Практическое занятие для педагогов. Мнемотехники для дошкольников
презентация

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. 

Память – это своеобразный мостик, который связывает  прошлое с настоящим и будущим.

Память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehniki_dlya_doshkolnikov.docx351.99 КБ
Файл mnemotehniki_dlya_doshkolnikov.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие для педагогов

Мнемотехники для дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. 

Память – это своеобразный мостик, который связывает  прошлое с настоящим и будущим.

Память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Возрастные особенности

Особенности дошкольного возраста (пять - шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

В процессе взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное.

Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различных приемов  запоминания во время игр и  получения новой информации.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации. 

Виды памяти:

  • зрительная;
  • двигательная;
  • слуховая;
  • образная;
  • словесная.

У детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

В педагогике мнемотехнику называют по разному

Сенсорно-графические схемы -автор  В.К. Воробьёва

Предметно схематическими –моделями -  автор  ТА Ткаченко

Мнемоколлаж , схема составления рассказа.

Название  происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначает «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Каков  механизм

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Поскольку у детей дошкольного возраст более развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.

Мнемотехника помогает  детям:

  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, сказки, рассказы;
  • Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало - середина - завершение);
  • Обогащает словарный запас;
  • Помогает развивать мышление;
  • Развивает фантазию.

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, специальных карточек.

То есть это своего рода конспекты в картинках. 

Самый простой вид мнемотехники – это картинка.  

На его шкафчике изображён мячик, его полотенце висит под изображением мячика и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе   предлагаем и объясняем детям значение символов.

Сначала  лучше предлагать картинки понятные для восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда  дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Можно предложить детям помочь   «спрятать» какое-либо слово в картинку. Например: ёлочка (какая?)  колючая

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\AutoShap\BD18253_.wmfВеселые картинки для детей. Обои для рабочего стола с персонажами мультфильмов и детских книгНарисованный жик картинки - Журнал авто

Получился мнемоквадрат - одна картинка, т.е. мнемоквадрат -  это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»?

Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом   вместе выбирают  наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

«Подскажи словечко»

«Скажи по-другому» (синонимы)  

«Скажи наоборот» (антонимы)

II этап: Этот этап работы называют – работа с  мнемодорожками.

На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы  для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом.

Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе  учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов  (короткие стихи , чистоговорки)

Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

III этап: На этом этапе начинается работа с  мнемотаблицами.

Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или педагогом

Благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой - главным видом деятельности дошкольника. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении логической цепочки

Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования  осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03fc/0005e3e3-9bd5cecb/img12.jpg

Этапы работы со схемой - моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
  • учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;
  • самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки   с опорой на составленную ранее схему - модель.

  Различают такие мнемотаблицы:

  • Для стихов, загадок или сказок;
  • Для запоминания правил;
  • Для рассказов.

 

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
  3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

  1. Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
  2. Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
  3. Составление рассказа по картинкам;
  4. Запоминание рассказа или стиха.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание осени, весны:

Для развития фантазии  можно предлагать придумывать собственные сказки  

Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая.

В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.

Нарисуй и запомни.

Приготовьте листок бумаги, простой  карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов.

Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость.

Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем».

Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский Память слабеет, если ее не упражняешь. Марк Туллий Цицерон

Слайд 2

Мнемотехника совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

Слайд 3

Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, сказки, рассказы; Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот; Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина-завершение); Обогащает словарный запас; Помогает развивать мышление; Развивает фантазию.

Слайд 4

МНЕМОТЕХНИКА МНЕМОКВАДРАТ МНЕМОДОРОЖКА МНЕМОТАБЛИЦА

Слайд 5

I этап: мнемоквадрат ёлочка колючая сильный Спрячь слово в картинку.

Слайд 6

II этап: мнемодорожка Загадка Описание предмета цвет форма величина действия с предметом

Слайд 7

II этап: мнемодорожка Кошка в окошке Подушку шьёт А мышка в сапожках Избушку метёт Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Слайд 8

III этап:

Слайд 9

КАКАЯ СКАЗКА СПРЯТАЛАСЬ?

Слайд 10

СХЕМА ОПИСОТЕЛЬНОГО РАСКАЗА

Слайд 12

Перышко По небу летел лебедь в теплые края. Лебедь уронил белое перышко. Перышко увидел ёж. Ёж подумал, что это снежинка. Если это снежинка, значит, скоро зима придет. Надо ежу норку искать. Нашел ёж норку и уснул в ней до весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ. Презентация. «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

Практическое занятие для педагогов "Охрана психического и психологического здоровья дошкольников в процессе речевого общения"

Здоровьесъберегающие технологии активно используются для сохранения психического и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Речевые методы, приемы, используемые с учетом возрастн...

"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)

Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии....

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Методическое пособие для педагогов " мнемотехника для дошкольников"

В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть э...

Практическое занятие для педагогов " Развитие исследовательских умений у дошкольников"

Презентация практического занятия и  его содержание направлены на актуализацию знаний  педагогов о методах и формах работы воспитателя по развитию у детей дошкольного возраста исследовательс...