Методика использования материалов музейной комнаты в непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников
статья

Писнова Елена Николаевна

Методика использования материалов  музейной комнаты в непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Писнова Елена Николаевна,

Старший воспитатель,

СП «Детский сад» ГБОУ ООШ №2 п.г.т.Смышляевка,

Г.Самара, Волжский район, п.г.т.Смышляевка

 «Методика использования материалов  музейной комнаты в непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников»

Одно из приоритетных направлений в деятельности нашей дошкольной организации  – патриотическое воспитание дошкольников. Воспитательно-образовательная работа направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости у дошкольников за историю становления страны и потребности защищать Родину. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защитивших нашу Родину.

          Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональные и нравственные сферы. Причем такие методы, которые не казались бы скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные дошкольнику стороны окружающей его действительности.

Наш опыт работы показывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, что наше Отечество развивалось и укреплялось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя его безоблачного детства.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы -  любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, поселку. Эти принципы отражены в системе работы нашего детского сада по патриотическому воспитанию.

В своей работе педагоги нашего детского сада  используют следующие формы работы по патриотическому воспитанию детей.

Рис. 1 Формы патриотического воспитания детей в ДОО

          На схеме видно, что центральное место занимает Музейная  комната  «Наши защитники». История ее создания такова: воспитателями нашего детского сада был накоплен материал (информационный, наглядный), который уже не умещался в групповых уголках по патриотическому воспитанию, и возникла необходимость собрать весь материал воедино, систематизировать его и выставить в отдельном помещении. Большую помощь коллективу детского сада в создании музейной комнаты  оказал  ветеран  ВОВ Поручиков К.Е. По его  совету было спроектировано оборудование, он же принес бесценные экспонаты.

          Кроме того, к сбору экспонатов для Музейной комнаты  воспитатели привлекли  родителей, весь коллектив воодушевился этой идеей, подключили свои семьи: каждый внес посильный вклад в это благородное дело.

Создание музейной комнаты  «Наши защитники» позволяет при помощи экспозиций расширить круг интересов детей, донести до их сознания значение бессмертного подвига народа в годы ВОВ, направить чувства и действия на совершение благородных поступков, мотивируемых гуманностью и справедливостью.

Один из стендов в музее имеет название «Дни воинской славы». В общей сложности таких дней в календаре шестнадцать. В настоящее время мы отмечаем пять –   День неизвестного героя, День снятия блокады города Ленинграда, День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве, День защитника Отечества, День Победы. День защитника Отечества, День Победы – эти праздники традиционно проводятся в каждом детском саду, мы только ежегодно меняем формы и содержание проведения этих праздников, а вот ко Дню неизвестного солдата,  годовщине Сталинградской битвы и снятию блокады города Ленинграда составлены конспекты, подобран наглядный материал, спланирована предварительная работа. Меняется только состав гостей: кого-то уже нет, кто – то по состоянию здоровья не может прийти на встречу с дошкольниками.  

          На патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста наибольшее влияние оказывает подготовка и проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы России.  Организация и проведение таких  праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Чтобы мероприятия, посвященные  Дням воинской славы, получались содержательными и эмоционально значимыми необходим творческий педагогический подход:

  1. Важно помнить, что материал о Великой Отечественной войне является для детей и взрослых источником неисчислимых переживаний, понятий, знаний. Педагогу самому необходимо  изучить, осмыслить материал, прежде чем представлять его детям, также  требуется личностной эмоциональной включенности в тему.
  2. Эмоциональная и содержательная насыщенность материалов предполагает различные формы и методы работы с детьми: экскурсионные беседы с руководителем Музейной комнаты детского сада о подвигах воинов-героев; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события; изготовление сувениров для ветеранов войны.
  3. Творческая, проблемно-поисковая форма работы с детьми предполагает наличие игрового материала. Игровыми элементами являются фигурки солдат, военная техника времен Великой Отечественной войны.
  4. При отборе материала, форм работы с детьми учитывать, чтобы их воздействие на дошкольников имело эмоционально-нравственный характер, воспитывало у них чувство сопричастности, сопереживания.
  5. При выборе форм и методов работы важно учитывать возрастные особенности детей.
  6. В целях успешного усвоения  материала  важно закрепить полученные детьми знания и переживания в собственной продуктивной деятельности, например, в рисунках.
  7. В целях повышения результативности подготовительного периода необходима заинтересованность всех участников педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Важно, чтобы полученные детьми знания и переживания в период подготовки мероприятия, были созвучны родителям.

Вся работа в нашем детском саду  по патриотическому воспитанию обусловлена целью: заложить основы нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной  к самосовершенствованию, осознанию себя как гражданина своей страны.

Патриотизм (по С.И. Ожегову) – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Суть работы в детском саду  вряд ли можно отразить высокопарными речами. Для этого, на наш взгляд, намного больше подходят строки детского стихотворения поэта А. Усачева «Будущий защитник»:

Каждый мальчишка может стать солдатом,

По небу летать, по морю плыть,

Охранять границу с автоматом,

Чтоб свою отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле

Защитит ворота он собой,

И за друга, во дворе и в школе

Примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котенку

Потруднее, чем играть в войну…

Если ты не защитишь сестренку,

Как ты защитишь свою страну?

Искать и найти ответ на этот вопрос наша главная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование лего - конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников"

Познавательное развитие является важной частью становления личности ребенка. Для того чтобы ознакомление с окружающим миром происходило в интересной познавательной форме, в своей работе я использую Ле...

Перспективный план использования основных движений в физкультурно-досуговой деятельности старших дошкольников (осень)

Перспективный план использования основных движений в физкультурно-досуговой деятельности старших дошкольников на осенние месяцы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухо...

"Использование инновационных технологий в опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников"

quot;Использование инновационных технологий в опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников"...