Конспект организованного события "Музыкальная живопись и живописная музыка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Михайлина Марина Павловна

Цель:

Воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование основ хорошего музыкального и художественного вкуса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

Организованного образовательного события

Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Старшая группа

Цель: 

Воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование основ хорошего музыкального и художественного вкуса.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с творчеством А.Н. Скрябина.
  • Учить эмоционально и осознанно воспринимать музыку, увидеть её связь с другими видами искусства.
  • Показать детям на примере музыкального произведения Этюда Скрябина

и картин Хруцкого Ивана Фомича. Цветы и плоды;

 Коровина Константина Алексеевича. Гвоздики и фиалки в белой вазе; Герасимова Сергея Васильевича. Колокольчики взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  • Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разные состояния природы и передать определенные настроения и чувства человека, которые могут быть созвучные этим картинам природы.
  • Дать детям понятие, что такое натюрморт.
  • Углубить знания о средствах выразительности музыки и живописи.
  • Показать тесную взаимосвязь средств выразительности музыки и живописи через анализ произведений живописи и музыки.

Развивающие задачи

  • Развитие навыков восприятия образного языка, настроения, цвета произведений живописи на примере такого жанра как натюрморт.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы,

музыки, живописи).

  • Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, речевые навыки,    вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.
  • Развитие воображения и фантазии, художественно-творческих способностей детей. 

Воспитательные задачи

  • Прививать любовь к изобразительному искусству, музыке.
  • Воспитывать творческое начало в деятельности детей.
  • Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на

произведениях музыкального и изобразительного искусства.        

Материал:

Репродукции картин:

 Хруцкий Иван Фомич. Цветы и плоды;

 Коровин Константин Алексеевич. Гвоздики и фиалки в белой вазе; Герасимов Сергей Васильевич. Колокольчики.

Демонстрация мультфильма «Натюрморт»;

Прослушивание этюда Скрябина;

Портрет А.Н. Скрябина.

Словарная работа:

Натюрморт,  пианист.

Дети входят в зал под музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковский

Музыкальное приветствие

«Здравствуйте!» музыка и слова М. Ю. Картушина

Музыкальный руководитель. Ребята сейчас мы с вами посмотрим короткометражный мультфильм под названием «Натюрморт», в котором звучит музыка замечательного русского композитора Александра Николаевича Скрябина. (Слайд 1,2)

Скрябин родился в интеллигентной семье в 1872 году. Рано умершую мать ему заменила тетя Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыкиМузыкальные способности у мальчика проявились очень рано в трехлетнем возрасте, а в пятилетнем он играл на рояле уже обеими руками, свободно подбирая по слуху любую услышанную мелодию. Рано приобрел известность пианиста-виртуоза. В творчестве Скрябина преобладает жанр романтической фортепианной миниатюры: прелюдии, этюды – небольшие пьесы виртуозного характера. Один из таких этюдов и прозвучит в мультфильме.

Демонстрация мультфильма «Натюрморт»

После просмотра мультфильма и прослушивания этюда Скрябина: «Ребята понравилась вам музыка, прозвучавшая в мультфильме?»

- Да…  (Отвечают дети).

Музыкальный руководитель. Как бы вы определили характер музыки, какие чувства она у вас вызвала?

Музыка красивая.

Музыкальный руководитель. Красивая, а еще какая? О чем мультфильм?

- Летняя.

Музыкальный руководитель. Вот умница, правильно, в самом мультфильме уже была подсказка. Сам мультфильм – это этюд о цветах, лете. Поэтому мы слышим легкую прекрасную мелодию, передающую ощущение легкости, полета, радости и солнца. Каким средством автор мультфильма подчеркнул легкость музыки и настроение полета в ней?

- Прилетела божья коровка.

Музыкальный руководитель. Ребята, а какое действие происходило в мультфильме?

- Рисовали.

Музыкальный руководитель. Да. Автор фильма представил нам процесс рисования, создания художником, которого мы не видим, картины. А кто помнит, как назывался мультфильм?

- Натюрморт.

Музыкальный руководитель. Правильно. А знаете, что означает это слово? Натюрморт – жанр живописи, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, мебель, фрукты, вазы с цветами. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю. Рассказывают, конечно, не сами предметы, а художник, но не словами, а с помощью изображения специально отобранных и поставленных определенным образом предметов.  (Слайд 3 - 9)

Если видишь на картине чашку чая на столе

Или морс в большом графине, или вазу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это – натюрморт.

Музыкальный руководитель. Натюрморт - это самый простой жанр живописи для начинающих рисовать, т. к. по сравнению с другими жанрами живописи в натюрморте художнику предоставлена полная свобода. Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами посмотрим репродукции натюрмортов из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Демонстрируются 3 репродукции с названием картин и именами художников с ответами детей о том, что изображено на каждой из картин:

- Хруцкий Иван Фомич. Цветы и плоды; (Слайд 10)

- Коровин Константин Алексеевич. Гвоздики и фиалки в белой вазе; (Слайд 12)

- Герасимов Сергей Васильевич. Колокольчики; (Слайд 13)

Музыкальный руководитель. А теперь ребята скажите, какие из этих натюрмортов, по вашему мнению, ближе всего по характеру и содержанию к музыке Скрябина, которую мы слышали в начале занятия?

Дети - Там, где цветы.

А чем они все отличаются от того, что мы видели в мультфильме? Кто заметил отличия?

Дети - Там другой цвет.

Музыкальный руководитель. Правильно. Натюрморт в мультфильме и натюрморт на репродукции отличаются цветовой палитрой. В мультфильме преобладают солнечные желтые тона, а здесь – холодные «чистые» сиренево-синие цвета букета и зелени сада подчеркиваются теплыми цветами предметов в комнате.

Букет в центре полотна служит композиционным центром картины. По диагонали от него расположен зеленый прямоугольник окна и светлая столешница. По другой диагонали расположены темная спинка стула и такая же темная рама открытого окна, а внизу спинка стула уравновешена темным предметом на столе. Светотеневой контраст выбеленного солнцем подоконника и темной спинки стула, синих колокольчиков и трех бело-желтых ромашек обостряет композицию.

Обратите внимание, дети, как свободно, широкими мазками, без исправлений написан этот натюрморт. Цветы так и нужно писать – «на одном дыхании», чтобы они были живыми.

Музыкальный руководитель предлагает детям встать в свободном порядке и придумать свои движения под музыку Скрябина.

Музыкальный руководитель. Ребята, а цветы мы можем увидеть только летом? (Весной.) А почему? (Потому что мы весной отмечаем мамин праздник и дарим цветы своим мамам.) Ребята, а какое сейчас время года? (Весна.)

Давайте исполним песню «Песня для мамы»

Музыкальный руководитель. Молодцы, вы очень красиво пели каждый для своей мамы песню. А сейчас мы с вами станцуем танец тоже для мам.

Танец «Розы для мамы»

Заключение. Ребята вы все большие молодцы, славно потрудились, можно сказать, что вы настоящие музыканты и художники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по ознакомлению с искусством /живопись, пейзаж/

Программное  содержание:1. Формировать у детей   эстетическое видение природы в произведениях изобразительного искусства,  вызывать эмо­циональный отклик на красоту...

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка"  для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...

Конспект Организованной Образовательной Деятельности область "Музыка" по теме: "Три кита в музыке"

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "Три кита в музыке"...

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"

Конспект организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"...

Семинар "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Необычная тема, музыки и живописи, которые  объединили вместе эти два вида искусства дают возможность ответить на следующие вопросы: Как влияет музыка на цвет и цвет на музыку? Как они взаимосвяз...

Конспект тематического занятия Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе «День народного единства». Музыкальный руководитель Лиховец Л.В. Цель: воспитание гуманной, духовно

Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе«День народного единства».Музыкальный руководитель Лиховец Л.В.Цел...