«Стоп, плоскостопие!»
статья

Жукене Вера Владимировна

Здоровье-ориентированная технология по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов скалолазания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_fevral_2020.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Стоп, плоскостопие!» здоровье-ориентированная технология по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов скалолазания»

(Выступление из опыта работы)

Жукене В.В., инструктор по физической культуре

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 33 «Радуга» города Губкин Белгородской области

Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика опорно-двигательного аппарата с учётом индивидуальных возможностей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Актуальность проблемы была определена через проведение комплексной диагностики по выявлению плоскостопия у детей детского сада. В результате наблюдения за детьми было замечено, что в детском саду есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Анализируя данные медицинских осмотров, за последние годы выявлен рост заболевания плоскостопия.

 Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола). Плоскостопие - болезнь серьёзная именно из-за несерьёзного к ней отношения.

Сбор информации, дополнительного материала, изучение литературы, интернет ресурсов позволили выделить факторы, влияющие на развитие плоскостопия: наследственность, ношение «неправильной» обуви, чрезмерные нагрузки на ноги, чрезмерная гибкость суставов.

Первичное мониторинговое обследование состояния свода стопы у детей осуществлялась по методу плантографии В.А. Яралова – Яранцева. Из 120 обследованных детей на начало 2018-2019 учебного года нарушения были выявлены у 36 детей – 30%. Из них: у 12,5% (15) детей был выявлен плоский след, уплощенный след у 17,5% (21) детей, нормальный след имели 75% (90) детей.

Таким образом, возникла необходимость внедрение технологии физкультурно-оздоровительной направленности, которую мы назвали «СТОП, ПЛОСКОСТОПИЕ!» и используем до настоящего времени.

Цель её – сохранение и укрепление здоровья детей, коррекция стопы и профилактика плоскостопия через организацию работы всех участников образовательных отношений.

Задачи: 

1. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

2. Развивать у детей мышечно-связочный аппарат голени и стопы.

3. Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость).

4. Повысить педагогическую культуру и компетентность родителей о роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.

5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях детского сада включает в себя:

1.ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей,

2.создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды,

3. правильную организацию физического воспитания.

4.обеспечение рекомендуемого двигательного режима.

Для подтверждения результативности работы по профилактике плоскостопия были выбраны следующие диагностические методики: визуальный внешний осмотр ребенка и его стопы; плантография по методу В.А. Яралова – Яранцева. Обследование детей проводится 2 раза в год: весной и осенью. Результаты обследования фиксируются в картах.

Для успешной профилактической работы в детском саду создана, полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц спины, стопы и голени: ребристые и наклонные доски, мини-скалодром, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, специальные тренажеры, нестандартное физкультурное оборудование.

Занятия физической культурой проводятся по методике Асачевой Л.Ф. и Горбуновой О.В. с обязательным включением упражнений по профилактике плоскостопия.

На первых занятиях дети знакомятся с предлагаемыми упражнениями и осваивают их правильное выполнение (упражнения в положении сидя, упражнения в положении стоя, упражнения, выполняемые при ходьбе, упражнения с предметами), адаптируются к возрастающим физическим нагрузкам. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастает и сохраняется на достигнутом уровне.

В вводной части проводятся специальные виды ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, например: «Лисички» - мягкая крадущаяся ходьба на носочках, «Кабанчики» - тяжелая ходьба на пятках, «Мишки» - неуклюжая ходьба на внешней стороне стопы, по ребристой доске, по коврику с пуговицами, «Обезьянки» - мягкая, с подпрыгиванием, ходьба; лазание по шведской стенке; ходьба боком по канату.

В основной части физкультурного занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют ранее изученные. В этой части используются ОРУ с использованием специального оборудования и без него. Упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия с кеглями «Подними ногами», «Переставь кеглю», прыжки через скакалку, лазание по наклонной и гимнастической лестницах, прыжки на фитболах, удерживание равновесия на балансире и др., а также лазание на мини-скалодроме по траверсу (справа налево на одной высоте, без страховочной системы). Такое занятие строится на движениях циклического характера, выполняемых в виде круговой тренировки, с индивидуальной максимальной нагрузкой при одновременном участии всех детей (полоса препятствий). Данный подход расширяет границы использования оборудования на протяжении всего занятия и не ограничивает действие выполнением только конкретных общеразвивающих упражнений.

Также, в этой части занятия проводятся игровые упражнения с мячом среднего размера: «Ловкие ноги» - дети садятся на пол, обхватив мяч стопами, перекладывают его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. При выполнении упражнения «Пингвины» - мяч зажат между голеностопными суставами. Нужно дойти до противоположной стороны зала не выронив мяча, и не помогая себе руками. В упражнении «Донеси платочек» - ребёнок, захватив платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, должен донести его любым способом до противоположного конца зала.

В заключительной части занятия физкультурой проводятся самые разные спортивные и подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат, например: «Великаны и гномы» - на сигнал педагога «Великаны» дети идут на носках, подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба, на сигнал «Гномы» - ходьба в полуприсяде; «Паровозик» - сидя на полу, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях. Дети продвигаются по полу вперед, помогая только ногами. Руки делают круговые движения, имитируя движения колес. В игре «Цапля» - дети ходят по кругу, по сигналу «Цапля» дети останавливаются, встают на одну ногу и удерживают равновесие. Также в конце занятия применяется самомассаж, который помогает хорошо расслабить мышцы ног после нагрузки. После массажа дети ложатся на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

В рамках представленной здовровьесберегающей технологии по профилактике плоскостопия, четко прослеживается интеграция усилий всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей) по обеспечению двигательного режима.

Во второй половине дня воспитатели проводят корригирующую гимнастику после сна, с использованием игровых упражнений. Дети проходят по массажным дорожкам из деревянных палочек, пластиковых пробок, карандашей, по набивным мешочкам с горохом, фасолью, рисом, мелкими камушками, желудями. Очень нравится детям «писать» ногами, зажимая карандаш между большим пальцем ноги и остальными четырьмя. Перебирать из коробки в коробку мелкие предметы – каштаны, пробки, колечки, карандаши и т.д. Строить башни из кубиков при помощи ног.

Так же во время образовательной деятельности воспитатели проводят динамические паузы, которые направлены на профилактику плоскостопия.

С педагогическим коллективом были проведены: тематические беседы, консультации «Здоровье начинается со стопы», «Босиком по росе»; открытые мероприятия с детьми, семинары-практикумы, мастер классы с практическим показом физических упражнений по профилактике плоскостопия, круглый стол с привлечением учителей начальных классов школы №11.

Особое внимание уделяется работе с родителями. Было проведено анкетирование на тему: «Есть ли у вашего ребенка плоскостопие?»; информационные беседы и консультации («Самовыявление плоскостопия и его профилактика», «Лечимся спортом», «Здоровые стопы – здоровый ребенок», «Массаж и самомассаж в домашних условиях»); игровые практикумы и тренинги. Для родителей были подготовлены памятки «Стопа дошкольника!» и буклеты «Стоп, плоскостопие!».

Заинтересованные родители с удовольствием приняли участие в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования (массажные коврика, дорожки здоровья, массажёры), использование которого в оздоровительной работе с детьми по профилактике плоскостопия очень эффективно, т.к. новые игрушки для детей всегда радость, тем более что эти игрушки ребёнок сделал вместе с мамой и папой.

Итоговое мониторинговое обследование состояния свода стопы у детей показало положительную динамику, так, к концу 2018-2019 учебного года  из 120 наблюдаемых детей нарушения выявлены у 28 детей – 23%. Из них: 9% (11) детей с плоским следом, 14% (17) детей имеют уплощение стопы, т.е. количество детей с плоским следом уменьшилось на 3,5% (4 ребенка), а количество детей с нормальным следом стопы увеличилось на 7% (8 детей) и составляет 77% (92 ребенка).

Таким образом, выявлено, что применение здовровьесберегающей технологии «СТОП, ПЛОСКОСТОПИЕ!» привела к следующим положительным результатам: сократилось количество детей с изменением свода стопы; у детей сформирована осознанная потребность в выполнении упражнений по профилактики плоскостопия; повысилась социально-педагогическая грамотность родителей в вопросе профилактики заболеваний, связанных с плоскостопием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для стоп - как средство профилактики плоскостопия.

В данной статье предлагаются  упражнения для профилактики плоскостопия, которые можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельн...

Рекомендации инструктора по физической культуре "Упражнения для стоп при плоскостопии"

Многие люди страдают от плоскостопия, но далеко не все задумываются о профилактике или лечении данного заболевания.Как же все-таки лечить плоскостопие?Как известно, любую болезнь лучше предупреж...

Комплекс для формирования стопы и профилактики плоскостопия «В гостях у обезьян».

Комплекс  для  формирования стопы и профилактики плоскостопия  «В гостях у обезьян».Комплекс для  формирования стопы и профилактики плоскостопия, в который включены игры - упражнен...

Гимнастика для стоп – профилактика плоскостопия.

Гимнастика для стоп – профилактика плоскостопия....

Картотека гимнастики для стоп (профилактики плоскостопия)

Интересная гимнастика для стоп  в стихах...

Проект по плоскостопию "Топ-топ-топ...Плоскостопию - Стоп!"

Уважаеые коллеги. Это очень интересный, не сложный и актуальный проект. Буду рада если комуто пригодиться....

Комплекс домашней гимнастики "Стоп-плоскостопие".

Комплекс домашней гимнастики «Стоп — плоскостопие»Комплекс домашней гимнастики «Стоп - плоскостопие»Поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей приводит ...