Проект "Этнические сезоны"
проект (подготовительная группа)

Буйневич Елена Леонидовна

Цель проекта: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста через изучение и сравнение традиционной деятельности народностей Западной Сибири в сезонные изменения через времена года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etnicheskie_sezony.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11»

ПРОЕКТ «ЭТНИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ»

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

                                                            Подготовил: старший воспитатель

                                                                                                             Буйневич Е.Л.

ЗАТО СЕВЕРСК – 2020

 

                                   «Воспитание, лишенное родных корней, - бессильно».

                               Р.К. Ушинский        

Предмет исследования

           В декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних пор формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

Важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей родине, ее истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни. Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит в основе этнокультурного воспитания дошкольников.

Изучая современные концепции воспитания, видим, что ученые делают акцент на становление юного поколения через культуру, нравственные ценности. Так доктор педагогических наук, профессор Н. Е. Щуркова разработала концепцию формирования образа жизни, достойной Человека через целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель выступает "предъявителем культуры". Т.е. от нас педагогов зависит какую культуру и ценности мы закладываем. Также профессор Е.В. Бондаревская видит воспитание ребенка как человека культуры и нравственности. По мнению Евгении Васильевны, человек формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

           Одним из принципов ФГОС ДО  является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.  Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Западная Сибирь – многонациональный край, в ней проживает более сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сибирские татары, шорцы, алтайцы. Большинство из них – коренные народы и народности, для которых Россия – основное или даже единственное место обитания.

На  Западносибирской  земле почти пять веков совместно живут русские и татары, ханты и манси. Именно поэтому наш край известен яркой историей мирного сосуществования этих народов, совершенно разных по происхождению, вере и обычаям. В настоящее время в Западной Сибири проживает более 500 тысяч татар. Изучение этнического состава татарЗападнойСибири показало, что здесь сибирскихтатар насчитывается около 200 тысяч человек. Общая численность хантов составляет около 40000 человек. Основная доля проживающих, конечно же, русские.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. И неразрывно человек всегда был взаимосвязан с природой.Он всегда осознавал, что без природы его существование просто невозможно, так как является неотъемлемой её частью. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», многие народности очень легко определяли роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность не разделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на Земле. Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями, постигал их сущность. Рассмотрение потенциальных возможностей традиций народов в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором разностороннего развития детей. Поэтому педагоги решили осуществлять знакомство детей с жизнью этнических групп (русские, татары и ханты) соотнося их с изменениями в живой и неживой природе, с ритмом годовой жизни природы и традиционной деятельностью малых народностей в сезонные изменения через времена года.
   Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, обратить внимание детей на похожесть природных явлений, примет, праздников таких разных с первого взгляда народов, как русские, татары и ханты.

Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного изучения вышеуказанной темы, необходимо следующее:

- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской, татарской и хантыйской народным культурам и языкам;

-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
-установление сотрудничества с другими учреждениями.

Исходя из выше сказанного, перед нами была поставлена цель:

Цель проекта: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста через изучение и сравнение традиционной деятельности народностей в сезонные изменения через времена года.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым народов, проживающих на территории Томской области (русских, сибирских татар, хант).
  2.  Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю соотнося их с изменениями в живой и неживой природе, с ритмом годовой жизни природы и традиционной деятельностью малых народностей в сезонные изменения через времена года.
  3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
  4. Воспитывать положительное, толерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения.
  5. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДОУ.

Сроки: 1 год (группы № 10 старшая, № 11 и № 12 - подготовительные).

Участники проекта: воспитатели и специалисты МО по этнокультурному направлению, воспитанники, родители воспитанников,  МБДОУ «Детский сад № 11».

Гипотеза: изучение и сравнение традиционной деятельности народностей в сезонные изменения через времена года, являются эффективным средством формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.

Этапы работы над проектом.

I этап подготовительный (организационный):

Задачи:

  1. Изучение опыта педагогов этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.
  2. Определение интересов, представлений детей с помощью педагогической диагностики.  
  3. Анкетирование родителей с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетическом развитии.
  4. Составление перспективного плана работы.
  5. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных развлечений и т.д.
  6. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.
  7. Формирование развивающей среды по этнокультурному и нравственно патриотическому воспитанию.  
  8. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (продуктивный):

Задачи:

  1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
  2. Создание условий для успешного изучение и сравнения традиционной деятельности русских, татар и хант в сезонные изменения через времена года.
  3. Проводить в течение года праздники – квесты «Времена года (осень, зима, весна, лето) в стороне Сибирской».
  4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
  5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний)

III этап (заключительный): 

Задачи:

  1. Проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей.  
  2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.  
  3. Выявление   недостатков, трудностей и проблем в работе.  
  4. Описание полученного опыта.
  5. Проектирование программы дальнейшей деятельности.

Формы реализации проекта 

  1. Проведение организованной образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, истоками народной культуры.
  2. Ознакомление детей с фольклорными традициями народа (проведение народных праздников).
  3. Эффективное использование предметно-развивающего пространства в детском саду: мини-уголок «Русская изба», лепбуки «Русские», «Татары», «Ханты», малые формы избы «Хант», «Татар», олень, собаки, овечки, национальные костюмы,выставкипредметов  национального быта, декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
  4. Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства народов  через организацию экскурсий в музей г. Северска.
  5. Участие детей в праздниках, дидактических, подвижных играх на основе традиционной культуры родного края.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта: 

  • Педагогическая диагностика (до начала работы над проектом и после окончания).
  • Тематические беседы.
  • Циклы образовательных ситуаций художественно-эстетического направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, пение, танцы, подвижные игры).
  • Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (музыкальных руководителей, руководителя по физическому развитию).
  • Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов,  народных песен.
  • Чтение художественной литературы, стихотворений сказок.
  • Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые.
  • Экспериментирование с различными художественными материалами.
  • Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду).
  • Конкурс рисунков совместно с родителями «Декоративно-прикладное искусство народов Томской области».
  • Совместная работа с музеем г.Северска.
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки народов Томской области.  
  • Использование народных игр, в том числе хороводовнародов Томской области.
  • Проведение с воспитанниками праздников «Этнические сезоны» (по временам года).

Формы работа с родителями по реализации проекта: 

  • Анкетирование с целью уточнения знаний о народном творчестве.
  • Консультирование родителей.
  • Участие в сборе предметов народного творчества и быта.
  • Беседы.
  • Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
  • Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов.
  • Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству народов Томской области.
  • Участие в конкурсе совместных рисунков «Декоративно-прикладное искусство народов Томской области».
  • Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группах.
  • Выпуск папок-передвижек по ознакомлению детей с бытом, декоративно прикладным искусством и традициями народов Томской области.

Формы работы с педагогами по реализации проекта: 

  • Проведение консультаций.
  • Проведение мастер-классов.
  • Методическое обеспечение педагогической работы.
  • Дидактическое обеспечение педагогической работы.
  • Организация самообразования.
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭТНИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 этап. Организационный

1

Организация творческой группы (методическое объединение по этнокультурному направлению)

Сентябрь 2020

Старший воспитатель

2

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по этнокультурному направлению 

Сентябрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

3

Изучение теоретических вопросов по темам самообразования 

Сентябрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

4

Подготовка нормативной методической документации  проекта «Этнические сезоны»

Октябрь 2020

Старший воспитатель

5

Определение ответственных за

реализацию направлений работы

Октябрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

6

Определение ресурсного обеспечения 

Октябрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

7

Организация взаимодействия с социальными партнерами (музей, библиотека)

Октябрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

2 этап. Продуктивный

1

Работа творческой группы в соответствии с планом по направлениям

Октябрь 2020 - август 2021

Творческая группа, старший воспитатель

2

Реализация работы с родителями по проекту 

Октябрь 2020 - август 2021

Творческая группа, старший воспитатель

3

Организация образовательного этнокультурного пространства в ДОУ

Октябрь 2020 - август 2021

Творческая группа, старший воспитатель

4

Реализация плановых взаимодействий с социальными партнерами  

Октябрь 2020 - август 2021

Творческая группа, старший воспитатель

5

Наработка практического материала для педагогов ДОУ по этнокультурному направлению

Октябрь 2020 - август 2021

Творческая группа, старший воспитатель

6

Диагностика воспитанников ДОУ по этническому направлению  на начало проекта (Приложение № 1, 2, 3, 4,)

Октябрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

7

Диагностика уровня  патриотического воспитания дошкольников по методике М.Ю.Новицкой) на начало проекта (Приложение № 5)

Октябрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

8

Разработка методического материала и реализация квеста «Этнические сезоны – осень» (Приложение № 6)

Октябрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

9

Разработка методического материала и реализация квеста «Этнические сезоны – зима»

Ноябрь – декабрь 2020

Творческая группа, старший воспитатель

10

Разработка методического материала и реализация квеста «Этнические сезоны – весна»

Февраль-март 2021

Творческая группа, старший воспитатель

11

Разработка методического материала и реализация квеста «Этнические сезоны – лето»

Май – июнь 2021

Творческая группа, старший воспитатель

3 этап. Итоговый

1

Диагностика воспитанников ДОУ по этническому направлению  на начало проекта (Приложение № 1, 2, 3, 4,) Диагностика воспитанников ДОУ по этническому направлению  в конце проекта (Приложение № 1, 2, 3, 4,)

Июнь 2021

Творческая группа, старший воспитатель

Диагностика уровня  патриотического воспитания дошкольников по методике М.Ю.Новицкой) в конце проекта (Приложение № 5)

Июнь 2021

Творческая группа, старший воспитатель

2

Составление отчета о проделанном проекте

Июль 2021

Старший воспитатель

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты для детей:

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: русской, татарской, ханты.
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах народов Томской области, умения различать изделия  народных промыслов.  
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре народов Томской области.
  • Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве.
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами.  
  • Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.

 Оценка уровня овладения знаниями певческими, танцевальными и игровыми навыками проводится в конце проекта. В течение года проводятся отчетные мероприятия «Этнические сезоны» по временам года в форме календарно-обрядовых праздников, где отслеживаются навыки и умения детей.

Оценка уровня овладения знаниями певческими, танцевальными и игровыми навыками проводится в конце проекта. В течение года проводятся отчетные мероприятия «Этнические сезоны» по временам года в форме календарно-обрядовых праздников, где отслеживаются навыки и умения детей.

Форма подведения итогов  - педагогическая диагностика детей по направлениям реализации проекта, для которой разработаны контрольные и индивидуальные беседы, критерии оценки.

Методы педагогической диагностики: 

  • беседы с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Критерии и способы изучения эффективности этнокультурного образования дошкольников:

Ежегодно проводится педагогическая диагностика на основе методики, разработанной Новицкой М.Ю. Педагогическая диагностика проводится в два этапа. На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально – культурной, художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью дидактических игр, бесед с детьми. На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребенка в процессе продуктивной деятельности.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
  3. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е.  Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
  4. Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
  5. Комратова, Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры Текст. / Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. №9. - С.92-97.
  6. Лаврова         Л.Н.         Проектная         деятельность         с         дошкольниками         по краеведению: учебно-методическое пособие / Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарёва. – 2-е изд. – Липецк: ЛИРО, 2014. – 154с.
  7. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  8.   Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий/авт.-сост. Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В.Богачёва. – Волгоград: Учитель, 2015. – 173с.

Электронные информационные ресурсы:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ 
  2. Концепция этнокультурного образования в РФ. Режим доступа: http://www.akc.ru/rucont/itm/192126/ 
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской         Федерации         на         2016-2020         годы».         Режим         доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные прогулки с математическим содержанием

"Сезонные прогулки с математическим содержанием" Ознакомление детей дошкольного возраста с природой - одно из направлений в педагогике, именно природа дает ни с чем не сравнимый материал для разнообр...

Благоустройство УЧАСТКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ К ЛЕТНИМУ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ СЕЗОНУ.

"Поляна сказок" - методическая разработка использование среды участка группы для развития творческого воображения в летне-оздоровительный период года....

Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию (экологическое воспитание и образование дошкольников)

В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной ...

Конспекты прогулки-похода с детьми 4-7 лет с учетом сезонов

Формирование основ экологического воспитания...

перспективное планирование по сезонам с учетом требований ФГТ в средней группе

Предлагаю вариант перспективного планирования  по  временам  года (осень, зима, весна)  в средней группе детского сада с учетом современных требований ФГТ; планируемая деятельность...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...