Главные вкладки

    КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА «БЛАГОПОЛУЧНИЦА»
    материал (старшая группа)

    Краснова Татьяна Михайловна

    Данный мастер-класс,  по освоению технологиии  изготовления народной тряпичной  куклы-оберега «Благополучница», направлен на приобщение родителей и детей к истокам русской народной культуры через совместное творчество.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_kukly.docx23.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА «БЛАГОПОЛУЧНИЦА»

    Краснова Т.М.

    МБДОУ д/с №1 «Чебурашка», г. Усть-Илимск

    Цель: обучение родителей и детей изготовлению народной тряпичной  куклы-оберега «Благополучница».

    Задачи:

    -прививать любовь и интерес к русской народной культуре;

    -познакомить детей и родителей с разнообразием и назначением традиционной народной куклы;

    -познакомить с технологией изготовления куклы-оберега «Благополучница»

    -привлечь родителей в творческую продуктивную деятельность.

    Материал:  хлопок, синтепон или вата, лекарственные травы,  душистые травы, крупа гречка, монетки, кружево, декоративная тесьма, декоративные ленты, атласные ленты, швейные нитки, игла, ножницы.

    Ход мероприятия:

    - Добрый вечер, уважаемые родители. Очень приятно видеть Вас снова, и я благодарю Вас, за то, что вы нашли время посетить это мероприятие.

    Сегодня мы с вами окунемся в мир кукол, которыми играли наши прабабушки и прадедушки. 

     Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.  Есть такая русская народная поговорка.

    Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Кукла берёт на себя серьёзную психологическую роль, давая выход самым потаенным эмоциям ребёнка.

    Совершим небольшой экскурс в историю куклы. История куклы тесно переплетена с историей возникновения человечества.

    На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.

    В давние времена куклы нужны были и взрослым, и детям. Кукла  была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. Куклы были разные и на изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

    По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.

    У славян самой распространенной игрушкой являлась кукла тряпичная.

    Тряпичных кукол было множество.

    По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.

    Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

    Обрядовые куклы, предназначались для проведения различных обрядов. Самым ярким примером обрядовой куклы, является чучело на Масленицу. Такие куклы мастерили к определенным событиям, таким, как Иван Купала, свадьба, Масленица.

    Куклы-обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. 

    Сегодня я хочу подробнее остановиться на такой замечательной куколке-обереге под названием «Благополучница».  Благополучие ведь всем нужно, верно?

    Куколка эта интересна тем, что сочетает в себе свойства сразу нескольких оберегов. Бережет здоровье и наполнена целебными травами, как «Кубышка-травница» и умножает материальный достаток и содержит в своей юбочке крупу и монетку, как «Крупеничка»

    Но есть у Благополучницы и собственные, уникальные отличительные черты! В первую очередь это ее ручки, которые делаются узелком из полосы ткани — получается, будто ручки крепко сцеплены на животике — бережет, крепко держит и не выпустит благополучие из дома такая красавица!

    В юбочку куколки обязательно помещается монетка, да не любая — обязательно пятачок — 5 рублей или 5 копеек. Именно этот факт дает основания считать Благополучницу достаточно новой куколкой, пятаки на Руси лишь в начале XVIII века появились.

    Делается куколка сразу, то есть начать и оставить на завтра — нельзя. При изготовлении Благополучницы нельзя отвлекаться, разговаривать, надо читать заговоры или молчать.

    Для куколки нам понадобится:

    -квадрат светлой ткани для головы 10х10 см;

    -полоска такой же ткани для ручек 20х5 см;

    -квадрат цветной ткани для юбочки 15х15 см;

    -треугольничек ткани для платочка, около 23 см по длинной стороне;

    -ленточки, тесьма, кружево — для фартучка, повойника,  нитки белые и в тон юбочке, игла, ножницы;

    -наполнитель: синтепон или вата, душистые травы, гречка, монетка с цифрой 5.

    Последовательность изготовления.

    1.Скручиваем головку.

    2.Полосу ткани для ручек складываем вдоль к центру, потом так же вдоль пополам и завязываем посередине аккуратный узел.

    3.Помещаем узелок на голову куколки, приматываем ручки к шее.

    4.Теперь переходим к изготовлению юбочки. Квадрат три раза складываем на угол, обрезаем — получили круг. Кладем лицом вниз, на него — синтепон или вату, прошиваем по краю, стягиваем. Наполняем травами, крупой, не забываем вложить монетку.

    5.Вставляем голову с ручками, крепко затягиваем.

    6.Выворотным способом надеваем фартучек. Опускаем ручки на фартучек.

    7.Осталось повязать повойник и платочек.

    Улыбнитесь своей куколке.

    Место в доме Благополучница должна выбрать сама. Нужно стать с куколкой в руках по центру комнаты и довериться своим ощущениям, вот куда куколка поведет — туда её и поставить.

    Желаю благополучия вашему дому!

    Такие славянские куклы изготавливали не только замужние женщины, но и девушки. Для первых оберег служил своего рода опорой в нелегкой семейной жизни, а вторым помогал отыскать суженого.

    Делали обереги для себя, для близких. Очень часто их дарили на новоселье. Считалось, что они помогают быстрее освоиться на новом месте, превратить дом в уютное гнездышко.

    Кроме того, Благополучниц изготавливали для сыновей или мужей. Даже для младенцев. Мужчинам подобные обереги обычно дарили перед важным делом – поездкой, заключением важной сделки. А детей Благополучница защищала от сглаза-порчи.

    Я надеюсь, что мой мастер-класс, вас не оставил равнодушными и мы можем продолжить наше сотворчество в дальнейшем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

    Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

    Конспект мастер-класса с участием родителей «Новогодняя открытка»

    Знакомство родителей с нетрадиционной техникой  работы с пластилином. Обучение участников мастер-класса технике "пластилинография"....

    1.Мастер-класс совместной деятельности родителей и детей ""Изготовлению новогоднего календаря". 2. презентация "Новогодняя сказка"

    1.Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению новогоднего календаря, познакомить с технологией изготовления новогоднего календаря, создать предновогоднее настроен...

    Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

    Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционных техник рисования. ...

    Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР

    Данная формы работы с родителями связана с накопленным опытом и потребностями  родителей.  Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР ...

    Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

    Цель: Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.Задачи:1. Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческу...

    Мастер-класс "Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала"

    В этом мастер классе я рассказываю  и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него п...