Мастер-класс "Активные методы организации работы с дошкольниками"
консультация

Воронкова Наталья Владимировна

Цель: познакомить с активными методами организации работы с детьми дошкольного возраста; развивать умение работать сообща.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Активные методы организации работы

с детьми дошкольного возраста»

Цель: познакомить с активными методами организации работы с детьми дошкольного возраста; развивать умение работать сообща. 

Актуальность.

Помните, как в детские годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или в школе на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. 

Все знаем классический пример Тома Сойера, превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, качество работы?!

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо объединить ее и образовательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на эффективное освоение детьми образовательной программы.
Позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей.

Теоретическая часть.

Выбор методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Активные методы  работы с дошкольниками обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения знаний, которые стимулируют познавательную деятельность детей. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Суть активных методов обучения – решая проблемную задачу, дети самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Основоположники использования активных методов Л. С. Выготский, А. А. Вербитский, В. В. Давыдов.

В основу активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.

Таким образом, активные методы обучения реализуются в деятельности.

В естественной игровой среде, в которой нет принуждения, есть возможность для каждого ребенка:

  • найти свое место,
  • проявить инициативу и самостоятельность,
  • свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

От лозунга «Сиди и слушай» к лозунгу: «Думай и делай!»

У активных методов  имеются свои отличительные особенности:

-групповая форма организации работы участников образовательного процесса;

-использование деятельностного подхода;

-практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;

-игровой и творческий характер обучения;

-интерактивность образовательного процесса;

-использование знаний и опыта детей;

-активизация в процессе обучения всех органов чувств;

- развитие партнерских отношений;

- обеспечение стабильно высоких результатов обучения и воспитания при минимальных усилиях детей.

С помощью активных методов можно:

  • развить способность работать в команде,
  • осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность,
  • обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому,
  • принимать ответственность за себя и команду.

Таким образом, использование активных методов в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует:

  • успешному освоению образовательной программы,
  • созданию в образовательной деятельности с дошкольниками благоприятной атмосферы для работы,
  • развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности.

Активным метод делает тот, кто его применяет.

Практическая часть мастер – класса.

К активным методам обучения относятся:

- проблемные ситуации,

- групповая и парная работа,

- деловые игры,

- драматизация, театрализация,

- творческая игра «Диалог»,

- «Мозговой штурм»,

- методы удивления, любования, уверенности, успеха,

- метод эвристических вопросов,

- игровое проектирование,

- метод подведения итогов,

- метод релаксации и активации.

Моделирование - метод, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий:

  • исследование объектов познания на их заместителях - моделях;
  • построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем.

Под моделью при этом понимается обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Выделяют три вида моделей:

- предметная модель - воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов (глобус, модели построек),

- предметно-схематическая модель – существенные признаки, связи, отношения представлены в виде предметов-макетов (алгоритмы),

- графическая модель – передают условно признаки, связи, отношения явлений (календарь природы).

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов

Исследовательский метод направлен на освоение детьми всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Путь к знанию через творческий исследовательский поиск.

Его основные составляющие:

-выявление проблем

- выработка и постановка гипотез

- наблюдения, опыты, эксперименты

-суждения, умозаключения, выводы.

Проблема – гипотеза – исследование – решение.

Эвристический метод направлен на решение творческой задачи.

Задания могут быть самыми разнообразными, например:

«внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;

- придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);

- придумывание загадок, небылиц;

- продолжение предложений;

- придумывание новых слов, фигур, цифр, животных, планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.

Задания могут быть различными:

  • придумывание нового, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект;
  • рассматривание предмета с необычной стороны;
  • составление рассказа, придумывание сказки о рассматриваемом объекте;
  • на занятиях с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация) - использование творческих заданий.

Главное, в использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.

Задание - переместить в сказку современные предметы (телефон, экскаватор).

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель  путем постановки перед  детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил.

Задание  - провести эвристическую беседу по названию грибов.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Четыре шага:
1.Постановка задачи.
2. Выдвижение идей (генераторы).
3. Обсуждение идей (аналитики).
4. Принятие решения (эксперты).

Задание - «Как спасти героя сказки?»

Метод любования - метод эмоциональной направленности.

Под музыку П. И. Чайковского прочитать стихотворение «Зимняя дорога» А. С. Пушкина, затем любоваться с детьми зимними пейзажами, восхищаться красотой русской природы.

Задание – «Вызвать у детей желание любоваться хризантемами».

Методы подведения итогов «Светофор»

Заключительная часть.

Вот и подошла к концу наша встреча. Уважаемые коллеги, я благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об активных методах организации работы с детьми и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Спасибо всем за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект, как метод организации работы городской школы современного педагога,инструкторов по физической культуре

В  материале представлен опыт работы городской школы инструкторов по физической культуре города Братска, в рамках общегородского  проекта. При реализации которого апробировали организац...

Формы и методы организации ручного труда дошкольников

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом: какую поделку из природных материалов сделать для десткого сада? Из данной статьи вы узнаете, как...

Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников.

Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников....

Сообщение из опыта работы "«Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по здоровьесбережению»

Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный  способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов....

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...

«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»

Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Сюжетно-ролевая игра успешно развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение ...