Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"
материал (старшая группа) по теме

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

«Муниципальное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3  г.  Нерюнгри»

 

Программа заслушана  и согласована

на научно-методическом совете

Протокол № 2 от 14.10. 2012

                              Утверждена

                                                                          Заседанием педагогического совета

Протокол № 2 от  21 ноября 2012 года

 

       Приказ МБ С(К) ОУ С (К)  НШ-ДС №3

№ 214  от 27  ноября 2012 года

Номинация 1. «Программы дополнительного

     образования детей» (для детей 5-6 лет).                                        

Дополнительная образовательная программа

социально-педагогической  направленности

«Ступеньки к Богу»

 

Контингент,   на    который    рассчитана    дополнительная образовательная программа.

Воспитанники  с ограниченными возможностями здоровья  от  5 до 7 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы

 2 года

Автор  программы

Ербягина Марина Борисовна, воспитатель

Место реализации

«Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3  г.  Нерюнгри»

 

Год разработки дополнительной

образовательной программы

2012  год

 

"Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий".

прот. Зеньковский В.В.

 

Пояснительная записка

 

         Вступление России в ХХI век  актуализировало проблему духовности и нравственности общественной жизни для всех граждан (зрелых и молодых, подростков и детей, богатых и бедных, больных и здоровых, православных и мусульман)

          Не обошла проблема духовности, нравственности и дошкольное  образование. Сегодня состояние дошкольной педагогики характеризуется тем, что опыт организации воспитания очень разносторонен и разнопланов, что обусловлено Концепцией дошкольного образования. Одним из направлений данной Концепции является многообразие и вариативность дошкольного образования, и это нашло отражение в возникновении и создании системы православного воспитания. Начиная с 1992 года, в России появилась возможность воспитания детей на ценностях Православия, основы которого должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержательной деятельности дошкольных учреждений и групп данного профиля.

           Сегодня  основными направлениями системы православного воспитания детей дошкольного возраста являются:

-     духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;

-       развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;

-         возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи, что достигается, в том числе, и деятельностью дошкольных работниках  в рамках семейных клубов и православных гостиных.

          Коллектив Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3  г.  Нерюнгри» республики Саха (Якутия) также использовал появившуюся  возможность воспитания детей в духе православия.  На протяжении 10 лет коллектив учреждения активно  работал  над созданием системы православного воспитания через пропаганду традиций православного семейного воспитания в рамках деятельности семейного клуба «Сарданга». Путь исканий своего подхода к преподнесению православной культуры дошкольникам подвел к созданию дополнительной образовательной программы «Ступеньки к Богу» (далее по тексту ДОП «Ступеньки к Богу»)

           Одной из причин создания  ДОП «Ступеньки к Богу» является отсутствие в  имеющихся государственных  Программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста раздела «нравственное воспитание», который заменен «задачами социального развития».

          Отсюда актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает:

-           потребностям времени по восполнению пропущенных задач духовно-нравственного и патриотического воспитания;

-       запросам родительского коллектива на получение детьми основ православной культуры (которая вмещает в себя и нравственность, и духовность, и патриотизм и т.д.) в рамках дошкольного  учреждения;

-               требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования в части 2.5.  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655  [11].

                  Актуальность  введения курса Православия в дошкольном учреждении обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания  образования, развития воспитательных функций вариативного образования  в новых социокультурных условиях. При этом вариативное  воспитание понимается как процесс, направленный на расширение возможностей  стандарта образования и воспитания, то есть расширение рамок светского воспитания для  саморазвития личности дошкольника. Синонимом понятия «вариативность»  являются определение «изменчивость»  или «разнообразие».

           Таким образом, самым главным при презентации  актуальности ДОП «Ступеньки к Богу»  является внесение  разнообразия в  характер светского  воспитания  за счет формирования  авторской основной  образовательной программы учреждения через введение  христианского воспитания: в ребенке развивается и укрепляется совесть, которая будучи подчинена Высшему Авторитету и сама становится для ребенка на первое место при выборе, как поступить в каждом случае. Подчиняясь голосу совести, христианин с юных лет научается управлять своими желаниями, в чем-то себе отказывать, в чем-то себя принуждать.

             Актуальность  программы определяет  педагогическую аксиому: цель учителя достигнута, если он научил ребенка учиться, цель воспитателя осуществилась, если  ребенок способен уже к самовоспитанию, руководствуясь при этом не своим собственным мнением или желанием, а голосом правильно обученной совести [1].

            Важно подчеркнуть, что  актуальность программы не противоречит Федеральным Государственным требованиям к структуре основной  образовательной программы учреждения,  в которых  формирование вариативной части образовательной программы оставляют за участниками образовательного процесса [11].

         На сегодняшний день образовательная политика государства      претерпела качественные изменения. Впервые в истории отечественного  образования  дошкольная педагогика официально признана первой ступенькой образования. И это вселяет надежду на решение проблем нравственной культуры, духовной культуры, культуры человечности жителей России. Не случайно педагоги, психологи теоретически и практически  доказывают  существование «сенситивных периодов» в развитии ребенка. Сензитивные периоды развития – это время качественного скачка в развитии ребенка. Известно, что сенситивный период  является наиболее  благоприятным временем для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Во время сенситивного периода ребенок  максимально чувствителен и восприимчив к усвоению новых знаний. Сензитивные периоды также являются эффективным временем становления способностей и личности ребенка.

           Обобщая вышесказанное, можно конкретно говорить о том, что дошкольный период – это особый период формирования будущей личности, основа всей образовательной пирамиды.  Смысл дошкольного детства и ДОП «Ступеньки к Богу»:  пока дети малы и безгрешны, надо торопиться наполнить их души светом добра и любви – иначе они сами найдут дорогу к злу. Как автор данной программы выражаю твердую уверенность, что свет добра и любви в душах дошкольников можно зажечь только на основе православной культуры, которая вмещает в себя веру в Бога, высокую нравственность и милосердие.

             К сожалению,  понятие «культура» часто воспринимают как широту и объём знаний. Если человек читал Пушкина и Некрасова, имеет понятие о живописи, умеет хотя бы читать на иностранных языках, то он считается культурным. То есть культуру отождествляют с образованием. На самом деле такая культура происходит от слова "культ", а культурность зависит от того, насколько ты заповеди Бога исполняешь. Апостол Павел говорил: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто»  (1 Кор. 13, 1. 2) .

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

           Исторический обзор  истории Православия  доказывает, что во всей России под словом «культура» всегда понималась именно любовь к ближнему, семье, Родине, природе России и т.д.   Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, – это был культурный человек. В русской деревне было принято здороваться с каждым встречным, и это было культурно. Культура – это боязнь оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих людей. Культура – это, прежде всего, уважение к ближнему, к семье, Родине и т.д.  «Истоки русской культуры  таятся в православной религии» [8].

           Из выше изложенного вытекает новизна содержания ДОП «Ступеньки к Богу»   В данной  Программе  понятие «культура»  толкуется как христианское отношение  к  ближним, как любовь к родному дому, семье, Родине. Программа предполагает научить дошкольников сочувствию, милосердию, любви к Богу и ближнему.    

             Новизной Программы  является стремиться не к тому, чтобы дети усвоили содержание материала на одни пятерки, а открытие для дошкольников красоты православной культуры и построение путей, которые смогут привести  детей к умению дарить окружающим любовь и мир.  И если  хотя бы часть  воспитанников  научаться проявлять христианскую любовь к ближнему, сочувствию и милосердию, справедливости, то окружающий нас мир станет более гармоничным и благополучным.

            Новизна Программы заключается в  православном  воспитании и,  прежде всего, раскрытие и утверждение в ребенке образа Божьего.  В  основе понятия «образование» лежит слово «образ». Программа возвращает  к изначальному значению  слова «образование», которое направлено на   становление внутреннего образа человека,  а это невозможно без первоначального воспитания в нем тяги к истинным ценностям, которые основаны на соблюдении Заповедей Божиих

             Новизна программы содержится и  в  создании системы  православного воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ).

               Педагогическая целесообразность ДОП «Ступеньки к Богу».

           Педагогическая целесообразность ДОП «Ступеньки к Богу» заключается в понимании дошкольного детства  как  важного и сложного  периода жизни, в период которого закладываются основы личности. То, что не додали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности - такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок и т.д. Поэтому материал, предлагаемый  программой, не требует дополнительных занятий, а включается в различные виды детской деятельности.  

Педагогическая целесообразность ДОП «Ступеньки к Богу» состоит в том, что основой годового цикла материала  Программы служит народно-православный календарь, помогающий упорядочить работу по православному воспитанию дошкольников.  Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение,  Вербное воскресенье, Пасха, Зеленые святки и т.д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Педагогическая целесообразность ДОП «Ступеньки к Богу» предполагает, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

      Педагогическая целесообразность обусловлена:

-       сенситивностью временного отрезка возраста дошкольников, когда восприятие материала идет на высоком эмоциональном уровне;

-       противостоянием  материала воспитания  негативной информации СМИ;

-       интеграцией  задач православного воспитания Программы с задачами нравственного и гражданско-патриотического, которое предусмотрено основной  общеобразовательной программой.

         Главная цель Программы:

   – формирование вариативной модели  воспитания  на основе  Православия, способствующей целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности дошкольника, обеспечивающей его духовное, психическое и телесное здоровье

-     построение гибкой системы  (одно из определений вариативности)  для изменения воспитательных потребностей родителей и детей.

  Для качественной реализации поставленной цели необходимо грамотно реализовать следующие задачи.

Образовательные:  Формирование основы мировоззрения, развитие умственных сил, способностей, дарований, познавательных интересов, возможностей личности через:

-        приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа;

-       создание специальных  условий для восприятия детьми знаний о Боге;

-       простейшие представления о Православной вере и Церкви: 

-       знакомство детей с основными православными праздниками;

-        формирование первоначальных  представлений  о Заповедях Божиих как основе жизни человека.

Развивающие:

-       пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиозные чувства;

-       формировать представление о нормах поведения христианина средствами игровой и практической деятельности;

 Воспитательные:

1.     Формирование  духовности и нравственности как  базисных компонентов  личности через воспитание:

-     восприятия и принятие духовного смысла основных нравственных понятий; как: "Совесть", "Благодарность", "Зло и добро", "Вечность", "Щедрость и жадность", "Осуждение", "Зависть", "Милосердие", "Дружба и верность", "Предательство", "Прощение"

-       чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям,

-         бережного отношения к окружающему миру – великому творению Господа;

-         творческих способностей, эстетического вкуса, креативности мышления

       Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.

          Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

           Отличительная  особенность ДОП «Ступеньки к Богу» заключается в том, что она представлена вариативной моделью  обучения и воспитания на основе православной культуры, основанной на системе духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ.
          В программе дается материал для формирования и закрепления таких представлений как  послушание, любовь к ближним и Богу, милосердие и кротость, сострадание, великодушие.  Широко представлен материал православной культуры, художественной литературы, основ православия по формированию у дошкольников основ христианского мировоззрения и поведения.

          Одной из особенностей программы отмечается попытка создания алгоритма воспитания  по формированию  духовности и нравственности как  базисных компонентов  личности.  Алгоритм основан  на учете  принципа возрастных особенностей и принципа усложнения подачи материала с опорой на приобретенные ранее знания и умения детей.  Опора на полученные знания, авторский алгоритм подачи материала, постепенное усложнение материала и нарастание сложности понятий предполагает сформировать у дошкольников при выпуске в школу интеллектуальную,  социальную, коммуникативную компетентности, что предусмотрено Федеральными Государственными требованиями к дошкольному образованию.

           Материал программы  представлен системой работы по видам и определению качеств любви: самоотверженная, и жертвенная, героическая, всепрощающая и др.

           Материал не повторяет содержание основных общеобразовательных программ. Использовались разные источники литературных произведений, дающие возможность ребенку получить эмоциональный отклик  на услышанное, открыть детские сердца милосердию, благородству, человеколюбию.

           Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

          Возраст детей, участвующих в реализации данной образова­тельной программы  5-7 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании заявлений родителей.

           Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

            Реализации ДОП «Ступеньки к Богу» состоит в том,  рассчитана на 2 учебных года. При этом учитывается, что автор предварительно готовит детей к восприятию доброты, милосердия, чуткости на материале русских народных сказок, притч, стихтворений на протяжении 2 лет (вторая младшая и средняя группа) по специально созданному планированию.

           Формы и режим занятий. Форма организации детей – подгрупповая и индивидуальная. Режим занятий обусловлен часом дополнительного  образования во второй половине дня, за исключением дней проведения экскурсий. Проводится 1 занятие в неделю. При этом учитывается уровень нарушения развития ребенка и способность к восприятию материала. Если ребенок не усваивает понятие или материал, то проводится дополнительная  индивидуальная работа с использованием дополнительных дидактических игр, материала детской Библии. Иногда приглашаются к сотрудничеству родители для поиска дополнительной информации по теме занятия.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.                         

               Результаты воспитания - это комплексное образование, проявляющееся в единстве интеллектуального, эмоционального и поведенческого компонентов. Воспитанный человек знает социальные нормы, личностно относится к ним и регулирует свое поведение в соответствии с ними.

            Результатами программы предполагается достижение ребенком того уровня христианства, на который ему позволяют стать возрастные возможности и способности. Выпускники:

           будут владеть базисным уровнем православной культуры -  знаниями духовно-нравственного характера: православное учение о Творце и творении.

            будут знать:

-       элементарные сведения о Боге, его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия;

-        о заботе Бога о мире , Его любви к людям, о назначении человека.

-       Заповеди Божьи;

-       главы  Евангелия связанные  с творением мира;

-       события библейской истории со значительными сокращениями, но в хронологической последовательности, содержащих основные ключевые события, в которых явно просматривается благая воля Божия о спасении людей.

-       произведения  высокой культуры: произведения русских классиков: Чайковского, Гаврилина, Свиридова, которые обращались в своем творчестве к теме Православия.

будут уметь:  

-       выражать  свое отношение к тому, что они познает или делает по отношению к другим людям или самому себе;

-       выражать свое мнение всему тому, что связано с выражени­ем заинтересованного, пристрастного Я-ребенка (например, «Как бы ты поступил в этом случае?», «Вырази свое отношение к этому со­бытию или поступку»)

будут развиты следующие ценности:

-         умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;

-       основы нравственного поведения,  когда ребенок  в максимальной степени ориентируется на других людей, учитывая их интересы и позицию;

-       нравственного чувства сопереживания;

-       чувства ответственности за другого человека;

-       чувства благодарения;

-       совесть, доброта, свобода, милосердие, честность, справедливость и др.

              Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

                 Предполагается  использовать следующие формы подведения итогов:

-       Выставки, посвященные акциям милосердия: «День семьи» (семейный проект, сбор вещей для детей оставшихся без попечения родителей); «Самый оригинальный подарок к Пасхе» по номинациям.

-       Благотворительная ярмарка (на ремонт храма) «Вербное воскресенье»

-       Конкурс рисунков «Волхвы поклоняются Святому Семейству», «Моя любимая сказка», «Святая вербочка».

-       Защита творческих детско-родительских проектов «Как мы понимаем Любовь»,  «Примеры кротости в  сказках»

-       участие воспитанников в улусных научно-практических конфе­ренциях 

                 Планируется проведение следующих форм выявления результатов:

диагностика,  тестирование, индивидуальное собеседование, наблюдение,  анализ результатов уча­стия детей в акциях милосердия.

 

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

Тематическое планирование

1 год обучения

 

Диагностика знаний детей о духовных ценностях.

1

1.      

Анкетирование родителей о духовном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

1

2.      

Экскурсия в храм иконы Казанской Божьей Матери

 

3

«Родной очаг»

 

4

Знакомство с 5–ой заповедью Божией: «Чти отца и мать свою»

 

5

Занятие-утренник Праздник Покрова. (Кукольный спектакль -Сказка «Шарф-покров»)  -14 октября.

1

6

Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Платок (покров)».

1

7

О первом члене Символа веры

1

8

Выставка детских рисунков «Наш Покров».

1

9

Сотворение мира

1

10

Беседа о честности, любви, доброте.

1

11

Изгнание из рая

1

12

Каин и Авель

1

13

Драматизация рассказа  «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм»

1

14

Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае

1

15

Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций. Потоп.

1

16

Призвание Авраама

1

17

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

1

18

Концерт «Христославы».

1

19

Выставка детских работ  «Рождественская открытка»

1

20

Дни Милосердия. Готовим подарки детям-сиротам к Рождеству

1

21

Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним

1

22

Исаак

1

23

Дети Исаака

1

24

Музыкальное занятие с использованием духовной музыки.

1

25

История Иосифа

1

26

Занятие-утренник Масленица.

1

27

Занятие по продуктивной деятельности «Масленица пришла». Чтение рассказа «Чистота телесная и духовная»

1

28

Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

1

29

Моисей

1

30

Занятие-Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

1

31

Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

1

32

Занятие по продуктивной деятельности на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».

1

33

О втором члене Символа веры

1

34

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

1

35

Детство Иисуса Христа

1

36

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

1

 

 

 

2 год обучения

1

Экскурсия в храм Казанской божьей матери. Беседа «Заповеди господни»

1

2

О третьем члене Символа веры.

1

3

Св. родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна

1

4

Драматизация истории «Чудесный сон» (сценки из библии)

1

5

Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов храма.

1

6

Детская благотворительность (подарки для сирот). Изготовление поделок своими руками.

1

7

Исцеление десяти прокажённых.

1

8

Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки

1

9

Воскрешение Лазаря

1

10

О вере

1

11

Избрание учеников Господом (чудесный улов)

1

12

Рождение и Благовещение пресвятой Девы Марии

1

13

Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.

1

14

Занятие-утренник «Праздник Введения во Храм Богородицы». (Кукольный спектакль-Сказка «Три ступеньки» ) 

1

15

Занятие-утренник Праздник Святителя Николая. (Кукольный спектакль-Сказка «Неизвестный спаситель») - 19 декабря.

1

16

Занятие по ручному труду (конструирование) на тему:  «Корабль Святителя Николая».

1

17

Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

1

18

Занятие-утренник Праздник Рождества.

1

19

 Кукольный спектакль-Сказка «Чудо на Рождество», миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик -вертеп «Рождественская история») - Святки 7 января -14 января.

1

20

Изготовление Рождественских открыток.

1

21

Крещение Господне. Богоявление.

1

22

Тайная вечеря

1

23

Слушание духовной, классической музыки.

 «Победа в воздухе не вьется – а руками дается».

  Развлечение для пап  «Богатырская сила»

1

24

Рассматривание репродукций картин русских художников. Чтение  былин.

1

25

«Не все коту масленица, бывает и великий пост»

1

26

Сочинение сказки, где добро побеждает зло.

 «Нет милее дружка, чем родная матушка».

1

27

Апрель – Березень (дать понятие о происхождении праздника Пасхи).

1

28

Светлый праздник вечной жизни.

1

29

Целевая прогулка «Крестный ход».

1

30

Занятие-утренник Пасха.  Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора»

1

31

Занятие по ручному труду (Конструирование) на тему: «Восьмиконечная Вифлеемская звезда».

1

32

О четвертом члене Символа веры

1

33

Посещение храма. Чтение рассказа «Защитники отечества»

1

34

Изготовление поделок ветеранам.

1

35

О пятом, шестом и седьмом членах Символа веры

1

36

Игра  «Мирилка». О восьмом члене Символа веры.

1

 

Всего

36

 

Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Материал одной темы. «Вербное воскресение»

Программные задачи: познакомить детей с историей праздника, народными традициями; воспитывать радостное ожидание праздника Пасхи; развивать интерес к народным традициям.

Ход занятия.

I  Часть занятия.

  1) Чтение и анализ стихотворения А. Блока «Вербочки».

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой,

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной…

- Что несут с собой дети?

2) Рассказ о Воскрешении Лазаря.

  Иисус Христос часто навещал доброе семейство Лазаря. Однажды Лазарь тяжело заболел. Сёстры известили Христа о его болезни. Лазарь умер. Спаситель пришёл в селение на четвёртый день после смерти Лазаря. Сёстры плакали. Утешая их, Христос сказал Марфе, что Лазарь воскреснет. Подойдя к пещере, в которой лежал умерший Лазарь, Христос громко сказал: «Лазарь, иди вон!» Лазарь по слову Христа ожил.

II  Часть занятия.

Рассказ о Вербном воскресении.

       После воскрешения Лазаря Иисус Христос пошёл в Иерусалим. За ним следовало много людей. Но злые люди решили причинить Христу зло. А народ встречал Его с пальмовыми ветвями и постилали их под ноги Спасителю. По христианскому обычаю в России вместо пальмовых ветвей, используют вербу. Народ встречает Христа, который идёт на страдание. Поэтому праздник называется Вербным воскресением.

Слушание музыки П.И. Чайковского «Благословен Грядый во имя Господня».

- Почему в произведении звучит радость?

III Часть занятия. 

Работа с раскраской.

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

Методическое обеспечение ДОП представлено следующим материалом:

-              Разработана серия конспектов занятий по разным возрастам;

-              Разработана серия конспектов экскурсий посещения православного храма в честь иконы Казанской Божьей Матери;

-              Конспекты и сценарии праздников и акций

-              Кратковременный познавательный  проект «Прощение»

-              Долговременный  проект  «Добру откроем мы сердца»

-              Дидактический материал по организации творческой и художественной деятельности детей

 

6. Список использованной литературы (ресурсного обеспечения)

 

1.     Алферов Т. (протоирей).  Православное воспитание и вариативная педагогика (интернет ресурсы)

2.     Афанасьева С.Ю. Православная культура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительного образования.// "Православное Образование" №4 август 2004

3.     Бородина А.В. Основы православной культуры: Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Основы православной культуры, 2005

4.     Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. - Изд. 2-е - М., 2007

5.     Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы. Для детей дошкольного возраста. - Изд. 2-е. - М., 2008

6.     Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Христово. Для детей дошкольного возраста. - Изд.2-е. - М., 2008

7.     Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). - 2008.- С.97-109.

8.     Кураев А. (профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев)  Основы православной культуры.

9.     Новиков А.- Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. - СпБ.: Санин, 2004

10.                       Основы православной культуры (с детского сада до окончания школы) Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы. (материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте) - Курск.: КГПУ, 1997

11.                        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

12.                       Священная История в рассказах для детей. Сост. С. Куломзина. - М., 1998

13.                        За что мы любим Бога. Евангелие для маленьких детей. - М., 1990

 

 

 

           

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»

Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и  эффективности логопедической помощи воспитанникам....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «LEGO-конструирование».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 424 г. Челябинска»           Дополнительная образователь...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «УМКА»

При разработке дополнительной образовательной программы «Умка»  использовались авторские программы по обучению и развитию детей младшего дошкольного возраста, а также учитывались...