Проект "Я выбираю доброжелательность"
проект

Как помочь детям стать чуткими, милосердными, как своевременно предупредить жесткость, черствость, злобу? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Конечно же есть! И это только один путь – гуманный подход к детям, воспитание у них чувства любви, сострадания, внимания и заботы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobrozhelatelnost.docx61.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу –

                                                                                             в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым

                                                       человеком, человеком его надо сделать!”
                                                                                                                                                                            В.А. Сухомлинский.

Актуальность

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка.  Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если идти этим путем в воспитании, то в сердце ребенка поселятся чуткость и благодарность к людям. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением, а не нравоучениями, воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Причем начинать надо с формирования качества самого общего по содержанию, но самого конкретного по форме его проявлений, – доброты.

Как изменить сложившееся положение? Как наладить духовно-нравственное общение детей? Как способствовать формированию у детей уважения, доброты, любви к сверстникам, родителям, педагогам,  людям старшего поколения?

Поиск ответов на эти вопросы и способствовал возникновению проекта «Я выбираю доброжелательность». Актуальность этого проекта связана в первую очередь с социальным неблагополучием нашего общества, где нарушены каноны общения между подрастающим и старшим поколением. Проект – долгосрочный, рассчитан на один год.

Цель проекта: развитие духовно-нравственной связи  между детьми и родителями, педагогами, людьми старшего поколения.

Задачи  проекта:

1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости».

2. Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи.

3. Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

 4. Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей.

Участники проекта:

- дети;

- воспитатели группы;

- музыкальный руководитель;

- родители.

База проектной деятельности:

МК ДОУ Александровский детский сад

Сроки реализации проекта: один учебный год.

Направленность проекта: 

Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Формы работы по проекту.

- работа с детьми:

1.Чтение и рассматривание  художественной литературы.

2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

3.Инсценировки сказок.

4.Проведение ООД.

5. Участие в концертах, акциях.

6. Продуктивная деятельность.

      7. Трудовые поручения в группе и на участке детского сада.

- работа с родителями:

1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.

2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми  творческих работ.

3. Проведение бесед.

Предполагаемые  результаты:

- создание системы духовно-нравственного воспитания и здоровья детей, основанной на учете возможностей и потребностей детей, объединении усилий всех участников педагогического процесса;

– расширение у воспитанников понятий о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме;

– формирование ценностного отношения дошкольников к окружающим людям, обеспечивающего их эффективную социализацию;

– развитие у детей эмоционально-положительного отношения к малой Родине;

– обобщение педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Реализация проекта предполагает:

–  повышение квалификации педагогов;

–  накопление методического материала, пособий по теме проекта;

          – разработку перспективных планов реализации поставленных задач, конспектов занятий с детьми, сценариев праздников, развлечений по теме проекта;

–  создание предметно-развивающей среды;

–  оформление выставок, памяток, фотовыставок, дидактических материалов.

Продуктом проектной деятельности является:

- итоговое мероприятие  «День добра»;

- создание отчетной презентации для родителей о проделанной работе.

Этапы  реализации проекта

1 этап – организационный - октябрь

Задачи:

1. Изучить  эмоциональное отношение дошкольников  к нравственным нормам.

2. Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

3.Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.

4. Составить план работы по проекту.

5.Изготовление   дидактических,  сюжетно - ролевых игр, подборка художественной литературы.

6.Введение детей в проблемную игровую ситуацию.

На данном этапе необходимо обозначить проблему:

В последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в детском возрасте начинают  складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

2 этап – основной - ноябрь – март

Задачи:

1.Реализовать в работе с детьми и родителями комплекс мероприятий, направленный на нравственное воспитание  дошкольников.

2.Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.

План работы по реализации проекта «Я выбираю доброжелательность»

Образовательная область

Форма работы

Старшая разновозрастная группа

Программное содержание

Срок реализации

Младшая разновозрастная группа

Программное содержание

Срок реализации

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

-«Что такое хорошо, что такое плохо?»,

 - «Благородные поступки»,

- «Как я дома помогаю»,

- «Цветок добрых дел»,

- «Давайте говорить друг другу комплименты»,

- «Я не должен – я должен»,

- «Все наоборот»,

- «Оцени поступок»,

Труд:

- трудовая деятельность в группе, уход за комнатными растениями;

- трудовая деятельность на участке, кормление зимующих птиц.

Обыгрывание и обсуждение  ситуаций на нравственную тему.

- «Котик и ежик на качелях»,

- «Машина»,

- «Случай в малине»,

- «Помощи Бельчонку»,

- «Ириски»,

- басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»,

-«Как мы можем помочь больному человеку?»,

- «Ты забыл угостить друга».

Акции:

- «Подари улыбку прохожему»,

- «Дети – детям» (изготовление «книжек-малышек» и игрушек для детей младшей группы)

- «Покормите птиц» -  изготовление  кормушек, плакатов

- «Берегите деревья» (посадка деревьев на участке вместе с родителями)

НОД:

«Дарите людям доброту»

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу, воспитывать в детях культуру поведения.

Воспитание экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе, стремления беречь и любить растения и животных, ухаживать за ними.  Воспитывать умение  работать сообща, оказывать друг другу помощь, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Сформировать  представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; закрепить навыки культурного поведения.

Воспитывать основы толерантности, доброжелательное отношение к сверстникам, старшему поколению, малышам.

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, стремление беречь растения.

Закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей. Формировать умение оценивать поступки окружающих.  Способствовать развитию образного мышления и творческого воображения дошкольников. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Весь срок проекта

Весь срок проекта

Весь срок проекта

Ноябрь,  март

февраль

март

март

Подвижные игры:

- «Колобок»,

- «Выбери меня»,

- «Пройди с другом через болото»,

- «Если весело тебе…»

Дидактические игры:

- «Назови друзей ласково»,

- «Добрые слова»,(игра с мячом),

- «Поделись с товарищем»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Приходите гости»,

- «Полечим зайчика»,

- «Угостим куклу»,

- «День рождения у Мишки»

Пальчиковые игры:

- «Семья»,

«Капуста»,

«Ладушки-ладушки»

Труд:

- «Поможем няне» (уборка игрушек на свои места)

Обсуждение ситуаций на нравственную тему:

- «Почему твой друг грустит»,

- «Как помочь маме»

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу,

воспитывать в детях культуру поведения.

Воспитывать умение  работать сообща, оказывать друг другу помощь, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы,

Воспитать ответные чувства за заботу окружающих.

Весь срок проекта

Весь срок проекта

Весь срок проекта

Познавательное развитие

Рассматривание демонстрационного материала:

- «Уроки доброты»,

- «Я и мое поведение»,

- «Уроки вежливости»,

- «Чувства, эмоции».

Беседы:

- «О добре и жадности»,

- «О бережном отношении к природе»,

- «О вежливых словах»,

- «Давайте не ссориться»,

- «Доброе дело делай смело»,

-  «Что значит быть добрым?»,

- «Труд человека кормит»,  

- «Как и чем можно порадовать близких»,

- «Как мы можем позаботиться о старших»,

- «Наши маленькие друзья»(о домашних животных)

НОД:

- «Что такое доброта»,

- «Сказочный денек»

формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение.

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

Формировать дружеские взаимоотношения; раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;

Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Развивать связную инонационально выразительную речь. Развивать логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

 Весь период проекта

Весь период проекта

октябрь

ноябрь

НОД:

- «Наши добрые дела»

- «От чего портится настроение»

Беседы:

- «Волшебные слова»,

- «Мама отдыхает»,

- «Кто такой друг?»,

- «Что значит дружить?»

- «Что значит быть добрым?»,

- «Кого называют жадным?»,

- «Добрые и злые герои сказок»,

- чтение с обсуждением венгерской сказки «Два жадных медвежонка»,

- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Развивать доброе отношение ко всему окружающему; анализировать свои поступки и поступки друзей.

Учить определять свое настроение и настроение окружающих людей; развивать эмоциональную отзывчивость.

Дать представления о доброте, дружбе, взаимопомощи. закрепить знания о «волшебных» словах.

октябрь

ноябрь

весь период проекта

Речевое развитие

1) Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: 

- В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка»,

 -Е.Пермяк «Самое страшное»,

- А. Барто «Вовка - добрая душа», «Уехали», «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном»,

- Л.Н.Толстой «Старик сажал яблони», «Котенок», «Два товарища»,

- О.Дриз «Добрые слова»,

- В.Кривошеев «Добрый день»,

- В.Сухомлинский «Внучка и старый дед»,

- А.Шибаев «Дед и внук»,

- Н.Носов «Огурцы», «Ваза»

- С.Маршак «Сказка о неизвестном герое», «Двенадцать месяцев», «Ежели вы вежливы»,

- В.Катаев «Цветик - семицветик»

- р.н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Лиса и журавль»

«Хаврошечк».

- рассказ А. Глебова «Бабушкина сказка»,

- Г. Остер «Вредные советы»,

- К Чуковский «Федорино горе»,

2) Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе.

3) Разучивание мирилок

4) Путешествие  по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия»

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.

Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе.

Формирование у

детей умения устанавливать и поддерживать контакты с ровесниками и

взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравствен-

ной компетентности у детей; атмосферы доверия и принятия.

Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствиях; закрепить знание сказок.

Весь период проекта

Весь период проекта

Весь период проекта

декабрь

НОД:

- «Игрушки в гостях у детей»

Чтение произведений:

- стихи А. Барто «Помощница», «Зайка», «Мишка»,

- стих В. Берестовой «Больная кукла»,

- стих Е. Благининой «Посидим в тишине»,

- стихотворение Д. Дриз «Добрые слова»,

- сказка «Колосок»,

- сказка «Теремок»,

- сказка «Как лисичка бычка обидела»,

- сказка «Как собака друга искала»,

- К. Чуковский «Айболит»

Разучивание мирилок

Учить детей связной, вежливой речи; закреплять правила гостеприимства.

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими

Формирование у

детей умения устанавливать и поддерживать дружеские контакты друг с другом.

Март

Весь период проекта

Весь период проекта

Художественно-эстетическое развитие

1) Участие в концертах посвященных «Дню инвалидов» (3 декабря), «Дню матери» (26 ноября),

Итоговое мероприятие «День добра»        

2) Изготовление подарков к «Дню матери», «Дню инвалидов»,

3) Разучивание песен о добре и дружбе

4) Театрализация:

 сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят» (для детей младшей группы),

- инсценировка рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка»,

5)Изготовление поделок «Первоцветы»

6)Изготовление «смайликов- улыбка» для участия в акции «Подари улыбку прохожему»

7)Изготовление родителями кормушек для участия в акции «Покормите птиц зимой»

8) изготовление поделок к «дню птиц»  (из природного материала, оригами),

9) развлечение для детей к «Дню птиц»

Дать знания о праздниках, способствовать формированию заботливого отношения к окружающим нас людям.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к людям, желание заботиться о них.

Учить понимать о чем поется в песнях

Учить детей проявлять внимание и заботу о малышах.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Воспитывать заботу и бережное отношение к птицам

ноябрь, декабрь,

март

ноябрь, декабрь

Весь период проекта

Январь, февраль

март

март

февраль

март

март

НОД (рисование):

«Какого цвета радость»

- «Расческа для мамы»

(аппликация):

- «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты»

- «Едем к бабушке в гости»

«Пернатые соседи»

(лепка):

- «К нам гости пришли»

Театрализация сказки теремок

Знакомить с различными эмоциональными состояниями человека; учить изображать улыбку на лице.

Воспитывать любовь к маме, желание порадовать ее.

Продолжать воспитывать отзывчивость, доброту; развивать умение распределять готовые цветы по всей плоскости

Развивать воображение, умение выполнять работу коллективно.

Воспитывать любовь и заботу о птицах; учить аккуратно наклеивать готовые формы.

Учить лепить круглую и прямоугольную форму

Закреплять знание сказок; развивать связную речь.

Октябрь

Март

Октябрь

Март

Март

Март

январь

Физическое развитие

Подвижные игры:

- «Звери на болоте»,

- «Волшебный стул»,

- «Танец в парах».

Физкультминутки с тематическим содержанием:

Пальчиковые игры: «Дружные ребята», «В гости»

Учить действовать сообща; закреплять умения говорить друг другу приятные слова

Весь срок проекта

Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием;

Пальчиковые игры.

Весь срок проекта

Работа с родителями по реализации проекта

«Я выбираю доброжелательность»

Консультации:

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

- «Воспитание в труде»;

- «Воспитание добротой»;

- «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника»;

- Решение педагогических ситуаций;

Рекомендации:

- «Вежливость воспитывается вежливостью».

Советы для родителей:

- «Умение воспитывать в детях доброту».

Памятка

«Воспитываем в ребенке доброту».

Анкетирование:

«Воспитание чувств»

3 этап – заключительный - апрель

Задачи:

Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

Литература

1.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160с.

2. Горбатенко о. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с.

3.Дурова Н. В. Очень важные разговор: беседы-занятия об этикете поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

4. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа –Волгоград: Учитель, 2013. – 231с.

5.Купина Н. А., Стернин И. А. Азбука вежливости. /Культура общения для дошкольников. – Воронеж: «Истоки»,1998.

6. Петрова В.И., Стульник Т.Д.  Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. И доп.  – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 80с.

.

Методика «Сюжетные картинки»

Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

Анкета "Воспитание чувств"

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по  нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств, как отзывчивость, доброта, сочувствие?

- да;

- нет;

- частично.

2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?

- да;

- нет;

- частично.

3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими?_________

4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?

- да;

- нет;

- частично.

5. Привлекаете ли Вы ребенка к участию в будничных делах семьи?

- да;

- нет.

6. Может ли Ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?

- да;

- нет;

- не знаю.

7. Часто ли Вы беседуете со своим ребенком на тему «Добрых дел и поступков»?

- часто;

- иногда;

- никогда.

8. Какие добрые дела вы совершаете совместно с ребенком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я выбираю доброжелательность"

В целях выявления талантливых педагогов и воспитанников и создания условий для их самореализации, а также привлечения внимания общества к важности возрождения доброжелательности в семье, образовательн...

План работы с педагогами в рамках проекта "Я выбираю доброжелательность"

План работы с педагогами в рамках проекта "Я выбираю доброжелательность" с указанием мероприятий, сроков выполнения и ответственного...

Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...

ПРОЕКТ «Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»

Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика....

Конспект родительского собрания «Доброжелательные технологии как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательную деятельность ДОО»

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах по внедрению и  способах реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения «доброжелательных технологий&raq...

Квест-игра «Доброжелательная безопасность» (с использованием доброжелательных технологий) для средней группы.

Квест-игра «Доброжелательная безопасность» (с использованием доброжелательных технологий) для средней группыЦель: повышение уровня знаний о правилах безопасности в окружающем мире.Задачи:З...