Проект «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»
проект

Брехт Жанна Сергеевна

Проект «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_ik_kultury_pedagogov_ou.docx64.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВΟ ΟБРАЗΟВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральнοе государственное бюджетнοе οбразοвательнοе учреждение высшегο οбразοвания

«Кемеровский государственный университет»

Институт οбразοвания

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

ПРОЕКТ

«Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»

        подготовила:

студентка гр. ПМз-182

Семилетова Жанна Сергеевна

Кемерοвο 2019

Информационная карта проекта

«Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»

№ п/п

Раздел

Содержание

1

Идея

Повышение уровня информационно-коммуникационной культуры педагогов ДОУ с целью повышение качества воспитательно-образовательного процесса

2

Разработчик

Семилетова Ж.С., магистрант 1 курса группы ПМз-182,  Направление подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование (Профильное и профессиональное образование)

3

Руководитель

4

База проекта

МБДОУ д/с № 1 «Рябинка», пгт Промышленная, Кемеровской обл.

5

Тип проекта

образовательный

6

Сроки

Долгосрочный (9 месяцев)

  • 1 этап: Организационный/диагностический (сентябрь-октябрь);
  • 2 этап: Основной (октябрь-март);
  • 3 этап: Итоговый/результативный (апрель-май).

7

Аннотация

Проект работы «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений» направлен на совершенствование учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационно-коммуникативной культуры педагогов МБДОУ д/с №1 «Рябинка.

Проект долгосрочный (9 месяцев) включает в себя 3 этапа:

  • 1 этап: Организационный/диагностический (сентябрь-октябрь);
  • 2 этап: Основной (октябрь-март);
  • 3 этап: Итоговый/результативный (апрель-май).

8

Ресурсы

Нормативно-правовая база:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174;
  2.  Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553;
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637;
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  5. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»
  6. Федеральный закон от 08.11.2010 № 293 «Об оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, о создании сайта ОУ, соответствующего единым требованиям.

Методическая база:

Кадровое обеспечение:

Педагоги-воспитатели;

педагоги дополнительного образования;

старший воспитатель;

логопед

Диагностические материалы:

  • Диагностическая карта

«Использование ИКТ в работе»;

  • Анкета «Определение степени использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе».

Технические и материальные ресурсы:

телевизор, магнитофон; музыкальное оборудование, мультимедийная установка (проектор, экран); выход в Интернет (скорость до 1024 Кб/с) всем пользователям компьютеров; компьютеры,  ноутбуки, принтеры, сканер, факс.

9

Цель

  • формирование информационно-коммуникационной культуры участников проекта;
  • интеграция информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

10

Задачи

  • повысить уровень информационно-коммуникационной культуры педагогов на семинарах, мастер-классах, открытых занятиях;
  • адаптировать и апробировать новое программное обеспечение и технические средства для повышения эффективности образовательной деятельности;
  • обновить содержание и технологии обучения с использованием ИКТ;
  • разработать дидактические материалы с использованием ИКТ, предназначенных для организации различных видов деятельности;
  • пополнить персональные сайты-портфолио педагогов.

11

Предполагаемый результат

  • педагоги ДОУ регулярно используют ИКТ в воспитательно-образовательном  процессе;
  • осваивают эффективные методики использования ИКТ;
  • имеют электронные сайты-портфолио;
  • транслируют свой опыт по использованию  ИКТ в воспитательно-образовательном процессе на муниципальном и областном уровнях;
  • разработаны методические и дидактические материалы с использованием ИКТ.

12

оригинальность

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

13

Презентация проекта

- презентация работы педагогов «Наша группа»,

«Наши занятия».

14

Продукт реализации проекта

- пакет методических и дидактических материалов к занятию в детском саду с использованием ИКТ;

- написание статьи.


  1. Пояснительная записка

Проект «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений» нацелен на совершенствование навыков работы педагогов ДОУ на компьютере, внедрение информационно-коммуникационной технологии в образовательный процесс, развитие мотивов творческой деятельности педагогов.

Актуальность:

В настоящее время в России осуществляется Стратегия развития информационного общества, связанная с доступностью информации для всех категорий граждан и организаций. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из важных моментов образования.

Информатизация системы образовательной выдвигает новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных вариантах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но так же самостоятельно создавать электронные образовательные ресурсы, активно использовать их в своей педагогической деятельности.

Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий тесно связана с социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических средств в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений дошкольного образования (администрации, педагогов-воспитателей, педагогов дополнительного образования), а также для воспитания, образования, развития, диагностики, коррекции дошкольников.

Информатизация образования позволяет педагогам широко использовать в педагогической практике новые методические разработки, направленные на осуществление инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов; освобождает от повседневной ручной работы.

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность современному педагогу совершенствовать воспитательно-образовательный процесс. Таким образом, формирование информационно-коммуникативной культуры помогает педагогам ДОУ чувствовать себя уверенно в современных социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Внедрение ИКТ в дошкольные учреждения связано с:

  • принятием стратегии развития информационного общества;
  • реализацией программы «Электронная Россия»;
  • подключением в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
  • принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Целевые ориентиры:

Участники проекта должны:

  • регулярно использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
  • участвовать в конкурсах для педагогов на различных уровнях;
  • иметь электронное портфолио;
  • уметь создавать текстовые и графические документы (самостоятельно оформляют документацию группы, результаты мониторинга и т.п.);
  • уметь разрабатывать и использовать электронные образовательные ресурсы в своей педагогической деятельности;
  • уметь использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  • владеть способами представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

ИКТ-компетентность педагога


  1. Поэтапный план реализации проекта

1 этап – диагностический/организационный (сентябрь-октябрь)

Цель:

  • обеспечение необходимыми ресурсами реализацию проекта.

Задачи:

  • Изучить научную литературу и нормативно-правовую документацию по теме;
  • Провести анкетирование по теме «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе», «Определение степени владения ИКТ»;
  • Организовать взаимопросмотр занятий.

Месяц исполнения

Название мероприятия/форма

методы

методики

ответственные

Предполагаемые результаты

сентябрь

Утверждение плана работы (Методическое объединение )

Знакомство с планом работы участников проекта

сентябрь

Диагностика «Определение степени использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»

анкетирование

Анкета «Определение степени использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе»;

Диагностическая карта

«Использование ИКТ в работе»

Выявление уровня использования педагогами ДОУ ИКТ в воспитательно-образовательном процессе

октябрь

Установка на компьютеры участников проекта

Программа Microsoft Office установлена на компьютеры участников проекта для дальнейшего ее изучения


2 этап – основной/внедренческий (октябрь - март)

Цель:

  • Внедрение и реализация проекта «Формирование  информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»

Месяц исполнения

Название мероприятия/форма

методы

методики

ответственные

Предполагаемые результаты

октябрь

Знакомство педагогов с программой Microsoft Word (методическое объединение)

Беседа

Показ

Решение практических задач

Участники проекта владеют основными приемами работы в программе

ноябрь

Создание электронной газеты группы с помощью программы Microsoft Word (конкурс)

Решение практических задач

Создание электронной газеты группы на основе имеющихся знаний по работе в программе

ноябрь

Знакомство педагогов с программой Microsoft Power Point. Создание ЭОР (тестовые задания) с помощью программы Microsoft Power Point (Методическое объединение; мастер-класс)

Беседа

Показ

Решение практических задач

Умение создавать электронные образовательные ресурсы и использовать их в воспитательно-образовательном процессе

декабрь

Работа с проектором (семинар-практикум)

Беседа

Показ

Объяснение

решение практических задач

Участники проекта владеют приемами работы с проектором

декабрь

Создание презентации в программе Microsoft Power Point «РППС группы» (конкурс)

Беседа

Показ

Решение практических задач

Участники проекта применяют знания по работе в программе Microsoft Power Point для создания презентаций «Моя группа»

январь

Знакомство педагогов с программой Microsoft Publisher (методическое объединение)

Беседа

Показ

Решение практических задач

Участники проекта владеют приемами работы в программе Microsoft Publisher

январь

Создание информационного буклета для родителей в программе Microsoft Publisher (конкурс)

Решение практических задач

Умение применять полученные знания в решении практических задач

февраль

Поиск в сети Интернет (семинар)

Беседа

Показ

Участники проекта знакомы с приемами работы в сети Интернет

февраль

Подбор наглядных методических материалов по заданной теме в сети Интернет (индивидуальные задания)

Решение практических задач

Педагоги знают и применяю полученные знания в решении практических задач

март

Разработка конспектов занятий с использованием ИКТ (домашнее задание)

Решение практических задач

Участники активно применяют знания, полученные во время реализации второго этапа проекта

Содержание работы.

  1. Работа с Microsoft Word:
  • шрифт, размер;
  • создание и редактирование текстового документа;
  • набор и редактирование текстового документа;
  • абзацные отступы и интервалы;
  • создание и форматирование таблиц;
  • вставка рисунка;
  • нумерация страниц;
  • гиперссылка;

  1. Работа с Microsoft Power Point:
  • создание слайда с диаграммой и таблицей;
  • вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
  • сохранение и подготовка презентации к демонстрации.
  • создание тестовых заданий.
  1. Работа с проектором

Познакомить участников проекта с проектором и способами его использования в воспитательно-образовательном процессе.

  1. Знакомство с Microsoft Publisher.
  • Подготовка открытки;
  • Подготовка буклета в печать;
  • Изготовление информационных буклетов для родителей.
  1. Работа в сети Интернет
  • Поиск в сети Интернет;
  • Электронная почта. Основные понятия;
  • Работа с поступившими сообщениями;
  • Подготовка и отправка собственных сообщений;
  • Подбор наглядных материалов;
  • Создание собственного сайта.

3 этап – итоговый/результативный (апрель-май)

Цель:

  • анализ реализации целей и задач проекта.

Задачи:

  • проанализировать результаты использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
  • обобщить педагогический опыт на районных мероприятиях;
  • рассмотреть перспективы на будущую работу.

Месяц исполнения

Название мероприятия/форма

методы

методики

ответственные

Предполагаемые результаты

март

Просмотр занятий с использованием ИКТ-«Лучшее занятие с применением ИКТ» (конкурс)

Показ

Участники проекта активно применяют ИКТ в воспитательно-образовательном процессе

апрель

Создание сайта педагога (семинар практикум)

Беседа показ

Решение практических задач

Педагоги имеют собственные сайты

май

Определение степени использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе на конец учебного года (проведение диагностики)

анкетирование

май

Подведение итогов работы (методическое обеспечение)

анкетирование

Анкета «Определение степени использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе»;

Диагностическая карта

«Использование ИКТ в работе»

Сравнение результатов диагностики в начале учебного года и в конце


Риски и мероприятия по их минимизации

Риски

Минимизация

1. Недостаточное оснащение материально-технической базы.

- Приобретение необходимого оборудования (на группу или детский сад).

- Использование универсального мобильного оборудования (ноутбуков, аудио аппаратуры, мультимедийных установок и т.д.).

2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

  • проведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов дошкольных организаций района;
  • направление на курсы повышение квалификации, на переподготовку.

3. Пассивное отношение к проблеме части участников проекта, недостаточное понимание актуальности и значимости

Консультирование участников проекта

Презентация проекта

Презентация работы педагогов «Наша группа», «Наши занятия».

Продукт проекта

Пакет методических и дидактических материалов к занятию в детском саду с использованием ИКТ; написание статьи.

Способы апробации результатов

  • размещение продуктов реализации проекта на сайте;
  • участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах;
  • публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.

Перспективы дальнейшего развития проекта

- Обобщение опыта создания модели информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей формирование качественно новых результатов образования;

- Создание на базе дошкольного учреждения организационно-методического центра по распространению опыта информатизации образовательной среды ДОУ.


Заключение

Реализация проекта «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений» дала свои результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют знаниями по работе с программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

В ДОУ создан банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.

Таким образом, реализуя проект «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений» можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.


Список литературы

  1. Горвиц, Ю. М., Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] // Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998;
  2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [уч. пособие для студентов высших пед. учебных заведений] // – М.,2003;
  3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [Текст] // Авторы-составители: Тевс Д. П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. – Барнаул: БГПУ, 2006;
  4.  Калинина, Т.В ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» [Текст] // Управление. - М, Сфера, 2008;
  5. Комарова, Т. С., Комарова И. И, Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] //. – М., 2011;
  6. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе [Текст] / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. - № 9.
  7. Новицкая, Н. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст] // - М., Сфера, 2008;
  8. Очирова, О. Д., Шаманова, Л. А. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 60-62;
  9. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство [Текст] // Б.П. Сайков. – М., 2005;

Приложение А

Анкета «Определение степени использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе».

Уважаемый, коллега!

Для определения степени использования ИКТ в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

  1. Должность

_____________________________________________________________

  1. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли

_____________________________________________________________

  1. Используете ли вы ИКТ в своей педагогической деятельности (нужное подчеркнуть)
  • При подготовке к занятию
  • На занятии
  • Для самообразования
  • Другое (укажите)
  1. Какие средства ИКТ вы используете (нужное подчеркнуть):
  • Текстовый редактор
  • Электронные таблицы
  • Электронные презентации
  • Мультимедийные диски
  • Специализированные программы
  • Интернет
  • Другое (укажите)
  1. Как часто вы используете ИКТ (нужное подчеркнуть):
  • Ежедневно
  • 1 раз в неделю
  • 1-2 раза в месяц
  • 1-2 раза в четверть
  • Другое (укажите)
  1. Считаете ли вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

_______________________________________________________________

  1. Ваши достижения в области использования ИКТ?

________________________________________________________________

  1. Какие проблемы возникают при использовании ИКТ?

_______________________________________________________________

  1. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?

_______________________________________________________________


Приложение Б

Диагностическая карта

«Использование ИКТ в работе»

ФИО педагога______________________________________________________

Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием Интернет-ресурсов

Использование презентаций, мультимедийных пособий и др.на занятиях

Разработка занятия по разным направлениям с использованием информационных технологий

Использование сети Интернет для самообразования

Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе

Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес))

Наличие опыта в области использования ИКТ

Готовность организовать обучение педагогов образовательной организации (указать тему)

Примечание. Поставьте значок «+» в столбцах, содержащих положительный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматривается потенциал использования современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении, возможности реального использования ИКТ в работе педагогов....

«Важность информационно - коммуникационного пространства в дошкольном образовательном учреждении».

В статье говорится о важности использования коммуникационного пространства в работе педагога .О том насколько компьютер может облегчить и разнообразить работу педагога, в том числе в дошкольном учрежд...

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогических учебных заведений.В этой работе освещены вопросы  использования информационно-коммуникац...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях

Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учрежденияхПредставленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогически...