ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Использование народных песен в современной образовательной организации при реализации художественно - эстетической образовательной области»
проект

Малышева Елена Анатольевна

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители, воспитатели.

Актуальность: Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребенка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям народного творчества, мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

Цель: Обогащение знаний детей и родителей народными песнями разных жанров при реализации художественно- эстетической деятельности. Привитие интереса, чувство уважения и любви к народной песне.

Задачи:

 Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с детскими народными песнями разных жанров при реализации художественно- эстетической деятельности (колыбельные, плясовые, хороводные, лирические, игровые, частушки);
  • Формировать исполнительские навыки детей;
  • Учить детей играть на шумовых инструментах.

Развивающие: 

  • Развивать музыкальные способности;
  • Развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми, обогащать словарный запас и духовный мир детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональное сопереживание в исполнении песен, игр возрождать интерес к русским народным играм с пением;
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русской народной музыкальной культуре, при реализации художественно- эстетическо деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Дошкольники познакомятся с народными песнями разных жанров.
  • У дошкольников будут развиваться творческие способности, исполнительские навыки.
  • Дети научатся играть на шумовых инструментах.
  • Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.
  • У дошкольников будет развиваться коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx87.07 КБ
Файл proekt.docx99.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Использование народных песен в современной образовательной организации при реализации художественно - эстетической образовательной области»

Слайд 2

Вид проекта: познавательно - творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели. Участники проекта: воспитатель, дети, родители, воспитатели .

Слайд 3

Актуальность: Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребенка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям народного творчества, мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

Слайд 4

Цель: Обогащение знаний детей и родителей народными песнями разных жанров при реализации художественно- эстетической деятельности. Привитие интереса, чувство уважения и любви к народной песне.

Слайд 5

Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с детскими народными песнями разных жанров при реализации художественно- эстетической деятельности (колыбельные, плясовые, хороводные, лирические, игровые, частушки ); Формировать исполнительские навыки детей; Учить детей играть на шумовых инструментах.

Слайд 6

Развивающие: Развивать музыкальные способности; Развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми, обогащать словарный запас и духовный мир детей.

Слайд 7

Воспитательные: Воспитывать эмоциональное сопереживание в исполнении песен, игр возрождать интерес к русским народным играм с пением. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русской народной музыкальной культуре, при реализации художественно- эстетическо деятельности.

Слайд 8

Ожидаемый результат: Дошкольники познакомятся с народными песнями разных жанров. У дошкольников будут развиваться творческие способности, исполнительские навыки. Дети научатся играть на шумовых инструментах. Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи. У дошкольников будет развиваться коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Слайд 9

План работы: Этапы Мероприятия Срок реализации Подготовительный определение цели и задачи проекта, составление плана реализации проекта; подбор литературного материала (стихотворений, пословиц, поговорок) для заучивания; работа с методическим материалом, литературой по теме проекта; создание презентаций «Народные шумовые инструменты», «Русские народные песни»; сбор фотоматериала по проекту 1 1 ноября

Слайд 10

Этапы Мероприятия Срок реализации Основной НОД «Русские народные музыкальные и шумовые инструменты» Слушание русских народных песен: «Как пошли наши подружки», «Коровушка», «На зеленом лугу», «Колыбельная». Разучивание текстов и проведение коммуникативных игр: «Добрый день», «Передай спящий бубен» 1 2 ноября

Слайд 11

Этапы Мероприятия Срок реализации Основной Заучивание стихотворений о русских народных инструментах, русских пословиц о песне, отгадывание загадок. Разучивание текстов народных песен: «Во кузнице», «Коровушка» Игры: «Шла коза по лесу», «Ай, дили , дили », « Лиска - лиса» 1 3 ноября

Слайд 12

Этапы Мероприятия Срок реализации Основной НОД «Колыбельные песни» Подвижная игра: «Тень, тень, потетень » 1 4 ноября НОД «Веселые частушки» Слушание детских русских народных песен разного жанра: хороводная, лирическая, плясовая, частушки. Инсценирование народных песен 15 ноября

Слайд 13

Этапы Мероприятия Срок реализации Основной НОД «Ты откуда русская появилась песня?» Просмотр русских народных плясок и хороводов в исполнении ансамбля народного танца «Березка» 1 8 ноября Рассказ детям: «Инструменты русского народного оркестра» Слушание музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов. 19 ноября

Слайд 14

Этапы Мероприятия Срок реализации Основной Игра на шумовых инструментах – композиций: «Смоленский гусачок » Применение полученных знаний на практике: качание люльки и колыбели с подпеванием колыбельной песни 20 ноября Подвижная игра на прогулке с использованием русской народной песни «Ручеек». 21 ноября Заключительный Проведение праздника «Русская песня!» Выпуск газеты «Песни русские играем, песни русские поем»; 22 ноября

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Использование народных песен в современной образовательной организации при реализации художественно - эстетической образовательной области»

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители, воспитатели.

Актуальность: Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребенка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям народного творчества, мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

Цель: Обогащение знаний детей и родителей народными песнями разных жанров при реализации художественно- эстетической деятельности. Привитие интереса, чувство уважения и любви к народной песне.

Задачи:

 Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с детскими народными песнями разных жанров при реализации художественно- эстетической деятельности (колыбельные, плясовые, хороводные, лирические, игровые, частушки);
  • Формировать исполнительские навыки детей;
  • Учить детей играть на шумовых инструментах.

Развивающие:        

  • Развивать музыкальные способности;
  • Развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми, обогащать словарный запас и духовный мир детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональное сопереживание в исполнении песен, игр возрождать интерес к русским народным играм с пением;
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русской народной музыкальной культуре, при реализации художественно- эстетическо деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Дошкольники познакомятся с народными песнями разных жанров.
  • У дошкольников будут развиваться творческие способности, исполнительские навыки.
  • Дети научатся играть на шумовых инструментах.
  • Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.
  • У дошкольников будет развиваться коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

План работы

Этапы

Мероприятия

Срок реализации

Подготовительный

  • определение цели и задачи проекта, составление плана реализации проекта;
  • подбор литературного материала (стихотворений, пословиц, поговорок) для заучивания;  
  • работа с методическим материалом, литературой по теме проекта;
  • создание презентаций «Народные шумовые инструменты», «Русские народные песни»;  
  • сбор фотоматериала по проекту

11 ноября

Основной

  • НОД «Русские народные музыкальные и шумовые инструменты»
  • Слушание русских народных песен: «Как пошли наши подружки», «Коровушка», «На зеленом лугу», «Колыбельная».
  • Разучивание текстов и проведение коммуникативных игр: «Добрый день», «Передай спящий бубен»

12 ноября

  • Заучивание стихотворений о русских народных инструментах, русских пословиц о песне, отгадывание загадок.
  • Разучивание текстов народных песен: «Во кузнице», «Коровушка»
  • Игры: «Шла коза по лесу», «Ай, дили, дили», «Лиска - лиса»

13 ноября

  • НОД «Колыбельные песни»
  • Подвижная игра: «Тень, тень, полутетень»

 14 ноября

  • НОД «Веселые частушки»
  • Слушание детских русских народных песен разного жанра: хороводная, лирическая, плясовая, частушки.
  • Инсценирование народных песен

15 ноября

  • НОД «Ты откуда русская появилась песня?»
  • Просмотр русских народных плясок и хороводов в исполнении ансамбля народного танца «Березка»

18 ноября

  • Рассказ детям: «Инструменты русского народного оркестра»
  • Слушание музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов.

 19 ноября

  • Игра на шумовых инструментах – композиций: «Смоленский гусачок»
  • Применение полученных знаний на практике: качание люльки и колыбели с подпеванием колыбельной песни

20 ноября

  • Подвижная игра на прогулке с использованием русской народной песни «Ручеек».

21 ноября

Заключительный

  • Проведение праздника «Русская песня!»  
  • Выпуск газеты «Песни русские играем, песни русские поем»;

22 ноября

Приложения

11 ноября

"Народная песня — душа народа"

Цель мероприятия: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

Задачи: 

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • учить слушать музыку;
  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Ход занятия:

“Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин.

–Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

“Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово, 
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия, 
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют 
Одним широким словом “Русь”.

–У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

–У всех нас есть свой день рождения, вы знаете, в каком месяце вы родились и какого числа. А вот русская народная песня не имеет дня рождения, никто не знает, когда появилась первая народная песня.

–РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - вид  творчества русского народа с глубокой древности. Тесно связаная с жизнью и бытом, устно передаваемая от поколения к поколению. Русская  народная песня богата различными  жанрами: трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, исторические песни, былины, духовные стихи, лирические протяжные песни, частушки и др.

–Есть песни народные и композиторские .Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

–Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?( народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой)

–О чем мы узнаем в песнях? 

(Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях , по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) 

–Жанры народных песен бывают: трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. 

–Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на занятии мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.

Знакомство с детскими народными песнями: “Во саду ли в огороде”, «Валенки»,Ах, вы, сени», «Как на тоненький ледок », Ехал Иванушка».

Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.

–Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку:

Наряд ее мягкий, чудесен, 
Нет деревца сердцу милей, 
И сколько задумчивых песен 
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? («Во поле береза стояла»)

–Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Знакомство с песней «Во поле береза стояла»

 О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

–Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Знакомство с русской народной песней “На горе-то калина” 

– Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова (Калина, малина)

Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)

Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.

Разучивание песни с движениями.(Ка-ли-на, ма-ли-на)

Исполнение песни с плясовыми элементами.

Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки. А кто знает, что такое частушка?

–Сегодня на нашем занятии будут звучать частушки о родном крае, которые вы вместе с родителями сочинили.

 На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок. 

Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

***

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон 
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

***

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

***

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Исполнение песни “Светит месяц (Всем ребятам  раздаются народные шумовые инструменты).

Подведение итогов:

 Сегодня мы с вами, ребята, знакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали?

–Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Подбор нотного и литературного материала (стихотворений, пословиц, поговорок) для заучивания.

Стихи

Давай споём народные - 

Затянем от души. 

Пускай теперь "немодные"; 

Да больно хороши! 

 

Весёлые и грустные, - 

Что хочешь, то споём; 

Родные наши - русские; 

Мы с ними вновь живём. 

Остались нам в наследство; 

Ты их не забывай; 

Культуру наших предков 

Храни и развивай... 

***

Народная песня - душевность, свобода,

Народная песня - родная природа,

Народная песня - любовь и свиданья,

Народная песня - девичьи страданья,

Народная песня - гармоний начало,

Народная песня столетия звучала,

Народная песня - стабильная мода,

Народная песня - характер народа.

***

Великие певцы

Приносят людям радость,

Как первые скворцы,

Несут с собой любовь.

Эпоха тех побед,

Нам припасала сладость,

И был любой дуэт

Возвышен, как любовь.

Там пели тенора

Любовники поэты,

Тогда была пора,

Сопранных голосов,

А музыка плыла

И в соло и в дуэтах,

И в опере жила

Волшебная любовь

***

В русских песнях Вселенская грусть

И тоска, и надежда на волю.

Я иду по широкому полю

И пою, помня их наизусть.

Их ,бывало,отец напевал

Да и матушка в такт подпевала.

Словно моря бушующий вал,

В них народная сила гуляла.

Пословицы и поговорки

Хорошо песни петь пообедавши.

***

На рысях плохо песни петь.

***

Мы не доживем до конца этой песни.

***

Из песни слова не выкинешь.

***

Не в том углу сидишь, не те песни поешь.

***

Бедный песни поет, а богатый только слушает.

***

Какие времена, такие песни.

***

Как живется, так и поется.

***

Строевая песня дух бодрит.

***

В армии быть — с песней дружить.

***

В нашей роте песня в почете.

***

С песней легко в походе, говорят в народе.

***

Песня строевая — сестра родная.

***

Песню пой, с песней — в бой.

***

Русская частушка что гвардейская пушка: и стреляет метко, и врага бьет крепко.

***

С песней душа растет.

12 ноября

НОД «Русские народные музыкальные и шумовые инструменты»

Цель: познакомить  обучающихся с русскими народными инструментами, расширить представления школьников о тембре как важном качестве музыки.

Задачи:

Образовательная задача:

  • Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов;
  • Развивать умение выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
  • Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
  • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительного отношения к отечественным традициям;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Материал к занятию: Презентация «Русские народные инструменты».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, русские народные инструменты (балалайка, домра, гармонь), русские народные шумовые инструменты (рубель, трещотки, ложки, бубен). 

Ход занятия:

Музыкальное приветствие педагога (восходящее поступенное движение):

-Здравствуйте, ребята!

- Наш урок я хочу начать с прослушивания музыкального произведения.

Слушание р.н.песни-пляски «Камаринская»

- Ребята, что вы можете сказать о характере прослушанной музыки? 

- Как меняется музыка? 

- Какие инструменты, по-вашему, исполняют это музыкальное произведение? 

Кто может сказать, что их объединяет?

(Ответы детей)

- Верно, это русские народные инструменты.

- Ребята, а какие русские народные инструменты вам известны? (Ответы детей)

- Как в думаете, все ли вам инструменты известны, знакомы ли вы с историей их возникновения? Слышали ли вы раньше музыкальные произведения, написанные специально для русских народных инструментов? (Ответы детей)

Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Тогда вас ждёт первая загадка о русском народном инструменте:

Ой, звенит она, звенит,

Всех  игрою веселит,

А всего- три струны!

Что такое, угадай-ка!

Это наша… (Ответ детей – балалайка)

- Молодцы! Это, действительно русский народный инструмент балалайка.

Демонстрация инструмента, показать, как балалаечник сидит, как извлекает звуки, из каких частей состоит этот инструмент.

- Ребята, это струнный инструмент. Знаете почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

- Балалайка – это струнный щипковый инструмент.

- Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться».

Переходим к следующей загадке:

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

-Это, ребята, ещё один русский народный инструмент – домра.

Показать домру, рассказать, как она устроена, чем играют на ней.

- Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус  у нее тоже деревянный).

- А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара).

- У нашей русской домры есть много родственников. Вот какие родственники есть у русской домры: у грузин - чунгури, у украинцев - бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар.

- Взгляните на экран, кроме домры мы видим и другие русские народные инструменты, это духовые жалейка и рожок, струнный – гудок, шумовой – трещотки.

- Послушайте, как звучит голос домры.

Слушание романса «Белой акации гроздья душистые»:

- Ребята, у вас на партах карточки с разными определениями настроения музыки. Выберете, пожалуйста, какие слова вы можете подобрать для этой музыки.

Работа в парах, пары представляют свои высказывания по поводу прослушанной музыки

- Переходим к следующей загадке:

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?(Ответ детей – гармонь)

- Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная).

- Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

- Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

- По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит, в нем работает невидимка-воздух.

Показ гармони, демонстрация, как звучит инструмент.

- Пришло время послушать голос настоящей гармони. Но мы не просто будем слушать, а ещё и подвигаемся под звуки народной музыки.

- Ребята, давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?

- Что сегодня на занятии было для вас важным?

- Какие чувства вы испытали на занятии?

- Спасибо за занятие. Вы все сегодня молодцы. Очень активно работали, с хорошим настроением трудились. Мы с вами узнали много нового о русских народных инструментах.

Проведение коммуникативных игр: «Передай спящий бубен»

Цель: формирование контроля за движениями и развитие способности концентрировать внимание.

Задачи:

  • Развитие сотрудничества в группе;
  • Развитие чувства ответственности.

Используемый материал: один бубен с тарелочками.

Количество участников: от 3 до 10.

Ход игры:

Группа садится в круг. Ведущий очень осторожно берет бубен и бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают «спящий» бубен по кругу, стараясь делать это как можно тише.

Замечания:

Ведущий может побуждать участников следить за движением бубна, а не просто ждать своей очереди.

Эта игра может быть полезна как противовес более шумным играм.

Другие варианты:

Направление, в котором передается бубен, можно изменять в любой момент.

Можно использовать другие музыкальные инструменты, такие, как марака или любая погремушка.

Можно передавать два музыкальных инструмента одновременно.

13 ноября

Разучивание текстов народных песен: «Во кузнице», «Коровушка», «Выходили красны девицы»

«Во кузнице»

Во ку, во кузнице, Во ку, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

«Коровушка»

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Игры: «Шла коза по лесу», «Ай, дили, дили», «Лиска - лиса».

«Шла коза по лесу»

Цель: игра способствует физическому развитию.

Эта веселая игра поможет взрослому сделать прогулку с малышом более разнообразной.

Ход игры: Взрослый декламирует стишок и вместе с ребёнком выполняет все действия, о которых говорит:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу- топают ножками.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем- прыгают.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем-дрыгают ножками.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем- хлопают в ладоши.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем- топают ножками.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся-кружатся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся- берутся за руки.

«Ай, дили, дили»

Цель: учить детей простым движениям, развивать чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами песни, развивать двигательную активность.

Задачи: формировать умение ориентироваться в пространстве; приучать действовать по сигналу; развивать ловкость, внимание; способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков детей; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: шапочки животных (козел, волк, медведь), музыкальное сопровождение - муз. Л. Эйлазовой, сл. И. Михайловой «Ай, дили…»

Правила игры:

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Роли распределяются заранее, у детей на головах шапочки персонажей.

«Ай, дили, дили, дили, мы кого-то видели!» - дети идут по кругу, в конце – притоп.

«Глазастого» - подносят руки к глазам, изображая «большие глаза».

«Ушастого» - изображают большие уши.

«Вихрастого» - качают головой.

«Зубастого» - руками показывают «зубы крокодила».

«Он сидел под кустом» - идут в центр круга, руки на поясе.

«Громко щелкал языком» - отходят лицом к центру, расширяя круг, руки на поясе.

«Может, это был козел?» - в центр круга выходит «козел», высоко поднимая колени.

«Может, серый волк пришел?» - выходит «волк», вытягивая  то правую, то левую «лапу» вперед, делая скользящие большие шаги.

«Или, может быть, медведь?» - выходит «медведь», вразвалочку, широко расставляя «лапы».

«Не смогли мы разглядеть» - дети стоят на местах.

Музыкальный руководитель: - Почему?

Дети: - «Потому что испугались, испугались, разбежались» -  отвечают медленно, постепенно ускоряя темп. Затем разбегаются под веселую музыку.

«Козлом» становится тот, кого осалил «козел», «волком» - кого осалил «волк», «медведем» - кого осалил «медведь». Дети отдают шапочки новым водящим. Игра возобновляется.

 «Лиска– лиса»

Цель: развивать быстроту реакции.

Ход игры:

выбирают из игроков "лису".

Все, кроме лисы,хором поют песню:

Лиска-лиса,

Дивная краса,

Длинный нос,

Рыжий хвост.

Пропев один раз, игроки бросаются врассыпную, а лиса ловит игроков. Тот, кого поймают, становится лисой.

14 ноября

НОД «Колыбельные песни»

Цель: создать условия для знакомства детей с колыбельными песнями.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с колыбелью, со значением и особенностью колыбельных песен.

Развивающие:

Прививать детям желание слушать и исполнять колыбельные песни. Способствовать использованию колыбельных песен в играх.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к народным традициям.

Ход:

(Ребята рассажены на стульчики.)

Ребята прислушайтесь, кто-то плачет. Посмотрите сюда, здесь кто-то малыша оставил и он плачет. Он все плачет и плачет, никак не успокаивается. Может ему что-то надо, а он сказать не может. Давайте вместе подумаем, почему он плачет. (Малыш хочет кушать)

– Давайте его покормим. На столе у меня лежит рожок с молоком, сейчас я его буду кормить. Кушай малыш, кушай. Ребята, малыш все равно плачет и плачет. Что же он хочет?( Малыш хочет, чтоб его покатали в коляске)

–Сейчас я его положу в коляску и пойду покатаю. Он все равно плачет и плачет. Что же ему надо?( Малыш хочет спать)

– Я малыша положу в кроватку и спою ему колыбельную песенку, потому что маленькие детки быстрее успокаиваются и крепче засыпают под песню.

(Воспитатель поет колыбельную песню и качает малыша в колыбели)

Мама зайчика качает:

Баю-бай.

Мама белочку качает:

Баю-бай.

Под кусточком и на ветке-

Баю-бай-

До утра заснули детки:

Баю- бай.

 Ребята, а про что спето в песенке? (В колыбельной песенке спето, как мамы качают своих детей)

А как я пела песенку? (Тихим голосом)

– А кто запомнил, кого мама качала? (Мама зайчика качает: Баю-бай)

 Ну а потом кого мама качала? (Мама белочку качает: Баю-бай)

 А где мама качала зайку и белочку. (Под кусточком и на ветке- Баю-бай)

 А какие же мама все время повторяет слова? (Баю-бай)

 Ребята, а когда вы были маленькими, вас мама сначала качала в кроватке. Давайте мы встанем и покажем, как нас мама качала в кроватке.

(Дети встали со стульчиков и ручками показали движения, как их мама качала в кроватке.)

 Вы чуть-чуть подросли, научились ползать. Давайте мы все вместе покажем, как мы умеем ползать.

(Дети все вместе поползли по ковру на коленках)

 А потом мы еще подросли, и выросли вот такими, как сейчас. Ну ка покажем, как мы росли.

(Ребята сели на корточки и потихоньку стали подыматься на ножки.)

 Мы немножко отдохнули, давайте вернемся на свои стульчики.

(Дети рассаживаются по своим стульчикам)

 А кто запомнил колыбельную песню?

– А кто вам ласково и нежно поет песню перед сном. (Мама)

В: А когда вы вырастите, ребята, будете петь колыбельные песни для своих деток?

Д: Будем.

Подвижная игра: «Тень, тень, потетень»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют различные движения:

«Тень – тень –потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.        

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса».

Похвалялся зайка:

«Пойди, догоняй-ка».

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши».

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь»

15 ноября

НОД «Веселые частушки»

Цель: приобщение детей  к народной культуре, устному народному творчеству.

Задачи:

образовательная – познакомить детей с частушкой как жанром народного творчества;

развивающая – развивать умение замечать юмор в частушках, их игровой, задорный характер. Развивать песенное, танцевальное творчество;

 воспитывающая - воспитывать интерес к народным хороводным играм, народному фольклору; воспитывать эмоциональную отзывчивость. Продолжать формировать культурное поведение.

Медиаобъекты: минусовка для частушек, запись мелодии русской народной песни «Я на горку шла», сл. Г. Хохловой; аудиозапись звучания народных инструментов (балалайка, гармонь, ложки).

Оборудование: русский  народный костюм, платочек; изображения или музыкальные инструменты(гармонь, балалайка, ложки), кастрюлька с тестом, горох, фасоль.

 

Предварительная работа: объяснение смысла пословиц о шутке, веселье. Творческая деятельность: сочинение детских частушек (совместно с родителями). Обыгрывание потешек (четверостиший).

Ход занятия:

В гости к детям приходит Матрёна в русском народном костюме.

Матрёна:  С добрым утром ребятишки:

                      И девчонки и мальчишки!

                    К вам я в гости пришла,

                      И добра и весела.

Я -  Матрёна. Посмотрите, какой на мне красивый красный сарафан и белая расписная рубашка. А какой кокошник нарядный! Это русский народный костюм. Так раньше одевались красны девицы на Руси. Мне очень нравится петь частушки. И сейчас я хочу спеть их для вас. Хотите  их послушать? (Ответы детей)

Воспитатель поёт  под минусовку для частушек

 Кто сказал: «Частушки вроде

В наши дни уже не в моде»?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

Я надела красно платье,

Новые ботинки.

Все в округе говорят,

Что я за картинка!

Как моей подружке  Оле

Прокололи ушки. 

Ей идут её сережки

Ну как Бабке-Ёжке.

Ух ты, звонкая частушка,

Всех заботишь, веселишь.

Ты веселая подружка,

Душу греешь и теплишь!

–Ребята, кто запомнил, что я вам пела? (частушки). А как вы думаете, что такое частушки?(Высказывания детей).

–Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек.

–Ребята, а какое настроение у вас возникло, когда я пела частушку? (Ответы детей). Что хочется делать,  когда слышишь частушку? (Ответы детей).

–В старину собирался народ на гуляния, посиделки, праздники, чтобы себя показать, да и других послушать. На посиделках люди пели песни, плясали, в игры играли, сказки сказывали.

–В народе говорили: «Беседа коротает дорогу, песня - работу». И конечно, ни одни посиделки не обходились без частушек. Были даже соревнования в умении сочинять и исполнять частушки. Бывало девчата пели про парней:

Вы послушайте, мальчишки,

Вам частушки будем петь.

Только, чур, не обижаться,

Из-за шуток не реветь!

 

А парни пели про девчат:

Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

–Так и соревновались. В частушках и шутили, и хвалили, и дразнили друг друга. Но на это никто не обижался –это же шуточные песенки.  Любил народ тех, кто умел петь частушки и плясать. Ведь настроение сразу поднимается!

–Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку  или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и без поддержки инструмента. (Воспитатель показывает инструменты). Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке.

–А сейчас мы с вами немного поиграем. Я хочу научить вас одной старинной русской игре. А называется она «Аленький платочек».

 Хороводная игра «Аленький платочек».

Дети идут по кругу, в центре круга – девочка (сначала ведущий) с платочком в руке.

Ведущий:             

Я с платочком хожу,

Всем платочек покажу.

Дети останавливаются, хлопают в ладоши.

Дети (хором):

Твой платочек аленький,

Твой платочек маленький.

Ведущий идёт по кругу, незаметно роняет платок.

Ведущий:

Кто платочек найдёт,

Тот со мной плясать пойдёт.

Тот, кто поднимет платочек, выходит плясать. Игра повторяется.

Воспитатель: ребята, а давайте ещё поиграем, попробуйте угадать под какой музыкальный инструмент я спою частушку.

Музыкальные загадки.

Воспитатель поёт частушку под фонограмму звучания народных инструментов (балалайка, гармонь, ложки). Дети отгадывают, что за инструмент звучит.

Частушка:

 Разрешила мама дочке

Утром сбегать по грибочки.

Принесла дочурка скоро

Две корзинки мухоморов.

– Ребята, а кто помнит, о чём мы с вами сегодня говорили?

–Что такое частушка?

–Где поют частушки?

–Частушки запевают на праздниках, на разных застольях, на детских утренниках.

–Множество частушек придумывается народом и сейчас. Они не отстают от времени и остаются одновременно и старыми, и современными.

–Матрёна благодарит ребят за то, что они внимательно слушали, играли, угадывали и дарит ребятам кастрюльку с тестом, чтобы они вместе с воспитателем слепили вкусные прянички, калачи и ватрушки. И дарит фасоль и горох для их украшения. Прощается с ребятами.

Инсценирование народных песен

Цель: создать радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствующей творческой самореализации. Развивать память через прослушивание и заучивание песни.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную выразительность речи посредствам песни.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
  • Прививать любовь к музыке.
  • Формировать умение выполнять принятую роль из песни, доброжелательность, готовность оказать помощь через инсценировку.
  •  Совершенствовать музыкально-ритмические и вокально-хоровые навыки детей.

Предшествующая работа: прослушивание музыкальных сопровождений исполнение детских оркестров; прослушивание народных песен; чтение произведений К. И Чуковского, рассматривание иллюстраций, беседы о насекомых, заучивание отрывков.

Материал: выставка книг К. И. Чуковского, портрет писателя, маски насекомых для инсценировки, музыкальные инструменты.

Инсценировка русской народной песни

«Как у наших у ворот»

Музыкальное сопровождение-оркестр детских музыкальных инструментов.

Роли: Муха, Комар, Стрекоза и Муравей, часть детей - хор, часть - оркестр

Ход инсценировки:

Оркестр исполняет под музыку – импровизацию на детских инструментах.

Как у наших у ворот

Муха песенки поет. (Поют дети)

Ай, люли, вот поет. 2 раза (Поет Муха.)

Комар музыку ведет,

Стрекоза плясать идет.

Ай, люли, вот идет.

Комар имитирует игру на скрипке, Стрекоза выходит из ворот плясовым шагом (переменным или пружинящим). Из ворот выходит и останавливает Муравей.

Стрекоза плясать идет,

Муравья с собой зовет (Стрекоза машет рукой Муравью.)

Ай, люли, вот зовет. 2 раза

Муравейка, милый мой, (Стрекоза поет одна.)

Попляши-ка ты со мной

Ай, люли, ты со мной. (Поют все дети, а Муравей отказывается, покачивая головой.)

Ай, люли, ты со мной.

Уж я рад бы поплясать, (Поет Муравей в медленном темпе, присаживаясь на корточки.)

Да устал я – мне не встать,

Ай, люли, мне не встать 2 раза

Повторяется мелодия без слов. Все дети хлопают в ладоши, а Муха, Комар, Стрекоза и Муравей весело пляшут, кто как хочет и умеет.

18 ноября

НОД «Живет в народе песня»

Цель: Прививать детям любовь к русскому народному творчеству. Продолжать знакомить дошкольников с хороводной русской народной песней.

Задачи:

 Образовательная:

1.  Формировать представления о хороводной песне.

2. Закреплять знания о музыкальных терминах (пауза)

3. Закреплять умения игры на шумовых народных инструментах.

Развивающая:

1. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение)

2. Развивать творческое воображение, логическое мышление.

3. Развивать двигательные навыки (координация всего корпуса)

Воспитательная:

1. Воспитывать позитивное отношение к русской национальной культуре

2.  Воспитывать потребность в выразительном исполнении музыкальных номеров.

3. Воспитывать у дошкольников потребность в толерантности, отзывчивости, нравственности.

Ход занятия:

–Здравствуйте, ребята! В нашем зале звучит музыка. Подумайте, какая она, и может быть, кто-то назовет тему нашего занятия? (Ответы детей)

–Сегодня мы с вами будем здороваться необычно, по старинному русскому обычаю - кланяясь в пояс, после того, как услышите сигнал — звон колокольчика.

 Музыкально-ритмические движения

–Под музыку 1-й части русской народной песни «Я на горку шла», вы двигаетесь по кругу, взявшись за руки. Нужно обязательно держать круг, видеть себя и других детей в кругу. На 2-ю часть выполняем «топотушки».

–Давайте без музыки выполним это движение.

–Ребята, во время выполнения топотушек надо спину держать ровно, не опуская головы. При повторении музыки 1-й части - снова идем хороводным шагом, но руки при этом опустить, чуть отведя ладони в стороны

Развитие чувства ритма, музицирование Пауза.

Педагог показывает иллюстрацию с паузой

–Как называется этот знак? Что он обозначает? Давайте прохлопаем в ладоши ритмическую формулу. Прохлопывают

–Сыграем данную формулу на шумовом ударном инструменте (бубне), на деревянном шумовом ударном инструменте (ложках), на металлическом шумовом ударном инструменте (металлофон), на металлическом шумовом ударном инструменте (тарелках).

–Ребята, в каких музыкальных произведениях может встречаться пауза? (В танце, инструментальной музыке, в песне). Какие виды песен мы знаем? (Колыбельная песня, частушка, современная песня)

 «Как пошли наши подружки». Русская народная песня

Дети садятся на стульчики.

Слушание музыки

– Ребята, предлагаю вам послушать новую песню, одновременно погулять под пение и повторять движения за мной. (Выполняют задание)

–Ребята, кто-нибудь догадался, о каком виде песни идет речь? (Хороводная).

–Хороводные песни исполняются в кругу, одновременно выполняя движения по тексту. Такие песни исполнялись не только на праздниках и гуляниях, но и на посиделках, где в старые времена часто собиралась молодежь. Девушки приносили с собой рукоделие, а у одного из парней непременно была балалайка. А еще использовали шумовые музыкальные инструменты. Не только инструменты помогали выразить характер народной песни, помогал в этом и русский костюм.

–Хороводные песни на Руси песни никогда не разучивались специально. Дети запоминали песни с голоса, слушая их и наблюдая, что при этом делают взрослые. Какой характер у данной песни?_Ласковый, напевный. Очень красивая мелодия

–Предлагаю отгадать музыкальную загадку. (Дети называют песню « Падают листья») Музыка М. Красева.

–Ребята, как мы исполняем эту песню? (Протяжно, спокойно,  неторопливо)

 Исполняют песню

«Падают листья» Музыка М.Красева

Ребята, подведем итог, оцените, пожалуйста, наше занятие. Каждый, кому занятие понравилось, на фланелеграф выставляет нотку красного цвета, кому занятие не  понравилось, выставляет синюю нотку.

–Спасибо, ребята за вашу оценку, за работу на занятии. Мало  просто спеть русскую народную песню. Она не может жить  сама по себе. Ее надо обдумать, «обыграть», как говорят музыканты. Что надо сделать, чтобы песня прозвучала неповторимо, как звучит настоящая русская народная песня? (Ответы детей)

–Одеть красивый народный костюм, придать колорит и неповторимость с помощью музыкальных шумовых народных инструментов, придумать движения, и тогда песня получится настоящей, не похожей ни на одну другую.

Поем «До свидания!»

19 ноября

Рассказ детям: «Инструменты русского народного оркестра»

–Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об оркестре русских народных инструментов 

–Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах. 

–Оркестр русских народных инструментов включает в себя следующую группу инструментов:

• Струнные инструменты

• Ударные инструменты

• Духовые музыкальные инструменты

• Клавишно- духовые (оркестровые гармоники) 

–И так давайте мы поближе познакомимся с каждой из групп музыкальных инструментов.

–В состав струнной группы входят: гусли, домра, балалайка. Эти инструментыизвлекают звук с помощью струн (Слайд № 4)

– В состав ударной группы входят такие инструменты как: трещотки, колокол, бубен, ложки, дрова. Звук на этих музыкальных инструментах извлекается с помощью удара. (Слайд № 5)

–В состав духовых музыкальных инструментов входят(свирель, свистулька, рожок, жалейка, кугилы). Для того чтобы извлечь звук, у музыканта должно быть хорошо развито дыхание. (Слайд № 6)

– Клавишно- духовые (оркестровая гармоника): баян и гармонь. На этих инструментах звук извлекается с помощью меха и клавиш. (Слайд № 7)

А сейчас, ребята, мы с вами тоже попробуем быть музыкантами и создадим свой оркестр.

(В конце беседы дети играют на инструментах, под любую русскую народную музыку)

20 ноября

Применение полученных знаний на практике: качание люльки и колыбели с подпеванием колыбельной песни

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не гуди.

Мою детку не буди.

***

Ой, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Прилетели гуленьки,

Они стали ворковать,

Мою детку усыплять

21 ноября

Подвижная игра на прогулке с использованием русской народной песни «Ручеек».

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разливался родник ключевой,

Белый, снеговой:

По чистым полям,

По синим морям,

По мхам, по болотам,

По зелёным колодам.

Царь едет жениться,

Царевна велит воротиться:

Сама к тебе буду,

Летом — в карете,

Зимою — в возочке,

Весной — в челночочке!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает.

22 ноября

Проведение праздника «Русская песня!»

Оформлена русская народная комната, ярмарочный прилавок, атрибуты. (Дети входят под музыку «Коробейники», садятся в светелку).

Ведущая: В старину у русских людей был такой обычай: как заканчивали полевые работы в долгие осенние и зимние вечера собирались в просторной избе и устраивали посиделки, пели любимые песни, частушки, водили хороводы, играли, рукодельничали. С шуткой, песней да весельем и работа спорилась.

1-й ребенок: В ногу с песней шли солдаты,          

С нею крепче спят ребята.

В Новый год и день рожденья,

И в кругу своих друзей

Без нее не обойдешься –

С песней праздник веселей.

Веселая и грустная,

Здравствуй, песня русская!

Исполняется песня «Раз – два люблю тебя»

1.Красна девица вила кудерышки

Да на реке оставила ведерышки.

Припев: Раз-два люблю тебя, люблю тебя

Да на реке оставила ведерышки.

2.Скажи мила ненаглядная

Да почему ты ненарядная.

Припев: Раз-два люблю тебя, люблю тебя

Да почему ты ненарядная.

3.Потому не нарядилася

Да за водой поторопилася.

Припев: Раз-два люблю тебя, люблю тебя

Да за водой поторопилася.

4.За водицей ходить версточку

Да я взяла орехов горсточку.

Припев: Раз-два люблю тебя, люблю тебя

Да я взяла орехов горсточку.

5.Тебе, тятенька бить не отбить

Да я задумала молодчика любить.

Припев: Раз-два люблю тебя, люблю тебя

Да я задумала молодчика любить.

2-й ребенок: 

Как по улице за околицей      

Жемчуг рассыпается,

Золотом разгорается

И велик хоровод собирается.

Исполняется  хоровод «На горе-то калина»

1.На горе-то калина,

Под горою малина

Припев: Ну что ж кому дело калина

Ну кому какое дело малина.

2.Там девицы гуляли

Там красные гуляли.

Припев: Ну что ж кому дело гугяли,

Ну кому какое дело гуляли.

3.Калинушку ломали,

Калинушку ломали.

Припев: Ну  что ж кому дело ломали,

Ну кому какое дело ломали.

4.Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

Припев: Ну что ж кому дело вязали,

Ну кому какое дело вязали.

5.На дорожку бросали,

На дорожку бросали.

Припев: Ну что ж кому дело бросали,

Ну кому какое дело бросали.

(Звучит запись Кадышевой, заходят взрослые в русских народных костюмах).

Гостья 1: Здравствуйте, добры молодцы и красны-девицы! Земной поклон наш и сердечный привет.

Ведущая: С чем пожаловали к нам, гости дорогие.

Гостья 2: С народными песнями. Мы расскажем вам о них  и

споем, если вы вспомните пословицы и поговорки о

песне.                                                                

1.Без песен – мир тесен.  

2.Всякая птица свои песни поет.

3.Песни петь надо уметь.

4.Хорошему делу – хорошая песня.

Ведущая: послушайте как звучит свадебная народная песня

«Вьюн над водой»

1.Вьюн над водой, ой вьюн над водой

Ой вьюн над водой расстилается.

2.Жених у ворот, ой жених у ворот

Ой жених у ворот ждет печалится.

3.Вынесли ему, ой вынесли ему

Ой вынесли ему сундуки добра.

4.Это не мое, ой это не мое

Это  деверя маво.

5.Вывели ему, ой вывели ему

Ой вывели ему свет Настасьюшку.

6.Это не мое, ой это не мое

Ой это не мое, это друга маво.

7.Вывели ему, ой вывели ему,

Ой вывели ему свет Марьюшку.

8.Это вот моя, ой это вот моя

Ой это вот моя Богом данная.

Гостья 1. А еще послушайте, как звучат народные песни без музыкального сопровождения – а капелла.            

«Матушка, что во поле пыльно»

Ведущая: Веселые и озорные, грустные и задушевные песни

сопровождают  человека в течение всей жизни. Слышите расшумелись под окном, а у нас две Ульки спят в люльке, спели бы для них колыбельную.

Исполняется «Котенька-коток»      

1.Ай ты, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток,

Приди котя ночевать

Нашу детку покачать.

За работу заплачу

Дам кусочек пирога

И горшочек молока.

Ведущая: Их поют мамы, когда укладывают спать детей.

Гостья 2: Подрастали в семье детушки, приучали их к работе.

1.Уж ты мать, наша матушка.              

Уж ты, матушка-родимая

Пришла пора работе нас учить.

Пришла пора к работе приучать.

Ведущая: О том, как в семьях учили детей трудиться поется в народной песне «Было у матери 12 дочерей»

1.Было у матушки 12 дочерей (2 раза)

Ишь ты подишь ты 12 дочерей (2 раза)

2.Марьюшка, Дарьюшка, Аннушка – душа

Олюшка, Полюшка, Зинаидушка,

Ишь ты, подишь ты Зинаидушка (2 раза)

3.Лидушка, Ксюшенька, Иринушка – душа

Зоюшка, Варварушка, Евдакиюшка

Ишь ты, подишь ты, Евдакиюшка (2 раза)

4.Стала их матушка работе учить (2 раза)

Ишь ты, подишь ты, работе учить (2 раза)

5.Марьюшку, Дарьюшку, Анну – вышивать

Олюшку, Полюшку, Зинаиду -  прясть.

6.Лидушку, Ксюшеньку, Иринушку – шить

Зоюшку, Варварушку – ладно щи варить

Ишь ты, подишь ты, ладно щи варить.

7.А маленькую Дунечку барыню плясать (2 раза)

Ишь ты, подишь ты, барыню плясать. (2 раза)

Гостья 1: Из песни вы узнали, как матушка учила дочерей выполнять домашнюю работу, рукодельничать. А мальчики отцу помогали в поле, в мастерской и в кузнице.    

Исполняется сценка «Кузнецы»

Кузнец 1: Не кует железа молот,

Кует кузнец.

Кузнец 2: Кому до чего,                          

А кузнецу до наковальни.

Кузнец 1: В кузнеце тихо –

Кузнецу лихо.

Ведущая: Трудятся кузнецы и песня им в работе помогает.

Исполняется песня «Во кузнеце»

1.Во ку… во кузнеце,

Во ку… во кузнеце,

Во кузнеце молодые кузнецы (2р.)

2.Они, они куют (2 р.)

Они куют приговаривают,

Молотками приколачивают.

Гостья 2: Как славно работают кузнецы. Недаром говорится: «Что с песней любое дело спорится»

Ведущая: Кто с солнцем встает да песни поет, тот будет весел весь день  напролет.

Исп. песня «Ой, вставала я ранешенько»

1.Ой, вставала я ранешенько,

Умывалася я белешенько

Ой, ли, дали, калинка моя,

В саду ягода-малинка моя.

2. Надевала черевички на босу

Я гнала свою корову на росу.

Ой, ли, дали, калинка моя

Я гнала свою корову на росу.

3. Я гнала свою корову на росу

Повстречался мне медведь во лесу.

Ой, ли, дали, калинка моя,

Повстречался мне медведь во лесу.

4. Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

Ой, ли, дали, калинка моя,

Во часты кусты бросалася.

5. Ты медведюшка-батюшка

Ты не тронь мою коровушку.

Ой, ли, дали, калинка моя,

Ты не тронь мою коровушку.

6. Я коровушку доить буду,

Малых детушек поить буду.

Ой, ли, дали, калинка моя,

Малых детушек поить буду.

Гостья 1.  За работой день пролетал незаметно, а по вечерам собирались девицы-красавицы на посиделки – пряжу прясть да песни петь.                                              

(Прядут)

Пряха 1: Не  учись безделью, а учись рукоделью.

Пряха 2: Где весело поется, там весело прядется.

Исполняется песня «Дуня-тонкопряха»

  1. В низенькой светелке огонек горит,

Молодая пряха у окна сидит. (2 р.)

  1. Молода, красива – карие глаза!

По плечам развита русая коса. (2 р.)

  1. Русая головка – думы без конца!

Ты о чем вздыхаешь, пряха ты моя? (2 р.)

  1. В низенькой светелке огонек горит,

Молодая пряха у окна сидит. (2 р.)

Ведущая: Во многих народных песнях воспевалась красота русской природы: бескрайние поля, зеленые дубравы, полноводные реки. Белоствольная береза – символ России – воспета в одной из самых известных народных песен.

Гостья 2: Исполнители  часто сопровождали пение танцевальными движениями. Без хороводных и плясовых песен необходились ни посиделки, ни гулянья.    

Гостья 1: Кончили работу, отдохнуть охота. Выходите из ворот да вставайте в хоровод.

Исполняется хоровод «Во поле береза стояла»

  1. Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Припев: Люли, люли, стояла.

  1. Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Припев: Люли, люли, заломати.

  1. Я пойду, пойду, погуляю,

Белую березу заломаю.

Припев: Люли, люли, заломаю.

  1. Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка.

Припев: Люли, люли, три гудочка.

Ведущая: Где счастливо живется, там и песня поется. Ни один праздник не обходился без озорной частушки, с переплясом под зажигательную мелодию исполнялись эти задорные частушки. Частушки – это маленькие истории. Смысл этих историй отражен в их строках – это насмешки, дразнилки, страдания.

  1. Мы ребята удалые,

Мы нигде не пропадем.

Если надо мы  - станцуем,                  

Если надо мы – споем.

  1. Мы частушек знаем много

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать

Кто не знает  никаких.

  1. На горе стоит телега

Слезы капают с дуги            

Под горой стоит корова

Надевают сапоги.

  1. Сидит ежик на березе

Новая рубашка                      

На  головке сапожок

На ноге фуражка.

  1. Елочки-сосеночки

Зеленые, колючие.                

Краснянские девчоночки

Веселые, певучие.

  1. Мы частушки любим петь

Русские народные                      

Каждый день мы их поем

Мы без них голодные.

  1. Хорошо частушки пели

Хорошо и охали,

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали                

Гостья 2: На отдыхе, в работе – песня русская в почете.

Исполняется песня «У нас нонче – субботея».

1.У нас нонче субботея,

А на завтра воскресенье.

Припев: Барыня ты моя, сударыня ты моя.

Э, воскресенье.

2.Ко мне нонча друг Ванюша приходил

Три кармана друг Ванюша приносил.

Припев: Барыня ты моя, сударыня ты моя.

Э, воскресенье.

3.Один карман со деньгами

Другой карман с орехами.

Припев: Барыня ты моя, сударыня ты моя.

Э, воскресенье.

4.Третий карман со изюмом.

Припев: Барыня ты моя, сударыня ты моя.

Э, воскресенье.

5.У нас нонче субботея,

А на завтра воскресенье.

Припев: Барыня ты моя, сударыня ты моя.

Э, воскресенье.

Гостья 1: Собирался народ на ярмарку – себя показать, на людей посмотреть, купить, продать и песни попеть.

Исполняется песня «Про ярмарку»

  1. По дорожке, по тропиночке идем

Разудалую мы песенку поем.

Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя

Разудалую мы песенку поем.

  1. Нынче ярмарка веселая у нас

Приглашаем всех на ярмарку сейчас.

Припев: Ой, ли, дали, калинка моя

Приглашаем всех на ярмарку сейчас.

(ребенок стоит за прилавком):

1.Как на ярмарке у нас

Негде яблоку упасть                        

Подходи и стар, и мал,

По душе найдешь товар.

2. Булавки, иголки,                                

Стальные приколки

Давай покупай, забирай, выбирай.

Ведущая: Вот и подошла к концу наша встреча с замечательными русскими народными песнями, но мы с ними не прощаемся. Пусть они будут рядом с нами всю жизнь.

А дорогих гостей угощаем,

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

Каравай мы вам подносим

Поклонясь отведать просим.

Исполняется песня:

1.Мы славно гуляли

На празднике нашем

Нигде не видали вы праздника краше.

2.Так будьте здоровы, живите богато

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Ведущий:

У песни тоже есть душа

Свои сомненья и печали.

Она порою чуть дыша

Грустит осенними ночами.

Снега туманят ей глаза,

Но ветром солнечным согрета

Она, как вешняя гроза,

Звучит мелодией рассвета.

Тропинкой лунною идет

Она на первое свиданье,

Кому-то радость принесет,

Споет кому-то расставанье.

Надеждой голову кружа,

Зовет в неведомые дали…

У песни тоже есть душа,

Свои сомненья и печали.

Исполняется песня «Ярмарка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Художественно-эстетическое» Образовательная область «Познание», «Художественное творчество» Тема: «Рябинка для снегирей"для детей второй младшей группы

Интегрированное занятия по художественно-эстетическому направлению по теме «Рябинка для снегирей» проводятся с детьми второй младшей группы, в рамках образовательной области  «Познания» с интегра...

«Использование алгоритмов в самостоятельной музыкально-театрализованой деятельности детей в рамках реализации содержания художественно-эстетической образовательной области»

«Использование алгоритмов в самостоятельной музыкально-театрализованой деятельности детей в рамках реализации содержания художественно-эстетической образовательной области»...

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года) Тема: "Снежная шубка для ёлочки". (Интеграция образовательных областей:«речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие»)

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года)Тема: "Снежная шубка для ёлочки" Задачи: - продолжать закреплять умение детей рисовать пальчиковым  методом,-...

ПРОЕКТ «Творчество русских художников-портретистов 19-20 века в реализации содержания художественно-эстетической образовательной области образовательной программы ДОУ»

Профессионально-образовательный проект: "Творчество русских художников-портретистов 19-20 века в реализации содержания художественно-эстетической образовательной области образовательной программы...

«ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие, раздел "Изобразительная деятельность"»

Художественно-эстетическая деятельность дошкольника – это деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом р...