Театрализованная деятельность в МБДОУ
проект (старшая группа)

Алтухова Ольга Михайловна

Проект предназначен для работы с детьми и родителями  для развития речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teatralnoy_deyatelnosti_dou.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Театрализованная  деятельность в ДОУ»

Тема: «Театр как средство формирования связной речи дошкольников»

«Театр-это волшебный  мир. Он даёт  уроки  красоты, морали  и  нравственности. А чем они богаче, тем  успешнее идёт развитие  духовного мира  детей….»

Б.М.Теплов

Актуальность проекта

В условиях перехода  на  ФГОС ДО   один  из  основных  принципов  дошкольного  образования,  отражённый   в  Стандарте:  «Реализация  Программы в формах,  специфических   для детей  данной  возрастной  группы,  прежде всего  в форме  игры,  познавательной  и  исследовательской  деятельности,  в  форме  творческой  активности,  обеспечивающей   художественно- эстетическое  развитие  ребёнка».

Театрализованная  деятельность ДО – это прекрасная  возможность раскрытия  творческого потенциала  ребёнка, воспитание  творческой   направленности  личности.

Театрализованная деятельность  это один из самых эффективных способов  воздействия  на детей, в котором  наиболее  полно и ярко  проявляется  принцип обучения: учить  играя.

Театральная деятельность направлена  на создание  условий  развития  ребёнка,  открывающих  возможности   для его личностного развития,  развития инициативы  и творческих способностей  на  основе  сотрудничества  с   взрослыми  и  сверстниками.

Театр   является  одной    из   самых   ярких,   красочных  и  доступных  восприятию  ребёнка  сфер  искусств.   Театрализованная   деятельность  в  ДОУ – это прекрасная  возможность  раскрытия   творческого  потенциала ребёнка, воспитание  творческой   направленности  личности.

 В процессе   организации  театрализованной   игры у детей  развиваются   организаторские  умения  и  навыки,  совершенствуются  формы,  виды  и  средства  общения,  складываются  и   осознаются   непосредственные  взаимоотношения   детей  друг  с другом,  приобретаются  коммуникативные  умения  и  навыки.

Театрализованная  игра  оказывает   большое влияние  на  речевое  развитие  ребёнка.  Стимулирует  активную  речь   за счёт   расширения  словарного  запаса.  Ребёнок  усваивает  богатство  родного языка,  его  выразительные  средства  и интонации,  соответствующие  характеру   героев  и  их  поступков,  старается  говорить  чётко,   чтобы  его  все  поняли.

Театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний   и  открытий  ребёнка,  приобщает его  к  духовным  ценностям.

У современных  детей  плохо  развита  связная  монологическая  речь,  они  с  трудом   рассказывают  о  событиях  своей    жизни,  не  могут  пересказать   литературные  произведения. Создание   комфортной   психологической   атмосферы  имеет  важнейшее   значение  для  развития  творчества  ребёнка.

Цель:   приобщить  детей  к  театральной  культуре.

Задачи:

  1. Создать условия  для  развития  творческой   активности  детей.
  2. Развивать воображение, фантазию, внимание, мышление.
  3. Обогащать и активизировать словарь,  развивать диалогическую и  монологическую речь.
  4. Приобщать детей к театральной культуре  (знакомить  с   устройством  театра, театральными  жанрами, видами театра).
  5. Развивать  артистические  и  творческие  способности  детей  через  театрализованную  деятельность.
  6. Воспитывать в душе  каждого  ребёнка  чувство   прекрасного  и  прививать  любовь  к  искусству,  горячо  сочувствовать  и  сопереживать.

Принципы  организации  театрализованной  игры:

  1. Принцип   организации  личностно-ориентированного взаимодействия  с  учётом индивидуальных  возможностей.
  2. Принцип  интеграции.
  3. Принцип  координации  деятельности  педагога.
  4. Принцип  преемственности  взаимодействия  с  ребёнком    в  условиях  ДОУ  и  семьи.

Формы  и  методы  работы  с   детьми:  Чтение художественной  литературы,  беседы,  игры-драматизации,  слушание  музыкальных  произведений,  просмотр  сказки,  рассматривание   иллюстраций  к  сказкам,  заучивание  стихов,   театрализованная  деятельность.

Формы  работы  с  родителями:  совместное   изготовление  костюмов, декораций   и  пособий  для  организации  предметно-развивающей  среды;  привлечение  родителей  к  проведению  совместных  мероприятий;  открытое  театральное  представление;  консультирование  родителей  по  ведущим  и  текущим  вопросам.

Участники  проекта:  дети  группы  №11  общеразвивающей   направленности  детей  4-5 лет;  воспитатели;  музыкальный  руководитель;   инструктор  по  физической  культуре;  родители.

Тип  проекта:  долгосрочный,  исследовательский,  творческий,  групповой.

Сроки  реализации  проекта:  сентябрь  2019г.  -  апрель  2020г.

Материально-технические  ресурсы:  сказки,  иллюстрации,  аудио  и  видео  материалы,  костюмы  для  театрализованной  деятельности,  атрибуты  для  разных  видов  театров.

Продукт  совместной  деятельности: кукольные  представления,   игры,  этюды,  игры-драматизации,  праздники.

Ожидаемые  результаты:

  1. Совершенствования  всестороннего  развития  артистических  способностей  детей  средствами театрализованного  искусства.
  2. Развитие  творческой  самостоятельности: игровая,  песенная, танцевальная   импровизация, а так же  импровизация  на  детских  инструментах.
  3. Углубление  знаний  о  предметах,  куклах,  декорациях.
  4. Расширить,  активизировать  словарь  детей,  воспитание  культуры  речевого  общения.
  5. Закрепление  навыков   импровизации сказок,  побуждать  детей  придумывать   новые  сюжеты.
  6. Воспитание  отрицательного  отношения   к  жестокости,  хитрости,  трусости,  формирование  чувства   сотрудничества  и  взаимопомощи.

1 этап. Подготовительный.

Изучение  методической  литературы,  создание  предметно-развивающей  среды,  подбор  игр   на  развитие  слуха,  звукоподражание,  предметно-игровых  действий,  формирование  речи,  пальчиковые,  артикуляционные  и  дыхательные  гимнастики.  Разработка  сценариев  сказок  и  театрализованных  игр.

Разработать   картотеку  бесед, постановок,  игр  и  упражнений,  разные  виды  театра.

Организовать  выставку  детских  творческих  рисунков   по  теме: «Театр».

Провести  просветительную  работу с  родителями  по теме:  «Театрализованная  деятельность в  ДОУ  по  ФГОС».

Памятки  и  консультации  для  родителей.

  Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

2 этап.  Основной - собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается  речь со всех сторон: обогащается  словарь образной лексикой, совершенствуется  звуковая  сторона  речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию  сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Для  успешной   реализации  задач  проекта необходимо   создание  соответствующей  предметно-развивающей  среды.

  1. Мини-сцена с ширмой.
  2. Пальчиковые  игрушки.
  3. Театр  резиновой  игрушки.
  4. ТЕАТР мягкой  игрушки.
  5. Уголок  ряжения.
  6. Теневой  театр.
  7. Театр  ложек.
  8. Книги-раскладушки.
  9. Конусные  куклы.
  10. Музыкальные  инструменты:  шумовые,  ударные,  духовые.

3 этап — характеризуется появлением новой продукции. С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

    Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.  Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

   Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста,  дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

     У детей 4- 5 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

     При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

        Организую  театрализованные  игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования насвободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

       А  также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

      После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

    Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

Работа с родителями

   Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации:  «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

      По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

     Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев.

    Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Аджиева Камила. Анализ проекта НИР «Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности» МБДОУ №6 «Лукоморье» г.Нефтеюганска

Обеспечить детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье средствами театрализованной деятельности....

ПЛАН РАБОТЫ творческой группы по театрализованной деятельности в МБДОУ № 7 на 2017 – 2018 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» ПЛАН РАБОТЫ творческой группы по театрализованной деятельности в МБДОУ № 7 на 2017 – 2018 учебный...

Обобщение педагогического опыта по применению элементов театрализованной деятельности в МБДОУ № 88 "Слонёнок"

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной  в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое ...