«Пасха в разных странах мира» План конспект занятия - путешествия в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Охотникова Елена Николаевна

Ознакомление детей с особенностями празднования Пасхи в других странах мира, элементами традиционного оформления символики праздника разных народов. Воспитание интереса к изучению традиций разных народов, уважительное отношение к иноязычной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan_pasha_06.05.19.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Пасха в разных странах мира»

ООД /занятие - путешествие в подготовительной группе/

Цель: создать у детей весеннее праздничное настроение, развивать музыкальную культуру, формировать интерес к Пасхе в других странах мира.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с особенностями празднования Пасхи в других странах мира, элементами традиционного оформления символики праздника разных народов. Побуждать к выразительному исполнению музыкальных произведений. Закрепить дружеское, партнерское отношению друг к другу.

Развивающие: продолжать развивать музыкальный слух, чувства ритма, творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, импровизации танцевальных движений, применяя здоровьесберегающие технологии, воображение.

Воспитательные: продолжать воспитывать чувство прекрасного в процессе слушания музыки, эмоциональную отзывчивость; коммуникативные отношения между детьми во время коллективной музыкально-игровой деятельности. Воспитывать интерес к изучению традиций разных народов, уважительное отношение к иноязычной культуре.

Валеологические: следить за осанкой детей при слушании, пении, в танце /спина прямая, макушка головы тянется к небу, ножки ровные, ручки прямые и мягкие/, следить за дыханием детей /вдох через нос короткий, выдох спокойный, ровный, не напряженный, петь ровным, спокойным звуком, не напрягая голосовые связки/.

Интеграция образовательных областей:

 1.«Социально-коммуникативное развитие»:

- развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче музыкального образа;

- закрепление правил безопасного передвижения в музыкальном зале.

2.«Познавательное развитие»: 

-ознакомление детей с пасхальными традициями других стран: Англии, Финляндии, Франции, Польши, Израиля (Иерусалима),

3.«Речевое развитие»: 

- расширение активного и музыкального словаря (во всех видах музыкальной деятельности): мягкая, плавная, нежная, ласковая; праздничная, радостная, светлая, грустная, печальная и т.д.;

- общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественного слова.

4. «Физическое развитие»: 

- обогащение двигательного опыта детей,

- развитие правильного дыхания, бережного отношения к своему здоровью.

5. «Художественно-эстетическое развитие»

- приобщение к музыкальному искусству;

-развитие способности восприятия и понимания смысла музыкальных произведений.

Методы и приёмы:

- наглядные: демонстрация иллюстраций в презентации на ООД, показ;

- словесные: беседа, художественное слово: стихи, считалка, закличка;

-практические: упражнение, пение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки, игра на музыкальных инструментах.

Предварительная работа: 

Работа с родителями:

- сделать вместе с ребенком поделки к празднику,

- пасхальные шляпы;

- посеять и вырастить травку к Пасхе;

- рассказать о традициях,

- отмечать Пасху в семье.

Работа с детьми:

- разучивание песен, танцев, игр

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- оформление музыкального зала:

а) изготовление подснежников, цыплят детьми вместе с воспитателем;

б) создание реквизитов, декорации, изготовление пасхальных шляп, деревянные молоточки для игры «Сапожники и клиенты».

Словарная работа: 2 часть заклички на финском языке: «Vitsa sulle, palkka mulle» в переводе: «веточка тебе, угощение мне!». Пасхальное яйцо по-марийски - «кугече муно» а по-фински - «pӓӓsiӓismuna».

Оборудование и материалы:

Оборудование:

-мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация «Пасха в разных странах мира»;

- музыкальное сопровождение;

- карточки с заданиями в форме яйца;

- крашеные яйца по количеству детей;

- ветки вербы;

- деревянные молоточки – 6 шт. для игры «Сапожники и клиенты»;

- пасхальные шляпы для детей;

- палитра для танца «Мир который нужен мне» -2 шт.;

- для рефлексии - длинные березовые ветки в вазе с водой и разноцветные ленточки.

Музыкальный материал:

- музыка для входа Пасхального зайца колокольный звон – 5 сек.

-финская народная игра «У оленя дом большой» - 2 мин. .

- попевка «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

- «Анастасия» вальс (шляп) - 2 мин. 06 сек.

- слушание и поздравления под «Пасхальный звон колоколов- 22 сек.

- французская песня «В Авиньоне на мосту»- 2 мин. 13 сек.

- польская игра «Сапожники и клиенты» - 2 мин. 49 сек.

- слушание «Христос Анести» на греческом языке – 2 мин. 33 сек.

- песня Шестаковой «Светлый праздник» - 1мин. 20 сек.

- танец «Мир который нужен мне» - 3 мин. 32 сек. 

Оформление зала: макеты берёз, солнце, первые птицы и первые цветы, выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией лесной поляны, Пасхи;

- плакат о пасхе,

- выставка работ воспитанников «Пасхальная симфония».

Ход ООД:

  1. Организационный момент.

/Дети вместе с воспитателем под музыку входят в зал/.

  1. Основная часть.

2 Слайд «Праздник Пасхи».

  • Муз. рук-ль: Христос Воскресе!

Дети: Воистину Воскресе!

Муз. рук-ль: ребята, я предлагаю вам поздороваться с гостями!

Дети: Христос Воскресе!

Гости (муз. рук-ли): Воистину Воскресе!

Муз. рук-ль: а теперь предлагаю вам сесть на стульчики. Ребята, почему мы сегодня поздоровались необычно?

Дети: потому что наступила Пасхальная неделя.

Муз. рук-ль: ребята, а что такое Пасха?

Дети: Пасха - большой православный праздник.

Муз. рук-ль: да, правильно, Пасха - главное событие года для всех. Она считается праздником праздников, т. е. самым главным. В каждой стране свои традиции празднования Пасхи. С этими традициями я и хочу сегодня вас познакомить. А в этом мне поможет главный герой праздника Пасхи в других странах мира. Вы, наверное, уже догадались, кто это?

Дети: пасхальный заяц.

Муз. рук-ль: Вместе с ним мы отправимся в путешествие. Я предлагаю его пригласить колокольным звоном.

  • (под музыку колокольного звона входит пасхальный заяц)

Пасхальный заяц: Слышу я пасхальный звон, значит вам я нужен. Христос Воскресе!

Дети: Воистину Воскресе!

Пасхальный заяц: меня зовут заяц Банни. Я пришел к вам в гости с корзиной пасхальных яиц, но они необычные, с заданиями. Вы согласны их выполнить?

Дети: мы согласны, выполнить задания.

Пасхальный заяц: тогда отравляемся в пасхальное путешествие. 

Пасхальный заяц: достаю первое яйцо и на обороте читаю первое задание: «Вы попадете в эту страну, если расскажете пасхальное стихотворение на английском языке. Кто ребята, нам поможет, выполнить это задание?

Ребенок: What a lovely day today!
Happy Easter comes.
Everybody whispers prays —
Let life be like dance.
  Let all children smile much,
  World will be with sun.
  Happy Easter, Saint God’s touch,
  There are wealth and fun.

(перевод)Какой сегодня классный день,
Все Пасху ждут, ура!
И пусть мольбу не встретит лень,
Как вальс кружит судьба.
  Детей улыбки пусть живут,
  В прекрасном мире грез.
  “Счастливой Пасхи”, — все поют,
  Всем вечных благ без слез.
3 Слайд «Англия»

Муз. рук-ль: спасибо тебе, (обращается к ребенку), с твоей помощью мы оказались в Англии. В этой стране Пасха - один из самых главных праздников в году. На рассвете люди собираются в церкви на пасхальные службы, где и освящают пасхальные блюда.

4 Слайд «Пасхальная игра в Англии Охота за яйцами» 

Муз. рук-ль: „Охота за яйцами“ - одна из любимых детских пасхальных игр в Англии. Именно кролик прячет в укромных местечках пасхальные яйца, чтобы детвора потом их искала.

5 Слайд «Парад шляп»

Пасхальный заяц: ребята, еще в этой стране проводится пасхальный парад, на котором люди красуются в шляпках ручной работы, украшенных весенними цветами, ленточками и прочими симпатичными мелочами.

Пасхальный заяц: я объявляю «Карнавал пасхальных шляп».

Муз. рук-ль: предлагаю вам надеть свои пасхальные шляпы и исполнить вальс. Не забывайте, ребята, что вовремя исполнения: спина должна быть прямая, макушка головы тянется к небу, ножки ровные, ручки прямые и мягкие.

  • «Анастасия» вальс (шляп)

Пасхальный заяц: молодцы, мне очень понравились ваши шляпы и как вы танцевали. Хорошо, отправляемся дальше. Беру второе яйцо и читаю задание: чтобы очутиться в этой северной стране вам нужно пасхальной закличкой на финском языке и похлопыванием вербой по спине, пожелать здоровья и удачи.

6 Слайд «Virvon varvon tuoreeks terveeks tulevaks vuodeks. Vitsa sulle, palkka mulle» в переводе: «Я размахиваю веткой, да будет чистый и здоровый год, веточка тебе, угощение мне!» Первую часть я прочитаю один, а вторую произнесем все вместе. (произносят все вместе). Хорошо. А теперь еще раз с начала. (Произносят закличку).

Муз. рук-ль: вот какие молодцы и все вместе оказались в северной стране Финляндии. На ее территории живет родственный нам, жителям Республики Марий Эл, народ.

7 слайд «Марийцы и финны в национальных костюмах»

Финны и марийцы, народ одной семьи: финно-угорских народов. У нас даже некоторые слова похожи. Так, например, пасхальное яйцо по-марийски - «кугече муно» а по-фински - «pӓӓsiӓismuna».

8 слайд «Олень в Финляндии»

Пасхальный заяц: и сейчас, ребята, я вам хочу предложить поиграть в финскую народную игру «У оленя дом большой».

  • Финская народная игра «У оленя дом большой».

9 Слайд «Франция - колокольчики - символ Пасхальной радости»

Пасхальный заяц: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Что же на третьем яйце написано: следуя пасхальной традиции следующей страны вам нужно поздравить с Пасхой всех друзей. Ребята, я вам предлагаю под звон колоколов поздравить своих друзей с Пасхой и пожелать друг другу добра, можете подойти, к кому захотите!

  •  (Слушание и поздравления под «Пасхальный звон колоколов»).

10 Слайд «Пасха во Франции»

Муз. рук-ль: все поздравили друзей? Хорошо, молодцы! Вот мы добрались до Франции. Обязательным подарком у французов, как и у нас является красное яйцо. В пасхальное воскресенье прямо с утра устраивают «Охоту на яйца». Дети ищут шоколадные яйца и другие лакомства в саду, и побеждает тот, кто найдет больше. Так же, как и россияне, французы соревнуются в битье и катании пасхальных яиц. И сейчас я вам предлагаю исполнить французскую песню «В Авиньоне на мосту» во время исполнения не забывайте петь ровным, спокойным звуком, не напрягая голосовые связки. А что такое Авиньон, кто из вас помнит?

Дети: Авиньон –это город во Франции.

Муз. рук-ль: да, правильно и на мосту этого города мы исполним танец.

11 Слайд «Мост во Франции»

  •  Исполнение французской песни «В Авиньоне на мосту».

Пасхальный заяц: молодцы! Отправляемся дальше.  Четвертое задание: чтобы очутится в следующей стране вам нужно вспомнить считалку. Кто нам поможет?

Ребенок: Мастер, мастер, помоги.

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости. (если дети вспомнили другую считалку, спросить, а про мастера - сапожника какую считалку знаете?)

12 Слайд «Пасхальная служба в Польше».

Муз. рук-ль: хорошо, (обращается к ребенку), ты помог нам оказаться в Польше. Сейчас я вам предлагаю поиграть в польскую игру «Сапожники и клиенты». Один сапожник выбран с помощью считалки. (предлагаю сапожниками сначала стать девочкам или мальчикам, в зависимости от того, кто выбран считалкой первым). А клиентов предлагаю выбрать самим.

  • Польская игра «Сапожники и клиенты».

Пасхальный заяц: молодцы ребята, мне понравилось с вами играть, наши сапожники трудолюбивые, четко отбивали ритм.

Муз. рук-ль: ребята, предлагаю вам сесть на стульчики. В Польше Пасху празднуют два дня. За столом собираются всей семьей, а трапеза начинается с молитвы.

13 Слайд «Обливание девушек в Польше». 

На Пасху девушек обливают водой. Считается, что после этого они станут удачливее и красивее.

Пасхальный заяц: На пути у нас последняя страна где мы сегодня побываем.

14 Слайд «Израиль и город Иерусалим»

Муз. рук-ль: стих «О, Иерусалим, достохвалимый…» Джеммы Булгаковой

Мы точно знаем, сами убедились,

Что все пути ведут в Ерусалим.

   Здесь жил Христос: ходил, учил, молился,

   Всех страждущих вокруг Он исцелял,

   Тех, кто идти путём Его решился,

   Учеником и другом называл.

Иерусалим является местом, где страдал и воскрес Иисус Христос, на Пасху там собирается множество христиан. Все они ждут одного – сошествия с неба благодатного огня. После схождения некоторое время его пламя не обжигает. Мы с вами знакомы с тропарем Пасхи на русском языке, а сейчас я вам предлагаю послушать песнопение на греческом языке.

  • Слушание «Христос Анести» на греческом языке.

Муз. рук-ль: какое это песнопение по характеру?

Дети: (отвечают)

Муз. рук-ль: как вы думаете, о чем в нем поется?

Дети: (отвечают)

Муз. рук-ль: да, правильно в нем поется о Воскресении Христа.

Пасхальный заяц: наше путешествие подходит к завершению. Итак последнее пятое задание: чтобы вернутся домой вам нужно рассказать пасхальное стихотворение на марийском языке.

Дети: (рассказывают пасхальное стихотворение на марийском языке).

15 Слайд «Пасха в Марий Эл»

Муз. рук-ль: вот мы и дома. Как вы сегодня увидели, у каждого народа существуют свои символы этого праздника. Какие-то совпадают с другими, а какие-то совершенно новые. Но один из них является всеобщим символом что это, кто назовет?

Дети: это пасхальное яйцо.

Муз. рук-ль: да, правильно, ребята, их дарят верующие люди друг другу, как олицетворение чудесного Воскресения Христова. Какие пасхальные символы и традиции других стран вы запомнили, знаете?

Дети: я запомнил такие символы праздника: пасхальные зайцы, кролики, пасхальный парад шляп, шоколадные яйца, цыплята, поиск спрятанных яиц. Во многих странах соревнуются в битье и катании пасхальных яиц.

Муз. рук-ль: во многих странах одним из символов Пасхи является курица или цыпленок. Ведь яйцо олицетворяет новую жизнь, а кто из него вылупляется?

Дети: из яйца вылупляется цыпленок.

Муз. рук-ль: правильно, цыпленок. Поэтому в праздник Пасхи принято дарить фигуру цыпленка или курицы. Я вам предлагаю подарить этих цыплят нашим гостям, на память о нашем празднике.

Муз. рук-ль: в мире очень много разных стран на одном мероприятии невозможно везде побывать. Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Дети: (перечисляют страны которые хотели бы посетить).

Рефлексия: предлагаю вам украсить березовые ветки. Возьмите разноцветные ленточки кому какая понравилась и повесьте на любую ветку березы.

Муз. рук-ль: хочу предложить исполнить песню «Светлый праздник» для Пасхального зайца и гостей.

  • Исполнение песни «Светлый праздник» В. Шестаковой

Муз. рук-ль: Пасха - это время радости. Я желаю вам быть добрыми, помогать друг другу, любить и уважать своих родных, друзей. Пусть всегда у вас будут улыбки на лицах и мир на всей Земле. Ребята, я предлагаю вам подарить танец на прощание «Мир который нужен мне».

  • Исполнение танца «Мир который нужен мне»

Пасхальный заяц: Ребята, благодарю за ваше приглашение в пасхальное путешествие по разным странам. Мне понравилось с вами играть, петь, танцевать. Желаю всем добра, любви, здоровья! С радостью дарю пасхальные яйца.

  • Муз. рук-ль: предлагаю попрощаться со всеми так же как здоровались в начале путешествия –«Христос Воскресе!» - так здороваются и прощаются православные христиане в течение 40 дней со дня Пасхи до «Вознесения Господня».

Литература:

  1. Комплексно - тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016г.
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010 /подготовительная группа/.
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-s-detmi-kak- [электронный ресурс]
  4. https://www.kakprosto.ru/kak-69028-kak-prazdnuyut-.[электронный ресурс]
  5. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogi. [электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме: "Занимательное путешествие в страну Математики"

Занятие итоговое. Было проведено в мае в рамках районного месячника педагогического мастерства.Занятие интересно тем, что использовано много методов и приемов.Так как занятие проводилось в конце года,...

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по художестено-эстетическому развитию на тему: афиша к спектаклю по сказке «Дюймовочка»

1. Закрепить знания детей об афише как части художественного оформления спектакля.2. Продолжать учить создавать образы сказочных героев и рисовать их знакомыми приемами и способами.3. Развивать творче...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия "Огонь-друг и огонь враг" план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Формировать знания детей о причинах возникновения пожара правила поведения при пожаре. Закрепить знания детей об опасных ситуациях; научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;знак...

Конспект занятия "Геометрические фигуры" план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Обучающие задачи: образовательные: закрепить названия геометрических фигур, умение классифицировать фигуры по разным признакам: величине цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10, называть четные...