Монтессори материалы- ключ к миру.
статья

Нугуманова Глюза Ирановна

Монтессори - методика раннего развития. старшие учат других. дети учатся легко и и с удовольствием, в ребенке воспитывает самостоятельность, цели упражнении в практической жизни, презентации упражнений практической жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл montessori_materialy_klyuch_k_miru.docx250.75 КБ

Предварительный просмотр:

Монтессори материалы - ключ к миру

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.                     Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.                                                                                                                        Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.                                 Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.

Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.

В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. 

В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки

Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.

В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.

Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка.

Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, чистка металлических предметов, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании.

Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе.

Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.

Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:

-направляют стремление детей действовать в разумном русле;

· координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;

· способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;

· развивают чувство ответственности перед окружающими. Одновременно формируют внутренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе с той или иной культурой

Представляем несколько упражнений  с монтессори материалами

Пересыпание ложкой.

                                             C:\Users\gluza\Desktop\IMG-20201120-WA0038.jpg 

Материал: две пиалы, поднос того же цвета, что и пиалы;

ложка; зерно в левой пиале.

Примечание:

1. Зерно должно быть крупное, например горох, фасоль или чечевица, чтобы ребенок мог легко подобрать его пальчиками с подноса. Цвет зерна должен контрастировать с цветом подноса и пиал.

2. Ложка лежит на подносе между пиалами ручкой к нам, чтобы и правше, и левше было удобно ее брать.

Цель: научиться аккуратно пересыпать зерно ложкой.

Косвенная цель: координация движений, концентрация внимания, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Презентация.

  1. Ребенок приносит поднос на стол.
  2. Взрослый показывает, как нужно держать ложку: на указательный и средний пальцы правой руки кладем ручку ложки, сверху зажимаем большим пальцем.
  3. Левой рукой придерживаем левую пиалу, зачерпываем зерно ложкой, задерживая её над пиалой, ожидаем, чтобы упали лишние зерна.
  4. Переносим и высыпаем зерно во вторую пиалу.
  5. Повторяем до тех пор, пока левая пиала не опустеет. В процессе пересыпания можно слегка наклонять пиалу, чтобы было удобнее зачерпывать.
  6. Говорим ребенку: «Пересыпали». Кладем ложку перед подносом или с правой стороны от подноса. Наклоняем левую пиалу, чтобы ребенок увидел, что она пуста.
  7. Составляем пиалы на стол за поднос, обхватывая их двумя руками с обеих сторон: сначала левую, затем правую.
  8. Проверяем, не просыпались ли зерна на поднос. Если зерна просыпались, то подбираем их пальчиками и кладём обратно в пиалу.
  9. Ставим пиалы обратно на поднос, причем пиалу с зерном ставим слева, а пустую справа.
  10. Кладем ложку на поднос между пиалами.
  11. Предлагаем повторить ребенку.

Рамка «молния».

Цель: научить ребенка расстегивать и застегивать замок «молния».

Косвенная цель: концентрация внимания, координация движений;

развитие мелкой моторики; развитие самостоятельности.

Материал: на деревянной рамке натянуты две половинки ткани, соединенные между собой замком «молния». Замок должен быть металлический.

Презентация.

Это замок «молния». Сейчас я покажу, как его расстегивать.

  1. Педагог предлагает ребенку принести рамку на стол.
  2. Указательным и большим пальцами правой руки педагог берет язычок замка.
  3. Ладонь левой руки придерживает ткань на левой половине рамки.
  4. Правой рукой тянем язычок вниз и расстегиваем замок. Ладонь левой руки перемещается «шаг за шагом» вслед за язычком, придерживая ткань.
  5. В самом конце замка отпускам язычок. Указательный и средний пальцы просовываем под замок, а большой палец правой руки накладываем сверху, прижимая язычок.
  6. Указательный палец и средний палец левой руки просовываем под замок с левой стороны от него. А большим пальцем левой руки зажимаем ткань у замка сверху.
  7. Одновременным движением; обеих рук (правой - вниз, а левой - вверх) вытаскиваем левую половину замка из «бегунка».
  8. Раскрываем обе половинки ткани (таким же образом, как в других рамках).
  9. «Расстегнули».
  10. «А теперь будем застегивать».
  11. Закрываем обе половинки ткани. Указательный и средний пальцы просовываем под правую половинку замка, а большим пальцем прижимаем язычок к «бегунку» сверху,
  12. Указательным и средним пальцами левой руки придерживаем левую половинку замка, а большим зажимаем ее сверху.
  13. Левую половинку замка вставляем в «бегунок».
  14. Левой рукой держим оба конца замка «молния», а правой (большим и указательным пальцами) медленно тянем за язычок вверх, пока молния не застегнется (одним движением).
  15. «Застегнули».
  16. Проверяем, растягивая обе половинки ткани в разные стороны.

     Рамка с ремнями.                                                    C:\Users\gluza\Desktop\IMG-20201120-WA0044.jpg

Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать ремни.

Косвенная цель: развитие самостоятельности, концентрация внимания, координация движений, мелкая моторика

Материал: деревянная рамка, на которую натянуты две половинки кожи. Обе половинки

соединены четырьмя ремнями.

Презентация.

  1. «Это рамка с ремнями. Мы ее будем расстегивать и застегивать».
  2. Предлагаем ребенку отнести рамку на стол.
  3. Рамка кладется на стол таким образом, чтобы концы ремней смотрели на ребенка.
  4. Двумя пальцами правой руки (указательным и большим) беремся по краям петли застежки.
  5. Двумя пальцами левой руки (указательным и большим) берем конец верхнего ремня и проталкиваем его в петлю застежки вправо, так чтобы получились «воротца» в виде арки.
  6. То же самое проделываем со вторым ремнем, затем предлагаем ребенку повторить операцию с другими ремнями.
  7. Затем большим и указательным пальцами левой руки беремся за петлю застежки, а большим и указательным пальцами правой руки беремся за «воротца» и вытягиваем конец ремня из петли.
  8. То же проделываем со вторым ремнем, затем предлагаем ребенку продолжить с другими ремнями.
  9. Берем конец верхнего ремня двумя пальцами правой руки (большим и указательным), и тянем его вправо до тех пор, пока не выскочит из дырочки язычок застежки. Тогда ремень отпускаем. Левая рука в это время придерживает левую половину ткани у этого ремня.
  10. Так же расстегиваем второй ремень, а третий и четвертый предлагаем ребенку.
  11. Указательным и большим пальцами левой руки беремся за язычок застежки, а указательным и большим пальцами правой руки беремся за ремень (не за конец!) и вытягиваем конец ремня из петли. Кладем конец ремня поверх петли.
  12. То же проделываем со второй петлей, а затем предлагаем ребенку.
  13. «Расстегнули все ремни».
  14. Раскрываем обе половинки рамки, затем закрываем обе половинки рамки.
  15. «А теперь будем застегивать».
  16. Поправляем петли, вытаскиваем их из-под правой половинки рамки.
  17. Берем указательным и большим пальцами правой руки за конец ремня, а большим и указательным пальцами левой руки за края петли и просовываем ремень в петлю.
  18. То же проделываем со вторым ремнем, а затем предлагаем ребенку.
  19. Берем указательным и большим пальцами правой руки конец ремня и отгибаем его направо, тянем. Указательным пальцем левой руки вставляем язычок в дырочку и придерживаем его.
  20. Отгибаем конец ремешка налево и смотрим, показался ли язычок в отверстии. Отпускаем руки и указываем ребенку на показавшийся кончик язычка.
  21. То же со вторым ремешком, затем предлагаем ребенку.
  22. Берем большим и указательным пальцами правой руки конец ремешка, а указательным и большим пальцами левой руки петлю застежки и просовываем конец в петлю до получения небольших «воротец».
  23. То же со вторым ремешком, а затем предлагаем ребенку.
  24. Указательным пальцем правой руки надавливаем на «воротца», а большим и указательным пальцами левой руки поддергиваем конец ремешка.
  25. То же со вторым, а затем предлагаем ребенку.
  26. «Застегнули».

Проверяем, растягивая обе половинки рамки в разные стороны ладошками

             

Чистка обувиC:\Users\gluza\Desktop\IMG-20201120-WA0048.jpg

Цель: научить ребенка чистить обувь.

Материал: клеенка, фартуки для ребенка и для    педагога, пара обуви, щётка для грязи

баночка с кремом, щетка для растирания крема, губка или бархотка для наведения блеска, две  бумажные салфетки для счищенной грязи или пыли, мисочка для украшений, салфетка для вытирания клеенки.

Примечание:

Все это стоит на подносе на полочке шкафа или в специально приготовленном для работы месте.

  1. Презентация проводится на полу на клеенке или коврике из линолеума.
  2. Салфетка для вытирания клеенки может быть и тканевая, но нужно иметь в виду, что она потом выбрасывается, т.к. жирная от крема и стирать ее не имеет смысла.
  3. Ботинки должны быть настоящими, но не очень большими и не маленькими, размера 28-30. Они должны быть со шнурками.
  4. Для первой презентации берутся чистые ботинки, а в дальнейшем, когда ребенок чистит свою обувь ее можно предварительно помыть, если она очень грязная или протереть влажной тряпочкой.

Презентация.

  1. Предлагаем ребенку расстелить коврик из линолеума или клеенку на полу.
  2. Просим принести туда поднос.
  3. «Сегодня мы будем чистить обувь, для этого нам нужно надеть фартук, закатать рукава и снять украшения».
  4. Помогаем ребенку завязать фартук, и надеваем сами, закатываем рукава и снимаем украшения.
  5. Раскладываем все принадлежности в левом верхнем углу коврика, слева на права. Сначала щетку для грязи, затем баночку с кремом, щетку для растирания крема, губка для нанесения блеска, салфетки для грязи и салфетка для вытирания линолеума. Поднос с ботинками ставим в правом углу коврика.
  6. Раскладываем перед ребенком бумажную салфетку и ставим на нее один ботинок. «Сейчас мы будем чистить ботинки».
  7. Убираем шнурки внутрь ботинка, левую руку просовываем внутрь ботинка, чтобы удобно было его ставить и крутить в разные стороны.
  8. «Сначала счистим грязь». Ставим ботинок на носок на салфетку, поворачивая подошвой к ребенку, берем щетку для грязи и движениями сверху вниз счищаем грязь сначала с боковых поверхностей ботинка, затем края подошвы и в последнюю очередь подошву и каблук.
  9. Кладем щетку обратно.
  10. Отставляем ботинок в сторону и складываем салфетку с грязью конвертиком, как салфетку № 5 и просим ребенка отнести ее в корзину с мусором.
  11. Открываем баночку с кремом, берем щетку для крема, берем немного крема на щетку, левую руку вставляем в ботинок и круговыми движениями наносим крем на всю поверхность ботинка, кроме подошвы. Ботинок обязательно стоит на подошве на коврике, а не навесу. Начинаем наносить крем с носка ботинка, затем на боковые поверхности и пятку.
  12. Откладываем щетку, ставим ботинок и говорим: «Пусть крем впитается».
  13. Закрываем баночку с кремом.
  14. Берем губку или бархотку и наводим блеск. Прямолинейными движениями туда- сюда растираем крем и наводим блеск, так же начинаем с носка, затем боковые поверхности и пятку.
  15. Спрашиваем ребенка: «Блестит?», сравниваем с другим ботинком.
  16. Ставим ботинок обратно на поднос, вытираем линолеум от крема салфеткой. Делаем конвертик на руке и движениями с лева на права протираем коврик.
  17. Предлагаем ребенку почистить второй ботинок самому.
  18. Когда второй ботинок почищен, сравниваем его с первым.
  19. По окончании работы снимаем фартук, и все принадлежности убираем обратно на поднос и ребенок уносит его на полочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монтессори-материалы своими руками

Многие пособия для занятий по методике Монтессори, или, как их принято называть, Монтессори-материалы своими руками сделать совсем несложно. Для этого подойдут старые коробки, баночки из-под вита...

Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.

Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на дошкольной стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенк...

"Прогулка в осенний лес" - методика работы с использованием Монтессори-материалов.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6593183","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"float: left; width: 333px; height: 250px;","width":"480"}}]]Познакомить...

Консультация для родителей " Что такое Монтессори - материалы"

Консультация для родителей. Что такое Монтессори-материалы?    Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскры...

Ознакомительная экскурсия . Способы работы с Монтессори материалами.

Экскурсия для взрослых по теме: "Подготовленная среда и ее роль в саморазвитии ребенка"...

Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"

Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...