Доброжелательный детский сад
статья

Рудавина Ольга Станиславовна

Каким должен быть доброжелательный детский сад?

Модели детствосберегающего пространства, центральное место в котором будут занимать общение и игра, позволяющие все стороны личности ребенка формировать в единстве и взаимодействии, с одновременным использованием и других ведущих видов детской деятельности - коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

В доброжелательном детском саду продуктивно используются возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Доброжелательный детский сад – это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_6_dobrozhelatelnyy_detskiy_sad.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доброжелательный детский сад

Понятие «детствосбережение» звучит как призыв сберечь, сохранить детство как важнейший этап в жизни человека, признать его самоценность, которая неотделима от игры.

Каким же должен быть доброжелательный детский сад, если учесть, что:

  1. родительский запрос явно устремлён на ожидание высокого уровня интеллектуальной подготовленности детей. На вопрос: «Что Вы ожидаете от детского сада на этапе выпуска ребёнка в школу?» чаще всего родители отвечают: «Чтобы ребенок умел читать, а еще лучше – и писать»;

2) отсутствует единство взглядов на цель и результат дошкольного образования, вследствие чего педагоги применяют неспецифичные для дошкольного возраста формы и методы образования;

3) активное развитие в дошкольных организациях услуг дополнительного образования приводит к строгой регламентации детской деятельности и дефициту времени и пространства для самостоятельной детской игры;

4) школа также заинтересована в приходе ребенка, имеющего уже сформированные учебные навыки, большинство школьных педагогов не принимает игровой формы обучения, которая ещё преобладает у детей первого класса, что влечёт стрессовую ситуацию первоклассника.

Кроме того, обычную детскую игру активно, зачастую по инициативе самих же родителей, вытесняют гаджеты. Так гораздо проще увлечь ребенка и получить свободное время для себя. По причине отсутствия педагогических знаний родители даже не предполагают, что эта «деятельность с гаджетом», в сущности, не является игрой, приносящей пользу развитию ребенка. Сложившаяся модель семейного поведения приводит к тому, что дошкольник становится зависим, а родитель привыкает проводить время врозь.

В связи с этим проект предполагает разработку и апробацию в детских садах Модели детствосберегающего пространства, центральное место в котором будут занимать общение и игра, позволяющие все стороны личности ребенка формировать в единстве и взаимодействии, с одновременным использованием и других ведущих видов детской деятельности - коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

В доброжелательном детском саду продуктивно используются возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Доброжелательный детский сад – это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребёнка.

Доброжелательная среда в детском саду безопасна, эмоционально комфортна, эстетична, насыщена произведениями изобразительного, музыкального искусства, информацией о выдающихся жителях Белгородчины, включает элементы семейных ценностей и культурных традиций региона. 

Таким образом, доброжелательный детский сад – это не учебно-дисциплинарный детский сад, не подготовительный этап к обучению в школе, а играющий, развивающий и обогащающий, где результатом будут социализация, индивидуальный для каждого ребенка уровень развития любознательности, воображения, самостоятельности, положительного отношения к себе и окружающему миру, готовность к преодолению ошибок и неудач. Именно эти качества формируют у ребенка предпосылки к учебной деятельности.

        В ходе проекта будет создана «Интерактивная лаборатория детской игры», которая поможет родителям, будучи дома, получать ответы на вопросы: «Чем полезным занять ребенка?», «Во что играть дома или в путешествии?», «Как грамотно сочетать традиционную детскую игру с гаджетами?».

        Проведение авторского тренинга и выпуск электронного сборника лучших игровых практик позволит повысить профессионализм педагогов.  

Вместе с тем нельзя отрицать, что современные дети – это представители информационного мира и виртуального общения. Грамотно выстроенное по времени и содержанию взаимодействие детей с электронными ресурсами, безусловно, открывает новые возможности для педагогов и должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Хорошей основой для формирования информационных компетенций является развитие у дошкольников конструктивных способностей.

Поэтому в рамках проекта запланировано приобретение различных видов конструкторов, интерактивных столов и досок, оборудования для экспериментирования и робототехники, что позволит создать в детских садах ЛЕГО-центры и мини-кванториумы, до 20% увеличить уровень вовлеченности дошкольников в техническое творчество.

Запланированы разработка и внедрение в повседневную жизнь детских садов доброжелательных технологий и традиций, Кодекса дружелюбного общения, развитие эмоционального интеллекта детей.

В соответствии с моделью детствосберегающего пространства среда дошкольных организаций также будет насыщена доброжелательными элементами: центрами релаксации, «постерами» творческих успехов и личных достижений каждого ребенка. Размещение развивающих и игровых зон в холлах и на территории детских садов позволит расширить границы образовательного пространства.

В целях формирования информационной открытости и повышения престижа профессии воспитателя в социальных сетях будут созданы страницы детских садов и педагогов, организовано ежегодное проведение муниципального праздничного мероприятия, посвященного Дню дошкольного работника.

        В поддержку национального проекта «Демография» один из блоков проекта будет направлен на программно-методическое обеспечение образования детей раннего возраста, повышение профессионализма воспитателей и комфортную адаптацию малышей к условиям детского сада.

Безусловно, главными воспитателями для ребенка являются его родители, а система дошкольного образования выступает их первым помощником. Вместе с тем, сегодня не в полной мере используется педагогический ресурс семьи в решении образовательных задач, применяемые формы работы устарели и не мотивируют родителей на расширение собственного кругозора в вопросах воспитания детей.

Ответом на это станут телеобразование, ранняя профориентация, маршруты выходного дня, социально-ориентированные и волонтерские акции. Данные формы работы получат широкое распространение и позволят повысить родительскую компетентность и привлечь в образовательный процесс семью, ее традиции, духовный и профессиональный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Доброжелательный детский сад - это..."

Статья на тему: "Доброжелательный детский сад - это..."...

Эссе «Доброжелательный детский сад - это...»

Размышления о настоящем и будущем нашего детского сада как о  доме положительных эмоций, улыбок и радости, как для детей, так и для взрослых....

Что такое доброжелательный детский сад?

Доброжелательный детский сад... А разве может быть иначе? В самом названии уже заложено добро, доброжелательность. Детский сад, т.е. сад, в котором живут, растут, развиваются, творят, познают этот мир...

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД: «ДОМИКИ СЧАСТЬЯ» (Оформление стены группы)

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ: В окнах домов – фотографии близких и родных людей, и конечно же, фото самих детей.У дверей дома – вывеска с именем ребёнка, чья семья здесь проживает.Когда ребёнок...

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД: "МОБИЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ"

МОБИЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИЦель: организация работы по созданию условий взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, социальным окружением посредством выставочной деятельности. Повысить интерес детей к...

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД: "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ХОЛЛЫ В ЗДАНИИ ДОУ"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ХОЛЛЫ В ЗДАНИИ ДОУДошкольное образовательное учреждение – организация, где проводится начальное общественное воспитание детей, первое звено народного образования в большинст...

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД: "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ХОЛЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ХОЛЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОУТерритория каждого учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Любой посетитель, ступив на территорию детского сада, обращает внимание на её состоя...