Возможности использования интерактивного обучающего комплекса играй и развивайся
материал

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Возможности использования интерактивного обучающего комплекса

«Играй и развивайся»

в работе с дошкольниками

Воспитатель:

В.И. Уреки

город Пыть-Ях


Введение

За последние десятилетия многие сферы нашей жизнедеятельности претерпели колоссальные изменения, появилось огромное множество новых возможностей. Система дошкольного образования тоже идет в ногу со временем. На первый взгляд непосредственная образовательная деятельность не сильно отличается от той, что была раньше. В дошкольной системе образования одной из инноваций стало внедрение современных методов обучения.

Сегодня воспитатель детского сада должен быть не только педагогически подкован, но и обладать навыками работы с такими техническими средствами, как видеокамера, интерактивный стол, интерактивная доска и прочие средства информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Инновации в ДОУ стали необходимостью сегодняшнего дня, возникла острая потребность во внедрении интерактивных методов воспитания и обучения. Широкий спектр интерактивного оборудования и программного обеспечения к нему предлагает новые методы и формы обучения ребенка-дошкольника.

Современному воспитателю необходимо ориентироваться в педагогических технологиях, выбирая из них подходящие, компонуя и создавая собственные. Сегодня трудно кого-то удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски или мультимедийного проектора. Эта техника уже становится необходимым и незаменимым средством повышения качества воспитательного и образовательного процесса. Технические инновации в детском саду, их внедрение и применение на практике – вот главная задача современного дошкольного образования.

Инновации в работе ДОУ с использованием интерактивных технологий повышают интерес и внимание дошкольников, формируют интеллектуальную, мотивационную и операционную готовность к последующим действиям. Интерактивные ресурсы в ДОУ делают непосредственную  образовательную деятельность более наглядной и интересной, повышают уровень мотивации воспитанников, обогащают развивающую среду детского сада. При проведении различных педагогических советов, методических объединений, использование интерактивных ресурсов является эффективным средством взаимообучения, помогает более глубоко объяснить или понять основную суть обсуждаемой проблемы. ИКТ могут способствовать повышению эффективности взаимодействия педагогического коллектива и родителей при воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в ДОУ является обязательным условием развития дошкольного образования.

Современный ребенок развивается в мире, существенно отличающемся от того, в котором выросло предыдущее поколение. Это обстоятельство открывает совершенно новые перспективы к развитию дошкольного воспитания как первой ступени непрерывного образования. Весьма вероятно, что ИКТ сохранят важную роль и в среде обучения на протяжении всех лет ребенка и в его взрослой жизни.

Таким образом, цель моей работы–апробирование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinectв организованной образовательной деятельности, направленнойна развитиепознавательных способностей дошкольников; повышение эффективности образовательной деятельности педагога.  В ходе работы решались следующие задачи:

- апробировать технологию игрового сопровождения воспитательно- образовательного процесса через использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся»;  

- увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по познавательному развитию;

- выяснить возможность использования на занятиях заданий и практических игр с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся»;

- экспериментально проверить эффективность применения интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в познавательном развитии дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.


1.1. Использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми дошкольного возраста

Использование ИКТ технологий в том числе и интерактивного комплекса «Играй и Развивайся» являются мощным современным инструментом для реализации ФГОС. Использование интерактивного комплекса в образовательном процессе дает воспитателю следующие возможности:

 • Интерактивный комплекс – это средство выравнивания возможностей детей.

 • Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций.

• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

• Скорость обновления материала на экране значительно экономит время на занятии.

• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных инноваций в дошкольной педагогике. Важным результатом инновационной стало то, что использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» становится привычным для детей, а для педагогов становится нормой работы.

1.2.Место интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в воспитательно - образовательном процессе

 Использование комплекса - это, прежде всего:

 организация непосредственной образовательной деятельности воспитанника;

 организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

 реализация проектов.

 На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать интерактивный комплекс и внедрять его в свою деятельность.

       Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:

1. Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

 3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

 При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Применение компьютерной техники и интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

1.3. Развитие познавательной активности детей в процессе игровой деятельности с использованием интерактивного комплекса

«Играй и развивайся»

      В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Практика показала, что при активном внедрении информационных технологий, значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, помогает развить произвольное  внимание, познавательную активность ребенка. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.

Возможности интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал может повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. В процессе выполнения заданий интерактивного комплекса «Играй и развивайся» детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться пользоваться манипулятором - рукой.

Кроме того, важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся». Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.

Интерактивная игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.

Используя интерактивный комплекс «Играй и развивайся» в образовательной деятельности дошкольник проходит следующие этапы познавательного развития: - Любопытство - Любознательность - Развитие познавательного интереса - Развитие познавательной активности.

 Дети редко играют в игры интерактивного комплекса «Играй и развивайся» поодиночке. Обычно играют группы из 3-4 детей. Вокруг компьютера у детей происходит более интенсивное общение, чем в других зонах игровой комнаты. Дети обсуждают то, что они делают, они поправляют друг друга... и сотрудничают при выполнении задачи, которую сами себе ставят. Задания, которые выбирают дети, становятся все более сложными и более упорядоченными. Развитие мышления, памяти, внимания, любознательности, формирование специальных способов ориентации, развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности, все это возможно с помощью игрового комплекса «Играй  и развивайся».

Интерактивные игры — это одно из средств решения основных задач дошкольного образования, с их помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Педагог должен быть не только профессионален и компетентен, но главным образом, вести политику грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Глава 2. Применение игрового комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми-дошкольниками по ознакомлению с родным краем

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами, интерактивным оборудованием и т.д., но до сих пор отсутствует методика использования ИКТ в образовательном процессе, отсутствует систематизация компьютерных развивающих программ, нет единых программно-методических требований к компьютерным занятиям. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей – это сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Занятия с применением интерактивного комплекса «Играй и Развивайся» проводятся как с использованием индивидуальных игровых обучающих заданий, так и для работы в паре. Работая с интерактивным комплексом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку, самой игрой, компетентности по данной теме. Работая в паре происходит развитие саморегуляции и самоконтроля ребенка, что, несомненно, обеспечивает развивающий эффект. Смысл методики состоит в том, что задание получает пара детей, которая выполняет задание совместно, дети учатся взаимодействовать, договариваться. Получая опыт от воспитателя «как нужно действовать», ребенок организует деятельность по системе двух ролей «действующий – проверяющий»:

 1. задание получает пара детей;

2. «действующий» выполняет задание;

3. «проверяющий» наблюдает, обсуждает с «действующим».

 В дальнейшем дети меняются ролями. Работа детей в паре так же является гармоничным средством объединения обучения и воспитания в целом.

Возможности интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяют увеличить объем  предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Развивающий  интерактивный комплекс «Играй и развивайся» удовлетворяет следующим потребности в образовательном процессе:

 исследовательский характер;

 легкость для самостоятельных занятий ребенка;

 развитие широкого спектра навыков и представлений,

 высокий технический уровень,

 возрастное соответствие,

 занимательность.

 Использование интерактивного комплекса позволяет не только обогащать знания, но и повышать креативность ребенка; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. Занятие с применением интерактивного комплекса проводится через погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора. На первых этапах дети знакомятся с игрой, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно организовывают игру. В заключительной части подводится итог. Делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с игрой. Заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек, 1–2 раза в неделю, в первой половине дня. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом интерактивный комплекс является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации.

 К игровому комплексу «Играй и развивайся» прилагается программа «Конструктор занятий», который позволяет разработать свои интерактивные игры по любой теме. Так как я в работе со своими детьми большое внимание уделяю работе по ознакомлению с родным краем, я поставила перед собой задачу, разработать игры по данной теме.

       Согласно основной образовательной программе в детском саду решаются следующие задачи по ознакомлению дошкольников с родным краем:  дети должны проявлять интерес к родному городу, в котором живут, знать некоторые сведения о его истории, достопримечательностях, историю образования города; выражать свое отношение к городу, свои чувства, гордость за него.

В старшей группе задачи по ознакомлению с родным краем усложняются. Дети начинают понимать, что родной город  - это место, где проживают они и их семья, работают родители, учатся братья и сестры. В нем есть место для отдыха людей и удовлетворении их потребностей: приобретение  продуктов, вещей, поддержание здоровья, занятия  спортом.

Дети узнали, что в городе много улиц, имеющих свое название; есть общественные учреждения города (магазины, поликлиники, больницы, кинотеатр, кафе и прочее), их назначение; знакомились с правилами поведения в городе, с правилами уличного движения, учились уважению к горожанам. Мы знакомились с гербом, флагом и гимном нашего города, и гербами близлежащих городов.

В результате проделанной работы дошкольники начали проявлять интерес к родному городу, его достопримечательностям, к людям, которые в нем живут и трудятся. Дети стали узнавать памятные места города, называть его центральные улицы; стараются сохранить красоту города: не сорить, не пачкать стены; проявляют уважение к людям.

Таким образом, я считаю, что роль компьютерных технологий в работе детского сада неоспорима. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой стороны – во внеучебное время у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.

Заключение

 Подводя итог работы по применению инновационных интерактивных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить дошкольников активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых воспитанники не могут не научиться; стимулируют творческие способности; помогают приблизить процесс образования к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию. Особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют:

- эффективному усвоению знаний,

- формируют навыки практических исследований,

- позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности,

- повышают познавательную активность,

- развивают творческие способности,

- создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности дошкольника.

 Использование ИКТ технологий является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм деятельности, всего уклада жизни детского сада. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии становятся базой современного дошкольного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если воспитатель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. На современном этапе развития дошкольного образования воспитатель, владеющий информационными технологиями, уже просто необходим современному детскому саду. Дополняя традиционные методы обучения современными информационными технологиями, можно снять остроту проявления некоторых противоречий,  присущих стандартной системе обучения. Появление новой техники выдвинуло новые требования и к воспитателю.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов приводит к тому, что дети показывают более высокий уровень формирования интегративных качеств и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний мир. Человечеству доступно еще одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.


Приложение 1

Перспективный план работы с дошкольниками с использованием игрового комплекса «Играй и развивайся»

Младший и средний возраст

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Время проведения

Название темы

Название игр

Цель

Сентябрь

«Осенняя фантазия»

«Краски осени» «Осенняя одежда»

«Осень», «Краски осени», «Противоположности»

Сформировать представления об осени как времени года, о приспособлении растений и животных к изменениям в природе; закрепить знания детей об одежде.

Октябрь

«Урожай»

«Найди по описанию», «Разложи по банкам», «Отгадай загадку».

Развивать умения отличать и называть  по внешнему виду овощи, фрукты, ягоды; развивать умение описывать предмет, называть его свойства (вкус, размер, цвет, форму).

Ноябрь

«Семья»

«Загадки про семью», «Профессии родителей»

Развитие у детей представление о членах семьи; расширить и активизировать словарь детей; расширить представление дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях.

Декабрь

«Кто как готовится к зиме»

«Запоминай-ка»

Знакомить детей с поведением животных при подготовке к зиме.

Январь

«Народная игрушка»

«Народная игрушка»

Формировать интерес к народной игрушке;   учить различать виды народных игрушек; узнавать знакомые народные игрушки, называть их.

Февраль

«На подворье нашем»

«Где чей голос?», «Где чей детеныш?».

Знакомить детей  с домашними и дикими животными, расширять представления о них, их повадках, условия жизни.

Март

«Домашние хлопоты»

«Домашние хлопоты», «Запоминай-ка».

Формировать привычку соблюдать чистоту и порядок; знакомить с предметами и, необходимыми для уборки, готовки, ухода за одеждой; формировать умение группировать и классифицировать предметы.

Апрель

«Здоровей-ка»

«Полезная и вредная еда», «Органы чувств», «Найди предмет по контуру», «Полезная и вредная еда».

Формировать представление о полезной и вредной пище; формировать умение группировать  и классифицировать предметы.

Май

«Птичий двор»

«Что это за птичка?», «Домашние и дикие птицы»

Расширять представление детей о птицах.

Старший возраст

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Время проведения

Название темы

Название игр

Цель

Сентябрь

«Осенняя фантазия»

«Краски осени» «Осенняя одежда»

«Краски осени», «»Описательный рассказ», «Запоминай-ка»

Расширить представления детей о растениях, деревьях, кустарниках; развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; закрепить знания детей об одежде.

Октябрь

«Урожай»

«Описательный рассказ»

Закрепит знания об уборке овощей и фруктов; развивать умение сравнивать предметы; формировать умение составлять рассказ по картинкам.

Ноябрь

«Семья»

«Посчитай-ка», «Составление слова по загадке»

Продолжать знакомить с семейными традициями; учить связно и последовательно рассказывать историю своей семьи.

Декабрь

«Кто как готовится к зиме»

«Собери кормушку для птиц», «Запоминай-ка»

Продолжать знакомить детей с поведением  животных и птиц при подготовке к зиме; обогащать знания детей об особенностях зимней природы.

Январь

«Народная игрушка»

«Раскраска»  «Аппликация».

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; учить создавать и раскрашивать узоры народных росписей, самостоятельно выбирать элементы и цветовую гамму.

Февраль

«На подворье нашем»

«Запоминай-ка», «Описательный рассказ».

Закрепить знания  детей  о домашних и диких животных, расширять представления о них, их жизнедеятельности.

Март

«Домашние хлопоты»

«Наведи порядок», «Найди букву».

Формировать и закреплять умение наводить порядок; совершенствовать умение аккуратно складывать в шкаф одежду.

Апрель

«Здоровей-ка»

 «Полезная и вредная еда», «Распорядок дня».

Формировать знания об уходе за внешним видом, закрепить знания о предметах личной гигиены; знакомить с понятиями «режим дня», «правильное питание».

Май

«Птичий двор»

«Собери по частям», «Найди птичку», «Дикие и домашние птицы».

Расширять представление детей о птицах, Учить наблюдать за птицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования интерактивной доски для ознакомления дошкольников с ОБЖ

Использование современных технологий в образовательном процессе...

Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» в работе с дошкольниками

Здесь представлен материал по работе с детьми-дошкольниками с использованием ИКТ технологий....

Презентация на тему: Возможности использования интерактивного оборудования в развитии у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру

Презентация  на тему: Возможности использования интерактивного оборудования в развитии у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру...

«Использование интерактивных обучающих материалов для развития наглядно-образных музыкальных представлений дошкольников».

Семинар для музыкальных руководителей по теме: "Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС"....

Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» при проведении мониторинга дошкольников

Апробирование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect при проведении мониторинга  воспитанников старшего дошкольного возраста в ходе реализации...

«Использование интерактивного обучающего плаката в работе педагогов ДОО"

В докладе рассказано, как использовать интерактивный обучающий плакат в работе педагогов ДОО...