Из опыта работы "Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками как универсальное средство познавательного развития"
материал

В связи с введением в действие ФГОС  возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Считаю, что социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

            В связи с введением в действие ФГОС  возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Считаю, что социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер). Именно поэтому проектную деятельность  я рассматриваю, как один из основных путей  познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам  развития дошкольников. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились: видоизменение и совершенствование развивающей среды, использование инновационных технологий, адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс, многофункциональное взаимодействие с социумом.

Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы «Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками как универсальное средство познавательного развития».         Определившись с темой,  поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

        Для достижения цели определила  следующие задачи: повышение  собственного уровня знаний путем изучения необходимой  методической литературы,  информации в сети Интернет; создание  современной  развивающей предметно – пространственной  среды; разработка проектов  по познавательному развитию дошкольников, создание  банка проектов (краткосрочных и долгосрочных); развитие  умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развитие желания участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности; обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

             Изучив методическую литературу по данной теме, пришла к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя за ним цепочку представлений или обобщений. У старших дошкольников в процесс развития включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.  Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями. Для стимулирования исследовательской активности воспитанников, я проводила коллективные игры с интересными сюжетами. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.

             Далее провела  родительские собрания «Проекты - это интересно!», «Проектная деятельность в детском саду. Что это такое?» где было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. Также познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что  замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах. Подготовила ряд консультаций: «Роль родителей в проектной деятельности»,  «Проектная деятельность- треугольник взаимодействия «Педагог –воспитанники - родители».

             Следующим этапом работы стал познавательный  проект «Наш любимый  праздник  Новый год», где дети проявили творческие способности при изготовление игрушек своими руками к празднику, изготовлении подарков родным. При реализации проекта были охвачены все образовательные области: художественно –эстетическое (разучивание и пение песен «Наша ёлка», «Новогодняя» и др, лепка «Дед Мороз принес подарки», аппликация «Ёлочки- красавицы», рисование «Волшебные снежинки»), речевое  (чтение русских народных сказок «Морозко», «Проказы старухи-зимы»), познавательное (беседы «Как мир встречает Новый год»),  физическое (подвижные игры «Мороз красный нос», «Ледяные ворота»), социально- коммуникативное (сюжетно – ролевые игры «Семья готовиться к празднованию Нового года», «Магазин новогодних игрушек»). С родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка,  стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. Результатом проекта  стала выставка семейных поделок  «Елки водят хоровод», оформление альбома детских рисунков «Наш любимый праздник Новый год», оформление раздевалки «С новым годом!»,  организация  новогоднего праздника для детей и взрослых «Новогодние приключения».

            Своеобразным звеном познавательной активности  детей стал познавательно –исследовательский, творческий проект «Сельский дворик»,цель которого создание сельского дворика на участке детского сада. Детям  были предложены разные виды деятельности: просмотр мультфильмов, экскурсия по экологической тропе, рисование, лепка,  викторины, чтение художественной литературы, макетирование. Дошкольники научились работать в парах и группах, договариваться, согласовывать свои  действия; у детей развивается желание помочь или обратиться за помощью к другим.   Создав определенную эколого-развивающую среду, систематически и творчески  организуя   детскую  деятельность при активном участии педагогов и родителей, мы положили начало формированию человека с экологическим  мышлением, способного  осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим  жить  в  относительной гармонии с природой.          

При дальнейшей работе над проектной деятельностью  стала использовать формы профилактической работы по навыкам безопасного поведения на дороге, тем самым формируя навыки ориентировки  в чрезвычайных ситуациях, нахождения пути решения  и выхода из них.

         Ярким примером стал  познавательно- игровой проект  по ПДД «В старне правил дорожного движения». Мероприятия по реализации проекта проводились в свободное от образовательной деятельности время  в виде бесед  познавательного цикла, наблюдением за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных и подвижных игр, пополнения центра ПДД. Была решению задач проекта  была организована работа через: образовательную деятельность, художественное творчество, ситуационное моделирование, опытно-экспериментальную и поисковую деятельность, решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение мультфильмов.           Результатом этого проекта явилось то, что дети стали больше проявлять интереса к данной теме, были сформированы у каждого ребенка  правила поведения в экстремальных ситуациях. Оформлен макет   «Улица нашего села»,  проведен тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения».

Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые мною  при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый; исследовательский; сюрпризный момент;  элемент загадочности; создание воображаемой ситуации;  использование музыки. В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

         В своей работе тесно сотрудничаю с коллегами: выступаю на педагогических советах, методических объединениях,  провожу консультации. Так для воспитателей провела консультацию «Использование проектной деятельности  в работе с дошкольниками как универсальное средство познавательного развития».

Являясь активным пользователем сети интернет, участником педагогических сообществ, размещаю свои  материалы и разработки в социальных сетях педагогических работников.  Имею сертификаты и свидетельства.

Полноценное взаимодействие всех участников  образовательного процесса  дало возможность добиться положительных результатов.

               Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность  в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности  ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой. Уверена, что только со всеми участниками образовательного процесса мы сможем повысить качество образования наших воспитанников и достичь новых результатов.  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность в работе с дошкольниками

проект в первой младшей группе ДОУ "Моя первая сказка "Колобок"...

Презентация "Проектная деятельность в работе с дошкольниками"

Модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях всё более широкий круг педагогов – практиков включается...

Проектная деятельность в работе с дошкольниками

Последние годы в дошкольных образовательных учреждениях на смену учебной модели построения образовательного процесса пришла комплексно - тематическая и предметно - средовая организация работы с детьми...

Проектная деятельность в работе с дошкольниками и их родителями

Представлен опыт работы с дошкольниками в рамках работы методического объединения "Экологическое воспитание дошкольников" и фестивального движения....

«Проектная деятельность в работе с дошкольниками»

Реферат «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»...

Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

    Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...