Методическая разработка Лэпбук «Эмоции и чувства»
методическая разработка (старшая группа)

Корякина Екатерина Владимировна

Знакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием необходимо с самого раннего детства. От умения ориентироваться в сложном мире самых разных человеческих чувств зависят и наш характер, настроение, поведение, и отношение к окружающему, а в целом жизненный успех каждого.

Данное методическое пособие позволяет решать задачи ФГОС ДО, направленные на охрану и укрепление психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности ребёнка. 

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Корякиной Екатерины Владимировны педагога-психолога ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида Курортного района

Лэпбук «Эмоции и чувства»

Знакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием необходимо с самого раннего детства. От умения ориентироваться в сложном мире самых разных человеческих чувств зависят и наш характер, настроение, поведение, и отношение к окружающему, а в целом жизненный успех каждого.

Данное методическое пособие позволяет решать задачи ФГОС ДО, направленные на охрану и укрепление психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности ребёнка. 

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Цель создания лэпбука «Эмоции и чувства»: развитие эмоционального интеллекта дошкольников, способности у ребенка понимания себя, других людей и человеческих взаимоотношений.

Задачи:

  1. Знакомить дошкольников с основными эмоциями, чувствами, которые испытывают люди в различных жизненных ситуациях;
  2. Развитие эмпатии;
  3. Развитие способности распознавать и понимать свои чувства и чувства других;
  4. Расширять представления детей об окружающем мире и социальной действительности;
  5. Обогащение и активизация социальных знаний, словарного запаса;
  6. Развитие умения рассуждать, обосновывать свою точки зрения;
  7. Формирование умения объяснять.

Пособие предназначено для детей от 5 до 7 лет. Основная идея лэпбука сделать знакомство с эмоциями интересным и увлекательным. Лэпбук является гибким инструментом, который можно дорабатывать, дополнять, брать отдельные элементы в организации совместной деятельности педагога- психолога с детьми.

Из чего сделан лэпбук?

Лэпбук сделан из картона, обклеен белыми обоями, покрашен акриловыми красками и гуашью, кармашки сделаны из конвертов, материалы распечатаны на цветном принтере, вырезаны, приклеены на картон и обклеены скотчем.

Темы для карманов: «Какое у тебя настроение?», «Разрезные картинки», «Угадай эмоцию», «Стихи про эмоции», «Составь рассказ»,  «Повтори эмоцию»,  «Собери эмоцию», «Что чувствует герой?», «Эмоции в сказках», «Раскраски».

Варианты развивающих игр и развивающей деятельности с лэпбуком:

1) Игра часики эмоции: «Какое у тебя настроение?»

Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: 
- формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; 

- учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики; 

-воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- развивать воображение; 

- развивать мелкую моторику; 

- развивать монологическую и диалогическую речь детей. 


Варианты игры:

- При каждой встрече с педагогом-психологом  ребенок отмечает с помощью стрелки на «часиках эмоций» свое настроение. Делится радостями и переживаниями.
- Ребенку предлагается с закрытыми глазами (завязанными) повернуть стрелку часиков и изобразить выпавшую эмоцию.

- С помощью стрелки ребенку предлагается выбрать определенную эмоцию и рассказать о ней: от чего, по какой причине такая эмоция может появиться на лице

- Ребенок после прочтения сказки показывает стрелками какие эмоции какой герой испытывал.

2) Разрезные картинки

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: 
- способствовать развитию конструктивных умений; 
- формировать социальную  и эмоциональную сферу ребёнка; 
- развивать воображение; 
- развивать  мелкую  моторику;  
- развивать  логическое мышление; 
- развивать внимание и восприятие.

Варианты игры:

- Все эмоции выражаются на лице человека с помощью бровей, глаз и рта. В зависимости от эмоций выражение лица  меняется.

Ребенку показываются на макете следующие эмоции:

Злость – брови опущены до внутренних уголков глаз, уголки рта опущены;

Страх – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт;

Грусть – внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены;

Удивление – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт;

Радость – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты;

Спокойствие – брови, глаза и рот в спокойном состоянии;

Затем предлагается собрать из разрезанных картинок данные эмоции.

- Покажи свое настроение. Ребенку предлагается собрать актуальное настроение из разрезанных картинок.

- Кто быстрее соберет эмоцию. Проводится в группе детей, каждому загадывается эмоция, кто быстрее и правильно собрал из разрезанных картинок выражения лица, тот выиграл.

3) Игра «Угадай эмоцию»

Конверт с набором картинок природы, животных и т.п. для расмотрения.

Цель: развивать умение разбираться в своих чувствах, прислушиваться  к себе

Задачи:

-развивать чувство эмпатии, чуткости к происходящему вокруг;

-учить понимать себя и других;

- развивать воображение, мышление;

-развивать причинно-следственные связи, связную речь;

-развивать умение рассуждать, составлять рассказы;

- развивать умение высказывать свое мнение.

Варианты проведения упражнения:

- Посмотри, что изображено на картинке. Какие  эмоции и чувства у тебя вызывает данное изображение?

- Как ты думаешь какое настроение передает данное изображение?

- Какая из всех представленных картинок вызывает у тебя грусть (радость/гнев/страх и т.д.)?

4)  «Стихи про эмоции»

Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы; умение сознательно пользоваться картинкой с мимикой, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

Материал: стихи с различными эмоциями, литературные произведения (стихи, сказки)

Варианты задания:

- Можно почитать вместе с ребенком

- Прочесть ребенку стихотворение, и попросить его отгадать о какой эмоции идет речь.

- Прочесть ребенку стихотворение и попросить его найти картинку  с подобной эмоцией, изобразить такую эмоцию самому.

5) Дидактическая игра «Составь рассказ»

Конверт наполнен различными картинками с изображением разных ситуаций, где герои картинок изображают те или иные эмоции в контексте изображенных обстоятельств.

Цель: развитие социального интеллекта, умения ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, чужих эмоциях.

Варианты игр:

-  Расскажи, что происходит на картинке, какое настроение у героя, почему?

- Посмотри на ситуации, изображенные на картинках. Как ты думаешь, какое чувство испытывает каждый из детей? Выбери картинку, о которой тебе хочется рассказать. Придумай историю и расскажи.

6)«Повтори эмоцию»

Смайлики на палочках.

Цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка, развивать воображение, развивать пантомимику

Варианты:

- ребенок может выбрать любую эмоцию на палочке и изобразить;

-  Педагог-психолог может сам выбирать палочки, а ребенок должен изобразить эмоцию;

- Педагог-психолог загадывает загадки про эмоции или задает вопросы о разных ситуациях, а ребенок показывает ответ, выбрав правильную эмоцию на палочке

7) «Собери эмоцию»

Цель: формировать социальную  и эмоциональную сферу, учить ребенка распознавать свои и чужие эмоции.

Задачи:

- развивать воображение; 
- развивать  мелкую  моторику;  
- развивать  логическое мышление; 

-развивать умение ориентироваться в мире эмоций
Варианты:

- Прикрепи к мальчику и девочке ту эмоцию, которую ты сейчас испытываешь.

- Задавать вопросы о настроении мальчика или девочки, как ты думаешь, какую бы эмоцию они испытали, если бы…?

8) «Что чувствует герой?»

Рассматривание картинки и картины, где изображены герои сказок, отгадываем и называем, какое настроение у этого героя, предполагаем, почему оно такое.

Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

9) «Эмоции в сказках»

Конверт с разными изображениями. Изображения с различными ситуациями, в которых сказочные персонажи изображают те или иные эмоции.

Цель: развивать умение распознавать чужие эмоции, как вести себя в различных социальных ситуациях.

Обсуждение ситуаций. Что чувствует герой? Как бы ты поступил на его месте? Чем ему можно было бы помочь?

10) «Раскраски».

Материал: картинки с лицами, карандаши. Раскраски, на которых изображены разные персонажи, их надо раскрасить и нарисовать им лица.

Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности.

Задание:   Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

- Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".

- Каждый  рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

- Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие эмоций и предупреждение эмоциональных отклонений для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Путешествие в страну эмоций»

Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о...

Методическая разработка: Лэпбук "Путешествие в мир эмоций".

Лэпбук рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Целью создания лэпбука было развитие эмоциональной сферы детей посредством развивающих игр, заданий, заучивания стихов и от...

Лэпбук « Эмоции и чувства»

Дети живут в своем эмоциональном мире и первая реакция на все явления и события – эмоциональная. Помочь ребенку контролировать и понимать свои эмоции и чувства, выстраивать конструктивное поведе...

Учебно-методическое пособие - лэпбук "Эмоции"

. Лэпбук предназначен для обобщения, систематизации знаний детей по теме: эмоциональные состояние человека. В старшем возрасте ребята любят играть вместе: либо вдвоём с другом, либо небольшой компание...

Методическая разработка "Мир эмоций" для детей 4-5 лет

Актуальность данной методической разработки заключается в том. что в  дошкольном возрасте расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми, сверстниками, усложняются вид...

ЛЭПБУК "Эмоции,настроение,чувства"

Лэпбук содержит материал:1.Иллюстрации с настроением различных персонажей.2.Серии сюжетных картин по теме "Эмоции"3.Стихи про настроение.4. Разрезные картинки5. Д/и "Подбери настроение ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....