Доклад на районном методическом объединении на тему: «Нетрадиционная техника работы по изодеятельности в детском саду».
материал (средняя группа)

Насенкова Ирина Вячеславовна

                    Доклад на районном  методическом

                         объединении на  тему:

           «Нетрадиционная техника работы

           по изодеятельности в детском саду».

 

                                         Воспитатель МДОУ « Детский сад №2

                                                  Г. Калининска Саратовской области».

                                                  Насенкова Ирина Вячеславовна.

 

 

 

 

 

                             Г.Калининск.

 

 

 

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных

образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий  и созидательный характер.

Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только

образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует творческому развитию.

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребёнок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

В нашей работе на протяжении нескольких лет мы широко используем различные виды нетрадиционных техник рисования.

Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы – овощные штампы, и печати, соломку, пористые губки, ватные палочки, бумажные салфетки, и т.д.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание « остановить прекрасное мгновенье», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Одним из первых методов нетрадиционного рисования мы использовали «Пальчики – палитра» - рисование пальчиком.

Это несложная, но очень интересная техника, которая очень нравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Обучение пальчиковому рисованию идёт в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.

Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки , спирали. На втором этапе дети учатся смешивать краски: каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют её. Если смазать ладошку краской, то она оставит интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко: раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе: вот какой получился заборчик! И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон и рыбка и многое другое можно нафантазировать вместе с малышами.    

Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом. Очень интересно и удобно создавать узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определённой поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Мы используем разрезанные вдоль и поперёк овощи. С маленькими детьми лучше использовать всю поверхность разрезанного плода, .Выпуклая часть штампика смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки, скатерти, платочки и фартуки и т.д. Штампы из овощей  это «недолговечные штампы».Но мы также используем « долговечные штампы» - это пробки от бутылок, ластик, деревянные катушки, пуговицы, колпачки от фломастеров,  ватные палочки и т.д. Эти предметы могут оставлять интересные отпечатки, нужно только немножко пофантазировать

                      

Например, очень часто при выполнении работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Ещё сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз, выручат в этой ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.

Ещё очень интересный вид рисования  - это «Печатание листьями на бумаге». Собираем различные опавшие листья, намазываем листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой печатаем, может быть цветной, прижимаем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимаем его, взяв за черешок. Если нижний кончик листа прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелёк и листочки. ( дерево, бабочка и т.д.).

 

Также очень интересен приём – это «Рисование по сырой бумаге». Данная техника используется в работе с детьми старшего возраста. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно на белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными.

Рисование свечой, такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. В этой технике мы рисовали на тему: «Рыбки плавают в аквариуме»,

«Снеговик». Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение, затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение.                      

Очень интересны и такие приёмы рисования, как – монотипия. Этот метод помогает развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Дети рисуют с большим удовольствием, им очень интересно наблюдать как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

Ещё один нетрадиционный приём – набрызг. Это очень не простая техника, её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для её осуществления мы используем зубную щётку и стеку.

Также в своей работе мы используем и другие нетрадиционные методики рисования:- рисование при помощи ниток;

                                         -рисование с помощью открыток;

                                         -рисование кляксография

                                        - рисование батик.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Наш опыт показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, ребят не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие, и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23doklad_na_temu_risovanie.docx809.84 КБ

Предварительный просмотр:

                    Доклад на районном  методическом

                         объединении на  тему:

           «Нетрадиционная техника работы

           по изодеятельности в детском саду».

 

                                         Воспитатель МДОУ « Детский сад №2

                                                  Г. Калининска Саратовской области».

                                                  Насенкова Ирина Вячеславовна.

                             Г.Калининск.

                             Декабрь 2011г.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных

образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий  и созидательный характер.

Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только

образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует творческому развитию.

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребёнок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

В нашей работе на протяжении нескольких лет мы широко используем различные виды нетрадиционных техник рисования.

Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы – овощные штампы, и печати, соломку, пористые губки, ватные палочки, бумажные салфетки, и т.д.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание « остановить прекрасное мгновенье», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Одним из первых методов нетрадиционного рисования мы использовали «Пальчики – палитра» - рисование пальчиком.

Это несложная, но очень интересная техника, которая очень нравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Обучение пальчиковому рисованию идёт в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. E:\рабочий стол\мамулино\SDC10199.JPG

Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки , спирали. На втором этапе дети учатся смешивать краски: каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют её. Если смазать ладошку краской, то она оставит интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко: раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе: вот какой получился заборчик! И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон и рыбка и многое другое можно нафантазировать вместе с малышами.     E:\рабочий стол\мамулино\SDC10200.JPG

Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом. Очень интересно и удобно создавать узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определённой поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Мы используем разрезанные вдоль и поперёк овощи. С маленькими детьми лучше использовать всю поверхность разрезанного плода, .Выпуклая часть штампика смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки, скатерти, платочки и фартуки и т.д. Штампы из овощей  это «недолговечные штампы».Но мы также используем « долговечные штампы» - это пробки от бутылок, ластик, деревянные катушки, пуговицы, колпачки от фломастеров,  ватные палочки и т.д. Эти предметы могут оставлять интересные отпечатки, нужно только немножко пофантазировать

                      E:\рабочий стол\мамулино\SDC10203.JPG

Например, очень часто при выполнении работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Ещё сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз, выручат в этой ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.

Ещё очень интересный вид рисования  - это «Печатание листьями на бумаге». Собираем различные опавшие листья, намазываем листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой печатаем, может быть цветной, прижимаем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимаем его, взяв за черешок. Если нижний кончик листа прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелёк и листочки. ( дерево, бабочка и т.д.). 

E:\рабочий стол\мамулино\SDC10202.JPG

Также очень интересен приём – это «Рисование по сырой бумаге». Данная техника используется в работе с детьми старшего возраста. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно на белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными.

Рисование свечой, такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. В этой технике мы рисовали на тему: «Рыбки плавают в аквариуме»,

«Снеговик». Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение, затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение.                      E:\рабочий стол\мамулино\SDC10201.JPG

Очень интересны и такие приёмы рисования, как – монотипия. Этот метод помогает развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Дети рисуют с большим удовольствием, им очень интересно наблюдать как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

Ещё один нетрадиционный приём – набрызг. Это очень не простая техника, её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для её осуществления мы используем зубную щётку и стеку. E:\рабочий стол\мамулино\SDC10198.JPG

Также в своей работе мы используем и другие нетрадиционные методики рисования:- рисование при помощи ниток;

                                         -рисование с помощью открыток;

                                         -рисование кляксография

                                        - рисование батик.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Наш опыт показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, ребят не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие, и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее.Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищат...

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Из опыта работы Это правда! Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать....

План-конспект мастер -класса для воспитателей ДОУ по теме : «Нетрадиционные техники рисования пейзажей в детском саду.»

План-конспект мастер -класса для воспитателей ДОУ по теме : «Нетрадиционные техники рисования пейзажей в детском саду.»...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошокольного возраста

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с б...

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

" Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев , образно говоря , идут тончайшие нити и ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастер...