Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования
методическая разработка

Строканова Ольга Владимировна

Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»

 воспитатель 1 кв. категории Строканова Ольга Владимировна. МБОУ «Излучинская ОНШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_slovarnaya_rabota.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»

 воспитатель 1 кв. категории Строканова Ольга Владимировна. МБОУ «Излучинская ОНШ»

Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на деловой игре.

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений.

Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Распространена точка зрения, что развитие речи – процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении языка дошкольниками. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри – послушай – повтори, что сказал воспитатель!». При таком подходе ведущим в обучении выступает предъявление речевых образцов, а не развитие языковой интуиции, формирование языковых обобщений, элементарного осознания языка и речи 

Сегодня для нашей игры нам понадобится 2 команды по 4 человека

Деловая игра  «Ромашка»                                                                                                    

Перед  педагогами  выложен  цветок – ромашка.

Каждая команда по очереди берёт лепесток и поочередно отвечают на вопрос.          

Вопросы:                                                                          

1. Что включает в себя словарная работа с детьми в детском саду?                                            (Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.  Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.)

2. Задачи словарной работы.

  1. обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
  2. уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
  3. активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
  4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

  1. овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
  2. рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
  3. Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

   3.Принципы словарной работы:

  1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

 4.Приёмы словарной работы:

  •  называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
  • Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
  • Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
  • Объяснение происхождения слова.  Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
  • Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
  • Дидактические игры и упражнения  «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
  • Загадки, сравнение предметов. 

Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.

5.Назовите методы словарной работы                                                    

  1.  Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.

 Показ картины, малой знакомой детям по содержанию.  Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.

Показ кинофильмов и диафильмов.

Чтение художественных произведений

Рассматривание игрушек.

Рассматривание картинок сюжетных и предметных(приём - вопрос)

Дидактические игры.

Словарно-логические упражнения

6.Какова методика работы над новым словом?

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово».                                                                                                                            

 Блицтурнир: 

«Расположи задачи в порядке возрастания».

Задание : «Расположи задачи в порядке возрастания».

Правила игры: педагоги должны   по содержанию программных задач (на карточках) определить возрастную группу и доказать правильность своего решения.

  • Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); обозначать словами свои и чужие действия, характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова - 1 мл. гр.
  • Обогащать словарь детей. Развивать пассивный и активный словарь на основе знакомства и углубления представлений детей об окружающей действительности. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.п.).  Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность людей, действия и движения животных). Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных) – 2 мл. гр.
  • Расширять и активизировать словарный запас во всех видах детской деятельности. Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов; обобщающими понятиями. Упражнять в умении пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними. Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и др.).

 Привлекать внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации. Обращать внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы) – ср. гр.

  • Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением слов – гр. ст. дошк. возраста.

                                                   «Словесная карусель».

Командам раздается карточка, в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима.

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый

 Прохлада – свежесть, холодильник.                                                                           Маленький – малюсенький, крошечный, кроха.                                                                Красный – алый, багряный, багровый.                                                                              Сильный – могучий, мощный, могущественный.                                                             Активный – деятельный, инициативный, энергичный.                                                         Злой - жестокий, злющий.                                                                                                  Опрятный – чистый, аккуратный, чистюля.                                                                        Хрупкий – ломкий, слабый, непрочный.                                                                          Обмануть – перехитрить, одурачить, провести.                                                                

 Игра со зрителями-педагогами

 Подбери Антонимы:

Маленький – большой.      Молодой – старый.            Широкий – узкий.

Узкий – широкий.              Жара – холод.                     Конец – начало.

Высокий – низкий.             Добрый – жадный.        Говорить – молчать.

Темный – светлый.             Больной – здоровый.    Ясно – пасмурно.

Твердый – мягкий.             Вверх – вниз.                 Правда – ложь.

Теплый – холодный.          Широкий – узкий.          Горький - сладкий.

Быстрый – медленный.      Плакать – смеяться.        Больной – здоровый

                                                   

                                       

 Задание для команд: «Составь слово».

Участникам даются карточки со словами: Университетская, аквалангист, электростанция, катастрофический, энергетическая, долгоиграющий, академическая.

Например: электростанция – электрик, станция, станок, лето, налет, лектор, рост, танец, торт и т. д.

Из них нужно составить как можно больше слов.

 

                                Аукцион методических находок:

1.«Использование дидактической игры для обогащения словаря детей».

Команды представляют использование одной из дидактических игр по познавательному развитию (например, д/и «Накорми зверят») для обогащения словаря (какие программные задачи по речевому развитию она может решать):

  1. Лексические темы: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы…
  2. Формирование лексико-грамматического строя:
  • Употребление относительных прилагательных,
  • Согласование числительных с существительными (1 морковка, 2 морковки, 5 морковок…),
  • Употребление притяжательных прилагательных (чей хвост?),
  • Употребление уменьшительных ласкательных,
  • Образование детенышей животных,
  • Употребление существительных ед. и мн. Числа,
  • Употребление существительных в Р.п. (не стало кого?),
  • Употребление падежей …

2. Познавательные задачи: узнай и назови, где живет, чем питается, детеныши, как передвигается, как кричит, внешний вид, какого цвета, какой формы туловище, может ли жить в других климатических зонах, почему не может…

3.Развитие логики, умение находить причинно-следственные связи (например, заяц прыгает потому, что у него задние лапы длиннее).                            

Подведение итогов.

Уважаемые коллеги! Вы прекрасно и грамотно справились со всеми заданиями! Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей

Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота. Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активного словаря детей с задержкой речевого развития 4-го года жизни

Статья основана на опыте работы учителя-дефектолога в детском саду....

«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

«Формирование  понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»

Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....

Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"

презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...

Деловая игра для педагогов на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Но в начале все...

Дипломная работа "Изучение влияния развития крупной моторики на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...