Рабочая программа по реализации вариативной формы дошкольного образования - центра игровой поддержки ребёнка «Разумейка».
рабочая программа

Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) - вариативная форма предоставления дошкольного образования и психолого - педагогической помощи детям в возрасте от 1 года до 1,5 лет. В рабочей пограмме представлены цели, задачи, дано научно - методологическое обоснование программы, подробно описана организация деятельности по предоставлению вариативной услуги. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Радуга» г.Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 54» г. Воркуты)

«Челядьö 54 №-а свидзанiн «Радуга» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                               Утверждена

                                                                                    приказом заведующего                                                                                                          

                                                                                МБДОУ «Детский сад №54 «Радуга»

                                                                                                         г. Воркуты

                                                                                                           Л.П. Алексеева

                                                                                                                  От "30" августа 2019 г. № 130

Рабочая программа

по реализации вариативной формы дошкольного образования - центра игровой поддержки ребёнка «Разумейка».

 Составитель: Коваленко Юлия Николаевна,

старший воспитатель

Балашова Ирина Владимировна,

педагог - психолог

Воркута, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка (актуальность)………………………….......................4
  2. Практическая значимость ………………………………………………………4 - 5
  3. Цели программы, задачи…………........................................................................5
  4. Научно-методологическое обоснование………………………………………..5 - 6
  5. Нормативно-правовое обоснование……………………………………………. 6
  6. Организация деятельности ………………………………………………………7
  7. Тематический план …………………………………………………....................8 - 10
  8. Принципы и подходы к формированию программы………………………….  11
  9. Организация образовательного процесса……………………………………….11
  10. Информационно-методическое обеспечение…………………………………..12 - 13
  11. Гарантии основных прав участников программы………………………….…..13
  12. Сферы ответственности, права и обязанности участников программы …….13 - 14
  13. Материально-техническое обеспечение ………………………………………...14
  14. Сроки реализации………………………………………………………………….14
  15. Этапы  реализации……………………………………………….………………..15
  16. Ожидаемые результаты…………………………………………………………....15
  17. Система организации  контроля…………………………………………………. 16
  18. Качественные и количественные критерии оценки результатов………………. 17

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ

     Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ может сопровождаться рядом трудностей, так как в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение всего нахождения в ДОУ, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребёнка, аппетита, изменениями, связанными с нормальными биологическими ритмами. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и, вероятно, привести к изменению здоровья, поведения, психики ребёнка.          Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учебному заведению нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.    

Правильно созданные условия позволят сохранить и совершенствовать психическое, физическое и нравственное здоровье детей.

С психологической точки зрения проводить работу только с ребёнком недостаточно. Процесс адаптации будет наиболее эффективным, если проводить работу и с семьей малыша. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Организация взаимодействия педагогов и семьи, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, построение партнерских отношений в вопросах образования детей, является целью реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», входящего в состав национального проекта «Образование».

 Детский сад должен стать «открытым» для родителей по всем вопросам развития и воспитания, особенно сегодня, в период многочисленных псевдонаучных сайтов, форумов, интернет – сообществ, куда за советом, поддержкой обращаются молодые родители, порой даже не представляя себе губительных последствий таких «рекомендаций».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

      Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.   

Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Кроме того, эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, и как следствие гармоничное развитие личности ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. Именно ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

 В 2018 году на базе МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга» была организована  вариативная  форма предоставления дошкольного образования детям в возрасте от 1 года  до 1,5 лет - центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР).

     

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Цели:

  • Оказание помощи детям раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
  • Обеспечение успешной социализации детей;
  • Создание условий для овладения родителями системой знаний и умений, направленных на выявление потенциала ребёнка и развитие способностей детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Создавать систему родительско - педагогического взаимодействия, направленного на всестороннее развитие ребёнка;
  • Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям в ДОУ;
  • Формировать навыки социализации малышей в сообществе детей и взрослых;
  •  Развивать познавательную, речевую, эмоционально—волевую сферы детей;
  •  Развивать физическое развитие;
  • Повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Термин «Адаптация» определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).

          Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада основательно изучена в педагогике раннего возраста. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.).

При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается по сей день актуальной, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В отечественных научных трудах таких учёных, как  Н.М.Щелованов и Н.М. Аксарина доказана объективная значимость раннего возраста. Учёные были основоположниками этой отрасли педагогики. Они и их коллеги провели огромное количество научных исследований, чтобы доказать всему мировому научному сообществу, важное влияние этого периода на всю последующую жизнь человека. Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. Л. Фигуриной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г №1155.
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы (утв. Распоряжение Правительства РФ №2148-р от 22.11.2012).
  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 — Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.).
  6. Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ». 
  7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. 
  8. Этический кодекс педагога-психолога, принятый на Всероссийском съезде практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования», проходившем в Москве 26-28 мая 2003 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Центр игровой поддержки «Разумейка» открывается по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя на основании ходатайства руководителя Учреждения (далее — Заведующий);
  • Центр игровой поддержки «Разумейка» открывается на основании приказа заведующего, в котором указывается вид вариативной формы и режим работы, количество детей;
  • Центр игровой поддержки «Разумейка» имеет соответствующую материально-техническую и методическую базу (картотеку необходимых игр и упражнений, способствующих        облегчению         процесса адаптации, интеллектуальные игры, подвижные игры);
  •  Центр игровой поддержки «Разумейка» находится на базе Учреждения;
  • Педагоги несут ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей;
  • Наполняемость Центра игровой поддержки «Разумейка» устанавливается в зависимости от вида группы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13;
  •  Состав воспитанников Центра игровой поддержки «Разумейка» может быть постоянным в течение года, или прием в них может осуществляться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест;
  • Прием детей в Центр игровой поддержки «Разумейка» осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка;
  • Заведующий Учреждения осуществляет зачисление детей в Центр игровой поддержки «Разумейка» вне зависимости от места жительства;
  •  Зачисление детей в Центр игровой поддержки «Разумейка» оформляется приказом Заведующего на основании договора, заключаемого между Учреждением и родителями (законными представителями) детей при наличии:

-заявления родителей (законных представителей);

-медицинской справки о состоянии здоровья ребенка

-документа, удостоверяющих личность родителей (законных

представителей);

-свидетельства о рождении ребенка;

  • При приеме детей в Центр игровой поддержки «Разумейка»,  Заведующий знакомит родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • Конкурсный отбор и тестирование детей при зачислении в Центр игровой поддержки «Разумейка» не допускаются;
  • Центр игровой поддержки «Разумейка» функционирует без организации питания;
  • Контроль осуществляет администрация Учреждения, контрольно-надзорные органы в соответствии с законодательством.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

п/п

Тема

Форма работы

Всего часов

Теоретические

Практические

1.

Презентация программы центра игровой поддержки «Разумейка».

Анкетирование

 «Давайте познакомимся!».

Знакомство родителей с педагогами ДОУ  и пространством детского сада.

Презентация - ознакомление родителей с программой «Разумейка».

(Анкета для родителей. Приложение 1).

   1

1

_

2.

Развитие ребенка раннего возраста.

Консультация с родителями на тему «Психофизическое развитие детей раннего возраста».

Памятки «Советы родителям по обеспечение успешной адаптации к условиям ДОУ». (Приложение 2).

1

1

-

3.

«Знакомимся с группой».

Знакомство родителей и детей с воспитателями и группой раннего возраста. Игры детей в группе раннего возраста.

Практическое занятие с детьми и родителями «Играем вместе».  (Приложение 3).

2

1

1

4.

«Подружись со мной».

Игровое занятие с детьми.

Мастер – класс для родителей «Артикуляционная гимнастика». (Приложение 4.).

1

1

5.

«Дружные ребята».

Игровое занятие с детьми.

Обучение родителей эффективным способам и средствам взаимодействия со своим ребёнком и другими членами группы.

2

2

6.

«Вот как я умею».

Игровое занятие с детьми.

Мастер – класс для родителей «Лепка из пластилиновых масс». (Приложение 5).

     3

1

2

    7.

«Моя любимая игрушка».

Песочная терапия.

Игровое занятие с детьми «Кто там прячется в песке?».

Консультация для родителей по теме «Песочные игры».

     3

1

2

    8.

«Бабушкины сказки».

Игровое занятие с детьми «Кто – кто в теремочке живёт?»

Игровой тренинг с родителями на тему: «Игра- связующая нить». (Приложение 6).

3

1

2

    9.

Арт-терапия.

«Новый год».

Игровое занятие с детьми «Новый год у ворот».

Консультация для родителей на тему: «Чудеса арт-терапии».

2

1

2

    10.

Игры с водой.

Игровое занятие с детьми

«В поисках буль – бульки».

Консультации для родителей на тему: «Капризы и упрямство детей раннего возраста».

     3

    1

2

    11.

Нетрадиционная техника рисования (кляксография).

 «Зайчик и его друзья».

Игровые занятие с детьми «Эти забавные пятнышки».

Консультация для родителей на тему: «Безусловная родительская любовь».

     3

1

2

   12.

Наказываете ли вы ребенка?

Песочная терапия.

Игровые занятия с детьми

Индивидуальная работа с родителями.

2

1

1

13.

«В гостях  у медведя».

Игровое  занятие с детьми

 «У медведя во бору».

Мастер – класс для родителей «Корригирующая дорожка своими руками».

1

0,5

1,5

14.

«Подарок для любимой мамы сделают ребята сами».

Игровое  занятие с детьми.

Индивидуальная работа с родителями.

1

1

15.

«Просыпайся мишка!».

Игровое  занятие с детьми.

Мастер – класс для родителей «Правильные советы при работе с карандашом».

2

1

1

16.

 «В гости к котику пойдем и подарки принесём».

Игровое занятие с детьми.

Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности качеством вариативной услуги. (Приложение 7).

Подведение итогов совместной работы; выработка рекомендаций родителям.

2

1

1

     

       

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  • Гуманизма (позволяет не только установить наличный уровень развития ребёнка, но и выявить его потенциал, осуществляя бережный и заботливый подход);
  • Научности (предполагает опору на современные достижения психолого – педагогических наук);
  • Учёта возрастных особенностей детей раннего возраста;
  • Учёта зоны ближайшего развития ребёнка (опору на актуальный уровень развития ребёнка);
  • Индивидуально – дифференцированного и личностного подхода (означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребёнка своеобразно и неповторимо);
  • Системности (состоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребёнка);
  • Последовательности изложения материала (предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между собой);
  • Интегративности (соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого занятия в отдельности);
  • Вариативности (предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания, что позволяет привлечь различные анализаторные системы ребёнка и, соответственно, получить максимальный результат).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      Основные направления работы:

  • Физическое развитие путём выполнения физических упражнений и подвижных игр;
  • Познавательно – речевое развитие посредством развивающих игр и  упражнений;
  • Художественно – эстетическое развитие через выполнение продуктивных видов деятельности, использование детской художественной литературы, иллюстраций и музыки;
  • Социально – коммуникативное развитие путём использования групповых форм работ, а также осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Для успешного проведения игровых занятий созданы следующие  условия:

  • Эмоционально – положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
  • Продолжительность одного игрового занятия 1 час, при условии активного чередования видов деятельности, периодичность – 1 раз в неделю;
  • Наличие отдельного помещения, предусматривающего наличие различных зон – игровую, спортивную, зону отдыха;
  • Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил;
  • Наличие развивающей предметно – пространственной среды;
  • Единство педагогических воздействий всех участников образовательного процесса.

        

  Курс состоит из 32 игровых занятия с детьми, проводимые один раз в неделю, и предусматривает взаимодействие педагога – психолога и по необходимости старшего воспитателя, воспитателя, медицинской сестры, законных представителей ребёнка как единой группы.

  Критерием оценки эффективности игровых занятий является эмоционально – положительное состояние ребёнка. Критерием оценки также являются творческие работы детей (совместно с родителями) и отзывы родителей о работе ЦИПР.

ИНОРМАЦИОНН-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Технологии, направленные на сбережение, охрану и укрепление здоровья воспитанников:
  • Технология личностно-ориентированного  взаимодействия (Автор - Л. М. Шипицына) - раскрытие индивидуальных способностей каждого воспитанника,   максимальное выявление и  использование индивидуального опыта ребенка.
  • Психогимнастика (А.М.Сивцева, М.С. Чистякова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.М. Погосова);
  • Игротерапии  (Т.М. Грабенко «Песочная игротерапия», С. И. Заморев «Игровая терапия») цветотерапии и сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева "Метод комплексной сказкотерапии», Н.М. Погосова «Цветовой игротренинг»).
  1. Учебно-методические пособия по развитию ребенка раннего возраста:
  • М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Комплексные занятия с детьми раннего возраста (2-3 года).  - СПб.: «Паритет», 2005.
  • Г. И. Винникова. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. Москва. – «ТЦ СФЕРА», 2009.
  • Г. И. Винникова. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность.  – Москва «ТЦ СФЕРА», 2011.
  • В. Дмитриева Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи. – СПб.: КОРОНА принт, 2001.  – (От 2 лет и старше).
  • Ю.В Кириллова. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  • И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва «Карапуз-Дидактика», 2008.
  • М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет – Москва «ТЦ Сфера», 2006.
  • Е.И. Можгова.  Комплексны развивающие занятия с детьми от 1,5 до 3 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  • Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
  • А.В. Стефанко. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  • А.В. Стефанко. Методические рекомендации для организации работы воспитателя в группе раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»  Детство, 2018.

ГАРАНТИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ УЧАСТНИКОВ

             

             Администрация образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №54 «Радуга» обязуется:

  • оказывать содействие в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав педагогу-психолог;
  • создавать условия для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставить соответствующую материально-техническую и методическую базу (картотеку необходимых игр и упражнений, способствующих        облегчению процесса адаптации, интеллектуальные игры, подвижные игры), соответствующие санитарно-гигиеническим правилам и нормам;

Педагог неукоснительно соблюдает следующие  принципы:

  • конфиденциальности;
  • нейтральности и открытости;
  • персонифицированности;
  •  добровольности.

СФЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Ответственность.

Администрация: соблюдение нормативно-правовых аспектов функционирования вариативной формы.

Педагоги, осуществляющие непосредственно-образовательную деятельность с детьми, несут полную ответственность:

-  за жизнь и здоровье детей во время пребывания  ребенка  в Учреждении;

- выполнение внутренних локальных актов Учреждения;

- качество проведения игровых занятий;

- заполнение необходимой отчетной документации после проведения занятий.

- формирование благоприятного психологического климата для детей и родителей (законных представителей).

Родители (законные представители): соблюдение графика занятий.

Основные права.

Администрация Учреждения: получать достоверную информацию о деятельности центра игровой поддержки ребёнка. Обеспечить информирование родительской общественности о деятельности вариативной формы посредством размещения информации на официальном сайте учреждения.

Педагог-психолог: реализовать психологически безопасные способы взаимодействия с детьми.

Родители (законные представители): получать квалифицированное психолого - педагогическое консультирование, связанное с компетенцией специалиста, реализующего данную программу.

Обязанности.        

Администрация Учреждения: организовать необходимые условия для проведения вариативной услуги и обеспечить контроль качества предоставления вариативной услуги.

Педагог: оперативно информировать родителей (законных  представителей)  об изменениях психического/психологического и физического состояния детей. Формировать психологически комфортный климат в процессе развивающих занятий.

Родители (законные представители):  информировать педагога – психолога (специалиста реализовывающего программу) об изменениях психического/психологического и физического  состояния детей участвующих в реализации данной программы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

       Игровые занятия проводятся в кабинете психолога, музыкальном зале, сенсорной комнате, игровой комнате раннего возраста.

     Материалы и оборудование: мягкие игрушки - большие и маленькие, спортивный инвентарь, кукольный и настольный театры, дидактические и развивающие игрушки и предметы, техническое оборудование (музыкальный центр, аудиозаписи и СD – диски). Демонстрационный материал яркий, достаточно большой по размеру, без лишних деталей.

     Развивающие игрушки: кубики,  втулки,  стучалки, пирамидки, каталки, матрешки, куклы, машинки, наборы лего – конструктора и т.д.    

    Для занятий творческими видами деятельности: бумага для рисования формата А4, цветной картон, пластилин и солёное тесто, салфетки, гуашь, кисти, карандаши, восковые цветные мелки и т.д.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

      Срок реализации рабочей программы – с октября по май (32 недели). Учитывая возраст детей количество и длительность проведения игровых занятий может варьироваться в зависимости от психо – эмоционального состояния ребёнка, а также запросов родителей. Состав воспитанников Центра игровой поддержки «Разумейка» может быть постоянным в течение года, а может меняться в зависимости от востребованности данной услуги у родителей.  В таком случае последовательность проведения игровых занятий определяется педагогом, реализующим данную услугу и родителем (законным представителем) ребёнка.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Организационный этап:
  • разработка мероприятий содержания программы;
  • Знакомство с ребенком, установка доверительных отношений;
  • Проведение входящей диагностики с целью выявления проблем развития (в качестве входящей диагностики для исследования эффективности проведенных занятий используется лист адаптации ребенка, анкеты родителей,  наблюдения психолога, родителей, воспитателей);
  • Информирование родителей (законных представителей) о необходимости участия детей в реализации программы;
  1. Практический этап:
  • проведение развивающих занятий с детьми;
  • Проведение обучающих мероприятий для родителей.
  1. Аналитический этап:
  • проведение сравнительного анализа качественных и количественных изменений;
  • Информирование родителей (законных представителей) о достигнутых результатах;
  • Выработка плана дальнейшей работы с ребенком;
  • Анализ эффективности деятельности по оказанию вариативной услуги.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В работе с родителями:

  • Сформировано адекватное представление о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка;
  • Сформировано умение по организации игровой среды и игрового взаимодействия с ребенком;
  • Повышение психолого - педагогической знаний родителей.

В работе с ребенком раннего возраста:

  • Созданы благоприятные условия для успешной адаптации ребёнка к условия ДОУ;
  • Снижена импульсивность, излишняя тревога;
  • Обеспечены условия эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе.
  • Снято эмоциональное и мышечное напряжения;
  • Развиты коммуникативные навыки.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ

ПЛАН

осуществления контроля качества оказания вариативной услуги

Предмет контроля

Срок

Проверяющий

Наличие пакета нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность центра игровой поддержки ребёнка.

Сентябрь

Заведующий

Соблюдение режима занятий.

Ведение документации.

Ежемесячно

Старший воспитатель

Контроль за организацией, количеством и качеством предоставления вариативной услуги.

Ежеквартально

Старший воспитатель

Изучение уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставления вариативной услуги.

По окончании курса

Старший воспитатель

КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация о востребованности вариативной услуги:

2018 – 2019 учебный год

2019 – 2020 учебный год

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1 семья

4 семьи

2 семьи

5 семей

Информация о процессе адаптации детей раннего возраста  к условиям в ДОУ за 2019 – 2020 учебный год:

Степень адаптации детей

Дети раннего возраста не посещающие центр игровой поддержки

(43 ребёнка)

Дети раннего возраста,  после  посещения   центра игровой поддержки

 (5 детей)

Легкая степень

12 детей (28%)

5 детей (100%)

Средняя степень

31 ребёнок (72%)

0

Тяжелая степень

0

0

        

Анализ анкетирования родителей.

Всего в анкетировании за 2018 – 2020 год приняло участие 9 родителей, дети, которых посещали вариативную услугу. Анкетирование проводилось на начало посещения услуги и по завершению курса.

Вопросы

Первичное анкетирование

Итоговое анкетирование

Воспитание детей в семье выстраиваете опираясь на:

Жизненные опыт – 100% (9 родителей)

Интернет – ресурс -100% (9 родителей)

Консультации со специалистами – 22% (2 родителей)

Жизненные опыт - 100% (9 родителей)

Интернет – ресурс - 22% (2 родителей)

Консультации со специалистами – 100% (9 родителей)

Знаете ли Вы особенности развития детей раннего возраста

Да – 33% (3 родителей)

Нет – 67% (6 родителей)

Да – 100% (9 родителей)

Нет - 0

Часто ли Вы играете с ребёнком дома?

Да – 100% (9 родителей)

Нет - 0

Да – 100% (9 родителей)

Нет - 0

Владеете ли Вы навыками организации развивающих игр с детьми

Да – 33% (3 родителей)

Нет - 67% (6 родителей)

Да – 100% (9 родителей)

Нет - 0

Знаете ли вы как укреплять здоровье ребенка дома?

Да – 33% (3 родителей)

Нет – 67% (6 родителей)        

Да – 100% (9 родителей)

Нет - 0

                           

Приложение 1.

Анкета для родителей 

 «Давайте познакомимся»

Дата  «_______»___________

Мы рады видеть Вас и Вашего малыша в стенах нашего учреждения. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Ваши ответы помогут нам лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

1.Фамилия и имя ребенка: ___________________________________________________

Дата рождения _______________________

Домашний адрес  ______________________

Состав семьи ___ Какой ребенок по счету в семье? ___

2.Мама: Ф.И.О., год рождения ________________________________________________

Номер телефона _______________________________________________________

Образование, специальность _________________________________________________

Место работы, должность ____________________________________________________

3.Папа: Ф.И.О., год рождения________________________________________________

Номер телефона ___________________________________________________________

Образование, специальность _________________________________________________

Место работы, должность____________________________________________________

4.Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними) ______________

__________________________________________________________________________

5.Как вы называете своего ребенка дома (включая ласкательные имена, его любимое имя) ________________________________________________________________________

6.К кому из членов семьи ребенок больше привязан ?_______________________________

Часто ли ребенок болеет (причина, какие заболевания )?___________________________

7.Основные виды игр и занятий дома ___________________________________________

8.Часто ли плачет ребенок?__________

9.Как долго ребенок остается расстроенным?_______________

10.Чего боится ребенок?_________________________________

11.Бывает ли ребенок сердитым, агрессивным?____________________________

12.Быстро ли устает ребенок?___________________________________________

13.Как ребенок относится к незнакомым взрослым?_________________________

14.Легко ли рассмешить ребенка? ________________________________________

15.Какие игрушки любит, кто их убирает? ____________________________________________

16.Любимая пища ______________________________________________________________

17.Нелюбимая пища ____________________________________________________________

18.Есть ли у ребёнка аллергия (на что)____________________________________________

19.Как ребенок просыпается утром(нужное подчеркнуть)

а) активен, в хорошем настроении б) с капризами

20.На какие особенности вашего ребенка вы бы хотели обратить внимание воспитателя (нужно подчеркнуть):

Застенчивость Возбудимость Агрессивность

Желание быть Лидером

Плохой контакт с детьми, взрослыми

Различные страхи

Другие особенности (написать) _______________________________________________

21.Какие качества Вашего ребенка вы особенно цените? (Доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание, настойчивость и т. д.)______________________

__________________________________________________________________________

22.Любимые занятия, интересы:

а) лепка, рисование, конструирование б) подвижные игры, физическая активность

в) книги, познавательные игры г) другое __________________________________________

23.Какие меры поощрения вы применяете _________________________________________

24.Выполнение каких режимных моментов, вызывает затруднения дома:

а) подъем б) умывание в) кормление г) укладывание спать д) другое:______________________________________________________________________

25.Что умеет ваш ребенок делать самостоятельно:___________________________________

26.Какой аппетит у вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) хороший б) ест все в) ест плохо и мало г) в зависимости от того, что в тарелке

27.Как засыпает ребенок дома? (нужное подчеркнуть)

а) быстро б) медленно в) сам г) с ним рядом сидит взрослый д) иногда мочится во сне

е) раздевается перед сном сам ж) одевается после сна сам

28.Какие  трудности вы испытываете  при взаимодействии с ребенком? _________________________________________________________________________

29.Какую помощь ожидаете получить от специалистов ЦИПР «Разумейка»?

_________________________________________________________________________

30.Консультацию по каким темам, проблемам  Вы хотели бы получить?

________________________________________________________________________

29.Ваши пожелания (ожидания) _____________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение 2.

Практические советы родителям по обеспечению благоприятной адаптации ребёнка к условиям в ДОУ

Закаляйте ребёнка !

Это необходимо, чтобы во время адаптации  иммунитет малыша был таким, чтобы он без потерь для здоровья приспособился к новой среде. Способы закаливания обсудите с педиатром.

Соблюдайте режим дня!

 Заранее узнайте режим работы ДОУ и за 1-2 мес. постарайтесь, чтобы ваш ребёнок привык к нему. Приблизите рацион питания ребёнка к рациону ДОУ. Не следует кормить его только протёртой пищей. Приучайте малыша есть самостоятельно, пить из чашки.

   Учите ребёнка общению с другими детьми и со взрослыми! 

Познакомьте ребёнка с другими детьми на площадке, в песочнице. Предлагайте ему поиграть вместе с ними, приучайте просить, а не отнимать игрушки, меняться ими. Дома спрашивайте малыша, как                                                                                                                      он играл с детьми, как их зовут. Старайтесь, чтобы ребёнок имел возможность общаться со. взрослыми, умел обращаться к ним с просьбой. Учите его здороваться и прощаться, выражать                                                                                                              благодарность («спасибо», «пожалуйста»).

 Создайте в семье доброжелательную обстановку!                                            

 Уделяйте как можно больше внимания ребёнку, будьте с ним особенно ласковыми и заботливыми!                                     

 .Создавайте  положительный образ детского сада!

 Познакомьте малыша со зданием, с его территорией. Покатайте его на качелях, поиграйте на площадке. Заранее  готовьте ребёнка к временной разлуке.

   Планируйте своё время заранее!

  На начальном этапе не следует малыша оставлять на целый день, лучше всего на 2-3 часа, а по необходимости какое-то время побыть с ним вместе в саду.

                                                                                         

           

                                 

Приложение 3.

Тренинг по игровому взаимодействию родителей с малышом

«Играем вместе»

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – очень тесно связана с процессом формирования речи.Исследования и наблюдения учёных показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи. Дети первых лет жизни, которым удается повторить изолированные движения пальцами (показать один пальчик, два пальчика, три пальчика), хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются, и разгибаются все вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.Начинать активную тренировку пальцев рук ребёнка можно уже с 10 месячного возраста. При этом желательно чтобы были вовлечены в движения все пальцы. Самыми элементарными приемами развития мелкой моторики могут быть такие, как катание шариков из пластилина; разрывание бумаги на мелкие кусочки; перебирание крупных деревянных бус, нанизанных на резинку; складывание пирамидок, собирание матрёшек.

«Пальчик – мальчик».

1.        Пальчик – мальчик, где ты был?

2.        С этим братцем в лес ходил,

3.        С этим братцем щи варил,

4.        С этим братцем кашу ел,

5.        С этим братцем песни пел.

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая  действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой,  руки. Действия  сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный,  средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Как у нашего кота…»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие  движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

                                                                                         

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы,  сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Бумажный мячик»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный  мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

Кистью руки отталкивать мячик

Перекатывать мячик по столу.

«Водичка, водичка…»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик ,хлопают в ладоши, топают ножками, закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

Приложение 4.

Мастер – класс для родителей по теме

«Артикуляционная гимнастика»

От чёткой и внятной дикции зависят полноценное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дельнейшем при обучении в школе отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребёнка. Дети, страдают различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Ход работы

Педагог. Уважаемые родители, я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе!

С младенчества ваш малыш выполняет очень большую работу – это разнообразнейшие артикуляционно – мимические движения языка, губ, челюсти. И все они сопровождаются его лепетом и бормотанием. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как можно весело, интересно, непринужденно, а главное, полезно провести с ребёнком артикуляционную гимнастику.

Дорогие родители, помните, что речевая гимнастика не должны ребёнку надоедать и он не должен от нее уставать. Нельзя говорить ребёнку: «Быстро иди делай задание, а то не получишь сладкого» , «Иди сюда, мы будем заниматься». Любое занятие с ребенком нужно начинать примерно такими словами: «Давай поиграем…», «Я знаю сказочку про веселый язычок, смотри, что он умеет…», «Давай посмотрим, как умеет играть наш язычок». И у вас обязательно все получится»!.

Сейчас, я представлю вам «Сказку про то, как Язычок в зоопарк ходил».

Язык в ротике живёт,

Никогда не устаёт.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом шутя!

В зоопарк пойдём сейчас,

Покажем всех, кто встретит нас.

Язычок утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо – влево, вправо – влево

Чистим зубки мы умело.

Педагог показывает одни раз самостоятельно, затем повторяет эти стихи и просит родителей и малышей повторять за ним.

И отправился Язычок в зоопарк. А за воротами зоопарка – пруд, и оттуда слышится: «Ква-а-а-а-, ква – а-а-а-а». Это были….правильно, лягушки.

Улыбнулась нам подружка –

Большеглазая лягушка.

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И несколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это с длинным носом? Да это же слон!

Идет на встречу добрый слон,

Длинный хобот тянет он.

Я водичку набираю (Вдох)

И ребяток поливаю (выдох)

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Тут Язычок увидел лодочку. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом

По реке плывет. На прогулку лодочка

Язычок зовет.

Покатился Язычок на лодочке и увидел на берегу качели.

На качелях оказался,

Вверх взлетел

И вниз спускался.

Весело качаться на качелях!

Спасибо за внимание! Желаю вам успехов!

Приложение 5.

Мастер – класс для родителей по теме

«Лепка из пластилиновых масс»

Педагог. Лепка – очень важный процесс в жизни ребёнка. Посредством лепки развивается не только творчество, но и мелкая моторика, а через пальчики развивается речь наших детей.

Из чего же можно лепить? Самое первое, что приходит в голову, - лепка из пластилина. Действительно, это очень распространенный материал, его можно встретить в любом канцелярском магазине. Но сейчас цены на это товар составляют от 50 до 4000 рублей. Не так уж и дешево. Предлагаю вариант доступного, недорогого и, самое главное, безопасного материала для лепки – соленое тесто.

Плюсы этого материала:

- он безопасен и не токсичен (в случае, если ребёнок захочет его попробовать на вкус);

- изготавливается из подручных материалов, которые есть в каждом доме;

- дети больше ценят то, что сделано своими руками.

Особенности работы:

- чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным;

- если нет под рукой красителей, их легко можно заменить на аналогами. Например, зеленый цвет можно получить, добавив в тесто несколько капель зеленки, коричневый – какао, красный – вишневый сок, фиолетовый = сок черной смородины;

- соединять детали удобно с помощью воды и кисточки;

- высушивать поделку можно разными способами: на открытом воздухе, в духовом шкафу, но нельзя использовать микроволновую печь;

- раскрасить фигурки  можно акварелью или гуашью (добавив немного клея ПВА);

- для яркости и более длительной стойкости изделия можно его покрыть лаком.

Далее раздать родителям иллюстрации с образцами. Затем предложить приготовить массу для лепки.

Масса для лепки № 1.

- 1 стакан муки;

- ½ стакана холодной воды;

- ½ стакана мелкой соли;

- пищевой краситель;

- глицерин.

Приложение 6.

Тренинг для родителей

«Игра – связующая нить»

Цель: показать родителям  значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Для творческой работы родителей заготовлены листы белой бумаги формата А3, ножницы, фломастеры, клей, цветная бумага, старые детские журналы (для аппликации и коллажей). Подобрана спокойная, тихая музыка, которая используется и как общий фон, и как сопровождение психо - гимнастического упражнения.

Педагог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы её любите, стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем педагог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали, о своей любимой игрушке. Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает сам педагог «Когда я была маленькая, больше всего любила резинового клоуна. Он был очень старым, местами на нем стерлась краска. У него был большой колпак, пышный комбинезон с большими пуговицами. Клоун улыбался. И мне это нравилось. Я очень его любила, даже кормила манной кашей».

Далее все участники тренинга с удовольствием рассказывают о своих игрушках. Взрослые понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему, предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».

Далее педагог рассказывает о видах игр, их значении развитии ребенка, о том, какие игры и игрушки нужны их детям.

На её основании участники тренинга дискутируют на тему «Игровые уголки для детей дома. Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать».

В процессе дискуссии родители обсуждают вопрос о количестве игрушек, об их видах. Делятся информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова процедура уборки игрушек после игры. Родители обмениваются информацией о магазинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные игрушки, сертификатом.

Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка»:

Педагог отмечает: «Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома».

Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку с любимыми игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют между собой (поезд) и располагают в игровом уголке группы. Это будет напоминать детям о доме.

Родители обычно испытывают затруднения, долго обдумывают сюжет рисунка, говорят о своем неумении рисовать. В этом случае можно предложить им сделать аппликации, вырезав картинки из детских книг и журналов. В итоге получаются замечательные работы. Родители предлагают показать их детям. Психолог отмечает, что инициатива родителей очень интересна: «Мы обязательно покажем творческие работы детям и предложим им угадать: где, чья мама или папа потрудились. Но вначале поиграем».

Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок»:

Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Это задание родители выполняют с явным волнением. Многие долго думают, прежде чем сделать выбор. Далее мы показываем родителям фотографии, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребенка. Большинство участников тренинга не ошиблись: их выбор, и выбор их детей совпали. Родители испытывают гордость от того, что смогли посмотреть на этот мир глазами своих детей. Затем психолог предлагает пригласить детей. Родители идут в группу и возвращаются каждый со своим ребенком.

Игра «Как живете?» для всех участников тренинга с детьми:

Все становятся в круг. Педагог задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.

- Как живете?

- Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук).

- Как идете?

- Вот так (маршируют).

- Как бежите?

- Вот так! (Бег на месте).

- Как ночью спите?

- Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову).

- Как берете?

- Вот так! (Прижимают ладонь к груди).

- А даете?

- Вот так! (Выставляют ладонь вперед).

- Как молчите?

- Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним).

- Как грозите?

- Вот так! (Пальцами грозят друг другу).

Имитационная игра «Прибежали козочки»:

Педагог обращает внимание родителей на то, что эту игру дети очень любят, играют в нее и в группе, и на улице. Хотят играть «в козочек» и дома с родителями. Игра проводится два раза.

Прибежали, прибежали козочки, козочки. (Имитируют бег).

Собирали, собирали розочки, розочки. (Собирают цветочки).

Прискакали, прискакали белочки, белочки. (Складывают лапки, как белочки).

Ну-ка, дружно, ну-ка вместе! (Качают головой из стороны в сторону).

Мальчики! (Произносят низким голосом).

Девочки! (Произносят высоким голосом).

Советы взрослым:

- Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

- Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

- Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

- Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Какие игрушки нужны вашим детям?

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

Виды игрушек:

Сюжетные (образные)- куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

- Технические – транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.

- Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность).

- Маскарадно-елочные (связаны с празднованием Нового года).

- Спортивно-моторные - способствую повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

- Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображении (куклы бибабо).

- Музыкальные погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.д.

- Дидактические - с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д. (разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др).

- Строительные (состоят из геометрических тел).

Игра научит нас:

Говорить с ребенком на его языке.

- Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм).

- Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.

- Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.

- Любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

- Смотреть на себя со стороны, глазами других людей.

- Предвидеть стратегию ролевого поведения.

- Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.

- Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

- Доверять друг другу.

        Приложение 7.

Итоговая анкета -опросник для родителей, посещающих

центр игровой поддержки ребёнка «Разумейка»

1. И. ребенка

2. Возраст

3.Как долго ребенок посещает ЦИПР «Разумейка»

4.Ваша цель посещения ЦИПР «Разумейка»

5. Изменились  ли Ваши взгляды и приоритеты в  вопросах  воспитания  и развития ребёнка  за время посещения Вами вариативной услуги?

6.Изменились ли Ваши отношения с ребенком? Если да, то как?

7.Какие виды деятельности ребёнка Вам кажутся наиболее значимыми?

8.Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка?

9.Что для вас в работе группы было наиболее ценным и интересным?

Ваши пожелания  специалистам   центра игровой поддержки ребёнка «Разумейка».

Мы благодарим Вас за сотрудничество.

Надеемся, что наша работа была плодотворной.

Ваши пожелания и отзывы очень ценны для нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная форма дошкольного образования: Центр игровой поддержки ребенка

Направлена на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет, на основе современных методов организации игровой деятельности....

Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, не посещающего ДОУ, как вариативная форма дошкольного образования

Центр игровой поддержки ребенка – перспективный путь развития системы дошкольного образования применительно к раннему детству. Обеспечение комфортной адаптации ребёнка раннего возраста, а также ...

Аналитическая справка об участии в реализации вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, консультационные центры для родителей )

Аналитическая справка об участии в реализации вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, консультационные центры для родителей ) для аттестации на категорию...

Опыт работы консультационного центра в Тацинском д/с «Колокольчик», как одна из вариативных форм дошкольного образования

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,  направлены на его качественные улучшения. Расширяется спектр предоставляемых услуг, что позволяет реализовать идею &laq...

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Игровой сеанс "В гостях у зимнего леса" с родителями (законными представителями) и детьми, посещающими Консультационный центр "Центр игровой поддержки"

Посещение Консультационного центра даст возможность детям привыкнуть к режиму и к условиям пребывания в ДОУ, общаться со сверстниками, взрослыми, знакомиться с определенными правилами поведения и учит...