Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Краски осени"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Юлия Леонидовна Колесникова
  • актуализация  знаний детей о времени года «Осень»;
  • развитие  памяти, внимания, ориентировку в пространстве, умения наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  •  развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи;
  • совершенствование коммуникативных навыков, воспитание доброжелательное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_osen.docx116.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Осень»

Интегрированное развивающее занятие  со старшими дошкольниками

Цель:  уточнение и систематизация знаний о признаках осени.

Задачи:  

  • актуализация  знаний детей о времени года «Осень»;
  • развитие  памяти, внимания, ориентировку в пространстве, умения наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  •  развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи;
  • совершенствование коммуникативных навыков, воспитание доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование и материалы:

Магнитофон, магнитная доска,  магниты, картинки с изображением разных времен года, картинка с изображением кисти рябины, мяч. ), картинки с изображением явлений осени (туман, дождь, листопад, ветер, иней, туча); шаблоны осенних листьев для физкультминутки (листья дуба, клена, каштана, рябины, осины и др.); мультимедийная презентация с картинами русских художников (И. Шишкин «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», А. Пластов «Осень», В. Серов «Осенний вечер», А. Саврасов «Осень»); образцы изображений листика (для рисования по клеточкам) и зонтика (для выкладывания из спичек).

На каждого ребенка: математические планшеты и фишки , разрезные картинки с грибами,  листы с заданием «Листья»,  цветные карандаши.

Для эстафет: обруч, 2 кастрюли, муляжи фруктов и овощей по числу детей в команде, платки для завязывания глаз, муляжи грибов,  2 корзинки.

Ход ННОД:

        Звучит музыка Чайковского «Октябрь».

Дети входят в зал.

- Ребята, я сейчас загадаю вам ЗАГАДКУ, а вы внимательно послушайте и скажите,что это?

 

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я……. (Дети: осень)

  

-Да, действительно осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Осень, какая?Нам поможет клубочек. Дети передают клубок из рук в руки(ответы детей: разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая). А сейчас я предлагаю вам присесть

- Ребята, вы обратили внимание: какая музыка звучит в зале? Что вы можете о ней сказать? Какие чувства, какое настроение она у вас вызывает? Это музыку написал композитор Петр Ильич Чайковский, Называется она Осень. Октябрь.(Слайды 3-5).

- Поэты тоже описывали осень в своих произведениях (Слайды 5-8)

 - Ребята, ответьте мне, пожалуйста, кто пишет картины?(Дети: художники).
-Правильно, художники! Я вам предлагаю всем вместе рассмотреть осеннюю красоту на полотнах русских художников.(Слайды 9-12).

Эта картина Исаака Ильича Левитана тоже называется «Золотая осень». Осень была любимейшим временем года для Левитана, он посвятил ей более сотни картин. И эта — одна из самых любимых публикой картин. Какая осень изображена на картине? (Ранняя, золотая).

- Следующая картина Василия Поленова "Золотая осень". Посмотрите какие яркие краски художник использовал в своей работе. Какая погода изображена на этой картине.

А вот работа русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Называется она «Золотая осень». Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Кто из вас хотел бы нам рассказать о том, что нарисовано на ней? Какие краски преобладают в картине? Какое состояние реки изображено на полотне? Тихая она или бурная? Какое настроение рождает у вас картина?

Дети отвечают.

- Какие краски использовал художник? Какое настроение вызывают эти цвета? Что в картине особенно красиво? (Деревья). Какая погода была в этот день? Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Дети отвечают

-Ребята, куда бы мы ни бросили взгляд — везде видим, как осень преображает природу, слышим осенние звуки. Осень — необыкновенное время года. Природу можно изобразить по-разному. Художники разговаривают с нами при помощи красок, композиторы — музыкой, а поэты посвятили ей много стихотворений.

Ребята, как вы думаете, к какому жанру живописи относятся все эти картины (Подвести к ответу ПЕЙЗАЖ).

Гимнастика для глаз «Осенний лес».

Вот стоит осенний лес.

Очень много в нем чудес.

Слева сосны, справа ели,

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой, открой.

И скорее беги домой.

- На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. И я вам предлагаю прогуляться по парку и поиграть! (Слайд 13)

Динамическая пауза "Осень наступила" (О.А. Новиковская)

1, 2, 3, 4, 5,

Это должен каждый знать (дети шагают на месте).

Лето, осень и зима,

А потом придет весна (хлопают в ладоши)

Мы теперь друг друга спросим (разводят руки в стороны и смотрят друг на друга):

- Что настало нынче?

- Осень!

От времени года (поднимают вверх указательный палец)

Зависит погода (произносят с назидательной интонацией).

- Слушайте внимательно и отвечайте на ВОПРОСЫ «ДА» ИЛИ «НЕТ».

Игра «да» или «нет».

- Осенью цветут цветы?

- Осенью растут грибы?

- Тучки солнце закрывают?

- Колючий ветер прилетает?

- Туманы осенью плывут?

- Ну а птицы гнезда вьют?

- А букашки прилетают?

- Звери норки закрывают?

- Птичьи стаи улетают?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

- Ну а что же надо делать?

(куртки, шапки надевать) .

- Молодцы, вы были очень внимательны.

- А теперь посмотрите, пожалуйста, на картинки перед вами (на мольберте). Чтобы лучше представить себе осеннюю пору, предлагаю вам отгадать ЗАГАДКИ ОБ ОСЕННИХ ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ. После того как я прочту загадку, нужно будет найти карточку с нужным ответом. Задание понятно? Тогда начнем.

1. Он бывает по утрам и вечерам; из-за него ничего не видно впереди. (Туман.)
2. Когда он идет не переставая, становится грустно на душе и мокро на улице. 
(Дождь.)
3. Это очень красиво и торжественно: деревья сбрасывают свой золотой наряд.
 (Листопад.)
4. Он может шептать, свистеть, бушевать, злиться, подталкивать в спину прохожих, срывать листву с деревьев.
 (Ветер.)

5. Он похож на снежные иголочки, которыми украшены ветки деревьев. (Иней.)
6. Она плывет по небу, темная, угрожающая, а потом вдруг расплачется горькими слезами.
 (Туча.)

- Молодцы! Справились с заданием. Эти явления природы — основные признаки осени. Осень условно делится на три части: ранняя — самая красивая, золотая, потому что она красит листья в желтый цвет; середина осени — это когда бушует листопад и начинаются затяжные дожди; ну а поздняя — самая грустная пора, когда мы видим голые деревья, замерзающие лужи и первый, всегда тающий, снег.

 -Ребята, я предлагаю вспомнить стихотворение о листопаде:

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ "ОСЕНЬ, ОСЕНЬ - ЛИСТОПАД":

Осень, осень, листопад, (Плавным движением поднимают руки вверх,

Листья желтые летят. (как бы дирижируя ими, постепенно опускают вниз).

Ветер дует, задувает, (Руки от груди не спеша разводят в стороны),

Туча солнце закрывает (Закрываем глаза ладонями)

Дождик капает с утра, (Сжимают кулаки, выставив из каждого по

указательному пальцу.Совершают то левой, то правой руками движения

вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя.

При этом постепенно приседают,

пока указательные пальцы не дотронутся до пола.)

Осень – грустная пора. (Разводят руки в стороны с выражением грусти

на лице.)

- О листопаде. Ребята, давайте с вами вспомним какие листья бывают у деревьев. Воспитатель показывает картинки листьев дуба, березы, осины, клена.Уточняет с детьми названия деревьев, с которых эти листья.

ИГРА С МЯЧОМ «КАКОЙ ЛИСТ?»

(Психолог кидает мяч каждому ребенку и называет лист. Ребенок возвращает мяч с ответом. Например :   Лист с клена – кленовый,  с осины – осиновый;  с дуба – дубовый,  с березы – березовый,  с рябины – рябиновый,  с липы – липовый,   с тополя – тополиный,  с елки -  , с  сосны -   )

Проводится игра «1, 2, 3 – К СВОЕМУ ДЕРЕВУ БЕГИ!»  Детям раздаются  листочки с разных деревьев. Несколько детей стоят в ободочках с листями, они - деревья. (дуб, клен, береза, осина)По сигналу они находят свои деревья.(Муляжи деревьев или поочереди называть и показывать дерево на картинке

- А сейчас присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам посчитать, сколько листьев на картинке и выполнить задание.

http://4.bp.blogspot.com/-1Rqp6eAA_lo/UlGtDOe4SLI/AAAAAAAADWA/sbaHtdyHWA8/s1600/%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%821.bmp

Дети обрисовывают листья разными цветами карандашей по заданию педагога

Раз, два, три — покружись,
     В осеннем лесу очутись…

УТОЧНЯЕМ КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

(Птицы улетают на юг, исчезают насекомые, животные делают запасы на зиму)

- Ребята, а осень - это урожайная пора! Что вырастает осенью? (Ответы детей)Закрепление полученных знаний в самостоятельной деятельности с использованием геометрических фигур.

 Зелёный овал – огурец,

 бардовый круг – свёкле,

 красный круг – помидор,

 оранжевый треугольник – моркови,

 маленький жёлтый круг – луку,

 большой салатный круг – капусте.

Какая фигура какому овощу соответствует?

Молодцы, ребята! Сегодня вы были внимательными. Отгадывали загадки с помощью картинок, находили ошибки, допущенные мной, интересно беседовали о картинах русских художников, рисовали лист по клеточкам, выкладывали из спичек изображение зонтика. Вот какую большую работу мы провели. А теперь скажите, понравилась ли вам наша игровая деятельность? Что запомнилось?Дети отвечают.
- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал...»

Подводим итог ННОД. "Чудесный клубочек" помогает нам в этом. Дети делятся тем, что было интересно, что понравилось. Ребята, вы все заметили, что  у нас сегодня гости. И мы с вами знаем, как принято встречать гостей:

Мы наших гостей встречаем,

Вкусным чаем угощаем!

- Для вас исполняется танец "Самовар"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «В некотором царстве…»

Данное занятие входит в развивающую программу педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению посредством формирования универсальной учебной деятельности дошкольников, которая характеризуе...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У».

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У»....

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Осень в музыке, поэзии, живописи".

Представленное интегрированное занятие-одно из составляющих проекта для старших дошкольников "Что нам осень принесла!" Тема осени раскрывается перед детьми в музыкальных произведениях, поэзии и живопи...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Осень в гости просим!»

Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ....

программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению

программа направлена  на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по сплочению коллектива.

Сплочение со сверстниками в дошкольном возрасте, имеет очень большое значение для ребёнка, и играет важную роль в дальнейшей социализации во взрослой жизни....