Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «LEGO-конструирование».
рабочая программа (средняя группа)

Шешукова Елена Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 424 г. Челябинска»

 

 

       

 

 

Дополнительная образовательная программа

социально-педагогической направленности

«LEGO-конструирование»

 

Программа разработана на основе  авторской

«Играем вместе с ЛЕГО»

(автор: М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских).

 

                                                            Программа составлена   воспитателем 

                                                              высшей  категории                

                        Шешуковой Еленой Владимировной

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………………… 3

2. Учебный план ………………………………………………………………4

3. Календарный учебный график…………………………………………… .4

4. Содержание программы …………………………………………………..  5

5. Содержание программы по предмету……………………………………. .8

6. Содержание изучаемого курса……………………………………………. .9

7. Организационно-педагогические условия………………………………..10

8. Формы аттестации………………………………………………………….11

9. Оценочные материалы …………………………………………………….12

10. Календарно-тематическое планирование …………………………. …...12

11.Приложение ………………………………………………………………..21

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Представленная программа  составлена  на основе методических рекомендаций М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО».

Целью конструктивно-модельной деятельности является развитие интереса ребенка к конструированию, знакомство с различными видами конструктора. Умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

Цель программы

Интеллектуальное развитие воспитанника, популяризация технического конструирования  и робототехники, как современного направления в развитии творческой активной личности.

Задачи:

-  содействовать развитию склонностей и технических интересов детей;

- развивать творческие способности, воображение и основы технической мысли среди воспитанников детского сада;

-  популяризация технических профессий и современных робототехнических технологий.

- создавать возможность для совместной деятельности родителей с детьми, педагогов с детьми.

Принципы  организации образовательного процесса

Обучение основывается на следующих педагогических принципах по Lego-конструированию:

 - от простого к сложному;

 - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Актуальность.

Образовательная программа «Играем вместе с лего» является актуальной и социально значимой, так как ориентирована на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности дошкольника. Lego- конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов Lego, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Предусматривает художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству, изобразительную деятельность, конструктивно-модельную деятельность, развитие игровой деятельности.

Учебный план

п\п

Тема

Практические занятия

Способ отслеживания (инструментарий)

1.

Введение в курс LEGO

  4 занятия

- Тестирование;

- создание проектов;

- диктант;

- участие в конкурсах;

- участие в выставках;

- мастер класс с родителями.

 

2.

Моделирование

16  занятий

3.

Простые механизмы

10  занятий

4.

Сложные механизмы, датчики, программирование

12  занятий

5.

Мозаика

10  занятий

6.

Объемные фигуры

12  занятий

 

Всего по программе

64  занятия

 

Календарный учебный график занятий по «Lego - конструированию» 

на 2020-2021 учебный год

 

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-8

 

 

 

 

 

 

 

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

К

У

У

У

 

февраль

март

апрель

 

май

 

июнь

июль

август

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

У

 

 

 

 

 

 

 

 

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

 

У

У

У

У

К

К

К

 

Условные обозначения:

У- учебные (проводятся занятия) ;      К – каникулы ( занятия не проводятся)

В течение года на освоение программных задач отводится 64 занятия (два раза в неделю)

С 27 декабря по 8 января новогодние каникулы.

С 30 мая окончание учебного года.

 

Регламент занятий установлен МАДОУ самостоятельно с учетом:

- действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049 – 13. XL);

- требований к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации образовательного процесса;

- времени пребывания детей в группе.

Регламент занятий по  Лего-конструированию

День недели

 

Время

№ группы

Понедельник

 

 

 

Среда

 

 

 

 

Содержание программы

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  •  научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и   

     др.)

  •  связи теории с практикой  в систематичности и последовательности;
  •  учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  •  доступности и посильности;
  •  творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
  •  наглядности;
  •  прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех

      вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения используются различные  формы занятий:

  •  занятие-образ — расширяют образное и творческое мышление воспитанников;
  •  занятие на развитие коммуникативной культуры воспитанников;
  •  экскурсия - учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;
  •  выставка -  помогает ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других;
  •  конкурс - учит ребенка ситуации соперничества, позволяя адекватно оценивать свои возможности.

Формы  организации  конструктивной  деятельности  воспитанников:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые.

Особенностью организации занятий является сочетание индивидуальных и групповых, которые можно проводить одновременно с воспитанниками в возрастном  диапазоне от 5 до 7 лет.

Занятия в основном носят групповой характер. Индивидуальные занятия проводятся при подготовке индивидуальных выставочных проектов. Наравне с индивидуальной формой работы большое значение имеют коллективные формы занятий. Коллективное творчество обучает ребенка сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает атмосферу совместного игрового действия. Но главное – это переживание совместного творческого дела и радость от общего успеха. Результатом коллективной работы могут быть выставочные или итоговые макеты, коллажи.

Для усвоения воспитанниками материала используются методы:

  • Иллюстративный метод (приобретение знаний через наглядное пособие).
  • Репродуктивный метод (включает применение освоенного на основе образца или примера).
  • Словесный (рассказ, беседа).
  • Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение проектов  демонстрация).
  • Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).
  • Практический (показ приемов работы педагогом, индивидуальная и коллективная работа).
  • Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).
  • Непосредственный контроль  восприятия (анализ и сравнение).

 Программа включает разные виды заданий:  теоретические, практические и  творческие.

Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, целостного отношения к основам конструктивно-модельной деятельности.

Практический материал формирует у детей умения и навыки по изготовлению  поделок на основе знаний, полученных в результате теоретического обучения.

Творческие задания раскрывают художественные способности детей, формируют их эстетический вкус.

Методическая работа:

   Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса, заключается в:  программном обеспечении и повышении  уровня педагогического мастерства, обучении новым педагогическим технологиям, в прохождении курсов повышения квалификации, а также в аналитической работе, участии  в тематических семинаров, мастер-классах и творческих лабораториях.

 

В   результате   обучения   воспитанники приобретают навыки:

- анализировать конструктивную и графическую модель;

- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Организация образовательного процесса

Набор детей в объединение свободный, без ограничений. Группы, набранные в объединение, проходят последовательное обучение, предусмотренное данной программой. Обучение детей организовано в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые  материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с возрастом воспитанников, 64 занятия в год.  Перерыв между занятиями 5 – 10 минут.

 Структура занятия по ЛЕГО – конструированию состоит из нескольких частей:

  • Разминка, игра для пальцев;
  • Постановка задачи;
  • Аналитическая часть (анализ предмета, выделение его характерных особенностей, основных функциональных частей, определение связи между их назначением и строением, планирование процесса создания модели);
  • Собственно конструирование;
  • Развитие сюжета;
  • Обсуждение работы.

Занятия создают фон непринужденной, творческой атмосферы, способствуют эмоциональной настроенности детей, которая может быть достигнута перед практической работой с помощью демонстрации произведений конструктивного искусства, использования игровых ситуаций, групповых форм работы, экскурсий и прогулок.

Для сплочения коллектива, для создания совместных построек, макетов используются мероприятия, в которых принимают участие дети, педагоги и родители: «Праздник осени», «День матери», «Новый год». Участие в конкурсах: «Робототехника», «Легоконструирование», «Рождественская сказка». Участие в выставках: «Робомастер», «Маленький принц».

Содержание программы по предмету

Программа знакомит детей с различными видами конструктора. Формирует интерес к разнообразным зданиям и сооружениям, умению видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное значение.

Закрепляет навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

В результате  обучения дети должны:

- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;

- строить постройку с перекрытиями, делать   постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;

- располагать кирпичики, пластины вертикально;

- правильно использовать детали строительного материала;

- правильно называть детали Lego-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

 

Содержание изучаемого курса

  1. Введение в курс LEGO (4 часа)

Цели и задачи на учебный год.

Знакомство с правилами техники безопасности работы с конструктором.

 

  1. Моделирование (16 часов)

Цель: Знакомство с конструктором. Узоры. Симметрия. Мозаика.

Теория: Баланс конструкций. Виды крепежа.

 

  1. Простые механизмы (10 часов)

Цель: Знакомство с механизмами, закрепить полученные знания.

Теория: «Зубчатые колеса, оси, рычаги, шкивы и ремни».

 

  1. Сложные механизмы, датчики, программирование (12 часов)

Цель: Знакомство с роботами, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Программирование, мощность мотора, звуки, блок , датчики.

 

  1. Мозаика (10 часов)

Цель: Знакомство с техникой, видами мозаики. Закрепление и применение полученных  знаний.

Теория: Геометрические фигуры, расположение их на плоскости.

 

  1. Объемные фигуры (12 часов)

Цель: Знакомство с техникой объемная фигура на уменьшение и увеличение. Закрепить полученные знания.

Теория: Использование схем и последовательность построения.

Организационно – педагогические условия

Требования к педагогическим кадрам

     Программа может реализовываться педагогами дополнительного образования, которые соответствуют требованиям: 

- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии;

- наличие курсов повышения квалификации в данной области;

- наличие квалификационной категории (первой, высшей).

 

Материально-техническое обеспечение программы

Материально – техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия в специализированном кабинете соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.

Для успешного  выполнения поставленных задач созданы следующие  организационно педагогические условия:

 

 

 

 

№ п/п

Пособия и оборудование

Программы, методические пособия

1.

- столы, стулья (соответствующие возрасту детей);

Строительные  наборы и конструкторы:

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Lego-Дупло»;

- «Lego- конструктор окна и двери»;

- «Lego- конструктор колеса»;

- «Lego- конструктор кубики, кирпичики»;

-  строительные платы (различных размеров);

- WEDU 2.0. «Роботы и роботехника»;

- Lego «построй свою историю, базовый нобор, развитие речи»;

- «Lego- конструктор физика и химия».

Для обыгрывания конструкций:

 игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- макеты;

- проекты;

- алгоритмы деятельности;

- карточки-планы;

- знаки;

- условные обозначения объектов;

- альбомы;

- чертежы.

 

 

1.Е.В.Фешина «Лего конструирование в детском саду» Москва, Сфера, 2011;

2,О.В.Мельникова «Лего-конструирование» программа, занятий Волгоград: Учитель 2012г.

3.М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО»

4.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2014г.

5. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2015.

6. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Lego education сложные задания, связанные с физикой.

7. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2012г.-192с.

8. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.

9. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

 

 

 

Формы аттестации

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание освоения детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -3 раза в год (октябрь, февраль, май). 

           Диагностика  освоения программы осуществляется педагогами дополнительного образования. Основная задача диагностики – изучить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальную образовательную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Оценочные материалы

В ходе реализации программы применяются следующие способы  контроля.

1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний детей в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).

2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения детей (полученные по какой-либо большой теме), включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков детей. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.

3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля.

Формы отслеживания результатов обучения:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

-  тестирование;

- создание проектов;

- диктант;

- участие в конкурсах;

- участие в выставках;

- мастер класс.

Календарно – тематическое планирование  (младший возраст)

Месяц

Дата

Тема

Цель

Октябрь

7.10.2019

1. Заборчик

- закреплять знания цвета и формы;

9.10.2019

2. Ворота для заборчика

(мозаика)

- закреплять выполнять простейшую конструкцию- ворота;

14.10.2019

3. Большие и маленькие пирамидки

- Закрепляем умение строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

16.10.2019

4. Башня

- Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх;

-  Учить строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

21.10.2019

5. Робот (мозаика)

- учить строить по образцу;

- развивать внимательность;

23.10.2019

6. Кирпичики

- продолжаем учить определять подходящий размер, цвет, форму;

28.10.2019

7.Животные Уральского леса

- продолжаем узнавать  животных;

- учить подражать звукам и движениям животных;

30.10.2019

8. Мебель

- развивать мышление;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

Ноябрь

 

4.11.2019

9. Детская площадка

- показать детскую площадку;

- построить песочницу, лесенки:

6.112019

10. Горка для ребят

- продолжать знакомить с детской площадкой:

- развивать память и наблюдательность;

11.11.19

11. Мы в лесу построим дом

- развивать творческое воображение;

- учить строить дом из Lego-конструктора;

13.11.2019

12. Разные домики (по своему замыслу)

- закреплять умение строить домики;

- конструирование по замыслу;

- закреплять полученные навыки;

- познакомить с понятием фундамент;

18.112019

13. Мебель для комнаты

- развивать способности выделять в предметах их функциональные части;

- учить анализировать образец;

20.11.2019

14. Мебель для кухни

- закреплять умение строить мебель;

- запоминать название предметов мебели;

25.11.2019

15. Русская  печь

- познакомить с русской печкой;

- развивать воображение, фантазию;

- учить строить печку из конструктора;

27.11.2019

16. Мост через речку

- закреплять умение строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга;

Декабрь

2.12.2019

17. Веселые утята

- Учить строить утят, используя различные детали;

- строить из конструктора утят;

4.12.2019

18. Красивые рыбки (мозаика)

- Уточнять и расширять представления о рыбах;

- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- Учить строить морских обитателей;

- учить строить рыб из конструктора;

9.12.2019

19. Мостик через речку

- учить строить мостик, точно соединять строительные детали;

- конструирование по замыслу;

- закреплять полученные навыки;

11.12.2019

20. Домик фермера

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

16.12.2019

21. Построим загон для лошадей

- учить строить загоны по условиям;

-  развивать глазомер, навыки конструирования;

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

 

18.12.2019

22. Здравствуй лес

 

- Закреплять умение строить лесные деревья

- Учить отличать деревья друг от друга;

- Закреплять названия деталей;

- научить различать деревья;

23.12.2019

23. Мельница

- рассказать о мельнице;

- развивать воображение, фантазию;

Декабрь

30.12.2019

24. Яблоко с червячком

 

-учимся строить плоскостного червячка;

- закрепляем умение строить объемную фигуру из Lego;

Январь

13.01.2020

25. Транспорты

- продолжаем знакомить с  видами транспорта;

- учим присоединять колеса к конструктору и другие механические соединения;

15.01.2020

26. Машина с прицепом

- продолжаем с усложнением строить машину с прицепом;

- развивать навыки конструирования;

20.01.2020

27. Автобус и грузовик

 

 

- Продолжаем  учиться  различать виды транспортов;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

22.01.2020

28. Грузовая машина

- учить создавать сложную модель грузовой машины;

- выделять основные части и детали;

27.01.2020

29. Пожарная машина

- рассказать о работниках пожарной части;

-  учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину;

- изучаем все важные элементы  в профессии пожарного;

- учить строить пожарную машину с малейшими деталями;

29.01.2020

30. Кораблик

- рассказ о кораблях;

- учить строить более сложную постройку;

- развивать внимание, навыки конструирования;

Февраль

3.02.2020

32. Елка (мазаика)

- продолжать учить конструировать по замыслу;

- построить новогоднюю елку с украшениями;

5.09.2020

33. Все работы хороши

- продолжаем знакомить с разными профессиями;

- учить отличать их по внешнему виду;

- воспитывать уважение к труду взрослых;

10.02.2020

34. Ракета

- рассказать о космосе и всех планетах;

- учить строить ракету;

12.02.2020

35. Луноход

- рассказать о луноходе;

- учить строить из деталей конструктора;

17.02.2020

36. Космонавты

- продолжать знакомить с космосом;

- учить строить космонавтов из мелких деталей;

- конструирование по замыслу;

19.02.2020

37. Мы едем в зоопарк

- учить отличать хищников от травоядных; 

- продолжаем знакомить с обитателями зоопарка;

- учить строить  жирафа;

- вольер для медведей;

24.02.2020

38. Ящерица

- продолжать знакомить с зоопарком;

- учить строить ящерицу;

- конструирование по замыслу;

26.02.2020

39. Ракушка

 

- учить строить ракушку;

- воспитывать добрые отношения;

- развивать память, мышление, внимание;

Март

2.03.2020

40. Кафе

- учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу;

- конструирование по замыслу;

- Учить анализировать;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

4.03.2020

41. Лесной домик

- распределять детали Lego - конструктора правильно;

- развивать творческое воображение, навыки конструирования;

11.03.2020

42.Светофор, регулировщик

- закреплять знания о светофоре;

- конструирование по замыслу;

- учить правила дорожного движения;

- строить проезжую часть и надземный переход;

16.03.2020

43. Высокий и низкий замок

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

18.03.2020

44. Кукольный дом

- продолжаем учиться строить дома;

- учится плотно соединять детали;

23.03.2020

45. Архитекторы

- учим строить по замыслу;

25.03.2020

46. Сказочные герои

- продолжаем знакомить с плоскостным конструированием;

 - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук;

30.03.2020

47. Цветок

- закреплять полученные навыки;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

Апрель

1.04.2020

48. Лабиринт

- продолжать знакомить с плоскостным конструированием;

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

- конструирование по замыслу;

 

6.04.2020

8.04.2020

 

49-50. Аквариум

-развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- учим строить морские постройки;

13.04.2020

51. Колодец

- учить строить колодец;

- воспитывать добрые отношения;

- развивать память, мышление, внимание;

15.04.2020

53. Воздушный шар

- развивать творчество, воображение;

- учить выделять основные части и детали;

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

20.04.2020

22.04.2020

54-55. Бабочка

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

- конструирование по замыслу;

27.04.2020

29.04.2020

56-57 Поезд

- познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда;

-  развивать фантазию, воображение.

учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

Май

 

4.05.2020

6.05.2020

57-58. Корзина с цветами

-продолжать знакомить с плоскостным конструированием;

 - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук;

11.05.2020

13.05.2020

59-60. Цирк

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

18.05.2020

61. Клоун

- продолжать учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

20.05.2020

25.05.2020

62-63. Морж

-развивать творческую инициативу и самостоятельность;

27.05.2020

64. Льдина

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

 

Календарно – тематическое планирование  (старший возраст)

Месяц

Дата

Тема

Цель

Октябрь

7.10.2019

1. Знакомство с Legoкабинетом

- познакомить с Lego-конструктором;

- закреплять знания цвета и формы;

9.10.2019

2. Заборчик

(мозаика)

- учить выполнять простейшую конструкцию- ворота;

14.10.2019

3. Пирамидка

- учить строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

16.10.2019

4. Башенка

- учить строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

21.10.2019

5. Робот (мозаика)

- учить строить по образцу;

- развивать внимательность;

23.10.2019

6. Разноцветная лесенка

- учить определять подходящий размер, цвет, форму;

28.10.2019

7. Домашние животные

- познакомить с некоторыми видами животных;

- учить подражать звукам и движениям животных;

30.10.2019

8. Мебель

- развивать мышление;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

Ноябрь

 

4.11.2019

9. Якорь

- учить создавать постройку, работать вместе, не мешая друг другу;

- конструирование по замыслу;

6.11.2019

10. Детская площадка

- показать детскую площадку;

- построить песочницу, лесенки:

11.11.2019

11. Горка для ребят

- продолжать знакомить с детской площадкой:

- развивать память и наблюдательность;

13.11.2019

12. Мы в лесу построим дом

- развивать творческое воображение;

- учить строить дом из Lego-конструктора;

18.11.2019

13. Разные домики (по своему замыслу)

- закреплять умение строить домики;

- конструирование по замыслу;

- закреплять полученные навыки;

- познакомить с понятием фундамент;

20.11.2019

14. Мебель для комнаты

- развивать способности выделять в предметах их функциональные части;

- учить анализировать образец;

25.11.2019

15. Мебель для кухни

- закреплять умение строить мебель;

- запоминать название предметов мебели;

27.11.2019

16. Печка

- познакомить с русской печкой;

- развивать воображение, фантазию;

- учить строить печку из конструктора;

Декабрь

2.12.2019

17. Утята в озере

- учить внимательно слушать стихотворение;

- строить из конструктора утят;

4.12.2019

18. Волшебные рыбки (мозаика)

- рассказать о рыбах;

- учить строить рыб из конструктора;

9.12.2019

19. Мостик через речку

- учить строить мостик, точно соединять строительные детали;

- конструирование по замыслу;

- закреплять полученные навыки;

11.12.2019

20. Домик фермера

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

16.12.2019

21. Построим загон для коров

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

18.12.2019

22. Здравствуй лес

 

- познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу;

- научить различать деревья;

23.12.2019

23. Мельница

- рассказать о мельнице;

- развивать воображение, фантазию;

 25.12.2019

24. Яблоко

 

- учим различать форму и цвет;

- строить объемную фигуру из Lego;

Декабрь

30.12.2019

 25. Мостик  

- учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга;

Январь

 

13.01.2020

26. Транспорты

- знакомство с видами транспорта;

- учим присоединять колеса к конструктору;

15.01.2020

27. Машина с прицепом

- учить строить машину с прицепом;

- развивать навыки конструирования;

20.01.2020

28. Автобус и грузовик

 

 

- учить различать виды транспортов;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

22.01.2020

29. Грузовая машина

- учить создавать простейшую модель грузовой машины;

- выделять основные части и детали;

27.01.2020

30. Пожарная машина

- познакомить с профессией пожарного;

- учить строить пожарную машину;

29.01.2020

31. Кораблик

- рассказать о кораблях;

- учить строить более сложную постройку;

- развивать внимание, навыки конструирования;

Февраль

3.02.2020

32. Елка (мозаика)

- учить конструировать по замыслу;

- построить новогоднюю елку с украшениями;

5.02.2020

33. Все работы хороши

- познакомить с разными профессиями;

- учить отличать их по внешнему виду;

- воспитывать уважение к труду взрослых;

10.02.2020

34. Ракета

- рассказать о космосе;

- учить строить ракету;

12.02.2020

35. Луноход

- рассказать о луноходе;

- учить строить из деталей конструктора;

17.02.2020

36. Космонавты

- продолжать знакомить с космосом;

- учить строить космонавтов из мелких деталей;

- конструирование по замыслу;

19.02.2020

37. Животные в зоопарке

- учить строить  слона;

- вольер для тигров и львов;

24.02.2020

38. Крокодил

- продолжать знакомить с зоопарком;

- учить строить крокодила;

- конструирование по замыслу;

26.02.2020

39. Улитка

 

- учить строить улитку;

- воспитывать добрые отношения;

- развивать память, мышление, внимание;

Март

 

2.03.2020

40. Кафе

- учить создавать  постройку, работать вместе, не мешая друг другу;

- конструирование по замыслу;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

4.03.2020

41. Лесной домик

- распределять детали Lego – конструктора правильно;

- развивать творческое воображение, навыки конструирования;

11.03.2020

42. Светофор

- закреплять знания о светофоре;

- конструирование по замыслу;

16.03.2020

18.03.2020

43-44. Высокий и низкий замок

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

23.03.2020

25.03.2020

45-46. Кукольный дом

- продолжаем учиться строить дома;

- учится плотно соединять детали;

30.03.2020

47.Архитекторы

- учим строить по замыслу;

Апрель

1.04.2020

48. Архитекторы

- учим строить по замыслу;

6.04.2020

8.04.2020

49-50. Сказочные герои

- познакомить с плоскостным конструированием;

 - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук;

13.04.2020

51. Цветок

- закреплять полученные навыки;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

15.04.2020

20.04.2020

52-53. Лабиринт

- продолжать знакомить с плоскостным конструированием;

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

- конструирование по замыслу;

22.04.2020

27.04.2020

54-55. Аквариум

-развивать творческую инициативу и самостоятельность;

29.04.2020

56. Колодец

- учить строить колодец;

- воспитывать добрые отношения;

- развивать память, мышление, внимание;

Май

 

4.05.2020

57. Воздушный шар

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

6.05.2020

58. Бабочка

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

- конструирование по замыслу;

11.05.2020

59. Паровоз

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

13.05.2020

60. Корзина с цветами

- продолжать знакомить с плоскостным конструированием;

 - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук;

18.05.2020

61. Цирк

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

20.05.2020

62. Клоун

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

25.05.2020

63. Пингвин

-развивать творческую инициативу и самостоятельность;

27.05.2020

64. Дельфин 

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Проекты

«Лес - наш дом природы»

План:

     1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографии.

     2. рассказ о лесе.

     3. Чтение художественной литературы.

     4. слушание аудиозаписи звукового леса.

     5. Рисование на тему: «Мы гуляем в лесу».

     6. Аппликация на тему: «Деревья в лесу».

«Наша улица»

План:

  1. Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы.
  2. Рассказ об улицах.
  3. Рисование улицы.

«Болото и его обитатели»

План:

  1. Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок с изображением обитателей болот.
  2. Беседа об обитателей болот.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Рисование, лепка. Аппликация «Болото и его обитатели».

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 424 г. Челябинска»

       

Дополнительная образовательная программа

социально-педагогической направленности

«LEGO-конструирование»

Программа разработана на основе  авторской

«Играем вместе с ЛЕГО»

(автор: М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских).

                                                            Программа составлена   воспитателем  

                                                              высшей  категории                

                        Шешуковой Еленой Владимировной

                                                         

Челябинск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………………… 3

2. Учебный план ………………………………………………………………4

3. Календарный учебный график…………………………………………… .4

4. Содержание программы …………………………………………………..  5

5. Содержание программы по предмету……………………………………. .8

6. Содержание изучаемого курса……………………………………………. .9

7. Организационно-педагогические условия………………………………..10

8. Формы аттестации………………………………………………………….11

9. Оценочные материалы …………………………………………………….12

10. Календарно-тематическое планирование …………………………. …...12

11.Приложение ………………………………………………………………..21

                   

Пояснительная записка

Представленная программа  составлена  на основе методических рекомендаций М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО».

Целью конструктивно-модельной деятельности является развитие интереса ребенка к конструированию, знакомство с различными видами конструктора. Умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

Цель программы

Интеллектуальное развитие воспитанника, популяризация технического конструирования  и робототехники, как современного направления в развитии творческой активной личности. 

Задачи:

-  содействовать развитию склонностей и технических интересов детей;

- развивать творческие способности, воображение и основы технической мысли среди воспитанников детского сада;

-  популяризация технических профессий и современных робототехнических технологий.

- создавать возможность для совместной деятельности родителей с детьми, педагогов с детьми.

Принципы  организации образовательного процесса

Обучение основывается на следующих педагогических принципах по Lego-конструированию:

 - от простого к сложному;

 - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Актуальность.

Образовательная программа «Играем вместе с лего» является актуальной и социально значимой, так как ориентирована на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности дошкольника. Lego- конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов Lego, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Предусматривает художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству, изобразительную деятельность, конструктивно-модельную деятельность, развитие игровой деятельности.

Учебный план

п\п

Тема

Практические занятия

Способ отслеживания (инструментарий)

1.

Введение в курс LEGO

  4 занятия

- Тестирование;

- создание проектов;

- диктант;

- участие в конкурсах;

- участие в выставках;

- мастер класс с родителями.

2.

Моделирование

16  занятий

3.

Простые механизмы

10  занятий

4.

Сложные механизмы, датчики, программирование

12  занятий

5.

Мозаика

10  занятий

6.

Объемные фигуры

12  занятий

Всего по программе

64  занятия

Календарный учебный график занятий по «Lego - конструированию»  

на 2019-2020 учебный год

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

7,9

14,16

21,23

28,30

4,6

11,13

18,20

25,27

2,4

9,11

4-8

16,18

23,25

30

1-8

13, 15

20, 22

27, 29

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

К

У

У

У


февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

3,5

10, 12

17,19

24, 26

2,4

11

16,18

23,25,30

1

6,8

13, 15,

20,22,

У

У

27,29

4,6

11,13

18,20

25,27

1-30

1-31

1-31

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

К

К

К

Условные обозначения:

У- учебные (проводятся занятия) ;      К – каникулы ( занятия не проводятся)

В течение года на освоение программных задач отводится 64 занятия (два раза в неделю)

С 27 декабря по 8 января новогодние каникулы.

С 30 мая окончание учебного года.

Регламент занятий установлен МАДОУ самостоятельно с учетом:

- действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049 – 13. XL);

- требований к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации образовательного процесса;

- времени пребывания детей в группе.

Регламент занятий по  Лего-конструированию

День недели

Время

№ группы

Понедельник

15.10-15.40

6,7 (5-6 лет)

Среда

15.10-15:40

6,7 (5-6 лет)

Содержание программы

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  •  научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и    

     др.)

  •  связи теории с практикой  в систематичности и последовательности;
  •  учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  •  доступности и посильности;
  •  творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
  •  наглядности;
  •  прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех

      вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения используются различные  формы занятий:

  •  занятие-образ — расширяют образное и творческое мышление воспитанников;
  •  занятие на развитие коммуникативной культуры воспитанников;
  •  экскурсия - учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;
  •  выставка -  помогает ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других;
  •  конкурс - учит ребенка ситуации соперничества, позволяя адекватно оценивать свои возможности.

Формы  организации  конструктивной  деятельности  воспитанников:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые.

Особенностью организации занятий является сочетание индивидуальных и групповых, которые можно проводить одновременно с воспитанниками в возрастном  диапазоне от 5 до 7 лет.

Занятия в основном носят групповой характер. Индивидуальные занятия проводятся при подготовке индивидуальных выставочных проектов. Наравне с индивидуальной формой работы большое значение имеют коллективные формы занятий. Коллективное творчество обучает ребенка сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает атмосферу совместного игрового действия. Но главное – это переживание совместного творческого дела и радость от общего успеха. Результатом коллективной работы могут быть выставочные или итоговые макеты, коллажи.

Для усвоения воспитанниками материала используются методы:

  • Иллюстративный метод (приобретение знаний через наглядное пособие).
  • Репродуктивный метод (включает применение освоенного на основе образца или примера).
  • Словесный (рассказ, беседа).
  • Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение проектов  демонстрация).
  • Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).
  • Практический (показ приемов работы педагогом, индивидуальная и коллективная работа).
  • Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).
  • Непосредственный контроль  восприятия (анализ и сравнение).

 Программа включает разные виды заданий:  теоретические, практические и  творческие.

Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, целостного отношения к основам конструктивно-модельной деятельности.

Практический материал формирует у детей умения и навыки по изготовлению  поделок на основе знаний, полученных в результате теоретического обучения.

Творческие задания раскрывают художественные способности детей, формируют их эстетический вкус.

Методическая работа:

   Методическая работа направлена на совершенствование образовательного процесса, заключается в:  программном обеспечении и повышении  уровня педагогического мастерства, обучении новым педагогическим технологиям, в прохождении курсов повышения квалификации, а также в аналитической работе, участии  в тематических семинаров, мастер-классах и творческих лабораториях.

В   результате   обучения   воспитанники приобретают навыки:

- анализировать конструктивную и графическую модель;

- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Организация образовательного процесса

Набор детей в объединение свободный, без ограничений. Группы, набранные в объединение, проходят последовательное обучение, предусмотренное данной программой. Обучение детей организовано в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые  материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с возрастом воспитанников, 64 занятия в год.  Перерыв между занятиями 5 – 10 минут.

 Структура занятия по ЛЕГО – конструированию состоит из нескольких частей:

  • Разминка, игра для пальцев;
  • Постановка задачи;
  • Аналитическая часть (анализ предмета, выделение его характерных особенностей, основных функциональных частей, определение связи между их назначением и строением, планирование процесса создания модели);
  • Собственно конструирование;
  • Развитие сюжета;
  • Обсуждение работы.

Занятия создают фон непринужденной, творческой атмосферы, способствуют эмоциональной настроенности детей, которая может быть достигнута перед практической работой с помощью демонстрации произведений конструктивного искусства, использования игровых ситуаций, групповых форм работы, экскурсий и прогулок.

Для сплочения коллектива, для создания совместных построек, макетов используются мероприятия, в которых принимают участие дети, педагоги и родители: «Праздник осени», «День матери», «Новый год». Участие в конкурсах: «Робототехника», «Легоконструирование», «Рождественская сказка». Участие в выставках: «Робомастер», «Маленький принц».

Содержание программы по предмету

Программа знакомит детей с различными видами конструктора. Формирует интерес к разнообразным зданиям и сооружениям, умению видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное значение.

Закрепляет навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

В результате  обучения дети должны:

- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;

- строить постройку с перекрытиями, делать   постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;

- располагать кирпичики, пластины вертикально;

- правильно использовать детали строительного материала;

- правильно называть детали Lego-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Содержание изучаемого курса

  1. Введение в курс LEGO (4 часа)

Цели и задачи на учебный год.

Знакомство с правилами техники безопасности работы с конструктором.

  1. Моделирование (16 часов)

Цель: Знакомство с конструктором. Узоры. Симметрия. Мозаика.

Теория: Баланс конструкций. Виды крепежа.

  1. Простые механизмы (10 часов)

Цель: Знакомство с механизмами, закрепить полученные знания.

Теория: «Зубчатые колеса, оси, рычаги, шкивы и ремни».

  1. Сложные механизмы, датчики, программирование (12 часов)

Цель: Знакомство с роботами, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Программирование, мощность мотора, звуки, блок , датчики.

  1. Мозаика (10 часов)

Цель: Знакомство с техникой, видами мозаики. Закрепление и применение полученных  знаний.

Теория: Геометрические фигуры, расположение их на плоскости.

  1. Объемные фигуры (12 часов)

Цель: Знакомство с техникой объемная фигура на уменьшение и увеличение. Закрепить полученные знания.

Теория: Использование схем и последовательность построения.

Организационно – педагогические условия

Требования к педагогическим кадрам

     Программа может реализовываться педагогами дополнительного образования, которые соответствуют требованиям:  

- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии;

- наличие курсов повышения квалификации в данной области;

- наличие квалификационной категории (первой, высшей).

Материально-техническое обеспечение программы

Материально – техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия в специализированном кабинете соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.

Для успешного  выполнения поставленных задач созданы следующие  организационно педагогические условия:

№ п/п

Пособия и оборудование

Программы, методические пособия

1.

- столы, стулья (соответствующие возрасту детей);

Строительные  наборы и конструкторы:

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Lego-Дупло»;

- «Lego- конструктор окна и двери»;

- «Lego- конструктор колеса»;

- «Lego- конструктор кубики, кирпичики»;

-  строительные платы (различных размеров);

- WEDU 2.0. «Роботы и роботехника»;

- Lego «построй свою историю, базовый нобор, развитие речи»;

- «Lego- конструктор физика и химия».

Для обыгрывания конструкций:

 игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- макеты;

- проекты;

- алгоритмы деятельности;

- карточки-планы;

- знаки;

- условные обозначения объектов;

- альбомы;

- чертежы.

1.Е.В.Фешина «Лего конструирование в детском саду» Москва, Сфера, 2011;

2,О.В.Мельникова «Лего-конструирование» программа, занятий Волгоград: Учитель 2012г.

3.М.Н. Кузнецова, И.В. Николаева, О.С. Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО»

4.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2014г.

5. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2015.

6. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Lego education сложные задания, связанные с физикой.

7. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2012г.-192с.

8. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.

9. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

Формы аттестации

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание освоения детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -3 раза в год (октябрь, февраль, май).  

           Диагностика  освоения программы осуществляется педагогами дополнительного образования. Основная задача диагностики – изучить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальную образовательную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Оценочные материалы

В ходе реализации программы применяются следующие способы  контроля.

1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний детей в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).

2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения детей (полученные по какой-либо большой теме), включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков детей. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.

3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля.

Формы отслеживания результатов обучения:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

-  тестирование;

- создание проектов;

- диктант;

- участие в конкурсах;

- участие в выставках;

- мастер класс.

Календарно – тематическое планирование  (младший возраст)

Месяц

Дата

Тема

Цель

Октябрь

7.10.2019

1. Заборчик

- закреплять знания цвета и формы;

9.10.2019

2. Ворота для заборчика

(мозаика)

- закреплять выполнять простейшую конструкцию- ворота;

14.10.2019

3. Большие и маленькие пирамидки

- Закрепляем умение строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

16.10.2019

4. Башня

- Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх;

-  Учить строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

21.10.2019

5. Робот (мозаика)

- учить строить по образцу;

- развивать внимательность;

23.10.2019

6. Кирпичики

- продолжаем учить определять подходящий размер, цвет, форму;

28.10.2019

7.Животные Уральского леса

- продолжаем узнавать  животных;

- учить подражать звукам и движениям животных;

30.10.2019

8. Мебель

- развивать мышление;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

Ноябрь

4.11.2019

9. Детская площадка

- показать детскую площадку;

- построить песочницу, лесенки:

6.112019

10. Горка для ребят

- продолжать знакомить с детской площадкой:

- развивать память и наблюдательность;

11.11.19

11. Мы в лесу построим дом

- развивать творческое воображение;

- учить строить дом из Lego-конструктора;

13.11.2019

12. Разные домики (по своему замыслу)

- закреплять умение строить домики;

- конструирование по замыслу;

- закреплять полученные навыки;

- познакомить с понятием фундамент;

18.112019

13. Мебель для комнаты

- развивать способности выделять в предметах их функциональные части;

- учить анализировать образец;

20.11.2019

14. Мебель для кухни

- закреплять умение строить мебель;

- запоминать название предметов мебели;

25.11.2019

15. Русская  печь

- познакомить с русской печкой;

- развивать воображение, фантазию;

- учить строить печку из конструктора;

27.11.2019

16. Мост через речку

- закреплять умение строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга;

Декабрь

2.12.2019

17. Веселые утята

- Учить строить утят, используя различные детали;

- строить из конструктора утят;

4.12.2019

18. Красивые рыбки (мозаика)

- Уточнять и расширять представления о рыбах;

- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- Учить строить морских обитателей;

- учить строить рыб из конструктора;

9.12.2019

19. Мостик через речку

- учить строить мостик, точно соединять строительные детали;

- конструирование по замыслу;

- закреплять полученные навыки;

11.12.2019

20. Домик фермера

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

16.12.2019

21. Построим загон для лошадей

- учить строить загоны по условиям;

-  развивать глазомер, навыки конструирования;

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

18.12.2019

22. Здравствуй лес

- Закреплять умение строить лесные деревья

- Учить отличать деревья друг от друга;

- Закреплять названия деталей;

- научить различать деревья;

23.12.2019

23. Мельница

- рассказать о мельнице;

- развивать воображение, фантазию;

Декабрь

30.12.2019

24. Яблоко с червячком

-учимся строить плоскостного червячка;

- закрепляем умение строить объемную фигуру из Lego;

Январь

13.01.2020

25. Транспорты

- продолжаем знакомить с  видами транспорта;

- учим присоединять колеса к конструктору и другие механические соединения;

15.01.2020

26. Машина с прицепом

- продолжаем с усложнением строить машину с прицепом;

- развивать навыки конструирования;

20.01.2020

27. Автобус и грузовик

- Продолжаем  учиться  различать виды транспортов;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

22.01.2020

28. Грузовая машина

- учить создавать сложную модель грузовой машины;

- выделять основные части и детали;

27.01.2020

29. Пожарная машина

- рассказать о работниках пожарной части;

-  учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину;

- изучаем все важные элементы  в профессии пожарного;

- учить строить пожарную машину с малейшими деталями;

29.01.2020

30. Кораблик

- рассказ о кораблях;

- учить строить более сложную постройку;

- развивать внимание, навыки конструирования;

Февраль

3.02.2020

32. Елка (мазаика)

- продолжать учить конструировать по замыслу;

- построить новогоднюю елку с украшениями;

5.09.2020

33. Все работы хороши

- продолжаем знакомить с разными профессиями;

- учить отличать их по внешнему виду;

- воспитывать уважение к труду взрослых;

10.02.2020

34. Ракета

- рассказать о космосе и всех планетах;

- учить строить ракету;

12.02.2020

35. Луноход

- рассказать о луноходе;

- учить строить из деталей конструктора;

17.02.2020

36. Космонавты

- продолжать знакомить с космосом;

- учить строить космонавтов из мелких деталей;

- конструирование по замыслу;

19.02.2020

37. Мы едем в зоопарк

- учить отличать хищников от травоядных;  

- продолжаем знакомить с обитателями зоопарка;

- учить строить  жирафа;

- вольер для медведей;

24.02.2020

38. Ящерица

- продолжать знакомить с зоопарком;

- учить строить ящерицу;

- конструирование по замыслу;

26.02.2020

39. Ракушка

- учить строить ракушку;

- воспитывать добрые отношения;

- развивать память, мышление, внимание;

Март

2.03.2020

40. Кафе

- учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу;

- конструирование по замыслу;

- Учить анализировать;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

4.03.2020

41. Лесной домик

- распределять детали Lego - конструктора правильно;

- развивать творческое воображение, навыки конструирования;

11.03.2020

42.Светофор, регулировщик

- закреплять знания о светофоре;

- конструирование по замыслу;

- учить правила дорожного движения;

- строить проезжую часть и надземный переход;

16.03.2020

43. Высокий и низкий замок

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

18.03.2020

44. Кукольный дом

- продолжаем учиться строить дома;

- учится плотно соединять детали;

23.03.2020

45. Архитекторы

- учим строить по замыслу;

25.03.2020

46. Сказочные герои

- продолжаем знакомить с плоскостным конструированием;

 - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук;

30.03.2020

47. Цветок

- закреплять полученные навыки;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

Апрель

1.04.2020

48. Лабиринт

- продолжать знакомить с плоскостным конструированием;

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

- конструирование по замыслу;

6.04.2020

8.04.2020

49-50. Аквариум

-развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- учим строить морские постройки;

13.04.2020

51. Колодец

- учить строить колодец;

- воспитывать добрые отношения;

- развивать память, мышление, внимание;

15.04.2020

53. Воздушный шар

- развивать творчество, воображение;

- учить выделять основные части и детали;

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

20.04.2020

22.04.2020

54-55. Бабочка

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

- конструирование по замыслу;

27.04.2020

29.04.2020

56-57 Поезд

- познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда;

-  развивать фантазию, воображение.

учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

Май

4.05.2020

6.05.2020

57-58. Корзина с цветами

-продолжать знакомить с плоскостным конструированием;

 - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук;

11.05.2020

13.05.2020

59-60. Цирк

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

18.05.2020

61. Клоун

- продолжать учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

20.05.2020

25.05.2020

62-63. Морж

-развивать творческую инициативу и самостоятельность;

27.05.2020

64. Льдина

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

Календарно – тематическое планирование  (старший возраст)

Месяц

Дата

Тема

Цель

Октябрь

7.10.2019

1. Знакомство с Legoкабинетом

- познакомить с Lego-конструктором;

- закреплять знания цвета и формы;

9.10.2019

2. Заборчик

(мозаика)

- учить выполнять простейшую конструкцию- ворота;

14.10.2019

3. Пирамидка

- учить строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

16.10.2019

4. Башенка

- учить строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

21.10.2019

5. Робот (мозаика)

- учить строить по образцу;

- развивать внимательность;

23.10.2019

6. Разноцветная лесенка

- учить определять подходящий размер, цвет, форму;

28.10.2019

7. Домашние животные

- познакомить с некоторыми видами животных;

- учить подражать звукам и движениям животных;

30.10.2019

8. Мебель

- развивать мышление;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

Ноябрь

4.11.2019

9. Якорь

- учить создавать постройку, работать вместе, не мешая друг другу;

- конструирование по замыслу;

6.11.2019

10. Детская площадка

- показать детскую площадку;

- построить песочницу, лесенки:

11.11.2019

11. Горка для ребят

- продолжать знакомить с детской площадкой:

- развивать память и наблюдательность;

13.11.2019

12. Мы в лесу построим дом

- развивать творческое воображение;

- учить строить дом из Lego-конструктора;

18.11.2019

13. Разные домики (по своему замыслу)

- закреплять умение строить домики;

- конструирование по замыслу;

- закреплять полученные навыки;

- познакомить с понятием фундамент;

20.11.2019

14. Мебель для комнаты

- развивать способности выделять в предметах их функциональные части;

- учить анализировать образец;

25.11.2019

15. Мебель для кухни

- закреплять умение строить мебель;

- запоминать название предметов мебели;

27.11.2019

16. Печка

- познакомить с русской печкой;

- развивать воображение, фантазию;

- учить строить печку из конструктора;

Декабрь

2.12.2019

17. Утята в озере

- учить внимательно слушать стихотворение;

- строить из конструктора утят;

4.12.2019

18. Волшебные рыбки (мозаика)

- рассказать о рыбах;

- учить строить рыб из конструктора;

9.12.2019

19. Мостик через речку

- учить строить мостик, точно соединять строительные детали;

- конструирование по замыслу;

- закреплять полученные навыки;

11.12.2019

20. Домик фермера

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

16.12.2019

21. Построим загон для коров

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

18.12.2019

22. Здравствуй лес

- познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу;

- научить различать деревья;

23.12.2019

23. Мельница

- рассказать о мельнице;

- развивать воображение, фантазию;

 25.12.2019

24. Яблоко

- учим различать форму и цвет;

- строить объемную фигуру из Lego;

Декабрь

30.12.2019

 25. Мостик        

- учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга;

Январь

13.01.2020

26. Транспорты

- знакомство с видами транспорта;

- учим присоединять колеса к конструктору;

15.01.2020

27. Машина с прицепом

- учить строить машину с прицепом;

- развивать навыки конструирования;

20.01.2020

28. Автобус и грузовик

- учить различать виды транспортов;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

22.01.2020

29. Грузовая машина

- учить создавать простейшую модель грузовой машины;

- выделять основные части и детали;

27.01.2020

30. Пожарная машина

- познакомить с профессией пожарного;

- учить строить пожарную машину;

29.01.2020

31. Кораблик

- рассказать о кораблях;

- учить строить более сложную постройку;

- развивать внимание, навыки конструирования;

Февраль

3.02.2020

32. Елка (мозаика)

- учить конструировать по замыслу;

- построить новогоднюю елку с украшениями;

5.02.2020

33. Все работы хороши

- познакомить с разными профессиями;

- учить отличать их по внешнему виду;

- воспитывать уважение к труду взрослых;

10.02.2020

34. Ракета

- рассказать о космосе;

- учить строить ракету;

12.02.2020

35. Луноход

- рассказать о луноходе;

- учить строить из деталей конструктора;

17.02.2020

36. Космонавты

- продолжать знакомить с космосом;

- учить строить космонавтов из мелких деталей;

- конструирование по замыслу;

19.02.2020

37. Животные в зоопарке

- учить строить  слона;

- вольер для тигров и львов;

24.02.2020

38. Крокодил

- продолжать знакомить с зоопарком;

- учить строить крокодила;

- конструирование по замыслу;

26.02.2020

39. Улитка

- учить строить улитку;

- воспитывать добрые отношения;

- развивать память, мышление, внимание;

Март

2.03.2020

40. Кафе

- учить создавать  постройку, работать вместе, не мешая друг другу;

- конструирование по замыслу;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

4.03.2020

41. Лесной домик

- распределять детали Lego – конструктора правильно;

- развивать творческое воображение, навыки конструирования;

11.03.2020

42. Светофор

- закреплять знания о светофоре;

- конструирование по замыслу;

16.03.2020

18.03.2020

43-44. Высокий и низкий замок

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

23.03.2020

25.03.2020

45-46. Кукольный дом

- продолжаем учиться строить дома;

- учится плотно соединять детали;

30.03.2020

47.Архитекторы

- учим строить по замыслу;

Апрель

1.04.2020

48. Архитекторы

- учим строить по замыслу;

6.04.2020

8.04.2020

49-50. Сказочные герои

- познакомить с плоскостным конструированием;

 - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук;

13.04.2020

51. Цветок

- закреплять полученные навыки;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

15.04.2020

20.04.2020

52-53. Лабиринт

- продолжать знакомить с плоскостным конструированием;

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

- конструирование по замыслу;

22.04.2020

27.04.2020

54-55. Аквариум

-развивать творческую инициативу и самостоятельность;

29.04.2020

56. Колодец

- учить строить колодец;

- воспитывать добрые отношения;

- развивать память, мышление, внимание;

Май

4.05.2020

57. Воздушный шар

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

6.05.2020

58. Бабочка

- развивать внимание, мелкую моторику рук.

- конструирование по замыслу;

11.05.2020

59. Паровоз

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

13.05.2020

60. Корзина с цветами

- продолжать знакомить с плоскостным конструированием;

 - развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук;

18.05.2020

61. Цирк

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание;

20.05.2020

62. Клоун

- учить сооружать постройки с перекрытиями;

- учить делать их прочными;

25.05.2020

63. Пингвин

-развивать творческую инициативу и самостоятельность;

27.05.2020

64. Дельфин  

-развивать творчество, воображение;

-учить выделять основные части и детали;

Приложение

Приложение 1

Проекты

«Лес - наш дом природы»

План:

     1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографии.

     2. рассказ о лесе.

     3. Чтение художественной литературы.

     4. слушание аудиозаписи звукового леса.

     5. Рисование на тему: «Мы гуляем в лесу».

     6. Аппликация на тему: «Деревья в лесу».

«Наша улица»

План:

  1. Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы.
  2. Рассказ об улицах.
  3. Рисование улицы.

«Болото и его обитатели»

План:

  1. Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок с изображением обитателей болот.
  2. Беседа об обитателей болот.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Рисование, лепка. Аппликация «Болото и его обитатели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение  ...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»

Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и  эффективности логопедической помощи воспитанникам....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «УМКА»

При разработке дополнительной образовательной программы «Умка»  использовались авторские программы по обучению и развитию детей младшего дошкольного возраста, а также учитывались...