Проект "В дружбе сила"
проект (средняя группа)

Соплина Наталья Владимировна

У друга тёплая и нежная ладошка,

Погладим друга по руке немножко.

Как хорошо, когда мы вместе рядом.

Без друга плохо жить,

Запомнить это надо!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx294.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №15 «Ромашка»

Проект

«В дружбе сила»

Средняя группа

У друга тёплая и нежная ладошка,

Погладим друга по руке немножко.

Как хорошо, когда мы вместе рядом.

Без друга плохо жить,

Запомнить это надо!

Воспитатели: Соплина Н.В.

Паспорт проекта

Вид проекта: Практика - ориентированный

Продолжительность: Долгосрочный

Участники проекта: Дети, воспитатели, муз. руководитель, сотрудники ДОУ, родители

Актуальность: Проблемы становления межличностного общения на основе человеческих отношении, связаны с неустойчивыми нравственными критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях.  Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако в реальной жизни это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого.  От того, как складываются отношения детей в группе  сверстников, зависит его последующий путь, его личностного и  социального развития. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношении, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка в определяющих его поведении, в обществе сверстников. Наш проект направлен на развитие нравственных качеств детей через партнёрское взаимодействие и сверстниками в продуктивной и игровой деятельности.

Цель: Способствовать созданию условий  для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками. Создать дружный коллектив детей.

Задачи: Развивать умение видеть сверстника, обращать на него внимание, сопереживать другим детям.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательности, уважения друг к другу.

Формировать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей

Предполагаемый результат: У детей сформируется понятие «дружба», элементарные представления о том, что хорошо и что плохо, Дети поймут,  что при необходимости можно обратиться за помощью к  друг  другу.  Будут иметь представления, что надо соблюдать элементарные правила поведения в группе.

Этапы

Содержание

работы

Предполагаемый

результат

1 этап – подгото-вительный

  • выбор темы;
  • постановка цели проекта.

Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.

2 этап – преобразо-вательный (планиро-вание)

  • анализ проблемы;
  • постановка задач, решаемых в ходе работы над проектом;
  • распределение ролей в группе участников проекта;
  • определение источников информации;
  • выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

Формирование задач; накопление информации по теме проекта; написание системы работы, подготовка её к апробированию.

3 этап – реализация проекта (практи-ческий)

  • работа по реализации проекта (занятия, экскурсии, наблюдения, беседы с детьми, чтение художественной литературы)
  • организация взаимодействия между всеми участниками проекта;
  • постоянное обсуждение полученных в ходе проекта результатов;
  • оформление результатов проекта.

Сплочённая работа участников проекта, эффективно организованная деятельность за пределами детского сада;

4 этап – заключи-тельный (оценка результатов и защита проекта)

  • анализ выполнения проекта, достигнутых результатов объяснение полученных результатов).

  • защита проекта.

Отчет -презентация на педсовете.

  • представление презентации, фото –альбом.

Формы работы

Совместная деятельность

сроки

ответствены

Беседы:

"Добро не умрет, а зло пропадет"

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям

Беседа: « Дружбой дорожить умейте!»

Цель:  знакомство воспитанников с правилами дружбы.

- показать важность истинных друзей в жизни человека;

 -научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;

 -научить разделять радости и печали друзей. 

Беседа  «Хорошие и плохие поступки».

Цель: формировать знания детей о хороших и плохих поступках, прививать детям желание делать только хорошие поступки, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения,

 Беседа о вежливости.

В течении

всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т.В.

Трефилова Т.В.

Соплина Н.В.

Мл.воспит.

Чикишева Е.В.

Чтение художественной литературы:

Картотека мирилок

Потешки: «Кто у нас хороший», «Пошёл котик на торжок», «Петушок и его семья», «Как собака друга искала», сказка «Почему плакал котёнок», «Мы поссорились с подружкой», сказка « О не воспитанном мышонке», Рассказывание  сказки «Теремок», «Репка», «Волк и козлята», сказка «Два жадных медвежонка», стихотворение «Жил-был один слонёнок», «Под грибом».

Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т.В.

Соплина Н.В.

Трефилова Т.В.

Трефилова Т. В.

Совместные мероприятия с младшими  детьми:

Инсценировка «Стыдно ссорится друзьям»,

октябрь

Соплина Н. В.

Трефилова Т. В.

Киверина Е.Е.

Наблюдения

За играми старших дошкольников.

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т. В.

Чикишева Е. В.

Киверина Е.(муз. Руков).

Пословицы и поговорки

Формирование у дошкольников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т. В.

Чикишева Е. В.

Киверина Е.(муз. Руков).

Игры на позитивный настрой.

Дид. игры

Словесная игры

Утро радостных встреч

 «Из чего - же, из чего – же?»

Задачи: создать позитивный настрой на неделю, поощрять к активному общению через игру.

Веселый старичок – лесовичок»

Задачи: поощрять к активному общению через игру, создать позитивный настрой на неделю.

«Великан и мышь»

Задача: создать позитивный настрой на неделю.

Игра «Молчок»

Задачи: развивать у детей адекватную самооценку, корректировать поведение.

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Задачи: развивать раскованность; воспитывать внимание, самоорганизацию, умение взаимодействовать друг с другом.

Игра «Настроение»

Задача: воспитывать желание поделиться своим хорошим настроением со сверстниками.

«Назови друга ласково», «Кто скорее соберёт», «Узнай и назови», «Кто позвал», «Найди по описанию»,  «Кто с кем дружит», «Узнай по голосу», «Потерялись». «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

«Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

«Угадай слово».

Цель: упражнять в отгадывании загадок.

В течении всего года

Трефилова Т. В.

Соплина Н. В.

Соплина Н.В.

Трефилова                              Т.В.  

Трефилова Т. В.                

Ситуативные игры

Игры:

Музыкальные игры:

«Кого бы из сказочных героев ты выбрал бы себе в друзья?», «В какие игры можно играть у нас в группе», «Чудо вещи вокруг нас», «Почему ослик загрустил? Развеселим его»,  «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать», «Друг заболел»,  «Собачке грустно ей не спиться, с кем собачке подружиться», «Кому это нужно», «Кто может жить в этом доме».   «Котик и ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Игра «Мост дружбы».

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности  видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

Игра «Я не должен - я должен».

Цель: Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

 Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям.

Формировать  умение осознанно делать выбор и пытаться объяснять его.

Игра «Фотографии друзей»

Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

Игра: «Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Музыкальная игра – танец «Танец в парах»

Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.

 «Найди друга»,

В течении всего года

Трефилова Т.В.

Соплина Н.В.

Соплина Н.В.

Трефилова Т.В.

Соплина Н.В.

Трефилова Т.В.

Киверина Е.Е.

Праздники, развлечения.

Праздник: «Путешествие в волшебную страну»

Цель: способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность.

Досуг «Детское сердце открыто для дружбы»

Цель: Обучать детей навыкам эффективного общения через совместное моделирование игровой ситуации. Праздник вежливости Цель: обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Праздник «Здравствуй лето красное», спортивное развлечение «В гостях у Вини-пуха», праздник «Кто нагрел скамейку», Праздник «В дружбе сила».

Ноябрь

Декабрь май

 

Соплина Н.В.

Киверина Е.Е.

Трефилова Т. В.

Трудовая деятельность

«Все вместе все дружно посадим капусту», «Поливаем  огород где капуста растёт», окучиваем, пропалываем.        

«Я люблю трудиться!»

Цель: Рассказать детям о полезности и значимости труда.

Соплина Н.В.

Чикишева Е. В. (мл.восп).

Трефилова Т.В.

Пальчиковая гимнастика.

«Домик», «Где же наши ручки», «Пальчики здороваются», «Моя семья», «Дружба», Дружат в нашей группе,  «В гости»,  

В течении всего года

Соплина Н.В.

Чикишева Е. В. (мл.восп).

Трефилова Т.В.

Киверина Е.Е.

(муз.раб).

Рисование, лепка.

«Мячики», «Воздушные шарики», «Калачики к чаю»,

В течении всего года

Соплина Н. В.

Трефилова Т.В.

 Нетрадиционное творчество.

«Солнышко», «Одуванчики», «Ромашки»

Соплина Н. В.

Трефилова Т. В.

Слушание и заучивание  музыки:

  Песня «Дружба крепкая».

Трефилова Т. В.

Соплина Н. В.

Киверина Е. Е.

Подвижные игры.

«По камушкам все вместе», «По длинной извилистой дорожке», «Догони друга», «Пчёлки», « Птички летают», «Перешагни через палку», «Мы топаем ногами», «К куклам в гости», Прокати мяч другу», «Дети и волк», «Подбрось выше»,

В течении всего года

Соплина Н. В.

Трефилова Т. В.

Драматизации инсценировки

НОД

  Инсценировка сказки: «Заюшкина избушка»

Цель: развивать умение детей развивать определенные черты характера персонажа, передавать их самостоятельно, находя выразительные средства. Развивать диалогическую речь. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

«Как  собака друга искала», по сказке «Репка», «Пошёл котик на торжок», показ настольного театра «Теремок», «Репка»,

 «С чего начинается дружба».

Цель: Формировать знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба».

В течении всего года

Соплина Н. В.

Трефилова Т.В.

Киверина Е. Е.

Игры на развитие навыков общения:

 «Нам без сказки не прожить, сказка учит нас дружить»,
«Шли, шли, что-то  нашли»,  «Это правда или нет», «Почему кот моется после  еды», «Если дружно нам живётся», «Да или нет», «Едем мы друзья в далёкие края».

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т. В.

Сюжетно - ролевые игры, используемые в работе над проектом

Семья.

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности

В кафе.

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Детский сад

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т. В.

Конструирование:

«Дорожка для друзей», «Вместе дело спорится», « Дом дружбы», «Ступеньки для домика»,«Машина», «Стол и диван для друзей», «Заборчик», «Кроватка широкая и узкая», «Стулья для гостей», «Скамейка».

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т. В.

Стихотворения для заучивания, используемые в работе над проектом.

Про дружбу,  Подружки,  Подарок

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т.

Физкультминутки:

«Мы – друзья», «Комплименты»

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т.

Работа с родителями

Консультация «Дружба», информация в уголке для родителей «Учимся дружить», пословицы о дружбе, помощь родителей в оформлении летней беседки

( птички, тучки, солнышко, мишка). Оформление уголка дружбы в беседке с помощью родителей, Оформление уголка дружбы в беседке с помощью родителей, праздники: «Здравствуй лето», «Мы научим вас дружить».

«Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Консультации для родителей, используемые в работе над проектом.

«Дружба крепкая».

 

В течении всего года

Соплина Н.В.

Трефилова Т.

Сотрудники ДОУ

Результат проекта: у детей развиты дружеские взаимоотношения, доброжелательность уважение   друг другу, дети умеют согласовывать собственное поведение с поведением других людей.  Дети видят и слышат сверстника, развито чувство сопереживания.

Критерии оценки духовно – нравственного развития:

Выявление уровня развития регуляторных способностей - способности детей распознавать различные ситуации.

 Наблюдения, беседы, игровые и проблемные ситуации.

 «Хорошие поступки и плохие», Проблемная ситуация  «Переведи через дорогу бабушку», «Помоги маме  сам или позови на помощь взрослого» и т.д.

Диагностика детей средней группы

Приложение 1

Беседа  «Хорошие и плохие поступки».

Цель:

  • уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках;
  • прививать детям желание делать только хорошие поступки;
  • воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них;
  • учить оценивать поступки других людей.

Материал к беседе: Дидактическая игра «Поступки».

                                     Презентация «Жизнь дана на добрые дела».

Ход беседы:

I. Беседа по стихотворению «Где лежало спасибо»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение:

ГДЕ ЛЕЖАЛО «СПАСИБО»?
За ночь выросли сугробы
В парке, во дворе, в саду.
Пробираясь еле-еле,
Я по улице иду.
И налево погляжу я,
И направо погляжу: —
Это кто ж там снег сгребает? —
Самого себя спрошу.
Это бабушка-соседка.
Надо бабушке помочь!
У неё беру лопату,
Я помочь всегда не прочь!
Всё очистил! От работы
У меня лицо горит.
Улыбнулась мне старушка
И «Спасибо!» говорит.
Мне приятно слышать это,
Ведь порядком я устал...
Вот и вышло, что «спасибо»
Я под снегом откопал!

Р. Тимершин

II. Беседа по стихотворению:

-  Почему мальчик сказал, что «спасибо» он под снегом откопал?

(ответы детей)

- Какую пословицу можно сказать этому мальчику?

(ответы детей)

- Как вы думаете, трудно ли заслужить слово «спасибо» от взрослого?

(ответы детей)

- За что взрослые могут сказать вам «спасибо»?

(ответы детей)

- А какие поступки бывают? Всегда ли они только хорошие?

(ответы детей)

- Приведите примеры хороших поступков.

 (ответы детей)

- А теперь плохих.

(ответы детей)

Дидактическая игра «Поступки»

Воспитатель показывает детям сюжетную картинку, если на ней хороший поступок, то надо хлопнуть в ладоши, если плохой - не хлопаем. Тот, кто ошибся, комментирует свое решение.

-  Послушайте стихотворение Владимира Маяковского

«Что такое хорошо и что такое плохо».

III. Итог беседы.

-  Ребята, а вы совершаете хорошие поступки?

(ответы детей)

- А плохие?

(ответы детей)

 - Давайте будем стараться совершать только хорошие поступки, и тогда мир станет гораздо добрее! Вы со мной согласны?

(ответы детей)

Приложение 2

Беседа "Добро не умрет, а зло пропадет"

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям

 Воспитатель читает детям стихотворение:

 Быть легче добрым или злым?

 Наверно, легче злым.

 Быть добрым – значит отдавать

 Тепло свое другим.

 Быть добрым – значит понимать

 И близких и чужих

 И радости порой не знать,

 Заботясь о других.

 Конечно, доброму трудней,

 И все же посмотри:

 Как много у него друзей!

 А злой всегда – один…

 Ситуативный разговор.

 Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрая  душа, доброе  слово, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".

 Воспитатель: Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (в сказках)

 Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – спальчик, Ховрошечка)

 Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.

 Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный,  Баба Яга, гуси – лебеди, )

 Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга, лиса от которой даже колобок не сумел спастись, соловей – разбойник и т.д.)

 Воспитатель: В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.

 Послушайте историю.

 Жила – была девочка, такая же,  как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.

 Воспитатель: Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?

 Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?

 Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».

 Воспитатель: Как вы думаете, что произошло дальше?

 От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.

 Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.

 Воспитатель: Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)

 Воспитатель: Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?

Приложение 3

Беседа о вежливости.

Сценка:  

Девочка Настя (из подготовительной группы) шла и  уронила платочек, а мальчик Коля (подготовительной группы)  поднял его.

Коля – «Возьми, пожалуйста, свой платочек!»

Настя – Ой спасибо тебе Коля

Ребята,  скажите, правильно ли поступил Коля?

Воспитатель: Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее…).

А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте

 И говорите чаще…(здравствуйте)

 Не проявляйте днем лень

 Сказать при встрече…(добрый день)

 Вы после завтрака могли бы

 Сказать всем поварам…(спасибо).

 Из вежливости, не из жалости

 Почаще говори…(пожалуйста).

 Когда уходишь всем на прощание

 Скажи простое…(до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.

Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив).

Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? ( Передай, пожалуйста, хлеб…)

Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги, пожалуйста, застегнуть пуговицу…)

Как вежливо попросить игрушку у товарища? и. д.

Воспитатель: Ребята а нам сейчас ребята из подготовительной группы расскажут стихотворение С. Я. Маршака  о вежливости.

“Ежели вы вежливы”

Коля:

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

 Вы место без протеста уступите старухе.

 Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

 В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

 И ежели вы вежливы, поможете вы маме

 И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

Настя

 И ежели, вы вежливы, то в разговоре с тетей,

 И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

 И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

 Вы будете защитником, пред сильным не робея.

 А какие вы знаете пословицы о вежливости?

 Доброе слово – слаще меда.

 Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:

Из “спасибо” и шапку не сошьешь.

“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.

Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.

(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? Да это почтальон Печкин принес письмо Кате. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.

Воспитатель: Будь добр, передай письмо Кате.

Дети используют такие слова и выражения:

- Марина, я тебя очень прошу…

- Если тебе не трудно…

- Ты не мог бы…

- Сделай доброе дело…

- Передай, пожалуйста,…и т. д.  

Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается…) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:

- До свидания…

- До завтра…

-До новых встреч.

Почтальон уходит.

Приложение 4

Инсценировка «Стыдно ссориться друзьям»

Дети идут в беседку и садятся на скамеечки.

Домик с большим окном. В домике две собачки.

Воспитатель говорит: «Какая красивая кошка! Зовут её Мурка. Она идёт в гости к собачкам Бобику и Тузику».

В окне внезапно появляются две собачки. Музыкальный руководитель поёт песенку: Две собаки громко лают,

                                                   Кошку в домик не пускают.

                                                    Гав, Гав, Уходи!

                                                      Гав, гав, Не подходи!

Кошка по - прежнему стоит перед домиком. Собаки пролаяли и остались в окне.   Кошка рыжая не знает,

                                Почему с ней не играют.

                                 Мяу, мяу, мяу, Обидно мне!

                                Мяу, мяу, мяу, Пойду к себе!

Кошка отходит от домика, Встаёт спиной к окну.

Музыкальный рук: Заскучали две собачки.

                                     Стало стыдно. Кошка плачет!

                                        Гав, гав, не  сердись!

                                         Гав, гав, ну помирись!

Собаки выглядывают из окна. Кошка медленно возвращается и останавливается перед окном.

Гав, гав, Стыдно злыми быть.

Гав, гав, Давай дружить!

Собаки выходят из домика, останавливаются около кошки по бокам.

Будем дружно все играть.

Будут хвостики вилять!C:\Documents and Settings\олег\Рабочий стол\фото к проекту\IMG_0016.JPG

Гав, Мяу, Гав, Мяу!

Будут хвостики вилять!

Приложение 5

Пословицы и поговорки о добре, дружбе, и…

  • Будете,  друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
  • Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
  • Вместе и беда легче переносится.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  • Все за одного, один за всех.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Для милого дружка и серёжка из ушка.
  • Добрая шутка дружбы не рушит.
  • Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
  • Доброе братство милее богатства.
  • Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  • Друзья познаются в беде.
  • Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.
  • Знакомых много, а друзей мало.
  • Каждый сам себе лучший друг.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Кто друг прямой, тот брат родной.
  • Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

Приложение 6

«Веселый старичок – лесовичок»

Задачи: поощрять к активному общению через игру, создать позитивный настрой на неделю.

Педагог:  

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто

Ха-ха-ха  да  хе-хе-хе,

Хи-хи-хи  да  бух-бух-бух!

Бу-бу-бу  да  бе-бе-бе,

Динь-динь-динь  да трюх-трюх!

Раз, увидев паука, страшно испугался,

Но схватившись за бока, громко рассмеялся:

Хи-хи-хи  да  ха-ха-ха  

Хо-хо-хо да гуль- гуль- гуль!

Го-го-го да буль- буль- буль!

А увидев стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах-бах,

Ой, ребята не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

Педагог: Рассмешил вас старичок – лесовичок? А как он смеялся? Каким стало ваше настроение после прочитанного стихотворения? Вот вам на память смешинки. Когда вам станет грустно, возьмите смешинку в руки, закройте глаза и вспомните, как мы с вами весело смеялись сегодня. И тогда грустное настроение исчезнет.

Приложение 7

Игра «Молчок»

Задачи: развивать у детей адекватную самооценку, корректировать поведение.

В детский сад пришел Молчок —

Очень робкий новичок.

Он сначала был несмел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка — скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

А. Бродский

Педагог обсуждает с детьми данное стихотворение. Далее выбирают Молчка: он сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает, потом поет какую-нибудь знакомую песенку.

Педагог благодарит детей за веселую игру и награждает детей цветными наклейками.

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Задачи: развивать раскованность; воспитывать внимание, самоорганизацию, умение взаимодействовать друг с другом.

В музыкальном (спортивном) зале или в групповой комнате вдоль противоположных стен ставятся стулья: возле одной стены — по количеству играющих, возле другой — на один стул меньше. Дети садятся на стулья, ведущий читает четверостишие.

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только заканчивается чтение, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Оставшийся без места выбывает из игры. При продолжении игры каждый раз убирается 1—2 стула.

Игра «Настроение»

Задача: воспитывать желание поделиться своим хорошим настроением со сверстниками.

.Дети садятся на стулья. Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет определенное настроение. Ребенок его демонстрирует. При желании, он может передать мяч любому сверстнику, «подарив» ему настроение, тот старается его изобразить. Игра продолжается.

Дети садятся на стулья. Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет определенное настроение. Ребенок бросает мяч обратно, называя и изображая противоположное настроение.

Например:

добрый — злой;

веселый — грустный;

ясный — мрачный;

радостный — печальный;

интересный — скучный;

праздничный — унылый.

Приложение 8

Музыкальная игра – танец «Танец разноцветная игра»  

Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.

Приложение 9

Ситуативная игра «Котик и ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей).

Инсценировка стихотворения. (Детьми подготовительной группы)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик – Артём - навстречу качелям шагнул,

Котик Савелий-  качели к себе потянул,

Котик  Савелий : «Я первый!», а Ёжик Артём : «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик Савелий  обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Дети инсценируют стихотворение.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)

2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга – Котик Савелий  и Ёжик Артём .

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик Артём - навстречу качелям шагнул,

Котик Савелий - качели к себе потянул,

Котик Савелий-  сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

Приложение 10

Праздник «Кто нагрел скамейку»

Цель: способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность.

Дети входят в беседку без музыки вместе с ведущей.

Ведущая: Просыпалось на заре

                   Солнышко за тучкой

                   Выпускало погулять

                   Солнечные лучики!

                    Раз, два, три, четыре, пять,

                    Стали лучики играть!

Пляска- игра «Вот как мы умеем».

Появляется Петушок:  Ку-ка-ре-ку!

                                         Ку-ка-ре-ку!

                                Что лежите на боку?

                               Молодые петушки,

                                Расправляйте гребешки!

                               Выходите за порог,

                               Ждёт вас просо и горох!

Инсценировка «Курочка с цыплятами».

 Петушок:   На скамейке кто сидел?

                     Кто нагреть её успел?

Выходит Кошка:   На скамейке кто сидел,

                                        Кто нагреть её успел?

Ведущая:  Вы не знаете, кто нагрел скамейку?

                    Выбегает за порог

                    Наш знакомый пёс дружок!

Выходит Дружок:  Стало жарко в доме мне

                                 На ворсистом на ковре!

                                 На скамейке полежу,

                                  На ребяток погляжу!

Игра «Мохнатый пёс».

Дети: Вот сидит мохнатый пёс,

           В лапку он уткнул свой нос,

           Ты,  Дружок, нам лапку дай,

           Сядь на коврик и не лай!

Дружок:  На скамейке кто сидел?

                Кто её нагреть успел?

Ведущая: Кто нас, дети, разбудил,

                  Лес и поле осветил?

                 Кто нагрел траву, скамейку,

               Даже воду в нашей  лейке?

                 Кто с утра светил в оконце,

                 Догадайтесь это ….СОЛНЦЕ.

Песня «Солнышко»

Выходит Солнышко: Я по жёлтенькой дорожке

                                    Принесло цветы в лукошке,

                                   Красные и голубые

                                   Посмотрите вот какие!

Ведущая: Ой смотрите Кто это?

Выбегает тучка с леечкой в руке, бегает по залу «поливает» детей.

Ведущая: Тучка солнышко закрыла,

                   Всех ребяток намочила!

                     Ну-ка, все сюда бегом,

                     Всех накрою вас зонтом!

Танец «Цветов»

C:\Documents and Settings\олег\Рабочий стол\фото к проекту\IMG_0036.JPG

Приложение 11

Консультация для родителей «Учимся дружить»

Как и любому другому навыку, дружбе ребенка надо учить. Ведь общение со сверстниками играет очень важную роль в развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, а также всему тому, чему родители его научить не могут. Как же зарождается и развивается детская дружба?

В первый год жизни круг общения малыша состоит в основном из взрослых. Но это не значит, что ему не интересны  такие же карапузы, как и он сам. Если вы положите рядом двух полугодовалых малышей, то они, скорее всего, начнут проявлять любопытство по отношению друг к другу. Они будут смотреть друг на друга и могут протягивать друг к другу ручки, чтобы пощупать, кто же этот новый человек. Чуть позже – в 8-9 месяцев — ребенок начинает активно демонстрировать интерес и привязанность к своим сверстникам. Конечно, если у него есть возможность проводить время в компании других малышей. Эти проявления тоже довольно неуловимы, но все же их можно заметить: в присутствии знакомого малыша ваш ребенок оживляется и начинает улыбаться, и грустит, когда тот исчезает из виду. Если ребенок может ползать, то вы скорее всего заметите, что он выбирает какого-то определенного малыша из группы сверстников и ползет к нему. Друзей малыш всегда выбирает сам, и в этом проявляются особенности его личного мнения. Если кто-то из сверстников малышу не нравится, то взрослому практически невозможно заставить их дружить.

Примерно к полуторагодовалому возрасту малышовая дружба расцветает пышным цветом. В этом возрасте ребенок уже способен запоминать приятные моменты, проведенные в обществе другого малыша, может ясно демонстрировать свою привязанность и попытаться выразить ее словами, а также начинает сопереживать. Эти дружеские проявления у малыша нужно всячески поощрять: чем раньше ребенок научится формировать позитивные отношения, тем легче ему будет создавать отношения в подростковом и взрослом возрасте. Игры с ровесниками, кроме прочего, помогают малышу практиковаться в общении, развивая в нем такие качества, как доброта, сострадание, умение делиться и т.п.

Интересно то, что малыши обычно демонстрируют проявления дружбы не так, как, по мнению родителей, должны бы. Вместо того, чтобы говорить «Ты мне нравишься» или «Ты мой друг», ребенок будет стараться в игре подражать поведению того малыша, который ему нравится. Если один малыш начнет стучать в игрушечный барабан, то его друг обязательно тоже захочет постучать. При этом дети могут не создавать видимости непосредственного общения, но подражание – это примитивная замена слов «Ты мне нравишься». И это не всегда будет хорошее поведение, ведь дети – это дети. Вне зависимости от чувства привязанности по отношению к своему другу ваш ребенок все еще может отнимать у того игрушки, отказываться делиться своими игрушками, капризничать и дуться. Эксперты считают, что это нормальная и даже необходимая часть дружбы среди детей дошкольного возраста. Через игровой опыт ребенок учится правилам общения. И вмешательство родителей на этом этапе дружбы только помогает малышу быстрей понять рамки этого общения: («Не бей Мишу. Если ты хочешь его игрушку, надо попросить»), научить состраданию («Видишь, Миша плачет. Давай пожалеем его»), предложить  пути решения конфликтов («Может он перестанет плакать, если ты дашь ему немного поиграть с твоей игрушкой»).

Поступление в детский сад часто знаменуется новым этапом в умении дружить: ребенок может выбрать одного или нескольких «самых лучших» друзей, с которыми и предпочтет играть большую часть времени. В этом возрасте дружба часто базируется на совместной любви к тому или иному типу игрушек – например, к роботам или куклам Барби. К 5 годам общение и игра со сверстниками, как правило, занимает больше половины игрового времени малыша, а к 7 годам – почти все его свободное время. Хотя в этом возрасте мама все еще остается центром вселенной для ребенка и человеком, чье мнение ценится им превыше всего.

И если до этого малышу было просто играть почти с любым ребенком примерно такого же возраста, то в 7-8 лет он становится более избирательным в выборе друзей. Дети уже не находятся под постоянным присмотром мамы или других взрослых, и поэтому начинают дружить по собственным правилам. Настало время в одиночку опробовать все свои социальные навыки. Ребенок старается вписаться в определенную группу детей и стать ее частью, копируя поведение остальных членов. Что не всегда может нравиться вам. Но не спешите с извечным вопросом: «А если все будут прыгать из окна, ты тоже сиганешь вслед за ними?!» Нужно помочь ребенку найти баланс между поведением в группе и тем, как оставаться при этом самим собой. Как это сделать? Не зацикливайтесь на мелочах, которые на самом-то деле не имеют большого значения. Так ли уж страшно, если девочка сделает прическу, как у подружки, или мальчик одевается не так, как должен с вашей точки зрения? Заостряйте внимание только на действительно опасных вещах. Если ребенок слепо подчиняется другим и отказывается от того, что он любит, то настает пора мягко вмешаться. Объясните ему, что настоящие друзья будут любить его именно за его индивидуальность. Можно постараться найти ему новых друзей, организовав детский праздник и пригласив на него детей своих знакомых, соседей и сослуживцев. Вообще постарайтесь все время расширять круг общения вашего ребенка. При этом ему будет полезно дружить как с ровесниками, так и с детьми более старшего и более младшего возраста и противоположного пола, не ограничивая общение лишь сверстниками. Чем больше у ребенка будет друзей, тем выше будет его самооценка, и тем легче ему будет во взрослой жизни находить контакт с людьми.

Приложение 12

Консультация для родителей «Добр ли Ваш ребенок?»

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у детей?

Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь.

Сущность доброты – способность сопереживать  другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.

Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному. Одни в упор не видят переживаний своих товарищей, другие – замечают, но этим и ограничиваются. Третьи заражаются эмоциями сверстников: радуются или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые радуются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвосхитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно устранить их причину. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет.

Младшие преимущественно заражаются радостью сверстников, но редко замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуацию. Дети среднего дошкольного возраста начинают отзываться на беды и несчастья товарищей, но могут отреагировать парадоксально. И лишь старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.

Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего малыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Таких уроков потребуется немало.

И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища.

Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.

ДРУЗЬЯ ИЛИ КОНКУРЕНТЫ?

Как уже отмечалось, дошкольники 4-5 лет парадоксально отзываются на переживания ровесников: радуются их неудачам и огорчаются их успехам. Происходит это оттого, что детям этого возраста свойственна особая манера поведения.

Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции. Причина этого явления – в естественном желании ребенка познать себя в своих лучших качествах. Со взрослым ему не сравниться, вот и остается отыскивать действительное (или хотя бы мнимое) превосходство над своими ровесниками.

В наивных поисках слабостей товарища, в смехе над чужим разорванным платьем, пролитым супом, ушибленной коленкой нет ни злонравия, ни жестокости, а лишь стремление ребенка казаться лучше. И взрослым надо помнить об этом и помогать детям преодолевать эффект “кривого зеркала”, в котором они видят преувеличенными и недостатки своих товарищей, и – на этом фоне – свои достоинства.

Обсуждайте в семье личные достоинства друзей ребенка, вместе вспоминайте их веселые проделки, забавы, те случаи, когда кто-то помог или посочувствовал другому.

В детском саду неплохо устраивать дни рождения, выставки рисунков, праздничные выступления. Пусть каждый ребенок время от времени становится центром внимания группы – так он обязательно проявится в своих лучших качествах, продемонстрирует свои успехи и завоевания.

Хорошо, когда ваш ребенок видит переживания других, но еще лучше, если он адекватно отзывается на них. Однако не менее важно, чтобы он помог другому не за счет кого-то, а сам, и чтобы испытал при этом радость от своего поступка.

ДОБРОТА... КАК ВОСПИТАТЬ ЕЕ В РЕБЕНКЕ, УЧИТЫВАЯ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ? КАКИЕ ДЕТСКИЕ КНИГИ МОГУТ ПОМОЧЬ В ВОСПИТАНИИ ЭТОГО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА?

К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.

Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.

Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

Милосердие – это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным – это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.

Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В дружбе сила".

Проект направлен на формирование у детей социально - ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях....

Проект старшей группе «В дружбе сила»

Проект старшей группе «В дружбе сила»...

Педагогический проект «В дружбе сила».

Цель проекта: Формироватьсоциально-ценностные представления о дружеских взаимоотношениях.Задачи: 1.Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти на помощь другу в сложной ситуации, ком...

ОД "В дружбе - сила наша"

Тематическое занятие "В дружбе - сила  наша"...