Неделя семейные традиции
план-конспект занятия (старшая группа)

Коробкова Наталья Вячеславовна

Неделя семейные традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii.docx404.76 КБ

Предварительный просмотр:

                       Неделя «Семейные традиции»

F:\img9.jpg

 

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери»                                                      Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».

Программное содержание:

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – поход в парикмахерскую, поход в магазин;

учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.

развивать ролевую речь(коммуникативные действия)

побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (посещение парикмахерской и магазина). Регулятивные действия.

формировать доброжелательные взаимоотношения. Личностные универсальные учебные действия.

Материалы:

Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, телефон, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр. строительный конструктор, большие машины для того, чтобы возить грузы).

Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты

Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка,, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители

1.Беседа.                                                                                                                        Воспитатель читает стихотворение: 

 Кто мне песенку споет?

Кто рубашку мне зашьет?

Кто меня накормит вкусно?

Кто смеется громче всех,

Мой, услышав звонкий смех?

Кто грустит, когда мне грустно?

Мама!                                                                                                

Дети, о ком я прочитала вам стихотворение?

 - Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Это когда все живут вместе в одном доме, много человек  живут вместе. 
Воспитатель: Кто есть в семье?
Дети: Мама, папа, дедушка, бабушка, сестричка, братик.
Воспитатель: Какие обязанности у папы?
Дети: Забивать гвозди, смотреть телевизор, трудиться на работе.
Воспитатель: Какие обязанности у мамы?
Дети: Моет посуду, варит кушать, читает сказки, стирает, ходит в магазин.
Воспитатель: Что делает их ребенок?
Дети: Играет.

Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
3.Распределение ролей.
Воспитатель: Распределим роли:  сначала выберем,  кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой, братьями, сёстрами. (Распределение ролей по желанию детей).
Воспитатель: А что еще нужно для игры?
Дети: Нам надо выбрать место для игры.
Воспитатель: Правильно.                                                                                                ( Выбор места игры).
Дети: Мы будем играть в кукольном домике.
Воспитатель: Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.
4.Совместная с воспитателем игра.
Воспитатель: Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Что делает утром мама? 
Дети: Готовит завтрак.
Воспитатель: Что делает папа?
Дети: работает.  
Сейчас мы с вами определим, кем будет  работать наш папа.                             Наш папа будет работать строителем, он работает на стройке, вместе со своими товарищами, т.е. бригада строителей, в которой есть ещё шофер, который будет подвозить им грузы. (Распределили роли).
Наша мама ходит в магазин, чтобы покупать продукты, необходимые для приготовления пищи. Выберем продавца.

Так же мама с дочкой и папой  могут  посещать парикмахерскую, значит, нам нужно определиться с выбором парикмахера.

Распределили роли, теперь можно приступать к исполнению обязанностей.

Мама готовит завтрак, кормит семью. Папа собирается и уходит на работу. Мама собирается в магазин, покупает продукты.

Сестра звонит в парикмахерскую, чтобы записаться на приём (ведётся диалог. Роль парикмахера может взять на себя воспитатель).

В это время разворачивается сюжет на стройке. Подвозятся грузы, ведётся строительство). Что же происходит в квартире? Мама готовит обед, чтобы успеть накормить папу. Дочка наводит порядок в комнате, на кухне моет посуду, играет с куклами, переодевает их.                                                              Игра продолжается тем, что приходят папы домой с работы их нужно покормить обедом, ужином. Ведётся непринуждённая беседа за столом.          Дети играют свободно общаясь друг с другом.
5. Итог.
Воспитатель: Дети, вам понравилась игра?
Дети: Очень.
Воспитатель: Что понравилось больше всего?

Беседа «Что такое традиции и какие они бывают».

Цель:  Знакомить детей с особенностями русских традиций. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим.


Оборудование и методическое обеспечение: компьютер, каравай с солью, картинки для коллажа, разрезные пословицы, ватман, клей-карандаш.

Ход беседы:

Воспитатель: Что же такое традиция? Обратимся к словарю, который составил известный ученый С.И. Ожегов. (показать книгу) и читаю:

- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

- обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

 
«Традиция – это передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения».

Какими могут быть традиции? Ответы детей.

Воспитатель: Все семьи разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, обычаями, традициями. 
- А для чего человеку семья?

Знакомство с легендой «Как появилась дружная семья?»

- Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец выслушал просителей и сказал: «Никто не научит жить вас счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите какой Вы хотите видеть свою семью? Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.
Прочтем табличку со словами: 
Любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь.
Воспитатель: Ребята, запомните эту легенду. Если каждый будет следовать этим правилам, то в семье будет царствовать мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

Традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть.
Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их кушаньем.

Воспитатель: Назовите, кто знает, какие блюда на Руси были почетными?
Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
Давайте вспомним традиционные праздники, которые проходят у нас в детском доме. (Праздники: Рождество, Масленица, Пасха).
Скажите, как в ваших группах-семьях отмечаются дни рождения? (ответы детей)
А в старину, отмечали именины. 
Празднование именин было доброй традицией в каждой семье.
Во время праздничного ужина гости подносили имениннику подарки: отрезы материи, деньги, бумажных ангелочков. 
В наше время в семьях отмечают этот же праздник. Только называется он не именины, а день рождения. 

А как вы отмечаете свой день рождения? (Приглашаем гостей, готовим угощение, веселимся, танцуем).

Давайте отдохнем и поиграем. (Все пословицы размещены в разных местах стола). Педагог раздает детям начало пословиц, а дети должны найти их вторые половинки.

Разминка

2. Игра: «Составьте пословицу о семье».

1. На что клад, коли в семье лад. 

2. В семье и каша гуще.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте. 

4. Согласную семью и горе не берет. 

5. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

6. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

7. Дружная семья и землю превращает в золото.

Воспитатель:  Какая пословица вам больше всего понравилась, запомнилась?

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях. Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. 

А уж любовь к своему Отечеству – одна из традиций. Традиция провожать в Армию – защищать свое Отечество. Знать своих предков, гордиться историей.

Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

Воспитатель:  Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать фотографии в альбом, друзей наш детский дом?
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.


Мы то же живем в нашем детском доме большой семьей. Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наш детский дом станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

Что такое традиции?
Для чего нужны семейные традиции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Календарное планирование в ДОУ. Тематическая неделя "Моя семья. Семейные традиции" средняя группа

Дать детям представление о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Дать первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Закреплять  представления о здоровье и ...

02.11 - 06.11.2020 г. Тема недели: Семья и семейные традиции

https://www.youtube.com/watch?v=LnLOWVtr3BUМультфильм "Моя семья"...

План на неделю в первой младшей группе на тему "Женский день" Цель: Формирование первичных ценностей представлений о семье, семейных традициях. Воспитание чувства любви и уважения к маме, бабушке, желания помогать им, заботиться о них.

День недели   РежимСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей...

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста по теме недели "Моя семья. Семейные традиции"

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста по теме недели "Моя семья. Семейные традиции"...

Календарное планирование. Тема недели: «Семейные традиции в праздновании Нового года».

Цель недели: формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года.Задачи:. Познакомить с обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутик...

Тематическая неделя "Семейные традиции"

В средней группе "Фантазёры"прошла тематическая неделя «Семейные традиции».Дети, приносили фотографии, рассказывали о проведённых выходных, или традициях, которые поддерживают их...