Проектная деятельность в работе с дошкольниками и их родителями
методическая разработка по теме

Соколова Галина Александровна

Представлен опыт работы с дошкольниками в рамках работы методического объединения "Экологическое воспитание дошкольников" и фестивального движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya._vystuplenie_na_konferentsii.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в работе с дошкольниками и их родителями

Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт работы педагогов, детей и родителей наших воспитанников в  рамках районного методического воспитания по экологическому воспитанию дошкольников и фестиваля «Самые юные интеллектуалы Байкаловского района». Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым по нашему мнению является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов мы представили как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, воспитанников и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата,  всем участники проекта учились:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

В своей деятельности мы решили остановиться на семейных творческих проектах. Такие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества.  В процессе реализации семейных творческих проектов одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. Основной целью таких проектов является вовлечение детей и взрослых в творческий процесс.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.

Метод проектной деятельности в рамках фестиваля «СЮИБР» мы используем в работе со старшими дошкольниками в течение двух последних лет. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В прошлом году проекты были в книжных, печатных вариантах, а в этом году основной формой стала компьютерная презентация. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста в прошлом году была охвачена широким смыслом – ЭКОЛОГИЯ, а в этом году предметом исследования стали животные. Каждый ребёнок рассказывал о своём любимом животном.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту были приглашены гости, родители, сверстники. Такая форма защиты проекта как мультимедийная презентация позволяет наглядно, ярко, интересно высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. А ребёнку выступить в роли диктора, маленького профессора, учёного.

Для обобщения опыта проектной деятельности, представления его педагогическому сообществу Байкаловского района создаются буклеты с кратким описанием проведённых мероприятий.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В рамках РМО по экологическому воспитанию мы с коллегами работаем в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. При выборе такой формы работы как проектная деятельность целью было найти и применить в своей работе новые формы работы с детьми по развитию у дошкольников творчества, самостоятельности в решении поставленных задач. Опыт нашей работы показал, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самоорганизации активно развивает сотворчество. В рамках фестиваля «СЮИБР» в развивающем пространстве детских  садов появились развивающие игры сделанные детьми совместно с родителями, костюмы смоделированные детьми из бросового материала и изготовленные совместно с родителями, созданные детьми проекты. Практика нашей деятельности наглядно доказывает  эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность в работе с дошкольниками

проект в первой младшей группе ДОУ "Моя первая сказка "Колобок"...

Презентация "Проектная деятельность в работе с дошкольниками"

Модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях всё более широкий круг педагогов – практиков включается...

Проектная деятельность в работе с дошкольниками

Последние годы в дошкольных образовательных учреждениях на смену учебной модели построения образовательного процесса пришла комплексно - тематическая и предметно - средовая организация работы с детьми...

«Проектная деятельность в работе с дошкольниками»

Реферат «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»...

Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

    Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

Из опыта работы "Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками как универсальное средство познавательного развития"

В связи с введением в действие ФГОС  возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образ...