В лабораторию к профессору Бумажкиной
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей со свойствами бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilina_m.v._zanyatie.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В лабораторию к профессору Бумажкиной»

Возрастная группа: Старшая группа.

Форма организации: коллективная деятельность в парах, микрогруппы

Методы и приемы: словесный: загадывание загадки, беседа, рассказ; наглядный: показ презентации; игровой; практический: проведение опытов

Интеграция областей: художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Учебно-методический комплект:

Средства:

 наглядные - ленточки 6 шт., полоски бумаги 6 шт., пленка 6 шт., лист бумаги 6 шт., 12 стаканов с водой, 6 ложек, 6 кружочков из бумаги, силуэт барашка, клей, салфетки, 12 бумажных цветов, чашка с водой,

 литературные - стихи, загадки;

музыкальные – 1 отрывок  музыкального произведения ;

 оборудование – ТСО

Цель: формировать представления детей о свойствах бумаги. Учить проводить опыты.

Задачи:

Обучающие: Уточнить представления о бумаге и ее свойствах: непрозрачная, непрочная, рвется, промокает, мнется,  склеивается. Познакомить с процессом изготовления бумаги.

       Развивающие: Развивать аналитическое мышление, внимание, память, наблюдательность. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

       Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, умение слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь.

Этап деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап

Организационный

Введение в занятие

Загадка

Деление на команды

Ситуативный  разговор

Воспит: Ребята, сегодня к нам в пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Присаживаются дети на стульчики, которые стоят полукругом.

Воспитатель присаживается  на стульчик и находит письмо?

Воспит.: сегодня утром ее доставил нам почтальон Печкин. Интересно от кого оно.

« Здравствуйте, дорогие ребята. У меня к вам есть просьба, необходимо провести несколько опытов с одним материалом.  Мне надо  построить ракету для полета на Луну и я должен  узнать подойдет ли этот материал для строительства. Сам я очень занят в Цветочном  городе.  

Жду с нетерпением результатов. С уважением, ваш Знайка»

Воспит.: Ну, что поможем Знайке?

Воспит.: А с каким материалом мы будем работать, узнаем из загадки:

Она бывает документом

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой…………бумага

Воспит.:  что вы знаете о бумаге, какая она и для чего используется?  Разобьемся мы с вами на команды. (на одних стульчиках картинка Ежика, на .других Крош, стульчики стоят полукругом, разбиваясь посередине на две части). Кто сидит на стульчиках с картинкой Ежика- это одна команда, с Крошем- другая команда. Я задам вам вопрос, вы должны посоветоваться между своей командой и выбрать ответ и сказать мне.

Воспит.: Что делают из бумаги?

Воспит.:Молодцы.

Воспит: Я знаю одну лабораторию, там работает профессор Бумажкин. Он знает почти все о бумаге.  Но прежде, чем мы пойдем в лабораторию по поручению Знайки, давайте вспомним, а всегда ли у человека была бумага. (Нет). А на чем писали люди (на разных материалах- камнях, скалах, пергаменте, бересте).

Рецепт изготовления бумаги придумали в древнем Китае. Этой диковиной восхищались все, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. А как делают бумагу, мы с вами сейчас узнаем.

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой

Приветствуют друг друга и гостей

Высказывания детей

Дети разделены на команды произвольно

Дети совещаются и отвечают.

Дети настроены на общение

Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2 этап

Работа над темой

Физминутка.

Превращение в профессора

Деление  детей на пары

Показ презентации: «Изготовление бумаги»

В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах  (слайд ) .

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд ).

Бревна привозят на завод (слайд ).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд ) .

Что является сырьем для производства бумаги, из чего ее делают?

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). (слайд ) .

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. (слайд ) .

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд ).

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги

очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд ).

Воспит.: а сейчас нам необходимо пойти с вами в лабораторию к профессору Бумажкину и определить подойдет ли бумага для постройки ракеты.

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю житкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради. (Движения по тексту.)

Воспит.: закрыли глазки и хлопнули 3 раза в ладоши. (в это время воспитатель надевает белый халат и очки)

Профессор.:  Здравствуйте ребята, зачем пожаловали ко мне в лабораторию? (Узнать подойдет ли бумага для постройки ракеты). Я помогу вам провести несколько опытов. Но у меня в лаборатории есть несколько правил: первое- не шуметь и не бегать, второе- можно думать и высказывать свои мысли.

Мы  будем работать по парам. Подойдите к столу и возьмите по одному бумажному крылышку. А теперь найдите два одинаковых крыла и соедините их. Получились бабочки. Вот и нашли вы свою пару. Подойдите к столам со своей парой.

Применение ИКТ, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.

Замена деятельности

Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент, стимулирует интерес детей

Выполнение детьми физминутки.

Слушают, отвечают на заданные вопросы

С помощью бабочек делятся на пары

экспериментальная деятельность

Обобщение

Сюрпризный момент

Стихотворение

Профессор.: приступим к эксперементам:

Один из вас пусть возьмет пленку и накроет ее игрушку. Партнеры скажите вы видите   игрушку? (Да) Почему? (потому, что пленка прозрачная).

А теперь другой партнер накройте игрушку квадратом любой бумаги. Партнеры, вы видите игрушку? (нет) Почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Какой делаем первый вывод? Бумага непрозрачная

Профессор.: теперь проверим на прочность.

Перед вами лежат ленточки и такого же размера полоски бумаги. Один берет ленточку, а другой берет полоску бумаги, вам необходимо завязать бантик на руке друг друга.

 Вывод 2: Ленточка завязалась, а полоска бумаги порвалась.

Бумага  не прочная, она рвется.

Профессор.: перед вами два стакана. Подвиньте их к себе поближе. Один возьмет ложку, другой- кружок из бумаги. Каждый положите свой предмет в свой стакан. Что произошло с ложкой? Ничего. А с бумагой? Она промокла. Как  вы думаете, если на улице пойдет дождь, мы возьмем с собой бумажные зонтики? Почему? (Бумага промокает и пропускает воду)

Вывод 3: Бумага промокает.

Профессор.: Возьмите лист бумаги помните его, скрутите его, согните

Вывод 4: Бумага мнется

У меня возник вопрос, все время хотел попробовать, но некогда было, а клеится ли бумага? Давайте проверим.

Тут мимо моей лаборатории бежал барашек без шубки , потерял ее по дороге, оденем барашка? Возьмем салфетку и … помнем ее, намажем клеем и проложим к нашему  барашку.

(Дети делают упражнение.)

Вывод 5: бумага легко клеется.

Профессор.: опыты закончились. Так какими свойствами обладает бумага?

Бумага непрозрачная

Бумага  не прочная, она рвется.

Бумага промокает.

Бумага мнется

Бумага легко клеется.

А в награду за ваш труд  я хотел бы подарить   вам волшебные цветы (профессор раздает сложенные бумажные цветы). Опустите свои цветы в воду и посмотрите, что сейчас будет?

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут.        А.Ширшиков.

А почему распускаются бумажные цветы в воде, мы с вами узнаем в следующий раз. А сейчас нам необходимо возвращаться в группу.

Приглашает детей к совместной деятельности

включает детей в самостоятельную деятельность

наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Работа в парах

После каждого опыта делают вывод

Подведение итогов опытов

Проявляют интерес

Обогащают свой опыт;

Проявляют творческую активность в процессе опытов;

Умение делать логический вывод;

 Умение следовать правилам.

3 этап

Подведение итогов

Беседа

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель снимает халат и очки.

Воспит.: сегодня, мы получили письмо от Знайки с заданием, отгадали загадку о бумаге, посмотрели из и как изготавливают бумагу, посетили лабораторию профессора Бумажкина, где провели несколько опытов с бумагой и узнали, что Бумага непрозрачная

Бумага  не прочная, она рвется,Бумага промокает, Бумага мнется, Бумага легко клеется.

Мы с вами напишем ответ Знайки, о проведенных опытах. Воспитатель берет ручку и листок для записи письма.

Воспит.: Ребята, давайте еще раз вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии. (ответы детей). Теперь пусть  каждый ответит , что для него было самым интересным и самым сложным? (ответы детей). Что же мы ответим, стоит ли Знайке строить ракету из бумаги? (ответы детей).  На сегодня мы с вами закончили, но мы продолжим с вами знакомиться со свойствами бумаги.

Вовлекает детей в итоговую беседу

 

Делятся своими знаниями

 Умение делать выводы;

Умение высказываться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»...

Тема: «Путешествие любознаек в лабораторию к профессору Почемучкину»

Задачи:Образовательные:·        Познакомить детей с атмосферным давлением;·        Учить детей устанавливать причинн...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

С целью развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования:1. воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;2. воспитывать любознательность, взаимопомощь,3. во...

Конспект занятия по познанию "В лабораторию к профессору Почемучкину"

Конспект занятия по познанию "В лабораторию к профессору Почемучкину"...

«В лабораторию к профессору Почемучкину»

Перед началом занятия, дети вместе с воспитателем сидят на ковре рассматривая альбом «Я и моя семья» Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.Придуман...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему "В лабораторию к профессору Почемушкину"

Конспект интегрированного ООД по познавательному развитию на тему "В лабораторию к профессору Почемушкину"...