План по самообразованию «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Шорникова Надежда Евгеньевна

Материал предначначен для работы с детьми старшего дошкольного возрастаю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

2018 – 2019 учебный год

Воспитателя старшей А группы Шорниковой Надежды Евгеньевны

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ ДЛЯ ПЕДАГОГА: развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами бумажной пластики и оригами.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

- повышение уровня педагогической компетенции по теме.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ: развитие творческих способностей детей; развитие навыков работы с бумагой; знакомство с базовыми формами в оригами; воспитание усидчивости, четкости выполнения инструкций; развитие мелкой моторики.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой;
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся с искусством оригами;
  • Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Актуальность темы

   

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ)Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

     

Дата

Изучаемая  литература

Содержание деятельности

с детьми  

Взаимодействие с родителями

Продукт деятельности

Сентябрь 2018 г

 

Г. Долженко. 100 поделок из бумаги. – СПб., 2011.

Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

 

Определение основных задач по данной области в работе с детьми и родителями

Отбор методических пособий для организации работы с детьми и родителями

Октябрь

 2018 г

Козлина А. В. Уроки ручного труда. – М., 2008.

Диагностика компетентности детей.

Разработка перспективного  планирования в технике оригами

Ноябрь

2018 г

Юрина Н.Г. Энциклопедия «Я познаю мир», Москва: «ЭКСМО», 1998.

Изучение «Азбуки» оригами.

Изготовление базовых форм: «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «дом».

Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка»

Выставка детских поделок

Декабрь

2018 г

Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. - Москва: «Мозаика-Синтез», 2004.

Практическая деятельность с детьми по подготовке к новогоднему празднику.

Привлечение внимания родителей к созданию условий для совместного семейного творчества

Изготовление ёлочных игрушек.

Январь

 2019 г

Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010.

Практическая деятельность с детьми: выбор сказки, изготовление фигурок - персонажей сказки.

Консультация для родителей «Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

В рамках недели «В гостях у сказки» показ сказки с использованием фигурок – оригами

Февраль 2019 г

Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2010.

Практическая деятельность "Подарок для друга".

Конкурс «Лучшая зимняя композиция»

Выставка семейных поделок.

Март

2019 г

О. М. Жихарева. Оригами для дошкольниковКонспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М.: ГНОМ, 2011.

Практическая деятельность с детьми "Подарок маме".

Поздравление мам

Подарки ко дню 8 Марта

Апрель

2019 г

В. Н. Дегтева. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ИЗДАТЕЛЬСТВО: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2012.

 Практическая деятельность с детьми.

Мастер-класс для родителей по изготовлению масок в технике оригами

Использование масок-оригами в театрализованной деятельности

Май

2019 г

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2008.

Коллективная работа «Здравствуй лето».

Папка для родителей "Чудо-оригами".

Выставка детских работ

Список использованных источников

Литература:

1. Долженко Г. 100 поделок из бумаги. – СПб., 2011.

2. Козлина А. В. Уроки ручного труда. – М., 2008.

 3. Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. - Москва, «Мозаика-Синтез». 2004

4. О. М. ЖихареваОригами для дошкольниковКонспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М.: Издат. ГНОМ, 2011.

5. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010.

6. Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2010.

7. Юрина Н.Г. Энциклопедия «Я познаю мир», Москва: «ЭКСМО», 1998.

8. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:Мозайка-Синтез,2008.

9. В. Н. Дегтева. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ИЗДАТЕЛЬСТВО: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста

Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста...

Отчёт по самообразованию "Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей среднего дошкольного возраста"

Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей....

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

План по самообразованию: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Пластилинография способствует развитию ребенка. Дети любят лепить из этого мягкого материала, создавать интересные работы. Такие занятия помогут ребятишкам развивать мелкую моторику, творческие навыки...

Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста

Цель самообразования для педагога: повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно-эсте...

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» на 2019-2022 уч.гг....

«Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста»

Используя оригами и развитое конструктивное мышление, появляется возможность преобразовать бумагу в красивые предметы быта. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоск...