Календарно-тематическое планирование по обучению детей шахматам
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Иванова Зоя Ильгизаровна

Первый год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по обучению детей шахматам в старшей группе

(первый год обучения)

Октябрь  «Шахматная доска»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«В стране шахматных чудес»

Познакомить детей с легендой возникновения шахмат. Рассказать о великих шахматистах.

Познакомить с шахматной доской.

Развивать интерес к игре.

- Экскурсия по шахматной студии;

- рассказ воспитателя;

- чтение - инсценировка детской сказки «Удивительные приключения шахматной доски»;

- копилка умных слов: чемпион, гроссмейстер;

- выставка игр.

«Шахматные дороги»

 «Нотация шахматной доски»

Познакомить детей с вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями; с количеством полей в каждой из линий; чередованием белых и черных полей в горизонтали и вертикали; количеством полей в диагонали; с большой белой и большой черной диагональю, короткими диагоналями. Закрепить количественный счёт.

Развивать сосредоточенность.

- Чтение – инсценировка сказки «Дракончик на шахматной доске».

- выкладывание из кубиков дорожек, похожих на линии, пусть солдатик пробежится по ним;

- д/и «Расставь на доске»,

- д/и «Вертикаль, горизонталь, диагональ»;

- д/у «Назови вертикаль, горизонталь, диагональ»;

- чтение стихов;

- объяснение и показ.

Ноябрь «Шахматные фигуры»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Первое знакомство»

«Их узнать довольно просто по очень маленькому росту»

Познакомить детей с пешкой, ходом, взятием и превращением.

Показать место пешки на доске в начальном положении.

Закрепить количественный и порядковый счёт.

Развивать интерес к изучению шахматных фигур.

Дать новые знания о пешке, закрепить старые.

Познакомить с правилами «взятие на проходе», и понятием «проходная пешка».

Закрепить состав чисел из единиц.

- Объяснение и показ;

- чтение сказки: «Как пешка ходить училась»;

- стихи;

- рассматривание;

- д/и «Что изменилось?»

- д/у «Мяч»;

- разучивание песни «Мы – пешки»;

- игра пешками на очки.

 - Вопросы из «Шахматной шкатулки»;

- короткая беседа;

- перевоплощение в образ;

- загадки;

- заповеди пешки;

- д/у «Один в поле воин», «Чего не стало»;

- копилка умных слов;

- игра пешками на уничтожение.

«Ладья - прямолинейная бесхитростная фигура»

«Ладья без обид в уголочке стоит»

Познакомить с тяжелой фигурой в шахматах – ладьей: ходом и взятием.

Показать место ладьи в начальном положении.

Закрепить знание геометрических фигур и тел.

Развивать интерес к игре в шахматы.

Закрепить знания о ладье.

Рассказать о «сдвоенных ладьях», о том, что ладья «любит» свободные линии.

Закрепить счёт до 10.

Активизировать мыслительную деятельность.

- Объяснение и показ;

- поэтические строки;

- сравнение;

- д/и «Угадай–ка»;

- д/у «Перехитри часовых», «Сними часовых»;

- игра ладьями и пешками.

 - Вопросы;

- загадки;

- д/у «Захват контрольного поля»;

- д/у «Лабиринт»;

- д/у  «Зашита контрольного поля»;

- игра на уничтожение (ладья против ладьи, 2 ладьи против одной, две ладьи против двух) на мало клеточной доске.

«Могучая фигура»

Познакомить детей с ферзем: ходом и взятием.

Показать место ферзя в начальном положении.

Объяснить детям, что ферзь – тяжелая фигура.

Учить быстро ориентироваться на шахматной доске.

- Объяснение и показ;

- д/и «Реши шахматную задачу», «Угадай-ка»;

- д/и «Кубики», «Секретная фигура», «Буква»,

  • игровая практика на очки.

- Вопросы, загадки;

- беседа;

- перевоплощение в образ;

- художественное слово;

- д/у «Защита контрольного поля», «Лабиринт», «Кратчайший путь, «Что общего»;

- игра на уничтожение.

«Страж шахматных полей»

Закрепить знания детей о ферзе.

Развивать логическое мышление.

Декабрь  «Шахматные фигуры»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Прыг, скок и в бок»

 «Мчатся кони, бьются кони».

Познакомить детей с конем: местом коня в начальном положении, ходом и взятием.

Объяснить, что конь – это легкая фигура.

Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание и память.

Закрепить знания о коне.

Уточнить знания детей о прямом угле.

Учить пользоваться шаблоном коня.

Активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание, память.

- Объяснение и показ;

- карта-схема, шаблон;

- стихи;

- д/и «Угадай», «Какой фигуры не стало?»;

- д/у «Перехитри часовых»;

- д/у «Лабиринт»;

- п/и «Лошадки».

- Объяснение и показ;

- загадки;

- художественное слово;

- д/у «Лабиринт», «Ход конем»

- д/у «Перехитри часового»;

- д/у «Большая и маленькая»

- шаблон «ход коня»;

- д/у «Один в поле воин»;

- музыкальное произведение;

- игровая практика.

«С диагональю дружит слон»

«Два братца – близнеца»

Познакомить детей со слоном: ходом слона и взятием. Показать место слона в начальном положении.

Объяснить детям, что слоны могут быть белопольными и чернопольными; разноцветными и одноцветными; что слон – это легкая фигура.

Закрепить диагональные линии. Закрепить знания детей о слонах.

Учить определять какие слоны считаются «хорошими», а какие «плохими».

Закрепить диагональные линии.

Расширять кругозор детей

-Объяснение и показ;

- кукольный театр- представление;

- поэтические строки;

- сравнение двух фигур;

- д/и «Кубики»;

- д/и «Угадай»;

- д/и «Что изменилось»;

- игра пешками, ладьями, слонами на очки.

- Вопросы из «шахматной шкатулки»;

- загадки;

- д/и «Хорошо или плохо»;

- д/у «Захват контрольного поля»;

- д/у «Защита контрольного поля»;

- д/у «Кратчайший путь»;

- шахматные шапочки;

- игра на малоклеточной доске.

«Шах, мат, пат»

Познакомить детей с шахом, матом и патом.

Показать, как действует король против других фигур.

Учить детей выполнять правила игры.

Воспитывать уверенность в своих силы.

- Объяснение и показ;

- д/и «Шахматная репка»,

- д/у «Защита от шаха»;

- д/у «Шах, мат, пат»

- игровая практика.

«Шах»

Показать детям, как выполняется шах ферзем, слоном, конем, ладьей, пешкой.

Объяснить, как можно защитится от шаха.

Совершенствовать умение быстро ориентироваться на шахматной доске.

- Объяснение и показ;

- д/з «Шах или не шах»

- д/у «Дай шах»;

- д/у «5 шахов»;

- д/у «Защита от шаха»;

- игра на доске 8х8 клеток до первого шаха.

«Шах». «Открытый шах». «Двойной шах» (2 зянятия)

Закрепить с детьми приемы защиты от шаха.

Показать, как выполняется открытый шах и двойной шах.

Развивать логическое мышление.

- д/з «Дай открытый шах»;

- д/з «Дай двойной шах»;

- д/у «Первый шах» (всеми фигурами из начального положения – кто первым объявит шах.)

- игровая практика.

Январь «Шахматная армия готова к бою»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Король»

«Шахматная армия готова к бою»

Познакомить детей с главной фигурой – королем: местом короля в начальном положении. Объяснить детям, что короля «не бьют», но и под бой его ставить нельзя.

Развивать логическое мышление.

Закрепить с детьми все знания о шахматных фигурах, их начальную расстановку.

Закрепить счет до 10.

Воспитывать любовь к шахматам.

- Объяснение и показ;

- д/и «Что общего?»;

-д/и  «Собери шахматную картинку»;

-д/и  «Шахматный теремок»;

- д/и «Кубики»;

- д/и «Шахматная репка»;

- д/у «Лабиринт» ;

- д/у «Перехитри часовых»

-д/у  «Что общего».

- Эстафета на быструю и правильную расстановку пешек и фигур.

- д/и «Шахматный мешочек»;

- рассказы детей;

- д/и «Шахматная азбука»

«Мат»

«Ничья. Пат»

Закрепить знания детей о мате.

Предложить решить упражнения на мат в один ход (сложные примеры с большим числом фигур).

  Развивать логическое мышление.

Познакомить с отличием мата от пата.

Показать детям варианты ничьей.

Поддерживать интерес к игре.

- Показ и объяснение;

- пословицы о мате;

- д/у «Дай мат в один ход»;

- игровая практика всеми фигурами;

- д/и «Спрячь ненужные буквы»;

- д/у «Шах или мат».

- Показ и объяснение;

- сравнение;

- поэтические строки;

- д/у «Мат или пат»;

- д/и «Спрячь ненужные фигуры»

«Превращение пешки»

«Рокировка»

Объяснить детям, что пешка может превратиться в любую фигуру. Дать задания на превращение пешки в ладью, слона, коня, ферзя, с последующей постановкой мата.

Развивать внимание, наблюдательность.

Закрепить последовательность выполнения игровых действий.

Познакомить детей с длиной и короткой рокировкой, правилами рокировки.

Развивать внимание. Закрепить пространственные отношения.

- Объяснение и показ;

- сравнение;

- разговор с героями;

- д/и «Чего не стало»

- художественное слово.

- Показ и объяснения;

- чтение сказки «Как ладья похудела»;

- д/у «Рокировка»;

- копилка умных слов;

- чертежи;

- д/и «Что изменилось?»

- Составление коротких слов из слова «рокировка».

«Ценность фигур»

Вспомнить с детьми о том, что каждая фигура оценивается в определенное количество очков. Познакомить с д/и «Реши шахматную задачу». Закрепить с детьми изменения числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения.

Развивать сообразительность, математические способности.

- Объяснение и показ;

- д/и «Реши шахматные задачи»;

- д/у «Кто сильнее?»;

- д/и «Шахматное домино»;

- д/у «Обе армии равны»;

- игровая практика.

Февраль  «Дебют»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Шахматная партия»

Предложить детям сыграть в шахматы всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Воспитывать уверенность в своих силах, стойкий характер.

- Объяснение и показ;

- д/у «выиграй фигуру»;

- д/у «Два хода»;

- «Шахматная шкатулка»;

- игра всеми фигурами.

«Дебют»

Познакомить детей с понятием дебют, с легендой «Непобедимый», с правилами разыгрывания дебюта.

Активизировать мыслительную деятельность, учить хорошо ориентироваться на шахматной доске.

- Объяснение и показ;

- копилка умных слов;

- чтение легенды «Непобедимый»;

- шахматный словарь;

- чтение стихов;

-игровая практика.

«Дебют»

Закрепить знания предыдущего занятия. Познакомить с «хорошими» и «плохими» ходами в дебюте. Показывать разыгрывание дебюта великими шахматистами.

Поддерживать интерес к игре.

- Объяснение и показ;

- д/и «Хорошо» или «плохо»;

- д/у «Взятие»;

- правила дебюта;

- игровая практика.

Развлечение

 «Звездный шахматный час»

( с родителями)

Повторить с детьми пройденный материал, используя таблички двух цветов.

На вопросы даются два ответа, выбрать правильный и поднять табличку красного цвета.

Развивать внимание, мышление, память.

- художественное слово;

- музыкальные произведения;

- сравнение;

- анализ;

- д/и «Составь из предложенных букв шахматное слово».;

- д/и «Нотация шахматной доски»;

- грамоты;

- медали.

«Разыгрывание дебюта»

Разобрать с детьми разыгрывание шахматного дебюта С. Гангули с Д. Шармой.

Развивать интерес к разбору партий великими шахматистами.

- Объяснение;

- показ;

- игровая практика.

«Детский мат»

Предложить детям поставить друг другу детский мат. Найти способы спасения от мата.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

- д/у «Мат или не мат»;

- пословицы и поговорки о мате;

- д/у «Защитись от мата».

«Мат одинокому королю»

Предложить детям поставить мат в один ход одинокому королю всеми шахматными фигурами.

Развивать логическое мышление. Вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю.

- д/у «На крайнюю линию»;

«Ограниченный король»,

 «В угол»;

- игровая практика.

Март.  «Техника матирования одинокого короля»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Мат двумя ладьями»

Познакомить детей с линейным матом.

Продолжить учить ориентироваться на шахматной доске.

Закрепить горизонтальные и вертикальные линии.

- Объяснение и показ;

- карты - схемы;

- поэтические строки;

- д/у «Кратчайший путь»;

- упражнения на линейный мат.

«Мат ферзем и ладьей»

Познакомить детей, как ставится мат тяжелыми фигурами.

Развивать сообразительность, находчивость.

- Объяснение и показ;

- чтение сказки « Тяжелые и легкие фигуры»;

- д/у «Объяви мат»;

- д/у «Защитись от мата»

- игровая практика.

«Ферзь и король против короля»

Показать и объяснить детям, как ставиться мат одинокому королю ферзем и королем.

 Закрепить понятия «линия», «угол», «вертикаль», «горизонталь», «диагональ».

- Показ и объяснение;

- д/з «На крайнюю линию»;

« В угол»;

«Ограниченный король»;

- поэтические строки;

-игровая практика.

«Мат двумя слонами»

Показать детям, как ставится мат двумя слонами. Закрепить диагональные линии.

- Объяснение и показ;

- д/у «Мат или не мат»;

- д/у « Ограниченный король»;

- игровая практика.

«Мат слоном и конем»

Объяснить и показать мат слоном и конем.

Развивать внимание и сосредоточенность

- Объяснение и показ;

- д/у «Мат или шах»;

- д/у « В угол»;

- игровая практика.

«Мат двумя конями»

Показать детям, как ставится мат двумя конями. Закрепить понятия «прямой угол»

- Объяснение и показ;

- д/у «Ход конем»;

- д/у « В угол»;

- д/у «Ограниченный король».

«Ладья и король против короля»

Показать и объяснить детям мат ладьей и королем. Закрепить горизонтальные и вертикальные линии.

- Объяснение и показ;

- д/у «В угол»;

- д/у « Ограниченный король»;

- д/у « На крайнюю линию»

«Матирование одинокого короля»

Предложить детям на выбор матирование одинокого короля любыми из фигур.

Развивать логическое мышление.

- Сравнение;

- анализ;

- самостоятельный выбор;

- показ на демонстрационной доске.

Апрель. «Приемы шахматной борьбы»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Связка»

Познакомить с приемом шахматной борьбы – связкой. Предложить решить задачи на тему «Связка».

Найти и показать на диаграмме данный прием.

Тренировать логическое мышление.

- Показ и объяснение;

- д/у «Связка или нет»;

- ребусы;

- игровая практика;

- копилка умных слов.

«Двойной удар»

Познакомить детей с приемом шахматной борьбы – двойной удар.

Показать шахматную позицию с двойным ударом «Мельница».

 Знакомство с первым чемпионом мира по шахматам среди мужчин В. Стейницем.

- Показ и объяснение;

- художественное слово;

- шахматный словарь;

- иллюстрации;

- портрет;

- рассказ из истории;

- анализ игровой практики.

«Вскрытый шах»

Познакомить с новым приемом шахматной борьбы – вскрытым шахом.

Предложить для решения шахматные задачи на данный прием.

Воспитывать волю, находчивость, усидчивость.

- Объяснение и показ;

- д/у «Сделай вскрытый шах»;

- шахматный словарь;

- игровая практика.

«Жертва»

Познакомить с приемом шахматной борьбы – жертва, предложить задачи на данный прием. Знакомство с чемпионом мира Анатолием Карповым.

Поддерживать интерес к игре.

- Объяснение и показ;

- д/у «Жертва»;

- портрет;

- рассказ из истории;

- использование эпитетов и сравнений;

- игровая практика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей шахматам

   Рабочая программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, расчитана на 2 года.     Содержание программы соответствует психолого-возрасным осо...

Календарно-тематическое планирование по обучению детей подготовительной к школе группы основам пожарной безопасности .

Тематическое планирование ао формированию у детей подготовительной группы навыков пожарной безопасности в рамках педагогического проекта "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор форм...

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно – тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в младшей группе.

Своей публикацией я хочу поделиться с коллегами опытом практической деятельноасти по ознакомлению малышей с правилами дорожгого движения. Этот материал может быть полезен для воспитателей детских садо...

Календарно-тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Календарно-тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге во всех группах...