Цикл индивидуальных занятий психолога с тревожным ребенком.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Боголюб Людмила Викторовна

В данной публикации представлен цикл занятий, который был разработан для конкретного ребенка, но упражнения, игры и задания, представленные в нем можно взять в копилку педагога-психолога для работы с тревожными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл индивидуальных занятий психолога с

тревожным ребенком.

В работе с тревожными детьми очень важно установить причины формирования тревожности. У всех детей они всегда разные. После этого педагог-психолог планирует не только работу с ребенком, но и с его окружением. Ниже представлен цикл занятий, который был разработан для конкретного ребенка, но упражнения, игры и задания, представленные в нем можно взять в копилку педагога-психолога для работы с тревожными детьми.

Цель : Создание условий для снятия психологического напряжения, связанного с повышенной тревожностью, страхами ребенка, для формирования уверенности в себе, формирования навыков саморегуляции.

Сроки реализации: 3 месяца.

Организационные принципы и условия проведения занятий:

Цикл включает в себя  занятия, которые проводятся (ориентировачно) с ноября по январь в кабинете психолога один раз в неделю в первой половине дня по 15-20 минут каждое. Педагог психолог создаёт и поддерживает ситуацию успеха в деятельности, обеспечивая психологический комфорт.

Ожидаемый результат:

Снижение общего уровня тревожности у ребёнка, повышение уверенности ребенка в себе.

Методы отслеживания эффективности занятий:

Мониторинг, использующий данные наблюдения за ребенком, психологической диагностики в начале и конце занятий.

Форма подведения итогов: Анализ результатов наблюдения и диагностики в конце занятий.

Диагностический инструментарий: Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен, Тест Панфиловой «Страхи в домиках» - модификация теста Захарова, Тест «Лесенка» Щур, наблюдение за ребенком.

Методы и приёмы проведения :   игры и упражнения психогимнастики,  арт-терапии : игровой, рисуночной, песочной, сказко-терапии и др; методы ауторелаксации. Приём использования   художественного слова, дыхательные техники.

Средства: Педагогическая техника: речь, мимика, движения; различные виды деятельности: игра,  общение,  рисование.

Техническое оснащение: кинетический песок,  песочница, набор игрушек к ней, арт-терапевтические сказки,  карандаши, краски.

 Содержание занятий:

№ занятия

Цель

Содержание

Методическое обеспечение

1.

Способствовать психологическому раскрепощению.

Мотивационные игры с песком: 1.Сделать максимально высокую горку.

2.Песочный дождь

3.Блинчик из песка и его расписывание двумя мизинчиками

4.Из блинчика сделать квадрат.

5. нарисовать на нем образ животного, который тебя восхищает.

Е.Тартарова

2.

Создать условия для снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, для снятия эмоциональных барьеров при общении с другими детьми.

Мотивационные игры с песком:

1.В паре с другим ребенком: придумать по 5оригинальных способов передвижения песка

2.Зарывание разных частей кисти (по 3 оригинальных способа).

3. Ведущий и ведомый (повторяй за мной движения руками и манипуляции с песком)

4. Обратные действия

5. Рисование двумя мизинцами двух кругов одновременно

6. Мой уникальный автограф.

Е.Тартарова

3.

Способствовать формированию положительного образа своего тела.

Создать условия для снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, помочь сформулировать словами свое состояние.

1. Психогимнастическое упражнение « Я рисую человека»

2.Упражнение «Незаконченные предложения» (вербальное описание своего эмоционального состояния:

Я радуюсь, когда…..

Я скучаю, когда…..

Я интересуюсь, когда …..

Я злюсь, когда….

Сначала пс. делится своим эмоциональным состоянием: например,

«Я радуюсь, когда  вижу тебя, когда мы  вместе занимаемся. А когда радуешься ты?»

3.Рисование пиктограмм.

А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.)

Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №11, 2019г.

4.

Способствовать  формированию уверенности в себе.

Создать условия для расслабления мышц рук, спины, груди;  снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, помочь  сфокусироваться на приятных чувствах и показать, как использовать их для преодоления эмоционального дискомфорта .

1.Психогимнастическое упражнение «Я расту».

2. «Шалтай-Болтай» «Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне». Поворачивать туловище сначала вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз

3.Беседа об эмоциях: приятных и неприятных.

4.Рисование «Приятные воспоминания»

А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.)

Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №11, 2019 г.

6

Способствовать снятию п/напряжения, преодолению тревожности.

1.Психогимнастическое упражнение «Я расту».

2. Игра «Да, нет, иногда»

3. Рисование «На ошибках учатся»

Справочник психолога Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №5- с.34, 35

5.

Способствовать  формированию уверенности в себе.

Создать условия для расслабления мышц рук, спины, груди;  снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, помочь  справиться с неприятными эмоциональными переживаниями.

1.Психогимнастическое упражнение «Я расту».

2. «Шалтай-Болтай»

3. Беседа на тему « Что ты чувствуешь, когда приходишь в детский сад».( Где находится это чувство. На что оно похоже. Какого оно цвета. Оно большое или маленькое.

4. Попробуй изобразить его из кинетического песка.

Если быты был волшебником, во что бы ты смог превратить его?) Попробуй.

5. Психогимнастическое упражнение «Осенью»

А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.)

Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №11, 2019г.

6.

Создать условия для расслабления мышц рук, спины .Создать условия для повышения самооценки ребенка

1. Психогимнастическое упражнение «Штанга» (Сделать вдох, поднять штангу, зафиксировать положение, чтобы судьи засчитали победу. Бросить штангу, выдохнуть, расслабиться. Поклониться воображаемым зрителям. Выполнить еще раз)

2.Рисование «Мои преимущества, что я умею делать лучше всего»

3. Психогимнастическое упражнение «Осенью»

А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.)

Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №11, картотека п-г упр-й.

7.

Создать условия для психомышечного  расслабления. Способствовать психологическому раскрепощению, помочь побороть свои негативные эмоции.

1. Упражнение "Сдвинь камень"

( Ребенок лежит на спине. Попросить его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

2.С/р игра « Трудный случай из жизни»

3.Рел-е упр. «Водопад» (Сядь поудобнее и закрой глаза. Глубоко вдохни и выдохни (2–3 раза). Представь, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по голове… Расслабляется лоб, затем рот, расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по затылку, плечам, помогая им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает со спины, в спине исчезает напряжение, она становится мягкой и расслабленной… Свет течет по груди, животу. Они расслабляются. Ты без всякого усилия глубоко вдыхаешь и выдыхаешь. Тебе приятно. Ты чувствуешь себя расслабленным… А свет течет также по рукам, ладоням, пальцам. Они становятся мягкими и расслабленными… Свет течет и по ногам, спускается к ступням. И они расслабляются, становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляешься и наполняешься свежими силами… Теперь мысленно поблагодари этот водопад света за то, что он так чудесно тебя расслабил… Потянись, выпрямись и открой глаза.)

8

1.Упражнение "Черепаха"

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.

Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд).

2.Рисование «Чего я боюсь».

8.

Создать условия для снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, снижения уровня тревожности.

1.Упражнение "Черепаха"

2. П/т Упражнение «Дерево жизни»

А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.)

9.

Создать условия для снижения напряжения, дать  возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги; способствовать повышению уверенности в себе.

1.«Разрывание бумаги»

( Представим, что мы играем в снежки. А для этого нам надо порвать бумагу и сделать из неё снег и снежки)

 Предложить ребёнку  рвать бумагу(газеты)  и бросать кусочки в центр комнаты. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывая по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки бумаги горстями вверх.

2. Беседа «За что меня любит мама» Ребенок говорит за что его любит мама.

Сказкотерапия с использованием сказки «Сказка о букашке Сашке. (О. Хухлаева)

 Постепенно психолог подводит его к тому, что мама любит его просто за то, что он у неё есть.

Хухлаева О.В.,  Хухлаев О.Е,  Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: Генезис, 2012

10.

Способствовать психологическому раскрепощению, снятию тревожности, повышению доверия к близким.

1.Упражнение: Что мне нравится делать больше всего?

2.Упражнение  «Художники – натуралисты»

3.Расслабление.

Ребенок  садятся или ложится на пол в удобной для них позе. Пс.говорит:  устраивайся поудобнее, расслабься, закрой глаза и послушай, что происходит вокруг и внутри тебя. Произнеси свое имя сначала так, как тебя зовут сейчас, а потом так, как  будут звать, когда вырастешь. Почувствуй, какое у тебя красиво имя, оно только твоё».

А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.)

Лютова Е.К., Монина Г.Б. « Психокоррекционная работа с  гиперактивными,  агрессивными, тревожными и аутичными детьми». М.:"Генезис" 2000г.

11.

Способствовать психологическому раскрепощению, помочь побороть свои страхи.

1.Придумывание сказки «Не думай, что мы тебя не любим» П. рассказывает  о том, что в одном лесу жил зайчик, которому казалось, что его дома никто не любит. Затем п. предлагает  придумать и рассказать сказку про этого зайчика.

А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.)

12.

Способствовать психологическому раскрепощению, уменьшению тревожности, появлению оптимистического отношения к жизни, снятию мышечных зажимов.

1. Игра «Настроение и походка»

Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимемся.                                  
2.Упражнение «Ты веришь в себя»

3.Игры с песком: «Сказочный остров».

А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.)

13

Создать условия для формирования позитивной установки ребенка на дальнейшую жизнь, закрепление оптимистического отношения к жизни.

 1. Упражнение «Закончи предложение»

 Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

2.Рисунок «я в будущем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В КОРОЛЕВСТВЕ ЗЕРКАЛ (индивидуальное занятие психолога с ребёнком 6 лет подготовительная группа)

Цель занятия:  1.Расширить пространственные представления ребёнка. ...

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога с ребенком.

Конспект занятия с ребенком 5 лет, имеющим нарушение интеллекта, по теме Зима - знакомство с зайцем....

Цикл индивидуальных занятий - игр, направленный на сенсорное развитие младших дошкольников с ОВЗ в рамках образовательного процесса в ДОУ, осуществляемых тьютором. 1Раздел.

Сенсорное развитие направлено на: *совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта; *формирование у детей перцептивных действий : действий рассма...

Цикл индивидуальных занятий - игр, направленный на сенсорное развитие младших дошкольников с ОВЗ в рамках образовательного процесса в ДОУ, осуществляемых тьютором. 2 Раздел.

Формирование представлений о величине и формеЗадачи:1. Учить практически различать форму - переставлять пальцы на предмете в зависимости от формы.2. Учить соотносить плоскостную и объёмную форму в пра...

Цикл индивидуальных занятий - игр, направленный на сенсорное развитие младших дошкольников с ОВЗ в рамках образовательного процесса в ДОУ, осуществляемых тьютором. 3 Раздел.

Формирование слухового восприятия и внимания.Задачи:1.Учить выделять элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию.2.Развивать внимание, целенаправленные соотносящие дейст...

Конспект индивидуальное занятие психолога с тревожными детьми

Конспект индивидуальное занятие психолога с тревожными детьми...