»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение «Использование игровых технологий при ознакомление с декоративно-прикладным искусством»

в  рамках проведения заседания стажировочной площадки   « Приобщение детей дошкольного возраста к искусству с учётом УМК ОП ДО «От рождения до школы» на тему: «Деятельность стажировочной площадки в 2020-2021  учебном году.

                                                                                Подготовила воспитатель

МДОУ «Детский сад №71»

                                                                                       Мельничук Е.П.

                                                 г. Энгельс, 2020г.

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие и познавательные способности личности. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский

1 слайд

   В процессе  художественного развития наиважнейшую роль может выполнить именно игра. В ходе специально созданных игр происходит «развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

 2 слайд

   Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка. Можно назвать значительное число различных дидактических игр, способствующих художественному развитию дошкольников. Рассмотрим лишь те, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством.

3 слайд

 Разделим игры на несколько групп:

1.Помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам - особенностям материала, из которых они изготовлены, подбору цветового колорита, выбору традиционных для промысла элементов росписи.

2. Сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора.

3.Знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма симметрии.

 4 слайд

  В основе этих игр лежат традиционные принципы, но их содержание - освоение особенностей декоративно-прикладного искусства. Игры первой группы направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов: «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Магазин сувениров», «Художественный салон».

 С помощью следующей группы игр - «Лото», «Домино», «Найди пару», «Узнай элемент узора» - можно закрепить знания о стилевых особенностях элементов узора. Внимание детей педагог сосредоточивает не на узоре в целом, а на отдельных его элементах, учит вычленять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях. Так, например, кольцо в дымковской росписи может быть выполнено разным цветом и украшено поверх основного тона мелкими дополнениями: точками, волнистой линией, полосками. Хохломские трилистники отличаются друг от друга формой самого листочка, способом обработки края листа, прожилками. Городецкие розаны могут быть выполнены в различной цветовой гамме, с разным количеством лепестков, неодинаковых по форме, различаются они и оживкой и т.п.

5 сдайд

  Игры второй группы обладают значительным приемуществом: атрибуты к ним изготавливают сами дети. Тем самым реализуется одно из классических положений дошкольной дидактики, сформулированное в свое время А.П.Усовой.  Речь идет о сочетании в образовательном процессе трех форм - занятий, дидактических игр и упражнений. В данном  случае это сочетание может быть представлено первоначальными представлениями об особенностях разных видов декоративно-прикладного искусства, которые дети усваивают на занятиях (в ходе бесед, знакомства с изделиями, экскурсий в музей, на выставки и т.п.), когда. Рисуя, учатся изображать элементы узора; когда под руководством воспитателя готовят материалы к дидактическим играм, т.е. упражняются в рисовании отдельных элементов. В этой работе прослеживается весьма важный мотив - точное повторение одного и того же элемента. Именно точное, иначе игра не получится.

6 слайд

  Третью группу составляют игры с композиционным построением узоров, представляющих различные промыслы - городецкую с гирляндами, хохломскую с волнистыми линиями, гжель с росписью букета, где в центре - главный цветок.

7 слайд

При проведении игр воспитателю  следует придерживаться следующих методических принципов:

Правила игры должны быть простыми и понятными.

Материал игры посилен для всех детей.

Используемая наглядность эстетично оформлена.

Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

Подведение результатов игры должно быть обоснованным и справедливым.

8 слайд и последующие

Дидактические игры и игровые упражнения воспитатель может:

применять как один из методов проведения самих занятий, так и с целью расширить, уточнить, закрепить знания и умения детей;

проводить в одно время с занятиями по изобразительной деятельности (опережать или завершать занятия).

«Найди лишнее»

Дидактическая задача

 Учить детей находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал

  Три-четыре изделия или карточки с их изображением одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила.

  Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры

 Выставляются четыре-пять предметов. Следует найти и объяснить, почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты.

В игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Художественный салон»

Дидактическая задача

Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал

Различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила

Точно описать предметы, который игрок хочет «купить»

Ход игры.

Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия?», «Какой там цветок?». Когда «продавец» определит что это за предмет, он продает его. Игра продолжается, «продавец» и «покупатель» меняются местами.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача

 Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал

Предметы разных промыслов.

Игровые правила

 Игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры

Воспитатель (или ведущий ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты.

Игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрали, но и описать его.

«Домино»

Дидактическая задача

 Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой. Правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал

Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора, варианты отличаются цветом деталей.

Игровые правила

Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало такому-же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. За ход можно выложить только одну карточку.

Ход игры.

Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладываются в центр стола рисунками вниз - это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст - пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше всех освободится от карточек.

Вариант

Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название неверное, ход пропускается.

«Узнай элементы узора»

Дидактическая задача

Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызывать интерес к росписи.

Материал

 Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила

Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры

Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения.

Варианты

1 Игрокам дают большие карты, маленькие - у ведущего. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто первым соберет все элементы своего узора.

2 Игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Чтобы получить нужную карточку, игрок должен описать ее, например: «Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка». Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.

 3 До начала игры воспитатель составляет комплект из трех-четырех маленьких карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному-двум наборам. Их задача: к имеющемуся набору элементов подобрать карту с изделием. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

«Лото»

Дидактическая задача

 Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой. Правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал

Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Игровые правила

Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.

Ход игры

Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной маленькой карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

Варианты

Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

«Найди пару»

Дидактическая задача

 Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой. Правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал

Прямоугольные карточки, разделенные на две клетки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосках.

Игровые правила

Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры

Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковой количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Варианты

1 После выполнения задания игрок называет все элементы росписи. Если название дано неверно, карточка не засчитывается,

2 Игроки по очереди берут карточки из стопки. Если карточка не подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.

3 «Ручеек» - из числа играющих составляются две команды; одна получает двойные карточки, другая - парные картинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой группы с такой же карточкой, чтобы образовать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет правильность выбора. Образуется «ручеек».

4 «Передай по кругу» - у игроков по три большие карточки, маленькие перемешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, играющий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит - пара найдена. Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т.е. пропускает ход.

«Составь узор»

Дидактическая задача

Учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал

Плоскостные изображения различных предметов, элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила

Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры.

В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

«Разрезные картинки»

Дидактическая задача

Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал

Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив на четыре-восемь частей различной геометрической формы).

Игровые правила

Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры.

В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Варианты

1 Каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух предметов.

2 Игроки собирают изображение без образца.

3 Игроки используют силуэты одинаковых предметов, украшенных по-разному.

4 Игроки получают два одинаковых изделия, разрезанных по-разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить два предмета.

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Использование игровой технологии «Игровизор» В.В. Воскобовича для обобщения и закрепления знаний элементов русского народного декоративно-прикладного искусства.»

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуе...

Консультация для педагогов. "Использование игровых технологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственно образовательной деятельности".

Консультация для педагогов.Об использовании игровых техноологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственной образовательной деятельности....

Люблю тебя, Воронеж за дела твои. Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с достопримечательностями родного края.

Мастер-класс по нравственно патриотическому воспитанию с использованием дидактических игр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ.

Публикация раскрывает значение применения игровой технологии при ознакомлении дошкольников с животными....

Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с миром профессий

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности....

Мокрое валяние из шерсти простейших предметов на основе шара. Использование нетрадиционных технологий на занятиях по декоративно-прикладному искусству в работе с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Шар –геометрическая фигура, широко используемая дизайнерами текстиля и войлока. Способов валяния шара существует множество. Не все из них подходят для детей дошкольного возраста.В данной методич...