Практическое занятие для педагогов "Охрана психического и психологического здоровья дошкольников в процессе речевого общения"
материал

Здоровьесъберегающие технологии активно используются для сохранения психического и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Речевые методы, приемы, используемые с учетом возрастных особенностей,  могут стать базовой основой сохранения здоровья детей. Практико-теоретический семинар для воспитателей ДОУ включает групповые и индивидуальные упражнения, игры, методические рекомендации по снижению явлений речевого насилия в дошкольном воспитательно-образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие для педагогов на тему

"Охрана психического и психологического здоровья дошкольников в процессе речевого общения"

Задачи:

1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.

2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.

3. Отработать с участниками техники:

  • саморегуляции;
  • предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения;
  • введение правил, ограничений на действия детей.

Ход занятия.

1. Разминка. Упражнение в группах "Сменяющиеся команды"

  • 2.  Вступительное слово.

Защита маленького ребенка от всех форм насилия - актуальная, значимая задача дошкольного учреждения.

Различают 4 основные формы формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое, (эмоциональное - в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое (или эмоциональное) насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие личности.

Сегодня мы акцентируем внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств.

Педагогам стоит помнить о том, что Закон РФ "Об образовании" предусматривает в ст. 56 административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника".

3. Упражнение "Нежелательные речевые конструкции, акты"

Исследователи отмечают, что элемент речевого  насилия глубоко проник в образование. Грамотная организация воспитательно-образовательной деятельности может свести к минимуму и  даже к исключению фактов насилия в образовании.

Таким образом, к речевому насилию относятся:  (высказывание участников команд).

1. Угрозы в адрес ребенка

2. Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе публичные унижения)

3. Постоянная критика в адрес ребенка и т. д.

4. Обратная связь педагогов относительно поведения детей.

Часто эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать объективную оценку случившемуся.

                                             Схема "Я-сообщения.

Я (мне)

Описание чувств, переживаний и эмоций

Причины возникновения реакции взрослого

Безоценочная характеристика поведения ребенка в безличной форме

Возможные последствия, если ребенок не изменит поведения.

Вывод. Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку.

Давая обратную связь в виде "Я-сообщения", мы показываем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.

5. Групповая работа "Зонтик правил"

Инструкция психолога. Необходимость негативной оценки педагогами поведения детей отпадет, если в группе есть дисциплина и выполняются правила поведения. Мы привыкли к тому, что соблюдать правила детей можно только заставить. Странным кому-то покажется мнение о том, что дети сами нуждаются в правилах и ограничениях, что только рады их соблюдать, Вот только были бы условия.

Подгруппы создают список правил в группе.

Предлагается исключить правила, без которых можно обойтись.

Итак, для того, чтобы свести к минимуму ситуации речевого насилия в детском саду необходимо:

1. Осознать его вред.

2. Вовремя отреагировать собственные негативные эмоции, овладеть техниками саморегуляции.

3. Предоставлять воспитанникам обратную связь относительно их поведения.

4. Вводить правила на действия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей

Памятка для родителей и педпгогов о том, что такое речевое насилие, что относится к речевому насилию над ребёнком, признаки речевого насилия над ребёнком, а так же представлены экстренные меры, помога...

Выступление на общем родительском собрании «Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире»

Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям действительности  регуляцию поведения и деятел...

Тренинг для педагогов "Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка"

Практическое занятие на тему: «Речевое насилие как угроза психологическому и психическому здоровью ребенка».Задачиž Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и...

Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки  Ход проведения.1.  ...

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"

       Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин  неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики ...

доклад по теме «Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире»

Дошкольное детство – это один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую ...