«Предметно - пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода»
консультация (младшая группа)

Дордий Анна Валерьевна

Цель. Как и любая другая отрасль педагогической работы, самостоятельная деятельность, организованная педагогами в любом дошкольном учреждении, обусловлена достижением конкретных целей. Что это за цели? Самостоятельная деятельность детей в первую очередь направлена на самообразование. В правильно подобранных условиях места, времени и доброжелательной обстановки коллегиум воспитателей добивается эффекта саморазвития ребенка за счет удачно сложенных обстоятельств (имеется в виду корректная организация педагогами рабочего процесса). Второй важный момент – нацеленность педагогов на пробуждение в каждом конкретном ребенке интереса к образовательному процессу. То есть важно не только задействовать малышей, но еще и побудить их к действию, ненавязчиво заставить захотеть учиться и развиваться. Таким образом, выполняя самостоятельные групповые задачи, дети и не подозревают о том, что их как бы подталкивают к процессу самообразования, потому что им это в радость. 

Задачи.Формируются способности и навыки самостоятельного регулирования некоторых процессов. К примеру, ребенок с течением времени уже сам определяет для себя план игры, исследования, наблюдения, трудовой своей занятости. И здесь важнейшая задача заключается в том, чтобы простимулировать у ребенка это стремление выполнять задуманное без подсобной помощи педагогов.
Развиваются процессы саморегулирования. Занимаясь выполнением задания самостоятельно или в группе своих сверстников, ребенок таким образом учится рассчитывать уровень своей энергии, затраченной на выполнение определенных действий. Он учится чувствовать потребность в смене видов деятельности и необходимость в отдыхе, это приходит практически автоматически при регулярных выполнениях самостоятельных работ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме

«Предметно - пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода»

Цель. Как и любая другая отрасль педагогической работы, самостоятельная деятельность, организованная педагогами в любом дошкольном учреждении, обусловлена достижением конкретных целей. Что это за цели? Самостоятельная деятельность детей в первую очередь направлена на самообразование. В правильно подобранных условиях места, времени и доброжелательной обстановки коллегиум воспитателей добивается эффекта саморазвития ребенка за счет удачно сложенных обстоятельств (имеется в виду корректная организация педагогами рабочего процесса). Второй важный момент – нацеленность педагогов на пробуждение в каждом конкретном ребенке интереса к образовательному процессу. То есть важно не только задействовать малышей, но еще и побудить их к действию, ненавязчиво заставить захотеть учиться и развиваться. Таким образом, выполняя самостоятельные групповые задачи, дети и не подозревают о том, что их как бы подталкивают к процессу самообразования, потому что им это в радость. 

Задачи. Формируются способности и навыки самостоятельного регулирования некоторых процессов. К примеру, ребенок с течением времени уже сам определяет для себя план игры, исследования, наблюдения, трудовой своей занятости. И здесь важнейшая задача заключается в том, чтобы простимулировать у ребенка это стремление выполнять задуманное без подсобной помощи педагогов.

Развиваются процессы саморегулирования. Занимаясь выполнением задания самостоятельно или в группе своих сверстников, ребенок таким образом учится рассчитывать уровень своей энергии, затраченной на выполнение определенных действий. Он учится чувствовать потребность в смене видов деятельности и необходимость в отдыхе, это приходит практически автоматически при регулярных выполнениях самостоятельных работ. 

Развивающая предметная среда детства – это система условий,
обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности.
Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного
физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты,
физкультурн - игровые и оздоровительные сооружения. Предметно-игровая
среда, детская библиотека, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий,
компьютерно- игровой комплекс и др.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в
целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает
личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних
способностей. Обогащённое развитие – это развитие всех потенциальных
индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Безусловно, наиболее
высоким потенциалом познавательного и личностного развития обладают
дети, находящиеся в условиях развивающей среды.
Под развивающей предметно- пространственной средой следует
понимать естественную комфортную обстановку, рационально-
организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными
предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно
одновременное включение в активную познавательно – творческую
деятельность всех детей группы. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать
безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию
организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей
среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель
взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями
личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
- Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не
рядом, не над, а вместе!»
- Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Это предполагает решение следующих задач:
-Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие
ребёнка к миру
-Радости существования (психологическое здоровье)
-Формирование начал личности (базис личностной культуры)
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а
содействие развитию личности)
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство
полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности
ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на
позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и
эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить
из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как
полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся
игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно
реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые
элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор
изобретательству, открытиям. 

Таким образом, самостоятельная деятельность, за организацию которой ответственность несут воспитатели дошкольного учреждения, основывается на том, что дети выполняют различные развивающие задания без непосредственного участия старших. Они учатся правилам гигиены, они собирают конструкторы и выполняют групповые занятия, они участвуют в театрализованных постановках и учатся тому, как и в каких ситуациях можно принимать самостоятельные решения. Благодаря такому блоку активности, дети быстрее познают окружающий мир, становятся ответственнее, дисциплинированнее, самостоятельнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»         РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ У...

Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...

«Предметно - пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода»

laquo;Предметно - пространственная среда, как одно из условий личностно - ориентированного подхода»...