ТЕМА: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья

Татьяна Петровна Синицкая

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_avtosohranennyy.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего педагогического опыта звучит так: НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.

(СЛАЙД 1)

 Над данной темой  я работаю четвертый год. Выбор темы связан с целью, чтобы глубже узнать через какие методы, приёмы и формы работ можно воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

        НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ сегодня -  одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. (СЛАЙД 2)

 Так, Сергей  Иванович Ожегов  определял патриотизм как  «…преданность и любовь к своему  Отечеству и своему народу».  Григорий  Яковлевич Бакланов писал, что Это «…не доблесть,  не профессия, а естественное человеческое чувство». 

В последнее  время появился термин «новый патриотизм»,  который включает в себя чувство ответственности перед обществом, привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное  отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его  воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций,  через  обязательное  приобщение к культуре.

        Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становится чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество.

         Работая в детском саду  я обратила внимание  на то, что дети имеют  недостаточный уровень знаний о стране, городе, районе, селе.

        Первичное обследование показало, что у детей очень скудная информация о своём крае. Не все дети знают домашний адрес, другие улицы поселка, фамилию родителей, не говоря уже о достопримечательностях и символике нашей страны. (СЛАЙД 3)

       Оценку труда осуществляла по таким критериям:

 1. Знание государственной символики.

 2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка.

 З. Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха).

 4. 3нание русских  народных сказок.

 5. Русские национальные костюмы, традиции.

       В сентябре 2013 года была проведена первоначальная педагогическая диагностика по программе.

       Цель- определить начальный уровень развития ребёнка, до освоения содержания программы. (СЛАЙД 4)    Были получены следующие результаты.

     Низкий уровень (42%)

     Средний уровень( 49%)

     Высокий уровень( 9%)

     Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я занялась ее изучением через  самообразование.

     В первую очередь, я изучила соответствующую методическую литературу: Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание», Зеленова Н.Г. «Мы живем в России» и др. составила план работы. В решении поставленных задач использовала следующие разделы :

(СЛАЙД 5)

  • Я, моя семья, мой домашний адрес;
  • Мой детский сад;
  • Моя малая родина;
  • Страна, ее столица, символика;
  • Культура и традиции;

В своей работе мне хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. (СЛАЙД 6)

      Определила цель  работы: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:

  • Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
  • Формирование у детей чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России  средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Для решения поставленных задач использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки и др., специально организованные занятия, экскурсии по родному селу, оформление семейных альбомов, сюжетно-ролевые игры, использовала материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки, т.к. они является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.  

    Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Реализовала их через изобразительную деятельность, в беседах, чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пыталась воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям села. Читаем с детьми, ставим театрализованные сказки, представления, (СЛАЙД 7, 8, 9)участвуем в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Святки. Приобщение детей к русской национальной культуре, к древним славянским традициям «Пасхи», «Масленицы» приносит огромный воспитательный эффект. 

Большое место в организации моей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника.  Использую игры с бытовыми, производственными, общественными сюжетами. (СЛАЙД 10)   

  Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда).

      Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд).

     Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг).

 Игры драматизации по любимым сказкам (слайд 11) с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, можно использовать игрушки - заменители, декораций, умения в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.

Используя различные формы организации занятий, игр, стараюсь обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.

Через игру, систему занятий,  мини-музеев старалась дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями. (слайд 12, 13)

     Работая с детьми и их родителями,  формирую у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. (слайд 14)

 В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями.  

Предлагали родителям посетить:

- краеведческий  музей, библиотеку, дом культуры и др.

- изучить краеведческую литературу о родном крае;

- оформить организацию выставки фотографий и открыток;

 Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети -носители народной культуры. Делилась опытом,  показала  открытое занятие на РМО  на тему «Святки», «Пасха».

     В Мае 2015 года была проведена итоговая педагогическая диагностика (слайд 15) по программе «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

      Были получены следующие результаты. Низкий уровень (6%) ; средний уровень (32%) ; высокий (62%) .

Проводимая работа дала положительные результаты. Исходя из полученных результатов я достигла поставленных цели и задач. На этом я останавливаться  не буду, необходимо искать новые интересные формы взаимодействии с родителями.

      Новизна и оригинальность моей работы заключается в использовании современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих мне повысить эффективность досуга воспитанников, привлекать родителей к организации и подготовке  занятий, а также  повысить уровень развития творческой личности ребенка. Большое значение  в своей программе я уделяю интегрированным занятиям, т.к. они повышают эффективность воспитания и образования детей.
В настоящее время ведется  реализация Программы «Омское Прииртышье», разработанная авторами «ИРООО» (Чернобай Т. А, Борцова Л. В, Гаврилова Е. Н. Зенова М. В. и др.

(СЛАЙД16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...