СТАТЬЯ "Духовно-нравственное воспитание через сотрудничество семьи и ДОУ"
статья

Эльвира Николаевна Бартули

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бартули Эльнура Нотфуллавна,

воспитатель

МАДОУ №3, г. Североуральск

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ                                    ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ДОУ

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты [4].

Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно-нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.

В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно-нравственного воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине [3].

Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Современным подходом взаимодействия детского сада и семьи является то, что нужно относиться к родителям как партнерам и вовлекать их в жизнь детского сада [1].

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей [1].

Целью нашей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических и культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.

В своей работе мы ориентируем родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз.

Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций мы используем разнообразные формы работы, применяя следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость [2].

Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведении развлечений, досугов, консультаций, издании семейных газет, альбомов, встреч с интересными людьми, родительских собраний, бесед, выставок семейных творческих работ к праздникам (поделки, макеты), изготовление папок-передвижек.

Информативно-наполненные и вызвавшие душевные отклики были акции. Например, «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Ни один герб не был похож на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Акция «Моё имя. Что оно обозначает?». Дети вместе с родителями оформили своё имя разной техникой: кто выложил из бусин, кто из фасоли, кто из пуговиц, кто из ниток и многое другое, а также написали обозначение имени. При встрече в группе дети с удовольствием делились этой информацией.

Нетрадиционная форма работы с семьей "Родительская почта" также помогает нам наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью., а также высказать слова благодарности педагогам.

Очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном воспитании оказался проект «Генеалогическое древо». После консультации о составлении генеалогического древа семьи у родителей появилось желание составить родословные семей. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку «Семейные древа». Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.

Разработка маршрутов выходного дня – один из эффективных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство [3]. Выходные являются для родителей теми самыми днями, которые они могут полностью посвятить своему любимому и дорогому чаду. На основе предложенного алгоритма разработки «Маршрутов выходного дня» родители со своими детьми создавали свои маршруты.

С самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Изучение безопасного маршрута позволяет познакомить ребёнка с опасными местами и дорожными ловушками и научить пользоваться полученными знаниями на практике.  

Одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива - это родительские собрания. Мною было проведено родительское собрание «Семейные традиции». Данное собрание было проведено в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников. Каждая семья продемонстрировала «Герб семьи», «Девиз семьи», национальные обычаи и традиции своей семьи. Дети читали стихи о семье, пели песни. Родители вспоминали пословицы о семье. При подготовке к собранию была оформлена выставка совместного творчества детей и родителей рисунки «Моя семья».

Праздник «Ай, да, папы!» (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть), помог пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил. Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция «Подарок солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для служащих в рядах армии).

Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.

Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники. Здесь опять же была проведена акция «Расскажи о герое семьи». Дети рассказывали о своих дедах, далеких предках. Родители подключались к рассказам детей. Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших воспитанников.

Традиционно в детском саду мы с детьми группы и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом!». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям.

Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы.   Их организация способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.

Клуб «Радуга интересов» - это привлечение родителей к воспитанию в детях познавательного интереса к истории, профессиям города, к интересным увлечениям.  В результате данной работы взрослые обогатят свой опыт общения с детьми, научатся признавать за ребенком право на выбор увлечений.

И конечно же в современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей и их помощи – это участие в ремонте, в создании развивающей среды в группах, в изготовлении различных пособий, атрибутов.

Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!

Все что я представила, лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат.

Но мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.

Список литературы:

1. Винс О. А., Григорян Н. В. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №4

2. Долинная А. Родители в дошкольном учреждении: потребители и гости или партнеры-единомышленники? / А. Долинная, О. Низковская // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 6-8

3. Кондрашева Ю.В. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских, В.Ф. Шорстова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2014. – С. 89-91.

4. Монгуш О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к развитию преемственности поколений через сотрудничество с семьей.

Данная работа посвящена тому, как добиться тесного сотрудничества с родителями через работу с комитетом группы и о важности преемственности поколений....

Статья на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и сем...

Формирование духовно- нравственных ценностей дошкольников через сотрудничество: ДОО – Семья - Социум.

В статье рассмотрена проблема формирования нравственных ценностей  у детей дошкольного возраста  через системный модуль сотрудничества «дошкольной образовательной организации - семьи ...

проект "Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Данный проект показывает как способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей....

Консультация на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи".

В статье рассматривается вопрос о том, как вызвать интерес к чтению у дошкольников через сотрудничество библиотеки и семьи. Выделяются и описываются способы взаимодействия библиотеки и детского сада, ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Духовно-нравственное воспитание детей через сотрудничество семьи и ДОУ".

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности....

"Нравственно патриотическое воспитание через историю семьи"

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...