конспект занятия "Невидимка воздух"
план-конспект занятия (старшая группа)

Плужникова Нина Алексеевна

занятие по Познавательному развитию " Невидимка воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokaz_zanjatie-opyty_office_word.docx78.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Направление деятельности: «опытно-экспериментальная»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Невидимка воздух»

 Возрастная группа – старшая разновозрастная

"Чудесные превращения" 18 марта 2012 для детей: цены, расписание, отзывы. Лучшие детские мероприятия Москвы А-а-ах. Москва

Подготовила:                                                                                    Плужникова Нина Алексеевна                                                                   воспитатель второй                                                                                    квалификационной категории                                                                               М/ДОУ №6  г. Соль-Илецка

2014

Опытно-экспериментальная

Тема: «Невидимка воздух»

Цель:  углублять и систематизировать представления детей о свойствах воздуха.

   Задачи:  

Воспитательные: Формировать представление о воздухе, его свойствах и о роли в жизни.

       Развивающие: Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

      Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

    Образовательные: Дать основы знаний о природной стихии – воздухе. Показать, где и в каком виде существует воздух  в окружающей среде.

 Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: Создание

 проблемной ситуации.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание проблемной ситуации, игра. 

3.Приемы организации практической деятельности детей:  Показ, комментирование, совместное выполнение.

  1. Приемы поддержания интереса у детей:  использование музыкального сопровождения.
  2. Приемы оценки: словесное поощрение, похвала.

Развивающая среда – «Мини-лаборатория»:  Музыкальное сопровождение, воздушные шары, стакан с водой, трубочки для коктейля, целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; игрушка   Лягушонок; воздушные шары в связке.    

  .Виды детской деятельности в занятие:

Игровая.

Коммуникативная.

        Музыкально-художественная.

Познавательно - исследовательская деятельность

Планируемые результаты:

Личностные

Интеллектуальные

Критерии оценки деятельности детей в занятие

  1. Активность  
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Эмоциональность
  5. Проявление волевых усилий

План занятия

1.Вводная часть:                                                                                                    

Создание проблемной ситуации.

Сюрпризный момент

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.                                                                              5 мин

2. Основная часть:                                                                                                  

Показ, комментирование, совместное выполнение.

  Проведение опытов.                                                                        15 мин

3.Заключительная часть:                                                                                   

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов занятия                                                             5 мин

Длительность занятия                                                                              25 мин  

                

Ход занятия

Части занятия

Содержание

Области

1.Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей.

Сюрпризный момент.

Определение цели.

Собрались все дети вкруг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся

Давайте улыбнемся друг другу, чтобы весь день у нас  было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Сейчас внимательно послушайте загадку.                      

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(Воздух)

Что это такое?

Правильно, это воздух.

 (Из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)?

(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).

Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! Можно мне остаться?

Воспитатель: Ребята разрешим лягушонку остаться?

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное

Основная часть:   Показ, комментирование, совместное выполнение. Обыгрывание.

Воспитатель: Лягушонок  мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Ребята как вы думаете можно увидеть воздух, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в лабораторию, проводить опыты как настоящие ученые, но путь у нас не простой. (Идем под музыку, по ребристой доске прыгаем в обруч и т. д)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Для проведения опытов мы должны с вами  переодеться. Вот теперь мы настоящие ученые. Лягушонок ты проходи и внимательно смотри.

И первый наш опыт

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? ( прозрачный, не имеет цвета)

Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку).

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Ребята так, что можно сказать о воздухе, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Это значит, что  «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». (показ слайда)

Опыт №2. «Как увидеть воздух»

«Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Воспитатель:  Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Воспитатель: Ребята,  что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: Как вы думаете, кто сделал эти пузырьки? Это воздух, когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Так  с помощью чего мы  увидели воздух?

Дети: С помощью трубочки и ёмкости с водой. ( показ слайда)

Воспитатель:  Ребята, можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Опыт № 3 «Слышим воздух»

Воспитатель:  Можно услышать воздух, если подуть в  бутылочку, крышки от фломастера, или сдуть шарик.

Воспитатель: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Воспитатель:  А ещё у нас на столе есть шарики, как вы думаете, что можно сделать с этими шариками, чтобы услышать воздух? Нужно их надуть, затем  растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

Воспитатель:  Ребята с  помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли, бутылочки и крышечки от фломастера  и шарики).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное

Художественно – эстетическое развитие

Заключительная часть:

    Оценка деятельности детей.

    Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Вот наше занятие подошло к концу. Ребята давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух можно увидеть.

3. Воздух можно услышать. 

У меня есть смайлики грустные и веселые, если вам понравилось занятие, то выберите веселого если нет то гарусного.

А что вам было интересно?

 Воспитатель:  Лягушонок, а тебе понравилось?

Ребята лягушонок говорит  спасибо вам за такое интересное занятие, ему было очень интересно. Теперь он самый умный лягушонок на свете и  хочет подарить вам эти шарики.

А вам ребята спасибо за занятие мне тоже было очень интересно.

Теперь можете переодеваться,  и отправляемся в группу.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное

Ход занятия:

Несколько слов:

Воспитатель:   Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

Сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

                       Он нам нужен, чтоб дышать,

                       Чтобы шарик надувать.

                       С нами рядом каждый час,

                       Но не видим он для нас.

                                                              (Воздух)

Правильно, это воздух.

 (Из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)?

(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).

Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! Можно мне остаться?

Воспитатель: Ребята разрешим лягушонку остаться?

Лягушонок  мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в лабораторию, проводить опыты как настоящие ученые, но путь у нас не простой нам нужно пройти через мост, держа равновесие. (Идем по ребристой доске)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель:  Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Воспитатель: Для проведения опытов мы должны с вами  переодеться. Теперь мы настоящие ученые.

Лягушонок ты проходи и внимательно смотри.

Воспитатель: И первый наш опыт

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку).

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Ребята это значит, что  «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2. «Как увидеть воздух»

«Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Воспитатель:  Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Воспитатель: Ребята,  что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Ребята с помощью чего мы  увидели воздух?

Дети: С помощью трубочки и ёмкости с водой.

Воспитатель:  Ребята, можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Опыт № 3 «Слышим воздух»

Воспитатель:  Можно услышать воздух, если подуть в  бутылочку, крышки от фломастера, или сдуть шарик.

Воспитатель: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Воспитатель:  А ещё у нас на столе есть шарики, как вы думаете, что можно сделать с этими шариками, чтобы услышать воздух? Нужно их надуть, затем  растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

Воспитатель:  Ребята с  помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли, бутылочки и крышечки от фломастера  и шарики).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Вот наше занятие подошло к концу, вам было интересно

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух можно увидеть.

3. Воздух можно услышать.

 Воспитатель:  Лягушонок, а тебе понравилось?

Лягушонок: Да, спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самый умный лягушонок на свете!

Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.

Лягушонок: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!!

А вам ребята спасибо за занятие и скажем до свидание гостям!

«Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.

Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.

Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?

Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 3 « Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Давайте поставим на мольберт еще одну   карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Ребята, лягушонок! У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри).

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я будут их надувать, вы ловить.

Физминутка «Мыльные пузыри».

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Как вы думаете, воздух имеет вес?

Лягушонок: Конечно, нет!

Воспитатель: Хотите проверить?

Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»

(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)

Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы!

Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.

Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).

С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».

Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Лягушонок: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Лягушонок: Меня ветер принес.

Воспитатель: Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт №5 «Воздух при нагревании расширяется»

Посмотрите, у меня пустая пластмассовая бутылка  из холодильника, сейчас наденем  на ее горлышко воздушный шарик. Затем ставим бутылку в чашку с горячей водой. Что происходит? Почему шарик надувается? (воздух при нагревании расширяется). А как теперь можно сдуть шарик? Если его поставить обратно в холодильник, то он сдуется, потому, что при охлаждении воздух сжимается.

Ну, что Лягушонок мы тебе доказали, что воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Давайте с вами поиграем:

Упражнение “ Холодно и горячо”.

Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг.) Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа.)

Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.

Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.

Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?

Давайте проведем еще один опыт.

Опыт№6 «Почему гаснет пламя?»

Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит.

Почему свеча в банке погасла?

В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.

Скажите ребята, откуда берется кислород?

Лягушонок: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?

Воспитатель: Правильно лягушонок!

Дети, какой можно сделать вывод?

Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.

Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.

Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух имеет вес.

5. При нагревании воздух расширяется.

6. Мы дышим воздухом. Он часть природы.

Лягушонок: Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самый умный лягушонок на свете!

Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.

Лягушонок: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!!

А вам ребята спасибо за занятие и скажем до свидание гостям!

Плужникова Нина Алексеевна воспитатель 1I квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида      №6 «Малыш» г. Соль-Илецка»

Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

конспект НОД "воздух-символ свободы" для старшей группы

Целью занятия является закрепление и уточнение знаний о свойствах воздуха....

Конспект НОД "Воздух - невидимка"

Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"

Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А.          «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...