Упражнения для развития мелкой моторики
учебно-методический материал

Упражнения для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx13.26 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мелкой моторики

             К вашему вниманию представлены стихотворения различной тематической направленности, а так же описания движений связанных с текстом. Подобные упражнения пополняют представления об окружающем мире и его словарный запас, улучшают дикцию малыша, фразовую и связную речь. Выразительные движения развивают пластику, артистизм, моторную координацию.

           При показе ребенку упражнений обратите внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу с смыслу произносимых стихов. Тогда текст и действия воспринимаются малышом как единое целое, а упражнения вызовут наибольший интерес.

1.«Очки».

Бабушка очки одела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

2.«Моя семья».

Вот дедушка

Вот бабушка

Вот папочка

Вот мамочка

Вот деточка моя

А вот и вся моя семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой обхватить весь кулачок.

3. «Пальчики здороваются»

Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

5.«Наш малыш»

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

6. «Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила.

Малышей кормила:

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

На первые три строчки чертить пальцем по ладошке На следующие четыре строчки загибают пальцы с приговариванием  соответствующих слов. Со словами восьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. В конце сделать хлопок ладошками. Упражнение повторяется 2 раза (начинать с правой руки, затем с левой) с проговариванием слов.

7. «Жук».

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

8. «Пальчики»

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

9. «Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)- вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Поочередно каждой рукой.

10. «Дождик».

Дождик – дождик, полно лить,

Малых детушек мочить! (Народная потешка)

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола.

11. «Курочка»

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала.

Поставить руки локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва, ритмично наклонять кисти руки вниз, имитируя щипание курочки.

12. «Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выправлены и тоже направлены на себя.

13. «Лодочка»

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.

14. «Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.

15. «Курочка»

Курочка прыг на крыльцо

И снесла себе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы  накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

16. «Птичка»

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые – крылья. Помахать ими.

17. «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

18. «Осы»

Осы любят сладкое, к сладкому летят

И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

19. «Коза»

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный  и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.

20. «Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и в перед.

21. «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становиться большой.

Вдруг шар лопнул,

 Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.

22. «Скворечник»

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты во внутрь.

23. «Корзинка»

В лес корзинку я беру.

И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальцы переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры.

Большие пальцы образуют ручку.

23. «Цепочка»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это  упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.

24. «Комарик»

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это – «лапки»).

25. «Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

26. «Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение можно менять положение рук.

27. «Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать, мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и согнуты.

28. «Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил трам – там – там – там!

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянный и мизинец стучат по большому пальцу.

29. «Лошадка»

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец к верху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец к верху. Два больших пальца образуют уши.

30. «Гусь»

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть себя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

31. «Филин»

Сидит филин на суку

И кричит бу – бу – бу – бу.

Руки  в кулачок прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).

32. «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные сгибаем во внутрь ладоней и образуем лоб, а остальные пальцы – верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем тоже самое, но во внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее.

33. «Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

34. «Птенчики»

Улетела птица – мать

Птенчикам жуков искать.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

35. «Крокодил»

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец  согнуты и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

36. «Пальчик - мальчик»

- Пальчик – мальчик, где ты был?

- С этим братцем – в лес ходил.

С этим братцем – щи  варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел! (народная песенка)

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.

37. «Цветок»

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок пион.

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинут. По кругу и немного прогнуть.

38. «Ладонь – кулак»

- Хочешь, тоже делай так:

То – ладонь, то кулак.

Руки положить на стол. Правая рука в кулаке, левая – ладонь. Чередовать движение рук «ладонь - кулак» одновременно двумя руками.

39. «Зайка и зеркало»

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу». Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...