Приобщение детей раннего возраста и родителей к чтению художественной литературы через изготовление книжек-малышек
статья

Конобевцева Юлия Валерьевна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_i_roditeley_k_chteniyu_1.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

“Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами”.
В.А. Сухомлинский

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые - воспитатель и родители, должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении.

Я поставила перед собой Цель: Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей раннего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели я наметила три направления работы:

1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

2. Образовательная работа в группе - использование различных приёмов и методов работы по данному направлению и их интеграция.

3. Взаимодействие с родителями по данному вопросу.

1. РППС - В группе организован книжный уголок. Существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

2. Если воспитатель должен являться образцом, то я поставила перед собой цель - каждую неделю я знакомлю детей с новым стихотворением, рассказом или сказкой. Стихи я учу наизусть, потому что не всегда представляется возможным взять в руки книгу. Рассказы и сказки стараюсь рассказывать, так как в процессе рассказывания я смотрю в глаза детей, а не в книгу.

Всё, о чём узнали дети, мы стараемся перенести в другие виды деятельности, характерные для раннего возраста: в предметную деятельность, в экспериментирование, в совместные игры, в восприятие музыки и двигательную активность, а также в изобразительную - рисование и лепка.

3. Особое внимание уделяю работе с родителями. Хочу поделиться с вами одной из форм работы, которую я применяю.

Современные магазины пестрят яркими обложками, под которыми скрываются волшебные сказки и увлекательные истории, но книжка, выполненная своими руками, более полезна и увлекательна. Книжка–малышка — это и развлечение, и времяпровождение с ребенком, а также обучение.

Я предлагаю родителям выбрать обложку "Книжки-малышки", внутри которой пустые строчки. При этом выбор делает сам ребёнок. Родители (бабушки, дедушки) сочиняют (или находят в интернете) стихотворение про того, кто изображён на обложке. Это "Домашние животные", "Дикие животные", "Игрушки", "Транспорт", "Природные явления " и др. Затем, когда ребёнок приносит "книжку-малышку" в группу, мы её читаем, заучиваем наизусть.

 Месропян Миша с семьей сделали книжку малышку «Сказка о пропавших игрушках»: Миша с радостью показал свою книжку всем детям в группе. Книга с яркими иллюстрациями очень поучительная и рассказывает нам о девочке Розе и о том, как она не хотела убирать свои игрушки. Однажды она проснулась и игрушек не было, она расстроилась и пошла их искать. Она их нашла и обещала своим игрушкам следить за ними и всегда убирать их на места.

Когда подошло время познакомить наших деток с разнообразием цветов, в нашей группе появилась помощница - книжка-малышка "Моя первая книжка о цвете". После беседы с детьми о цветах, о радуге, я сделала книжку про цвета радуги. Каждый ребенок, открыв эту книжку, перелистывая страницы за страницей, найдет предмет нужного цвета. С первой страницы иллюстрации расскажут детям об основных цветах и предметах такого цвета. Также с этой книжкой можно играть, изучая например, геометрические фигуры.

Очень необычную книгу сделали семья Ясницкой Александры. Называется она «Сашкины сказки». В ней рассказывается рецепт необычного желе и о дружбе. Ведь готовить и угощать своих друзей это очень весело!

Ребёнок знает, что это стихотворение сочинили его родители, а родители, услышав своё стихотворение от детей группы, испытывают гордость.

В нашей группе имеется целая коллекция таких "Книжек-малышек". Они находятся в свободном доступе для детей. Ребёнок может подойти и взять её.

Данный опыт работы позволяет мне не только приобщить детей группы к чтению художественной литературы, но и укрепить детско-родительские отношения.


Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Моя  задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей: "Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек".

эта консультация позволит родителям малышей близко находить контакт с книгой с помощью изготовления книжек-малышек,а также заниматься совместной трудовой деятельностью....

Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к чтению через изготовление книжек-малышек»

Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к чтению через изготовление книжек-малышек» приурочена к празднику "Международному дню детской книги"...

Консультация для родителей на тему: «ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ КНИГИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЯМ 5-6 ЛЕТ.»

Уважаемые родители - Ваши дети подрастают. Поверьте , время мимолётно, и скоро в школу...С нового учебного года мы уже старшая группа (возраст 5-6 лет). Поэтому продолжаем прививать своим детям любовь...

Приобщение детей раннего возраста и родителей к чтению художественной литературы

ldquo;Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременнос ним и даже раньше, чем впервые р...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего возраста по развитию речи (чтение художественной литературы)

Учить подбирать антонимы к характерам героев сказки, воспроизводить диалоги героев сказки «Колобок».  Продолжать формировать умение называть прилагательные, подбирать рифмы. Побуждать...

Мастер – класс для родителей воспитанников первой группы раннего возраста «Приобщение детей раннего возраста и родителей к чтению художественной литературы через изготовление книжек-малышек»

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта...

Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду....