Stem - образование в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)

Юркина Виктория Викторовна

 Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.  Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов.  Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stem.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

 STEM – ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современное образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей.  В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.

 Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.  Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов.  Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.

 По теме «STEM – образование» разработаны программы. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них.

Программа Т. В. Волосовец, Ю. В. Карповой, Т. В. Тимофеевой «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».  В программе представлено новое содержание образования, связанное с техническим контентом в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими (конструированием и математикой) его компонентами, а дополненное новыми, необходимыми  для системного мышления. Сфера апробации программы - образовательное пространство системы дошкольного образования. Аудитория программы – педагоги и дети старших и подготовительных к школе групп, методическая служба системы дошкольного образования. Основной целью является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

 Программа Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (далее – Программа) предназначена для использования в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, а также в организациях дополнительного образования. Программа позволяет включаться в ее освоение на любом этапе дошкольного и начального общего образования.

Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей детей, планируемые результаты освоения детьми содержания Программы, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование, а также методическое обеспечение Программы.

Модулями Программы являются:
1. Дидактическая система Ф. Фребеля
2. Экспериментирование с живой и неживой природой
3. LEGO-конструирование
4. Математическое развитие
5. Робототехника
6. Мультистудия «Я творю мир»

     Сложность использования данных программ в дошкольных учреждениях состоит в том, что не всегда соответствует материально – техническая база. Ценность таких программ заключается в возможности применения их как в кружковой работе, так и в рамках основной образовательной деятельности. Наш детский сад не использует данные программы в работе, однако элементы STIM – образования успешно используются на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, а также в кружковой работе. Ребята старшего дошкольного возраста на кружке «Юный техник» с помощью мини – роботов «Умная пчела» познают основы программирования, а работа с конструктором  «Фанкластик» способствует развитию трехмерного мышления у наших воспитанников.

В нашем учреждении постоянно усовершенствуется и обновляется предметно – пространственная среда, способствующая развитию технического творчества у детей.  Часто на занятиях с детьми старших групп используется мини-робот Bee-bot. Мини-робот Bee-bot (или Умная Пчела) предназначен для формирования основ начального программирования у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста (хотя фрагментарно может использоваться и с малышами 3-4 лет).

Что такое УМНАЯ ПЧЕЛА? Это программируемый напольный мини-робот, с помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая лого-роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить» (Х). Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – это тематические игровые коврики, которые позволяют придумать Пчелке разные приключения.  На одном коврике одновременно могут перемещаться до 4 роботов. Пчелок-роботов в комплекте 6 штук, и у них есть «домик» – Улей, в который они улетают, чтобы отдохнуть и набраться сил для новых приключений (улей представляет собой док-станцию с отдельными ячейками для подключения к ней программируемых роботов, для их зарядки от сети). В процессе игры с умной пчелой у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать, а также развитие навыков установления причинно-следственных связей. Создавая программы для робота   «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве.

  Трехмерный конструктор и программа компьютерного моделирования «Фанкластик» – это уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов. В отличие от классических детских конструкторов LEGO, Brick, Bela и других, использующих плоское соединение деталей, в конструкторе «Фанкластик» для детей используется оригинальный трёхмерный способ соединения элементов, безгранично расширяющий возможности сборки и ассортимент моделей. Конструктор используется в работе с детьми 5 – 7 лет. С помощью программы компьютерного моделирования «Fanclastic 3D Designer» можно: – создавать виртуальные модели и инструкции по сборке из веб-конструктора «Фанкластик» на экране планшета или компьютера; – собирать модели по готовым инструкциям; – анимировать модели; – участвовать в виртуальных конкурсах. Основную часть курса составляют практические занятия, которые можно проводить как индивидуально, так и в малых группах. Практические занятия способствуют углублению теоретических знаний дошкольников, подкрепляют их практикой, развивают способности классифицировать; формируют умение самостоятельного обучения; развивают умение использовать справочную литературу, работать с книгами, читать схемы и чертежи; способствуют овладению умениями и способностями выполнять графические задания, расчеты и другие виды заданий.

Огромный нарастающий объем знаний, накопленных человечеством, требует новых технологий в образовании. При помощи интерактивной панели учебный материал и детьми, и взрослыми усваивается глубже и быстрее. Работа с интерактивной панелью способствует развитию речи, фантазии, мышления у детей дошкольного возраста.

  Система «Мате: плюс». Математика в детском саду» охватывает все необходимое для дошкольников математическое содержание. Она помогает сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операциях и многом другом. Дети экспериментируют с основными геометрическими формами; играя с кубиками и зеркалами, создавая узоры, исследуют закономерности и симметрию. В увлекательных играх они осваивают числовой ряд и учатся сопоставлять числа и количество, получают первые представления о вероятности.  Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники обнаруживают, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, чтобы дети осваивают все новое с удовольствием и в любимой форме -  в игре.

  Ozobot — миниатюрный программируемый робот для игр и обучения, который ходит по нарисованным линиям. Дети не просто наблюдают, как робот ходит по заданной траектории, но придумывают различные «цветовые команды», устраивают соревнования роботов, заставляют выполнять мини-ботов разнообразные забавные зигзаги и развороты. Второе назначение робота — обучение, пусть и достаточно простое, программированию.

  Еще один кружок по созданию мультфильмов ведет наш педагог – психолог Алексанян Марина Аликовна. Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности. В этом универсальность анимационной педагогики. Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарий, изготавливают декорации, персонажей мультфильма, иногда сам сюжет заставляет осваивать детей новые виды продуктивной деятельности.

Подводя итог, выделю преимущества STEM – технологий:

  • Развивают любознательность.
  • Помогают выработать инженерные навыки.
  • Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
  • Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
  • Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Список источников:

  1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. Бином:2019. -111с
  2. Волосовец Т. В., Карповой Ю. В., Тимофеевой Т. В.  «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» - Самара, Вектор: 2018 – 220 с.
  3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;
  4. Ерофеева 3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.
  5. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  6. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "STEM- образование в ДОУ"

Внедрение STEM образование в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовать полученные знания на практике....

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием ИКТ по STEM образованию «Заколдованное сердце»

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием ИКТ по STEM образованию «Заколдованное сердце»[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16385554","attributes":{"alt":...

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ в ДОУ.

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий.  Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информ...

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ в ДОУ. Образовательный модуль мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» как средство реализации событийности в условиях модели «Сад детских инициатив»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий.  Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информ...

Использование STEM образования в ДОУ

Выступление об использовании STEM образования в ДОУ...

Вариативный подход использования набора «Дары Фрёбеля» при реализации парциальной программы «STEM – образование»

В статье представлен вариативный подход использования набора «Дары Фрёбеля»....