Мастер - класс "Использование мнемотехники на занятиях "Музыка" в детском саду"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Тайгунова Адиля Хамитовна

Мнемотехника – это система методов и  приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с воспитанниками занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

 

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям.  Ребёнок быстрее запоминает информацию зрительно, чем опираясь на слуховой анализатор.  Мнемотаблицы применяются для формирования памяти, мелкой моторики, развивают произвольное внимание, речь и воображение.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные  мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.

Для  воспитанников  старшего  дошкольного  возраста  можно  использовать  мнемотаблицы  черно-белого  цвета,  или  схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2018.docx21.27 КБ
Файл master_klass_2018.pptx2.94 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                Я слышу и забываю

                                                                                Я вижу и запоминаю

                                                                                                     Я делаю и понимаю

                                                                                        

Конфуций

1 слайд

Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего мастер класса «Использование мнемотехники на занятиях «Музыка» в детском саду».

Работая в детском саду музыкальным руководителем, я на музыкальных занятиях  сталкиваюсь с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз,  к  тому  же  это  занимает  много  времени  на  занятии. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.

Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Ответы я нашла в методике мнемотехника.

2 слайд

Мнемотехника – это система методов и  приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с воспитанниками занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

3 слайд

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям.  Ребёнок быстрее запоминает информацию зрительно, чем опираясь на слуховой анализатор.  Мнемотаблицы применяются для формирования памяти, мелкой моторики, развивают произвольное внимание, речь и воображение.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные  мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.

Для  воспитанников  старшего  дошкольного  возраста  можно  использовать  мнемотаблицы  черно-белого  цвета,  или  схемы.

4 слайд

Актуальность применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя единое целое.

5 слайд

Цель моего мастер-класса: развитие слуховой и зрительной памяти, психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники.

Основные задачи:

формировать развитие у детей умения с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать содержание песни,  сказки  и  стихотворения по мнемотаблице;

-развивать музыкальный слух, умственную активность, сообразительность, наблюдательность;

-обучать   правильному звукопроизношению.

На  1  этапе  моего  мастер-класса,  я  познакомлю  вас  с  приемом  разучивания  песни  с  использованием  мнемотаблицы.

6 слайд

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В  данном  случае  это – мнемоквадрат.  В  мнемоквадратах  к песням я использую маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями.  Из  мнемоквадратов  составляются  мнемодорожки.

7 слайд

Алгоритм разучивания песен:

1. Педагог поет песенку под фортепианный аккомпанемент. Дети определяют

характер музыки, рассказывают, о чем поется в песенке.

2.Педагог поет песенку акапелла, меняя слайды соответственно тексту.

3.Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», совместно с детьми определяется текстовое значение каждой картинки.

4.Дети работают по картинкам, восстанавливают текст песни.

5.Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам, акапелла.

6.Педагог и дети исполняют песню, сопровождая текст песни образными движениями (без показа картинок).

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста дало мне действительно хорошие результаты. Я заметила, что применение мнемотаблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и запомнить стихотворение, рассказ или песню.

Разучивание  песни «Падают листья» - участники мастер -  класса.

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Пение  песни  «Два  веселых  гуся».

14 слайд

15 слайд

2  этап  моего  мастер- класса  -  использование  мнемотехники  при  разучивании  танца.

16 слайд

Данный метод эффективно зарекомендовал себя при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях. Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной фразы, танцевальных движений, придумывается картинка -изображение, таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.

Необходимость использования мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

17 слайд

Цель: оптимизировать работу с детьми по разучиванию танцевальных движений и перестроений под музыку, путём использования мнемосхем.

18 слайд

Работа на занятиях по разучиванию танца с помощью мнемотаблиц состоит из трех этапов:

1 этап: рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется исполнение танцевальных движений.

С помощью карточек дети научились быстро реагировать, мыслить, стали внимательней. Включалась музыка, показывались карточки, и дети выполняли танцевальные движения соответственно схеме. Благодаря этим мнемосхемам можно поставить простейший танец - экспромт на любой праздник или развлечение.

Разучивание танца «А рыбы в море плавают вот так».

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28 слайд

29 слайд

30 слайд

Исполнение танца «Этот новый год».

31 слайд

32 слайд

33 слайд

Я считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, просто удобно в работе, как для музыкального руководителя, так и для воспитателя и инструктора по физическому  воспитанию.

34 слайд

Таким  образом,  делая  вывод,  хочу  сказать:

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

35 слайд

Закончить свой мастер-класс хочу словами К. Д. Ушинского : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».

36 слайд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники на занятиях «Музыка» в ДОУ. МБДОУ д/с № 2 с.Стерлибашево музыкальный руководитель: Тайгунова А.Х.

Слайд 2

Мнемотехника -технология развития памяти, развития речи, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Понятие « Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания . Я слышу и забываю Я вижу и запоминаю Я делаю и понимаю Конфуций

Слайд 3

Мнемотаблицы – это изображения в виде картинок или схематичных изображений. В каждой картинке зашифрована строчка стихотворения. Ребёнок быстрее запоминает информацию зрительно, чем опираясь на слуховой анализатор. Мнемотаблицы применяются для формирования памяти, мелкой моторики, развивают произвольное внимание, речь и воображение.

Слайд 4

Актуальность применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя единое целое.

Слайд 5

Цель : развитие психических процессов : слуховой памяти, мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники . Задачи : - формировать развитие у воспитанников умения с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать содержание песни, сказки и стихотворения по мнемотаблице ; - развивать музыкальный слух, умственную активность, сообразительность, наблюдательность; - обучать воспитанников правильному звукопроизношению.

Слайд 6

Структура мнемотехники Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблица

Слайд 7

Алгоритм разучивания текста песни с использованием мнемотехники. Педагог поет песенку под фортепианный аккомпанемент. Дети определяют характер музыки, рассказывают о чем поется в песенке. Педагог поет песенку акапелла, меняя слайды соответственно тексту. Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», совместно с детьми определяется текстовое значение каждой картинки. Дети работают по картинкам, восстанавливают текст песни. Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам, акапелла. Педагог и дети исполняют песню, сопровождая текст песни образными движениями (без показа картинок).

Слайд 14

Песня «Два веселых гуся»

Слайд 15

Ходит кошка в коридоре , У нее большое горе - Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.

Слайд 16

Разучивание танцев с использованием мнемотехники.

Слайд 17

Цель: оптимизировать работу с воспитанниками по разучиванию танцевальных движений и перестроений под музыку, путём использования мнемосхем.

Слайд 18

Алгоритм разучивания танца с использованием мнемотехники. 1 этап: Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется исполнение танцевальных движений.

Слайд 19

А рыбы в море плавают вот так Кто бывал у моря? Я! Да, конечно вы бывали А если были, то, наверное, видали Что в море очень много разных всяких жителей А ну-ка покажите нам морских любителей!

Слайд 20

А рыбы в море плавают вот так Волна морская двигается в такт А волны покоряют высоту А мы с тобою видим красоту

Слайд 21

А рыбы в море плавают вот так Волна морская двигается в такт Жемчужина, что в ракушке живет Вместе с нами песенку поет

Слайд 22

Молодцы ребята! Да! Дальше с вами продолжаем И по морским глубинам весело шагаем Шаг вправо, шаг влево На месте все танцуем смело И что бы настроение было целый год Веселее хлопайте народ!

Слайд 23

А рыбы в море плавают вот так Волна морская двигается в такт А волны покоряют высоту А мы с тобою видим красоту

Слайд 24

А рыбы в море плавают вот так Волна морская двигается в такт Жемчужина, что в ракушке живет Вместе с нами песенку поет

Слайд 25

Этот Новый Год

Слайд 26

Свет огней и зарницы от узоров на окне Словно шишки синицы на деревьях во дворе Снег искрит и кружится, оседая на земле Каждый ждет что случится что-то ночью в декабре

Слайд 27

Мы об этом узнаем самыми первыми Чудесами встречаем и цветными надеждами Этот новый, новый год снегом обнимает Этот новый, новый год елки зажигает Этот новый, новый, новый год старое прощает Этот новый, новый год счастье обещает.

Слайд 28

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника. Вывод:

Слайд 29

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету» К.Д. Ушинский

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»

В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...

Мастер-класс "Логопедическая ритмика в детском саду".

Представление педагогического опыта....

Презентация. Проведение мастер-класса. Логические игры в детском саду.

Презентация мастер-класса "Логические игры". Игра "Колумбово яйцо"...

МАСТЕР - КЛАСС «ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОГО В ДЕТСКОМ САДУ».

       Выпускной бал в детском саду символизирует окончание важного этапа в жизни дошкольника, поэтому к нему и сотрудники детского сада и родители детей начинают готовиться...

Мастер - класс для родителей в детском саду "Пейзаж на осенних листьях"

Осень - красивое время года. Собирая букеты из желтых, красных, коричневых листьев, мы редко задумываемся о том, какой это прекрасный материал для творчества. Все, что угодно можно сделать из осенних...

Мастер-класс "Теневой театр в детском саду.Изготовление методического пособия своими руками"

В мастер-классе помещён материал по изготовлению своими руками методических пособий для теневого театра....

Презентация к мастер классу "Эксперементальная деятельность в детском саду"

Уголок эксперементатора в подготовительной группе....