План по самообразованию
материал

Айзиря Каримова

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 33» НМР РТ

План по самообразованию на тему

«Реализация преемственности в работе детского сада и школы».

Каримова А.К. старший воспитатель

План по самообразованию на 2016 – 2020 учебный год

Тема: «Реализация преемственности в работе детского сада и школы».

Пояснительная записка.

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

организационно-методическое обеспечение; работа с детьми;

работа с родителями.

Цели:

реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придание педагогическому процессу целостного, последовательного характера;

уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования;

повышение качественного уровня готовности ребенка к обучению в 1-м классе;

создание условий для разработки единых подходов икритериально-оценочных показателей эффективности совместной работы.

Целью        дошкольного        этапа        являются        гармоничное        развитие        воспитанников        и формирование у них школьной зрелости, т.е. интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению в начальной школе.

Задачи:

Создать единого образовательного пространства, которое бы обеспечивало дошкольниками развитие социокультурных ценностей.

Обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Развивать        инициативность,        любознательность,        способность        к        творческому самовыражению; расширять знания об окружающем мире, стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другие виды активности.

Совместная работа с семьями воспитанников

Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского        сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.

Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в        начальной школе:

- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания; - фонематического слуха.

Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной

школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.

Форма отчётности:

Подготовить консультации в уголке для родителей: «Готовность ребёнка к школе», «Леворукий ребёнок в школе», «Ваш ребёнок идёт в 1 класс».

Провести анкетирование среди родителей будущих первоклассников. Организовать родительское собрание совместно с психологом «Ваш ребёнок

будущий первоклассник».

С воспитателями подготовительных групп провести взаимное консультирование по проблемам психологической готовности ребёнка к школе.

Организационно-методическое обеспечение включает:

Совместные педагогические советы по вопросам преемственности. Совместные заседания по вопросам эффективности работы учителей и

воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе. Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных

форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей. Работа с детьми включает:

Организацию адаптационных занятий с детьми

Работу психолога по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий. Система взаимодействия педагога и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний. Проведение дней открытых дверей. Посещение уроков и занятий родителями. Консультации психолога и учителя.

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Ожидаемые результаты

Целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать: Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

-личностного развития ребенка;

-укрепления психического и физического здоровья;

-целостного восприятия картины окружающего мира;

-формирования        социально-нравственных        норм        и        готовности        к школьному обучению;

-преодоления разноуровневой подготовки.

Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.

Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

Формы работы:

Совместная работа с семьями воспитанников. Сотрудничество с учителями СОШ. Сотрудничество с социумом.

Индивидуальная работа с детьми. Совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приёмы работы:

Экскурсии Беседы

Чтение художественной литературы о школе Изобразительная деятельность

Сюжетно-ролевые игры Словесные и дидактические игры

Рассматривание школьных принадлежностей Праздники

Этапы:

I.        Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный).

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Авраменко, Н.К. Подготовка ребенка к школе. М.: Педагогика, 2006. – 48 с.

2. Венгер, Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: Знание, 2009. – 189 с.

3. Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. – 289 с.

4. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование». М.: Знание, 2007. – 235 с.

5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007.-145с.

6. Рылеева Е.В.//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005 № 4, с.104-112

1. Нормативно – правовые документы:

∙        Закон «Об образовании»,

∙        Концепция модернизации Российского образования,

∙        Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), ∙        «Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы»,

∙        Письмо Министерства России от 25.03.1994 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

∙        Письмо Министерства России от 9.08.2000 г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;

∙        ПРИКАЗ от 23 ноября 2009г. N 655 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ        ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ        ПРОГРАММЫ        ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

2. Статьи:

журнал «Обруч» №1, 1997г

∙        Р.Стеркина, «Поговорим о преемственности»,

∙        Е. Кравцова «Школы для маленьких или маленькие школы»

∙        Л. Стрелкова «От «школы для маленьких» к школе «маленькой» и «большой»» ∙        Е.Сербина «Преемственность: так в чем проблема?»

Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность» Журнал «Начальная школа» №1, 2002г:

∙        Н.М. Конышева «Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни?»

∙        О.И. Бадулина «К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования»;

Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2, 2003 г:

∙        О.П. Миронова «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»; ∙        М.М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»;

∙         В.П. Сергеева «Преемственность: теория и действительность» II.        Этап внедрение в практику.

III.        Этап представление опыта по теме.

Мною были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение        и        обмен        образовательных        технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

работа        с родителями (получение информации, необходимой        для подготовки детей      к      школе, консультирование родителей        по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

В        нашем        детском        саду        действуют        следующие        формы        осуществления преемственности:

1.                Периодически дети совершают экскурсию в СОШ № 14, 19. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

     2.      За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на

родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах, реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

3.         Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга. В ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада -будущим ученикам.

4.         Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.

5. Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.

Проблемы преемственности.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. С какими же проблемами сталкивается наш детский сад при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал        цифрами.        И        приходится содержание        дошкольного выстраивать в «школьной" логике, вместо развития познавательных процессов.

2. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий        в первых        классах        способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологом разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают неплохие результаты. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школы, выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

В     конце     учебного     года     педагогом-психологом     ДОУ     проводится     диагностика психологической готовности детей к школе, результаты которой показывают, что

наблюдается положительная динамика готовности воспитанников детского сада к обучению в школе.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная система работы с детьми в нашем ДОУ дает положительные результаты.

Модель выпускника

Развитие психических процессов

Интеллектуальное развитие

Социальная зрелость

Личностные качества

Ребенок:

способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;

может применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач;

владеет предпосылками учебной деятельности, умеет работать по правилу и образцу, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции;

проявляет осведомленность в разных сферах жизни.

Ребенок:

понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним;

выбирает соответствующую линию поведения;

умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника;

учитывает желания других людей;

освоил различные виды детской деятельности;

способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

эмоциональность общительность креативность произвольность инициативность самостоятельность и

ответственность самооценка отзывчивость свобода поведения.

Индивидуальные особенности развития

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Состояние физического здоровья:

группа здоровья; перенесенные заболевания; период после болезни.

Творческие способности: музыка; рисование; художественный труд.

Коррекция:

физических отклонений; психических отклонений; речи.

Ребенок:

в совершенстве владеет своим телом, различными видами движений;

имеет представление о своем физическом облике и здоровье;

владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость;

соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Ребенок:

способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе;

эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Физическое развитие: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Социально-личностное развитие:

- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие:

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Содержание работы

Срок

Ответственные

Содержание совместной работы воспитателей детского сада и учителей школы

Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков)

В течение года

Старший воспитатель

Воспитатели подготовительной группы

Участие в педагогических советах.

Взаимное консультирование.

Проведение совместных родительских собраний

Содержание работы по ознакомлению детей со школой

Посещение торжественной линейки в школе

Сентябрь

Воспитатели подготовительной группы

Экскурсия к зданию школы

Экскурсия в библиотеку школы

Октябрь

Беседа о школе

Беседа о профессии учителя (с приглашением учителя начальных классов)

Чтение и рассказывание стихов о школе

Ноябрь

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь

Изобразительная деятельность на тему школы

В течение года

Выставка детских работ «Что я знаю о школе»

Сюжетно-ролевая игра «В школу»

Словесные и дидактические игры школьной тематики

Знакомство с пословицами и поговорками об учении

Вечер загадок «Скоро в школу»

Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель»

Экскурсия в спортивный зал школы

По плану школы

Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками

По плану школы

Посещение праздника «Прощание с букварем»

Январь

Экскурсия в актовый зал школы

Выпуск детей в школу

Май

Содержание работы по взаимодействию с родителями

Консультация «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе»

Правила для родителей.

Сентябрь

Старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы

Родительское собрание «Скоро в школу»

Сентябрь

Воспитатели подготовительной группы

учителя начальных классов

Консультация «Леворукий ребенок»

Январь

Консультация «Готовим руку к письму»

Февраль

Родительское собрание с присутствием учителя начальных классов с показом занятия воспитателей ДОУ

Март

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...