Методическая разработка на тему Мышление
методическая разработка

Хромченкова Нелли Михайловна

Мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом.Оно дает возможность познавать такие предметы и явления,которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Характерной особенностью мышления, в отличие от других познавательных процессов является то,что происходит в окружающем мире и в самом человеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мышление540.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мышление Выполнила: ГБОУ СОШ 275 воспитатель: Хромченкова Н.М.

Слайд 2

Мыслить это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношение между неизвестным и известным, открывать общие законы,присущие всем предметам и явлениям!

Слайд 3

Мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления , которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств . Характерной особенностью мышления, в отличие от других познавательных процессов является то, что происходит в окружающем мире и в самом человеке.

Слайд 4

Когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется не как дискурсивное или аутистическое , а как наглядно- действенное. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.

Слайд 5

В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем у детей формируются первые обобщения, основанные на опыте их практической предметной деятельности.

Слайд 6

При решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Слайд 7

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Слайд 8

От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Но уже в четыре года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка).

Слайд 9

В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только бросающиеся в глаза особенности предметов, но и их постоянные свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, по­тому что там еще много краев, потому что тяжелое и не под­перто») . Наблюдения за тем, как происходят те или иные явления, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию .

Слайд 10

Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий . От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в старшем дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация , формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками — словами, числами и др.

Слайд 11

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме . После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме. Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы , которыми пользуется ребенок, сами приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи .

Слайд 12

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением . Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется поэтому логическим мышлением .

Слайд 13

Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Так, ребенок представляет себе превращение снега в воду, движение мяча по асфальтовой дорожке и по покрытой травой полянке и т.п. Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена с помощью отвлеченного, логического мышления.

Слайд 14

Дошкольный возраст особо чувствителен, к обучению, направленному на развитие образного мышления , что попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления в этом возрасте нецелесообразны. Логическое мышление и умственное развитие. Заметим, что на общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление .

Слайд 15

Мышление – это способность познавать мир во взаимосвязи предметов , явлений и событий окружающего мира. Высший познавательный процесс , заключающийся в порождении нового знания на основе творческого отражения и преображения человеком действительности.

Слайд 16

Свойства мышления: - целенаправленность - логичность - непрерывность - продуктивность - последовательность - экономичность - эвристичность - критичность

Слайд 17

Формы мышления: Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений , в основе которых лежат знания об этих предметах или явлениях . Суждение - форма мышления, основанная на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Умозаключение – высшая форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся.

Слайд 18

Виды мышления: 1.Наглядно-действенное 2.Наглядно-образное 3.Словестно-логическое Классификация видов мышления: Теоретическое: 1.Понятийное – такое мышление, в котором используются определенные понятия. 2.Наглядно-образное – вид мышления, в котором используются определенные образы. Практическое: 1.Наглядно-образное- вид мышления, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. 2.Наглядно-действенное – особый вид мышления , суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Слайд 19

Процессы мышления: Анализ - выделение отдельных свойств , разложение на составляющие. Синтез- объединение однородных в каком-то отношении понятий с получением качественного иного понятия. Сравнение – сопоставление предметов и явлений по отдельным параметрам , свойствам и установлении сходства и различия. Обобщение – объединение в каком-то отношении однородных предметов , обозначение их понятием. Абстрагирование – способность к отвлеченному мышлению и установлению связи между главными признаками.

Слайд 20

Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию мышления: Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности. Формировать умение классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению. Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов. Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

Слайд 21

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления: "Разложи картинки" (воспроизводить последовательность событий). «Закончи слово" (учить заканчивать слово по начальному слогу). "Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (классифицировать предметы по признакам и назначению). «Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет). "Антонимы" (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово) " Уникуб ", "Лото, "Домино", пазлы , конструкторы. Загадки.

Слайд 22

Цель: развитие мышления,обучение грамоте Ход игры : Детям загадывается загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы , нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка». Когда я – месяц, то легко дыша, Ты, как и снег, на солнце словно таешь, Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш», То под меня ты бодро зашагаешь. Март - марш

Слайд 24

Логический ряд Цель : Учить детей совершать мыслительные операции : продолжи ряд фигур по образцу .

Слайд 25

Цитата А. Эйнштейна: Если вы хотите изменить что-то малое в своей жизни – измените отношение, но если Вам нужны большие перемены – меняйте МЫШЛЕНИЕ.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".

Примерные задания для успешного развития логического мышления  старших дошкольников....

Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»

Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

Методическая разработка на тему "Программа игр и упражнений, рекомендуемая к использованию в работе по формированию творческого мышления у детей"

Картотека игр и заданий,рекомендуемая к использованию в работе по формированию творческого мышления у детей....

Методическая разработка по теме: "Системный оператор как средство талантливого мышления"

Формирование системного мышления детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии...

Методическая разработка на тему: « Влияние проблемного обучения на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста»

Учение в жизни ребёнка есть особая деятельность, формирующаяся под влиянием организованных занятий. Этот вопрос был поставлен ещё Ушинским К.Д., когда он говорил о том, что учение нужно отделить от иг...

Методическая разработка на тему "Развитие мышления"

-Повышать уровень развития логического мышления, наглядно-образного мышления, пространственного мышления.- Развивать мелкую моторику.- Развивать сообразительность, любознатель...