Тема: "Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями"
материал

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению различных расстройств развития во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе дефектолога и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vzaimodeystviya_uchitelya.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для специалистов и воспитателей

Тема: «Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в группе компенсирующей направленности».

Подготовила: учитель-дефектолог

Федюкина Е.В

         Организация группы компенсирующей направленности в ДОУ является одной из форм инклюзии.

Цель работы такой группы в заключается в осуществлении квалифицированной коррекции нарушений , недостатков в физическом и психическом развитии и - дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья на основе адаптированной основной образовательной программы .

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению различных расстройств развития во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе дефектолога и воспитателя.

В нашем детском саду включены в образовательный процесс дети с ОВЗ различных категорий (ОНР, ЗПР. РАС, СДВГ и др.). У таких детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость различных речевых нарушений. Отклонения в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы . Особенности речевого развития детей обусловлены своеобразием их познавательной деятельности. У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи. Вместе с тем для этой категории детей характерны типичные, отличающие их от нормы, тенденции развития: сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. В зависимости от этого по разному определяются проблемы обучения и, следовательно, требуются разные меры дифференцированной помощи

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя - дефектолога и воспитателя.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению нарушений развития, коррекционные задачи, стоящие перед

воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

  • развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;
  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
  • совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;
  • автоматизация произношения звуков;
  • уточнение, закрепление и автоматизация отработанного лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
  • закрепление сформированных грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической речи;
  • закрепление умений звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • подготовка детей к письму, формирование графических умений;
  • устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
  • закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков;

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в группе.

Система взаимодействия дефектолога и воспитателей в нашей организации выглядит следующим образом:

Диагностическое обследование:

  • индивидуальное обследование познавательного и речевого развития осуществляет   дефектолог
  • изучение детей в режимных моментах, на прогулке, во время свободной деятельности
  • совместное обсуждение и анализ результатов, составление индивидуального плана работы с конкретным воспитанником.

2. Изучение содержания программы и составление индивидуальной программу развития по всем видам деятельности детей .

     Учитель-дефектолог владеет содержанием не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

  • учитель-дефектолог проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия

- воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий (тетрадь взаимодействия).

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3.Организация условий пребывания детей, образовательного пространства, расписания и режима дня.

        • обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта

• наличие упорядоченной пространственно-временной структуры образовательной среды

       «разработка индивидуального маршрута и    индивидуально-ориентированной программы развития

• конкретная коррекционная цель с учетом специфики  

    освоения навыков и усвоения информации

•дозирование нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка

• индивидуализация оценки достижении

4. Совместное взаимодействие с родителями.

     Основная задача педагогов при организации работы с родителями - помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно- образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.

Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе учителя -дефектолога на конкурс "Воспитатель года"

Эссе                                                        ...

Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда,учителя – дефектолога и воспитателя

Объяснить молодым специалистам важность совместной работы воспитателя и логопеда в развитии и коррекции  речи детей посещающих коррекционные группы....

Статья на тему "Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду"

Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учи...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Схема взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя в группах с детьми с ЗПР

Схема взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя в группах с детьми с ЗПР...