Конспект занятия по гендерному воспитанию «Девчонки - мальчишки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Наумова Ирина Владимировна

Пояснительная записка к занятию.

Тема занятия:  «Девчонки - мальчишки».

Возрастная группа: старшая возрастная группа (5-6 лет).

  • Цель занятия: Формирование осознанной позиции детей по гендерному признаку и социально одобряемого поведения.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Социально – коммуникативное развитие»:

  • Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола. Учить детей быть внимательными друг к другу. воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками. Развивать классификацию умения на примере предметов одежды и предметов трудовой деятельности мужчин и женщин. Учить детей быть внимательными друг к другу. воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками;
  • Развивать умение классифицировать на примере предметов одежды и предметов трудовой деятельности мужчин и женщин;
  • Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, понимание роли мужчины и женщины в семье.

Образовательные задачи и интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

  • Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • Закреплять  знания о сходстве и различиях мальчиков и девочек;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.

«Речевое развитие»:

•        Расширять и закреплять словарь по теме, упражнять  в  подборе определений;

•        Закрепление умение составлять рассказ - описание, развивать связную речь;

•        Развивать диалогическую и монологическую речь - побуждать детей говорить полными предложениями.

«Физическое развитие»:

  • Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;
  • Снятие психо-эмоционального напряжения;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи пальчиковой гимнастики.

Используемое оборудование:  мягкая игрушка – мишка; мяч; одежда мальчиков и девочек из «Уголка ряжения», аксессуары к ней; деревянный конструктор с деталями по количеству детей; кукла-мальчик, кукла-девочка, два картонных круга - серединки для цветков; розовые лепестки (по количеству мальчиков); фиолетовые лепестки (по количеству девочек); ноутбук, экран; проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Девчонки - мальчишки».

Номинация: «Начало начал».

  1. Пояснительная записка к занятию.

Тема занятия:  «Девчонки - мальчишки».

Возрастная группа: старшая возрастная группа (5-6 лет).

  • Цель занятия: Формирование осознанной позиции детей по гендерному признаку и социально одобряемого поведения.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Социально – коммуникативное развитие»:

  • Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола. Учить детей быть внимательными друг к другу. воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками. Развивать классификацию умения на примере предметов одежды и предметов трудовой деятельности мужчин и женщин. Учить детей быть внимательными друг к другу. воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками;
  • Развивать умение классифицировать на примере предметов одежды и предметов трудовой деятельности мужчин и женщин;
  • Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, понимание роли мужчины и женщины в семье.

Образовательные задачи и интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

  • Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • Закреплять  знания о сходстве и различиях мальчиков и девочек;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.

«Речевое развитие»:

•        Расширять и закреплять словарь по теме, упражнять  в  подборе определений;

•        Закрепление умение составлять рассказ - описание, развивать связную речь;

•        Развивать диалогическую и монологическую речь - побуждать детей говорить полными предложениями.

«Физическое развитие»:

  • Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;
  • Снятие психо-эмоционального напряжения;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи пальчиковой гимнастики.

Используемое оборудование:  мягкая игрушка – мишка; мяч; одежда мальчиков и девочек из «Уголка ряжения», аксессуары к ней; деревянный конструктор с деталями по количеству детей; кукла-мальчик, кукла-девочка, два картонных круга - серединки для цветков; розовые лепестки (по количеству мальчиков); фиолетовые лепестки (по количеству девочек); ноутбук, экран; проектор.

  1. Содержательная часть:
  1. Конспект занятия (в таблице).

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вводная часть (1-2 минуты)

Цель: создать положительный настрой, замотивировать  на образовательную деятельность.

Цель: включение  в образовательную деятельность

Дети сидят на стульчиках полукругом.

(Педагог приглашает детей подойти ближе). Ребята, подойдите ко мне и посмотрите… я сегодня шла в садик и встретила Мишку (показывает игрушечного медвежонка). Он был грустный. Он сказал мне: «Я тоже хочу в садик – там здорово и весело, там много ребят, много игрушек. А для зверей не придумали детский сад».

Как мы можем помочь Мишке?

Я рада, что вы такие гостеприимные и хотите пригласить его к себе в гости?

Проходи, Мишка, присаживайся и вы, ребята, присаживайтесь на стульчики. (Педагог сажает Мишку на стульчик напротив детей).

Дети подходят, слушают.

- Пригласить его к нам в садик.

Основная часть  (25 мин.)

Цель: Содействие формированию осознанной позиции детей по гендерному признаку и социально одобряемого поведения.

Цель: Усвоение норм поведения по гендерному признаку.

Подскажите, как встречают гостя? Что ему говорят?

(воспитатель здоровается размеренно, с поклоном головы). 

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуй, Мишка!

Давайте мы представимся нашему гостю, но имя свое мы будем называть ласково, как вас мамочка называет.

-Здороваются.

Дети повторяют движения воспитателя

Здороваются девочки группы.

Здороваются мальчики.

Дети здороваются с медвежонком.

Игра «Назови имя». Дети по кругу передают мяч. У кого мяч оказывается в руках – называет свое имя ласково.

Ну что, Мишка, всех запомнил?

(Мишка) Конечно! Это мальчик Анечка, а это - девочка Дениска… Ой, они все такие одинаковые!

Что ты, Мишка, ты все перепутал! Мальчики и девочки отличаются друг от друга. Смотри внимательно и запоминай!

- Нет! Не так!

Включается проектор

Ребята, расскажите Мишке  какие бывают мальчики? (Слайды №1, №2)

- У них короткие волосы. Они ходят в шортах и штанах. Сильные, смелые. Они защищают девочек.

Какие у мальчиков любимые занятия? (Слайд №3)

- Они любят играть в машинки, роботов и солдатиков.

А девочки какими бывают? (Слайды №4)

- Красивыми, милыми. Носят платья и юбки.

Чем любят заниматься девочки? (Слайды №5,  №6)

- Играют в куклы, посудку. Любят наряжаться, носить украшения, делать прически, красят губы.

Молодцы! И имена у всех тоже разные: у мальчиков – мужские. Какие?

- Петя, Ваня, Сережа…

А у девочек имена…?

Вот видишь, Мишка, совсем наши ребятки не одинаковые.

- Женские: Катя, Соня, Настя…

Проектор выключается

  Дети вместе с педагогом встают в круг. Педагог, выступающий в роли ведущего, по очереди детям бросает мяч и задает вопросы.

— Кто из мальчиков самый высокий?

— Кто из девочек самая высокая?

— Кто из детей низкого роста?

— У кого самые темные волосы?

— У кого на голове есть резинки?

— Кто носит платья, сарафаны, юбки?

— У кого в одежде присутствует розовый, красный (синий, коричневый, серый, зеленый и пр.) цвет?

— Какую обувь носят девочки?

— Какую обувь носят мальчики?

— Какие украшения носят девочки?

— Какие украшения носят мальчики?

Видите, какие вы все разные, непохожие, у каждого из вас есть что-то такое, чего нет у других. Все люди отличаются друг от друга.

- Сережа, Степа.

- Арина и Алиса.

- Денис, Роберт, Настя.

- У Макара.

- У Маши, у Кати, у Сони.

- Девочки.

Ответы детей.

- Туфли, сандали.

- Ботинки, кроссовки.

- Бусы, сережки, заколки.

- Никаких.

Дети соглашаются.

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе» (Повторяется 2 раза).

Очень дружат в нашей группе девочки и мальчики. 

Ну а мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1,2,3,4,5 - будем вместе мы играть,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети хлопают в ладоши,

Сгибают пальцы в кулачки,

Поочередно сгибают пальцы рук,

Берутся за руки,

Улыбаются друг другу.

Ребята, а сейчас сходите, пожалуйста, в «Уголок ряжения» и принесите оттуда различную одежду и украшения. Давайте первыми у нас пойдут девочки (так как девочек надо пропускать вперед), а затем мальчики. Согласны?

- Да! (дети выполняют действия по указанию воспитателя)

Ребята, я знаю, что, есть вещи, в которых вы точно похожи. Вы все очень добрые и  отзывчивые дети, всегда готовы прийти на помощь.

-Да!

Игра «Разбери  одежду». На столах сидят кукла-мальчик и кукла-девочка.

Таня и Ваня– брат и сестра. Им срочно нужна помощь. Все их вещи перепутались. Как тут разберешь, где чье? Кто хочет им помочь? Подходите к столу Слава и Арина. Слава будет складывать мужскую одежду к кукле-мальчику, а Арина выбирает и складывает к кукле-девочке женскую одежду .

Дети по желанию вызываются помочь куклам.

Слава и Арина выполняют указания воспитателя.

Замечательно! Ребята, а давайте посмотрим, правильно ли Арина и Слава разложили одежду?

Остальные дети обсуждают правильность выбора.

Вы помогли Тане и Ване, молодцы!

Слава и Арина возвращаются на свои места.

Пока вы еще маленькие – вы зоветесь мальчиками и девочками. Но вскоре вы вырастете и называться будете уже совсем по-другому.

Мальчики, когда вырастут кем станут?

- Мужчинами, защитниками, папами.

Правильно! А девочки?..

Совершенно верно! И дела у мужчин и женщин тоже бывают разные.

- Женщинами, мамами, хозяйками.

Игра «Дом добрых дел».

Я предлагаю каждому взять деталь деревянного конструктора и построить большой дом. Только когда кладешь «кирпичик», нужно сказать, какими делами занимается дома мама (девочке) и папа (мальчику).

 Дети по очереди складывают детали в постройку, называя домашние дела родителей.

Видите, какой большой и красивый дом у нас получился? Это – дом добрых дел. И если каждый будет стараться выполнять свои дела – то дом будет прочным. А если кто-то свои обязанности выполнять не захочет (аккуратно пробует вытащить кирпичик), то что может случиться?

Дети радуются совместно сделанной постройке.

- Дом рухнет, рассыплется.

Заключительная часть (рефлексивный этап), 3 мин.

Цель: закрепление полученных и имеющихся знаний.

Цель: развитие эмпатии, стремление к общению с противоположным полом.

Игра «Цветы пожеланий».

Ребята, несмотря на то, что все вы разные, но каждый из вас любит подарки.

Давайте, мы с вами подарим друг другу цветы пожеланий. Девочки и мальчики сейчас подойдут к разным столам, где лежат по одной серединке от цветков. Каждый получает лепесток-пожелание.

Сначала девочки (фиолетовые, т. к. они будут дарить цветок мальчикам).

Затем мальчикам (розовые, т. к. цветок будет дариться девочкам).

- Конечно!

- Давайте!

Дети получают лепестки.

Девочки по очереди кладут лепестки и говорят пожелания, какими они хотят видеть мальчиков.

Мальчики говорят свои пожелания девочкам и собирают им цветок.

Ребята, как вы думаете, мы с вами помогли медвежонку разобраться, чем же, все-таки,  отличаются девочки и мальчики? Напомните ему, чем?

- Да!

Ответы детей (- у них разные имена: мужские и женские; разная длина волос; разная одежда и обувь; разные занятия; мальчики- сильные, а девочки- нежные)

Медвежонок благодарит детей за помощь и просится остаться в группе.

Дети соглашаются.

2.2. Информационные ресурсы.

1. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях». Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.                                  

2. Градусова Л.В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.- 175

3.  Иллюстрации к презентации «Мальчики и девочки» http://yandex.ru/images.

4. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

http :// yandex . ru / images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по гендерному воспитанию

Конспект занятия в средней группе на тему : "Мальчики и девочки"...

конспект занятия по гендерному воспитанию

Материал для 1-й младшей группы...

Конспект занятия по гендерному воспитанию старших дошкольников

Вконспекте занятия содержатся игры на развитие гендерных представлений детей...

Конспект занятия по гендерному воспитанию в подготовительной к школе группе «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Обучение осознанному восприятию половой принадлежности и адекватной полу модели поведения....