Исследовательский метод
картотека

Шагдаржапова Вероника Владимировна

Ребенок по своей природе - исследователь. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.  Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский метод обучения                        в дошкольном образовании

Ребенок по своей природе - исследователь. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.  Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.  Итак, исследовательский метод - путь к знанию через творческий исследовательский поиск.  Его основные составляющие:

- выявление проблем,

- выработка и постановка гипотез,

- наблюдения, опыты, эксперименты,

- суждения, умозаключения, выводы.

Учимся видеть проблему. Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, которая заставляет остановиться и задуматься. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требуются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с этой проблемой. С точки зрения развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать от ребенка, начинающего собственное исследование, четко сформулировать проблему, т. е. определить то, что он  будет исследовать, а потом уже начинать действовать. Формально это так, но реальный процесс творчества – всегда шаг в неизведанное. Поэтому,  выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, не стоит требовать некого осознания и формулировки проблемы.                Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и она имеет свою специфику. Умение видеть проблему – интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности.  Но все же можно подобрать специальные упражнения. Например, читаем детям незаконченный рассказ: «Знойное солнце опускалось за горизонт, становилось в лесу прохладнее, пламя костра то становилось ярче, то совсем потухало….» .  Предлагаем детям продолжить рассказ несколькими способами:

  1. Представить, что ты пошел в поход с друзьями в лес – как ты отнесешься к приближению сумерек.
  2. Представить, что ты - ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу и т. д.                  

Таких рассказов можно составить множество, этим мы научим детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. Или можно предложить детям следующее упражнение.  Сколько значений у предмета. Показывается хорошо знакомый предмет: карандаш, кусочек мела, газета, кирпич. Дается задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета. Поощряются самые неожиданные, оригинальные версии. В ходе выполнения данного упражнения развиваются все основные параметры креативности: оригинальность, гибкость мышления.  Это задание  позволит ребенку концентрировать свои мысли на одном предмете, открывать в обыденном новые возможности.

Способом  выявления проблем можно считать НАБЛЮДЕНИЕ. Наблюдение - самый популярный и самый доступный метод исследования, это сплав внимательности и мышления. Ребенок не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные предметы: деревья, яблоки, осенние листья, снежинки. Листья можно взять в руки, рассмотреть, можно поговорить о том, где они растут, почему опадают осенью.

Также прекрасный материал можно найти в сказках, стихотворениях.

Учимся выдвигать гипотезы

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, предположения. Для этого необходимо оригинальность и гибкость мышления, а также личностные качества (решительность и смелость). Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность с фактическим материалом. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и идеи.

Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.  Вот упражнение: Давайте вместе подумаем, почему птицы поют? Или почему самолеты летают? Почему дует ветер? И т.д. Варианты могут быть самые различные и неправдоподобные.

Вот еще одно интересное задание для тренировки умения вырабатывать гипотезы: Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. Или  представьте, что люди стали великанами или карликами. Что  произошло бы?

Учимся задавать вопросы

Каждый исследователь должен уметь задавать вопросы. Какими могут быть вопросы?  Их можно разделить на группы:

- Уточняющие  (Верно ли, что…  Надо ли создавать…  Должен ли…)

- Восполняющие  (Где? Когда? Кто? Какие?)

- Оценочные (Что лучше? Что правильнее?)

- Воображаемые  (Что было бы, если… Что случилось бы, если…).

Учимся давать определения понятиям

Чтобы узнать, насколько у ребенка развита способность к обобщению понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых - метод определения понятий.  

Определения могут быть разными:

- явным (специфический признак объекта указывается непосредственно, ясно, недвусмысленно);

- описательным (указание на объекты, входящие в объем данного понятия). Игрушки – это куклы, машины, паровозы, юла.                                                    - вербальное (определение понятия через другие понятия, смысл и значение которых известны).  Корова - крупное домашнее животное.

Важнейшим средством развития умений давать определения являются загадки. Например: Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)

Какими понятиями должны овладевать дети

С точки зрения исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явление, следствие, событие, зависимость, обусловленность и др. Ведь  без умения оперировать этими понятиями нет и не может быть абстрактного мышления.

В процессе развития и навыка исследовательского поиска необходимо использовать материал детской литературы, изобразительную деятельность детей, и другие виды художественной деятельности, опирающиеся преимущественно на образное мышление.

Необходимо также учить детей классифицировать. Всякая классификация имеет цель. Целей может быть много, поэтому одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по-разному.

Задание: Четвертый Лишний!

Яблоко, груша, помидор, банан.

Фрукты – овощи, по цвету, по форме.

Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Нужно учить детей и анализировать, выделять главное и второстепенное. Умение найти главную мысль, найти подтверждающие ее факты – важнейшее качество. Обучать ему можно и нужно даже дошкольников. Для этого можно использовать схемы, стихотворения.

Учимся делать выводы, умозаключения

Умозаключения по аналогии требуют не только развитого ума, но и богатого воображения. Приведем пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме. Назовите, как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными. Назовите несколько предметов, которые одновременно являются блестящими, синими, твердыми.

Еще одно задание под названием «Как люди смотрят на мир». Основная задача - помочь детям в ходе собственных рассуждений сделать вывод. Каждому взрослому известно, что по-разному все смотрят на мир, но для ребенка эта мысль не очевидна. Чтобы сделать эту мысль достоянием ребенка, нужны упражнения, стимулирующие активность в данном направлении. Можно предложить детям рассмотреть нарисованные несложные композиции из геометрических фигур, не изображающие ничего конкретного. Они должны ответить на вопрос «Что здесь нарисовано?» Педагогу необходимо фиксировать ответы детей. Ответов будет множество. Когда выделим самые интересные идеи, можно подводить итог. Попробуем подвести детей к мысли, раз правы все, то мы можем сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы дети почувствовали, как делается умозаключение.

Итак, центральное место в обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает  построение  процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной дошкольникам форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.



Предварительный просмотр:

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

 Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников.

Задачи: Учить педагогов структуре исследовательской деятельности; обращать внимание педагогов на умения детей в ходе исследовательской деятельности; обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; повысить уровень мастерства педагогов; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Содержание:

1. Определение темы.

2. Актуальность выбранной темы.

3. Раскрытие темы.

3. Использование ИКТ в исследовательской деятельности.

4. Влияние негативных факторов на развитие исследовательских способностей.

5. Умения детей для развития исследовательской деятельности в ходе решения практической работы вместе с участниками мастер – класса.

6. Выводы.

7. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Темой моего мастер-класса является использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от знаниевой модели организации образовательной деятельности (т.е. от передачи готовых знаний) к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.

Ребенок-дошкольник по своей природе неутомимый исследователь. Мир, который его окружает, наполнен разными предметами и явлениями, свойства и качества которых малыш постигает сам, например, перекатывая или отбивая мяч он интуитивно открывает для себя некоторые эталоны, присущие только этому предмету.

Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. При этом организуя совместную образовательную деятельность с детьми в данной форме, педагог полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Для этого педагогу необходимо владеть данным методом работы с детьми. И понимать, что составляет основу исследовательского метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. На первый взгляд кажется, что эта деятельность сложна и недоступна ребенку и может быть даже следует заменить либо опустить некоторые компоненты. Но использование на практике доказывает, что это мнение ошибочно и дети достаточно быстро при систематичном обучении осваивают данные компоненты. А возможность перевода компонентов в знаково-символьную систему приучает детей исследовать предметы и явления гораздо полнее и структурированее. При этом взрослый принимает участие в деятельности лишь в роли фасилитатора.

Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для того мы используем не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста мы организуем «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов. В подготовительной группе мы предлагаем детям совместно с родителями собрать «интересный чемоданчик», который отразит интересы ребенка и покажет педагогу уровень овладения ребенком исследовательскими умениями.

Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.

Поэтому прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей. А каких мы узнаем в ходе практической работы.

Практический этап

А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и вместе со мной выполнить несколько заданий.

Организация деятельности творческих групп.

Цель – обучить некоторым приемам, развивающим исследовательские умения детей.

1 стол – «Учимся задавать вопросы»

На столе располагается «загадочный» предмет (например, барометр, песочные часы или магнит).

Задача педагогов исследовать предмет и записать как можно больше вопросов, отражающих желание узнать об этом предмете как можно больше.

Примеры вопросов: Что это? На что это похоже? Чем оно отличается от других предметов? Где это можно применить? И т.п.

2 стол – «Учимся выдвигать гипотезы»

На столе лежит конструктор «Макформерс» либо кинетический песок. Также педагогам предложен Словарь гипотез (некоторые слова, которыми можно начать предположение. Например: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если и пр.)

Задача педагогов исследовать конструктор или песок, выявить его интересные стороны и ответить на вопрос: «Что бы произошло, если бы целый город был построен из этого материала?»

3 стол – «Учимся видеть проблемы»

На столе лежит картинка, на которой нарисована коробка, установленная на столе в странном положении.

Задача педагогов рассмотрев картинку, сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Педагоги должны увидеть «проблему», оценить ее последствия и предложить варианты ее решения.

4 стол – «Учимся делать умозаключения или Сделай выбор!»

Участникам предложены картинки, которые им по очереди необходимо выложить в порядке предпочтений. Пусть каждый проделает это самостоятельно!

Задача педагогов сделать вывод на основе предложенных действий – что все участники сделали разные выборы и разложили картинки по разному. Далее им необходимо на основе фиксации в таблице выяснить какая картинка является самой предпочитаемой.

5 задание выполняют члены жюри.

Их единственный метод – наблюдение. Их задача, выяснить какие качества развиваются в детях в ходе исследовательской деятельности. Записать выделенные качества в таблицу.

Итогом практической работы становится вычленение основных задач при организации исследовательской деятельности с детьми на этапе обучения детей методу исследований предметов и явлений.

В завершении своего выступления мне хочется отметить, что использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истину: «дети усваивают прочно и надолго то, что слышат, видят и делают сами».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательского метода в ДОУ

Примеры использования исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания в детском саду № 34“Сказка”: – рисование на мокром и сухом песке; – рисование водой с последующим пос...

Деловая игра ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоце...

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности  Исследовательский метод «Хочу всё знать!»...

«Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников в процессе реализации проектно-исследовательского метода»

Е.А. Сухарева,Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Тургенево Ардатовского района республики Мордовия «Ра...

Проектно -исследовательский метод в деятельности ДОУ

Данный материал представляет собой опыт работы по теме "Проектно  - исследовательский метод в деятельности ДОУ". Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Данный опыт работы бы...

Исследовательский метод обучения

учим задавать вопросы...

исследовательский метод обучения в доу

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать э...