Профилактика эмоционального истощения личности педагога
материал

Карпенко Елена Владимировна

В данном материале представлен тренинг для педагогов по профилактике эмоциоанльного истощения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика эмоционального истощения личности педагога

Здравствуйте, я рада, что мы встретились сегодня, мы постараемся немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, мы займемся профилактикой эмоционального истощения.

Что же такое эмоциональное истощение, это состояние, связанное с чрезмерной нагрузкой на организм (умственной, эмоциональной, физической), при которой выделяемого на отдых времени недостаточно для полного восстановления. Условно говоря, человек трудится больше, чем может себе позволить его тело и психика.

Эмоциональное истощение свойственно профессиям, которые предполагают постоянный контакт с людьми, а он не всегда проходит в положительном ключе.

Итак, признаки эмоционального истощения:

- общее снижение работоспособности, невнимательность, ухудшение памяти;

- халатное отношение к трудовому процессу, неприязненное отношение к коллегам, воспитанникам;

- исчезновение заинтересованности в результате своей работы, даже если раньше она приносила удовольствие;

- немотивированность при условии высокой зарплаты и хороших условий труда в целом;

- ощущение безразличия к жизни, апатия, астения;

- расстройства сна и пищевого поведения;

- появление вредных привычек (алкогольная, игровая зависимость);

- проблемы со здоровьем, причем некоторые из них могут не иметь объективной причины (головные боли, тошнота, головокружение и т.д.);

- деперсонализация, дереализация (симптомы панических атак, которые по-другому называются вегетососудистой дистонией с кризовым течением);

- неудовлетворенность собой и своей жизнью.

Эмоциональное истощение ухудшает общее состояние человека. Наиболее типичные последствия – заболевания сердечно-сосудистой системы и расстройства психического спектра (депрессии, неврозы).

Причины эмоционального истощения:

- однообразность, монотонность работы;

- низкая оплата, не позволяющая реализовываться в жизни;

- частые конфликты с коллективом, начальством;

- высокий уровень ответственности;

- большая нагрузка, несбалансированный график, редкие отпуска.

При этом, чем больше человек погружается в свое занятие, тем выше вероятность выгорания.

Для того, чтобы справиться с эмоциональным истощением, необходимо:

1. Отдохнуть от уже накопившейся усталости и в дальнейшем регулярно брать отпуск, выгодные, отгулы для ничегонеделания и расслабления.

2. Сменить род деятельности хотя бы в рамках своей профессии (вместо работы с людьми, заняться заполнением бумаг).

3. Чередовать разные занятия, чтобы не успевать уставать от них (брать проекты различной направленности, меняться обязанностями с коллегами).

4. Не принимать рабочие проблемы близко к сердцу, дистанцироваться от неприятностей.

5. Позволять себе совершать ошибки, не гнаться за идеальностью, избавиться от синдрома отличника.

6. Отказаться от ненужной конкуренции.

7. Не брать работу на дом.

Естественно, также важно правильно питаться, заниматься любимым делом (хотя бы в качестве хобби), поддерживать тело в тонусе путем выполнения физических упражнений. Нужно заботиться о себе, а только затем о работе. Опасность эмоционального истощения в том, что перегореть может каждый, – и тогда все амбиции и достижения потеряют свою важность, а человек медленно направится на дно собственной жизни.

Лучше заранее позаботиться о своевременном отдыхе и не перегружать свою психику. «Тише едешь, дальше будешь» – фраза как раз об этом случае.

А теперь, я предлагаю вам заняться профилактикой эмоционального истощения, выполнить следующие упражнения.

Тест «Скрытый стресс»

Наверное, каждый из вас попадал когда-либо в стрессовые ситуации.

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.

Вам предлагается 8 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют (можно загибать пальчики на руках):

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

А еще, нужно помнить, что природа создала нас непохожими друг на друга. Люди отличаются друг от друга по многим признакам: по типу темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), по характеру, по социальному положению, по возрасту, по национальной принадлежности, по уровню самооценки (высокий, адекватный, низкий) и др. Говорят, сколько на Земле людей, столько и характеров. Послушайте одну притчу.

«Притча о принятии себя»

Однажды один человек пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, человек нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:

— Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу — то посадили бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества. Так и в нашей жизни – Вы можете быть только собой. Вы можете развиваться и радоваться жизни, или можете завянуть, если не принимаете себя. А Вы принимаете себя и свою жизнь?

Упражнение «Подари камешек»

Ведущий предлагает участникам взять из коробки по одному камешку и подарить соседу справа (по кругу), обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый...». Даря камешек, нужно стараться отмечать лучшие качества того, кому делаете подарок.

Упражнение «Самомассаж»

Цель: развитие навыков самомассажа.

Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

- межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

- задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

- челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

- плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;

- ступни ног: если Вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

Упражнение «Корзина Советов». Как преодолеть стресс?

Каждый по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

21. Живите полной жизнью, а не только работой, иначе вы рискуете никогда не прожить свою собственную жизнь.

22. Поставьте себя на первое место в своей собственной жизни.

23. Любите себя или постарайтесь себе нравиться.

24. Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые «предупредительные сигналы» и своевременно принять меры, чтобы не допустить выгорания.

25. Остерегайтесь искать в работе счастье или спасение.

26. Запомните: ваша работа — не миссия, не убежище, а профессиональная деятельность, которая хороша сама по себе.

27. Находите время для себя. Вы не только имеете право, но и обязаны обеспечить себе не только работу (пусть и любимую!), но и частную жизнь.

28. Радуйтесь своей семье и старайтесь вести себя с близкими по-детски.

29. Берегите свое умение быть не только сильным, но и слабым.

30. Уважайте свои интуитивные чувства и не слишком доверяйте поведенческим стереотипам.

31. Чтобы не забронзоветь, и не превратиться в памятник самому себе, сознательно (и почаще!) выходите из привычных ролей.

32. Впустите в свою жизнь хотя бы одного - двух «доверенных людей», перед которыми вам не надо изображать «героя - сверхчеловека». Разрешайте себе делиться с ними своими чувствами, переживаниями и даже… просить о помощи.

33. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня.

34. Сделайте традицией вечерний пересмотр событий.

Вывод: Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

Сейчас я вам предложу несколько вещей, которые просто необходимо иметь у себя в сумочке или кабинете, которые просто необходимы в нашей жизни.

Упражнение «Волшебный калейдоскоп»

Обратите внимание! Волшебный калейдоскоп, для увеличения яркости жизни! Придает яркость жизни! Постоянная смена впечатлений, феерия красок, множество разнообразных комбинаций!

Вы можете подумать, что это же просто игрушка, ведь жизнь серьезная штука.

И вы правы, но ведь взрослым можно играть, как детям… Кто же вам, взрослому человеку, может запретить?

И тут вы подумаете, что у вас обязанности, работа и прочее…

А здесь все просто, вы в это играйте! Для начала – положите в сумочку калейдоскоп. И когда скучно, грустно или совсем заработались, стрессовая ситуация очень сильная или устали, все надоело – уделите ему минутку времени. И увидите, как жизнь заиграет яркими красками.

Всем рекомендую сделать себе такую вещь и использовать по назначению.

Упражнение «Мыльные пузыри»

А сейчас я вам продемонстрирую в действии второй предмет, это устройство для лопанья проблем, оно же для запуска мыльных пузырей. Посмотрите! Посмотрите! Какие они разные! И как они лопаются!

Все ваши проблемы лопаются как мыльные пузыри. Легко! Красиво! Радостно!

Вы подумаете, что если бы в жизни они так легко лопались, но ведь большинство наших проблем сильно раздуты. Прямо как эти пузыри. Нужно лишь научиться относиться к проблеме, как к мыльному пузырю – посмотрите на нее, полюбуйтесь ее переливами, формой, размером – и позвольте ей лопнуть! Вот так! (Ведущий на протяжении всего упражнения запускает и лопает мыльные пузыри)

Заключительная часть

Коллеги, я желаю вам заботиться о своём психическом здоровье. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относитесь к конфликтам на работе.

Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня»: 

1. Именно сегодня! Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

2. Именно сегодня! Я позабочусь о своём организме.

3. Именно сегодня! Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

4. Именно сегодня! Я ко всему буду доброжелательно настроен.

5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

И помните, что:

Вы – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем Вы люблю себя все больше и больше.

У Вас огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Вы единственная в своем роде и неповторимая.

Таких, как Вы, больше нет.

Вы абсолютно уверенны в себе и своем будущем.

Вы контролируете свою судьбу. Вы сама ее вершите.

Вы – хозяйка своей жизни.

Вы – свободная личность.

Рефлексия. Упражнение «Чему Я научился»

Цель: подвести итог занятия.

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился...

Я узнал, что...

Я нашел подтверждение тому, что...

Я обнаружил, что...

Я был удивлен тем, что...

Мне нравится, что...

Я был разочарован тем, что...

Самым важным для меня было...

Мне сегодня...

И в завершении занятия, хочу напомнить, что наша жизнь состоит из мелочей и счастье строится тоже из мелочей. Мы же говорим: «Мелочь, а приятно!». А представляете, что будет, когда приятных мелочей станет много. Я желаю Вам, чтобы в вашей жизни были только приятные мелочи, а все неприятности пробегали очень быстро мимо вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Тренинг   для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона....

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Эмоциональное истощение у педагогов

Эмоциональное истощение...

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания личности"

     Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных рес...

Семинар для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания личности в условиях дистанционного обучения»

Семинар для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания личности в условиях дистанционного обучения»...

Рекомендации педагогам для профилактики эмоционального выгорания личности.

Эмоциональное выгорание педагога. Профилактика синдрома....