Аналитическая записка.
статья

Сухова Наталия Владимировна

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности за 2017-2020 г. г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_zapiska_suhova_nv.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности за 2017-2020 г. г.

                                                        Воспитатель МАДОУ № 6:

                                                        Сухова Наталия Владимировна

                                                        1 квалификационная категория

г. Артемовский, 2020 г.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельностной    самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Ситуация развития такой личности неразрывно связана с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

     Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем – то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

Важнейшая задача педагога – помочь ребенку в его полноценном развитии, подготовить к жизни в современном обществе. А для этого необходимо  создание психолого – педагогических  условий для всестороннего развития ребенка  дошкольного возраста во всех видах деятельности на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, что и   является целью моей педагогической деятельности.

      Реализацию  этой цели  я вижу через решение  следующих задач:

  1. Совершенствование педагогического процесса посредством применения инновационных образовательных технологий;
  2. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом современных требований к ее организации;
  3. Вовлечение родителей в процесс  реализации  образовательной программы  с целью формирования единого подхода в вопросах развития и воспитания дошкольников.

Для осуществления своей педагогической деятельности и в решении обозначенных задач я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Устав Детского сада; Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ №6;  Рабочая программа педагога.

Вся работа осуществляется через личностно-ориентированную модель образования, которая реализуется на систематическом и активном внедрении гуманистических принципов педагогики: диалогизации, проблематизации, индивидуализации, персонификации.

В совместной  деятельности с детьми основываюсь на личностно-ориентированном подходе и партнерской деятельности, то есть действую наравне с детьми, как партнер по игре, оставляя за детьми право выбора, придерживаюсь положения: « Не рядом, не над, а вместе!»

При отборе методов и форм организации организованной деятельности ориентируюсь на желание, интересы, склонности и способности детей. Мотивированная таким образом деятельность более результативна, так как способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.      

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий, поэтому изучила современные образовательные игровые технологии, технологию проектной и познавательно – исследовательской деятельности. Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, формировать навыки, позволяющие самостоятельно находить решения той или иной проблемной ситуации, учить думать. Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей технологии проектной и познавательно - исследовательской деятельности. 

Активно использую элементы здоровьесберегающей технологии Картушиной М.Ю: релаксация, ритмика, дыхательная и пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз. В группе созданы оптимальные условия для двигательной активности воспитанников: ежедневное соблюдение режима всегда остаётся основой полноценного физического развития детей; утро в детском саду, если позволяют погодные условия, начинаю с приёма на свежем воздухе; утреннюю зарядку провожу ежедневно совместно с музыкальным руководителем в форме ритмической гимнастики.

Это позволяет детям получить хороший заряд бодрости и много положительных эмоций на весь день. Пополнен двигательный центр «Здоровейка» физкультурным оборудованием для развития двигательной активности воспитанников. В системе проводятся физкультурно – оздоровительные и закаливающие мероприятия. Подобраны и систематизированы картотеки подвижных, малоподвижных игр: «Игры народов Урала», народные игры, комплексы оздоровительной пробежки после сна в соответствии с тематическими периодами и требованиями основной образовательной программы ДОУ. Поэтому мои воспитанники успешно участвуют в муниципальных спортивных мероприятиях:  «Кросс наций» (2018 г.); «Лыжня России» (2019, 2020 г. г.); в муниципальной командной спартакиаде «Кроссфит» - 3 место (2019 г.), муниципальной спартакиаде среди дошкольных образовательных учреждений АГО, вид: «Легкая атлетика» - 1 место (2019 г).  Благодаря такой целенаправленной, систематической работе заболеваемость в группе не повышается.

Для развития вариативного и логического мышления, творческого воображения, внимания у дошкольников применяю игровые развивающие технологии: игры Воскобовича; Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша. Все эти развивающие игры  способствуют не только активизации познавательных процессов, представлений, их упорядочиванию, осмыслению существующих закономерностей, зависимостей и связей, но и  обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

 А это крайне важно в современном обществе, где уже невозможно обойтись без информационных технологий, как в обычной жизни, так и в педагогической деятельности. Результаты работы по применению данных технологий были представлены педагогическому коллективу МАДОУ №6 на педагогическом совете на тему «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ», 2019 г.

Использую в работе информационно-коммуникационные технологии, которые помогают мне: в подборе иллюстративного материала к занятиям; в подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, при знакомстве со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, наработками других педагогов России; при оформлении групповой документации, отчетов. Принимала участие в третьем этапе муниципального проекта «Матрица качества учебного занятия как инструмент повышения результативности образовательного процесса», участвовала в разработке НОД для подготовительной группы «Большое космическое путешествие»; данный конструкт вошел в 10 лучших конструктов по АГО (2019 г.).

Познавательные интересы детей наиболее успешно формируются через проектную деятельность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определённой практической темой. Именно поэтому я выбрала проектную деятельность основной технологией своей педагогической деятельности. И неразрывно с ней связаны информационно-коммуникационные технологии и проблемно-поисковая деятельность. В этом плане интересны такие проекты как, «Культурные места города Артемовский», «Обитатели лесов родного края», «Зачем сажать деревья», «Зеленое платье Земли», «Памятники природы родного края» - направленные    на расширение у дошкольников знаний о достопримечательностях родного город, формирование желания беречь его богатства; а также проект «Город мой, Артемовский» - предполагающий развитие самостоятельности, активности, инициативности, в поиске ответов на поставленные вопросы и применение своих навыков в играх и практической деятельности. Этот проект особенно важен, т.к. позволил обогатить представления воспитанников о родном городе, традициях, узнать историю его возникновения. Участниками проектов являются как воспитанники, так и их родители. Участие в проектной деятельности позволяет родителям расширить рамки совместной деятельности со своими детьми, прислушаться к их мнению, включиться в воспитательно-образовательный процесс.

В рамках реализации проектов дети совместно с родителями изготовили тематические макеты, лепбуки, выставки творческих работ: «Дикие и домашние животные», «Обитатели лесов родного края», «Зимой гуляй, про безопасность не забывай» и многие другие. Такая совместная деятельность способствует повышению уровня любознательности и познавательного интереса, отмечается развитие креативности и коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности) – а это важные показатели интеллекта.

 Результатом интересной и успешной совместной деятельности стали проекты: «Песочные сказочки, мокрые загадочки», «Почта России», учувствовала в реализации проекта детского сада «Развитие способностей и научно-техническому творчеству дошкольников, через создания условий для технической естественно – научной направленности» в том числе подпроекты «Веселый алхимик», «Занимательная математика», «Изучение свойств воды»,  «Удивительные свойства магнита», «Воздух невидимка», «Логические блоки Дьенеша».  

Применение в практической деятельности всех этих образовательных технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата, помогает облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

Основываясь на важнейшем дидактическом принципе – развивающее обучение, внедряю в практику разнообразные формы организации детской деятельности, осуществляю их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса: опыты и эксперименты, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры и т. д. Обучение ведётся через развивающие игры. Я работаю в соответствии с современными требованиями, владею формами и методами активного обучения и воспитания, использую групповую, подгрупповую и индивидуальную формы работы с детьми.

Создаю благоприятный психологический климат в детском коллективе, использование модели личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками позволяет мне создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. С введением ФГОС ДО, скорректировала образовательное пространство в группе. Содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует требованиям стандарта. Поддерживаю инициативу детей, создаю условия для свободного выбора деятельности, постоянно работаю над пополнением развивающей предметно – пространственной среды, опираясь на принципы открытости и доступности, вариативности и насыщенности и гендерного подхода. Пространственная среда в группе отвечает требованиям безопасности и условно разделена на три зоны: рабочая (для проведения ООД и самостоятельной деятельности детей по интересам); активная (предназначена для реализации ДА детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве); спокойная (предназначена для отдыха и уединения).

При организации РППС учла то, что границы зон должны быть подвижны. При построении среды использую мягкие модули, ширмы, которые хорошо комбинируются друг с другом, перемещаются, раздвигаются. Организованны разнообразные центры для самостоятельной деятельности детей. Все центры взаимосвязаны и объединены развивающими задачами, каждый ребенок может выбрать занятие по интересам. Например «Юный натуралист» - обеспечивает развитие экологических представлений и познавательного интереса к миру природы; Организован центр «Моя малая родина», в котором подобрана информация об истории возникновения родного города Артемовского. Яркие красочные иллюстрации на стенде позволили расширить кругозор детей историческими фактами, привили интерес и любовь к своей малой Родине. В центр «Удивительный мир» наполнен энциклопедиями: «Урал – опорный край державы», «Наша планета», «Народы мира», «Голубая планета», журналы, альбомы с материалами о жизни народов, населяющих Уральский край, народов мира. Есть географическая карта мира, дидактические игры, домино, лото, пособия. Весь этот материал помогает формированию у детей познавательной мотивации, представления о своей малой родине, о жизни людей его населяющих. Центр «Театральная мастерская» наполнила разнообразными сказочными героями, выполненными совместно с родителями: кукла-марионетка «Бабушка Рассказушка», театр на дисках, носочный театр. Сказки, которые мы проживаем вместе с детьми, формируют нравственные ориентиры. Они учат взаимоотношениям, учат понимать и оценивать поступки. С целью поддержания устойчивой познавательной мотивации широко использую «музеи в чемодане». Одна из наиболее интересных выставок – «Удивительный сказ», которая познакомила детей с творчеством уральского писателя П.П. Бажова. Работа в таком мини-музее интересна и увлекательна. «Музей в чемодане» легко взять для презентации детям других групп, он всегда доступен для детей, родителей и педагогов. Таким образом, мини-музей становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет развивать устойчивый познавательный интерес, воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, родной край.

В результате проделанной работы удалось предусмотреть создание условий для различных видов самостоятельной свободной детской деятельности, где воспитанники смогли закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействий с окружающей средой. По итогам мониторинга, проводимого в ДОУ, в течение последних трех лет прослеживается стабильно положительная динамика развития воспитанников. За 2017-2020 года наблюдается увеличение количества детей с допустимым уровнем освоения ООП по направлениям: физическое развитие на 29%; речевое – на 24%; познавательное – на 43%; социально-коммуникативное – на 24%; художественно – эстетическое  развитие на 48%.

С целью распространения педагогического опыта принимала участие в ГМО по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (2019 г.); имеются свидетельства и сертификаты о публикациях  на интернет сайте «Инфоурок» (2018-2019 г.)

С целью педагогического просвещения и вовлечения родителей в образовательную деятельность, использую разнообразные формы работы: родительские собрания, анкетирование, круглые столы, «гость группы». Осуществляю консультативную поддержку родителей воспитанников, подобрала и систематизировала рекомендации, памятки, консультации для родителей по направлениям развития детей. Информацию по тематическим периодам оформляю в виде ярких, красочных буклетов, мини журналов, ширм. Вовлечение родителей в образовательный процесс даёт возможность сближению педагогов и родителей группы, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. По результатам анкетирования 100% родителей удовлетворены образовательными услугами, 96% родителей отмечают грамотную организацию образовательной деятельности, направленную на формирование социальной, познавательной мотивации, способствующей сплочению детского коллектива. В результате совместной работы, родители стали более активными участниками образовательного процесса. Заинтересованно и охотно принимают участие в проектной деятельности, участвуют во многих творческих смотрах – конкурсах  внутри ДОУ: «Мой любимый детский сад» (2019г.), выставка творческих работ «С днем рождения детский сад» (2019), песенном марафоне «Вот оно какое наше лето» (2020), конкурс рисунков «Нарисуем вместе радужное лето!» (2020).

В течение последних трех лет активно работала над развитием интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, используя при этом как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Подтверждением результативности работы в данном направлении являются достижения моих воспитанников, которые ежегодно становятся участниками и победителями конкурсов на разных уровнях. Таких как,  Муниципальный этап всероссийского конкурса детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» - 3 место (2020 г.); Муниципальный конкурс «Логопедическая радуга» - 1 место (2019 г.); Муниципальный конкурс семейных творческих работ «Первые шаги в мир экономики маленьких финансистов» - 1 место (2018 г); Районный фестиваль «Дни славянской письменности и культуры» - 1 место (2018 г.); Муниципальный этап регионального конкурса «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия» - 3 место (2019 г.) и т. д.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже недостаточно получить базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию. С этой целью прошла следующие курсы по программам: «Конструирование в дошкольной образовательной организации в соответствии ФГОС» Учебный центр «Всеобуч» ООО «Агентство информационных и социальных технологий – 36 ч (2019 г); «Основы обеспечения информационной безопасности детей» ООО «Центр инновационного образования» Единый урок – 22 часа (2020 г); «Навыки оказания первой помощи педагогическими работниками в условиях реализации ст.41 «Охрана здоровья обучающихся «Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ООО «Центр инновационного образования» Единый урок – 36 ч. (2020 г).

Свою педагогическую деятельность оцениваю успешной, так как получено много положительных результатов. В процессе перехода на новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и к профессиональным качествам педагога, как основному носителю знаний. Поэтому приняла решение участвовать в конкурсе «Воспитатель года – 2020», т. к. считаю, что конкурсы профессионального мастерства являются средством творческой самореализации личностного потенциала педагога дошкольного образования.

Заведующий МАДОУ №6    _________________ Ю.П. Реброва

Воспитатель МАДОУ №6     _________________ Н.В. Сухова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Аналитическая записка.

В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...

Аналитическая записка

Аналитическая записка   о результатах педагогической деятельности за  период 2009 - 2012 гг...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка педагога-психолога Банных Н.Л.

"Аналитическая записка" о результатах педагогической деятельности...

Аналитическая записка

Аналитическая записка Щукиной Юлии Викторовны...