Конспект организованного события "Музыкальная живопись и живописная музыка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
Воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование основ хорошего музыкального и художественного вкуса.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект
Организованного образовательного события
Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Старшая группа
Цель:
Воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование основ хорошего музыкального и художественного вкуса.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с творчеством А.Н. Скрябина.
- Учить эмоционально и осознанно воспринимать музыку, увидеть её связь с другими видами искусства.
- Показать детям на примере музыкального произведения Этюда Скрябина
и картин Хруцкого Ивана Фомича. Цветы и плоды;
Коровина Константина Алексеевича. Гвоздики и фиалки в белой вазе; Герасимова Сергея Васильевича. Колокольчики взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разные состояния природы и передать определенные настроения и чувства человека, которые могут быть созвучные этим картинам природы.
- Дать детям понятие, что такое натюрморт.
- Углубить знания о средствах выразительности музыки и живописи.
- Показать тесную взаимосвязь средств выразительности музыки и живописи через анализ произведений живописи и музыки.
Развивающие задачи
- Развитие навыков восприятия образного языка, настроения, цвета произведений живописи на примере такого жанра как натюрморт.
- Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы,
музыки, живописи).
- Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, речевые навыки, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.
- Развитие воображения и фантазии, художественно-творческих способностей детей.
Воспитательные задачи
- Прививать любовь к изобразительному искусству, музыке.
- Воспитывать творческое начало в деятельности детей.
- Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на
произведениях музыкального и изобразительного искусства.
Материал:
Репродукции картин:
Хруцкий Иван Фомич. Цветы и плоды;
Коровин Константин Алексеевич. Гвоздики и фиалки в белой вазе; Герасимов Сергей Васильевич. Колокольчики.
Демонстрация мультфильма «Натюрморт»;
Прослушивание этюда Скрябина;
Портрет А.Н. Скрябина.
Словарная работа:
Натюрморт, пианист.
Дети входят в зал под музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковский
Музыкальное приветствие
«Здравствуйте!» музыка и слова М. Ю. Картушина
Музыкальный руководитель. Ребята сейчас мы с вами посмотрим короткометражный мультфильм под названием «Натюрморт», в котором звучит музыка замечательного русского композитора Александра Николаевича Скрябина. (Слайд 1,2)
Скрябин родился в интеллигентной семье в 1872 году. Рано умершую мать ему заменила тетя Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Музыкальные способности у мальчика проявились очень рано в трехлетнем возрасте, а в пятилетнем он играл на рояле уже обеими руками, свободно подбирая по слуху любую услышанную мелодию. Рано приобрел известность пианиста-виртуоза. В творчестве Скрябина преобладает жанр романтической фортепианной миниатюры: прелюдии, этюды – небольшие пьесы виртуозного характера. Один из таких этюдов и прозвучит в мультфильме.
Демонстрация мультфильма «Натюрморт»
После просмотра мультфильма и прослушивания этюда Скрябина: «Ребята понравилась вам музыка, прозвучавшая в мультфильме?»
- Да… (Отвечают дети).
Музыкальный руководитель. Как бы вы определили характер музыки, какие чувства она у вас вызвала?
- Музыка красивая.
Музыкальный руководитель. Красивая, а еще какая? О чем мультфильм?
- Летняя.
Музыкальный руководитель. Вот умница, правильно, в самом мультфильме уже была подсказка. Сам мультфильм – это этюд о цветах, лете. Поэтому мы слышим легкую прекрасную мелодию, передающую ощущение легкости, полета, радости и солнца. Каким средством автор мультфильма подчеркнул легкость музыки и настроение полета в ней?
- Прилетела божья коровка.
Музыкальный руководитель. Ребята, а какое действие происходило в мультфильме?
- Рисовали.
Музыкальный руководитель. Да. Автор фильма представил нам процесс рисования, создания художником, которого мы не видим, картины. А кто помнит, как назывался мультфильм?
- Натюрморт.
Музыкальный руководитель. Правильно. А знаете, что означает это слово? Натюрморт – жанр живописи, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, мебель, фрукты, вазы с цветами. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю. Рассказывают, конечно, не сами предметы, а художник, но не словами, а с помощью изображения специально отобранных и поставленных определенным образом предметов. (Слайд 3 - 9)
Если видишь на картине чашку чая на столе
Или морс в большом графине, или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это – натюрморт.
Музыкальный руководитель. Натюрморт - это самый простой жанр живописи для начинающих рисовать, т. к. по сравнению с другими жанрами живописи в натюрморте художнику предоставлена полная свобода. Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами посмотрим репродукции натюрмортов из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Демонстрируются 3 репродукции с названием картин и именами художников с ответами детей о том, что изображено на каждой из картин:
- Хруцкий Иван Фомич. Цветы и плоды; (Слайд 10)
- Коровин Константин Алексеевич. Гвоздики и фиалки в белой вазе; (Слайд 12)
- Герасимов Сергей Васильевич. Колокольчики; (Слайд 13)
Музыкальный руководитель. А теперь ребята скажите, какие из этих натюрмортов, по вашему мнению, ближе всего по характеру и содержанию к музыке Скрябина, которую мы слышали в начале занятия?
Дети - Там, где цветы.
А чем они все отличаются от того, что мы видели в мультфильме? Кто заметил отличия?
Дети - Там другой цвет.
Музыкальный руководитель. Правильно. Натюрморт в мультфильме и натюрморт на репродукции отличаются цветовой палитрой. В мультфильме преобладают солнечные желтые тона, а здесь – холодные «чистые» сиренево-синие цвета букета и зелени сада подчеркиваются теплыми цветами предметов в комнате.
Букет в центре полотна служит композиционным центром картины. По диагонали от него расположен зеленый прямоугольник окна и светлая столешница. По другой диагонали расположены темная спинка стула и такая же темная рама открытого окна, а внизу спинка стула уравновешена темным предметом на столе. Светотеневой контраст выбеленного солнцем подоконника и темной спинки стула, синих колокольчиков и трех бело-желтых ромашек обостряет композицию.
Обратите внимание, дети, как свободно, широкими мазками, без исправлений написан этот натюрморт. Цветы так и нужно писать – «на одном дыхании», чтобы они были живыми.
Музыкальный руководитель предлагает детям встать в свободном порядке и придумать свои движения под музыку Скрябина.
Музыкальный руководитель. Ребята, а цветы мы можем увидеть только летом? (Весной.) А почему? (Потому что мы весной отмечаем мамин праздник и дарим цветы своим мамам.) Ребята, а какое сейчас время года? (Весна.)
Давайте исполним песню «Песня для мамы»
Музыкальный руководитель. Молодцы, вы очень красиво пели каждый для своей мамы песню. А сейчас мы с вами станцуем танец тоже для мам.
Танец «Розы для мамы»
Заключение. Ребята вы все большие молодцы, славно потрудились, можно сказать, что вы настоящие музыканты и художники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/29/picture-38003.jpg)
Конспект организованной деятельности по ознакомлению с искусством /живопись, пейзаж/
Программное содержание:1. Формировать у детей эстетическое видение природы в произведениях изобразительного искусства, вызывать эмоциональный отклик на красоту...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-261581-1370542921.jpg)
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-261581-1370542921.jpg)
Конспект Организованной Образовательной Деятельности область "Музыка" по теме: "Три кита в музыке"
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "Три кита в музыке"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-682137-1444716821.jpg)
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"
Конспект организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-668833-1442474371.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Техника рисования “Пальцевая живопись” Тема: “Желтый одуванчик”
Задачи:· Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-545781-1602787241.jpg)
Семинар "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Необычная тема, музыки и живописи, которые объединили вместе эти два вида искусства дают возможность ответить на следующие вопросы: Как влияет музыка на цвет и цвет на музыку? Как они взаимосвяз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1079653-1541680873.jpg)
Конспект тематического занятия Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе «День народного единства». Музыкальный руководитель Лиховец Л.В. Цель: воспитание гуманной, духовно
Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе«День народного единства».Музыкальный руководитель Лиховец Л.В.Цел...