Технология "Педагогические наблюдения"
материал (младшая группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

Технология
  «Педагогическое наблюдение»
(из опыта работы МО групп раннего и младшего дошкольного возраста)
         
                                                                                                                  Подготовила:
руководитель МО групп раннего
 и младшего дошкольного возраста
 Кондрашова А.О.
Шарыпово, 2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie3_-_kopiya.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Педагогическое наблюдение» (из опыта работы МО групп раннего и младшего дошкольного возраста) Подготовила: руководитель МО групп раннего и младшего дошкольного возраста Кондрашова А.О. Шарыпово, 2020 г.

Слайд 2

Актуальность Семья и ДОУ- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. Как показывает практика, родители признают приоритет ДОУ в решении воспитательно -образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В системе ДОУ семейное воспитание является его началом, стержнем, венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь отводится важная роль ДОУ, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно- сотрудничества, взаимодействия, доверительности. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.

Слайд 3

Цель: Изучение и внедрение в практику работы технологии «Педагогическое наблюдение». Задачи: Создать в родительском уголке стенды «Копилка достижений» для всех групп, «Дневниковые заметки» в младших группах (для отображения достижений, интересов, ситуаций, особенностей поведения детей); Определить начальный уровень ключевых компетентностей; Наблюдать за достижениями детей; Провести анализ динамики уровней ключевых компетентностей; Определять направленность интересов детей в центрах детской активности; Провести интервью, беседы, открытые вопросы для выявления интересов детей; Взаимодействовать с родителями в рамках технологии «Педагогическое наблюдение».

Слайд 4

Подготовительный этап Изучение методической литературы Л.В. Свирской по данной технологии; Изготовление стендов для родительского уголка; Обсуждение технологии «педагогические наблюдения» на методическом объединении.

Слайд 5

Основной этап. Формы и способы педагогических наблюдений Компетентность развитие детей. Карта динамики развития детей младших групп в 2019-2020уч.г. Группы Ключевые комптентности Октябрь 2019 г. 7 группа « Смешарики » Октябрь 2019 г. 9 группа «Звездочки» Сентябрь 2020 г. Социальная компетентность 0- 2- 40% 3- 32% 4- 27% 5- 1% 0- 17% 2- 49% 3- 32% 4- 2% 0- 13,9% 2- 46,2% 3- 37,9% 4- 2 % Коммуникативная компетентность 0- 2- 46% 3- 30% 4- 22% 5- 2% 0- 28% 2- 26% 3- 29% 4- 17% 0- 13,5% 2- 28,4% 3- 25,9% 4- 30,8% Деятельностная компетентность 0- 2- 36% 3- 43% 4- 20% 5- 1% 0- 21% 2- 61% 3- 14% 4- 4% 0- 2% 2- 64% 3- 30% 4- 4% Информационная компетентность 0- 2- 81% 3- 19 0- 75% 2- 25% 0- 25,9% 2-74,1% Здоровьесберегающая компетентность 0- 2- 21% 3- 40% 4- 29% 5- 10% 0- 6% 2- 40% 3- 38% 4- 16% 0- 2-28,1% 3- 58,5% 4-9,6% 5- 3,8%

Слайд 6

Анализ уровня достижения детей в становлении ключевых компетентностей. Социальная компетентность. У детей проявляется интерес к другому человеку, испытывают доверие к нему, стремятся к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Осознают свою половую принадлежность. На начальном этапе дети сторонились друг друга, не совсем взаимодействовали друг с другом. Играли не вместе, а рядом. Выявлялось эмоциональное отчуждение между детьми. Некоторые дети были настроены на конфликтное поведение. Жизнь детей в группе скорректирована в сторону повышения социальной компетентности. Коммуникативная компетентность. В начале учебного года можно было увидеть неумение сидеть и спокойно слушать сказки, потешки , нежелание участвовать к коллективном разучивании песен и стихотворений. Отсутствовало умение просить помощь у взрослого или сверстника. У большинства детей не было навыков использовать и проговаривать слова вежливости. Сейчас мы наблюдаем за детьми и видим что коммуникативная компетентность повышается. Дети с удовольствием прослушивают сказки, стихи, потешки . Способны ответить на 2-3 простейших вопроса по тексту. Улавливают смысл прочитанной загадки, и часто сразу готовы ответить на нее. Также умеют просить прощения друг у друга. И почти все дети пользуются словами приветствия или прощания при встречах. Деятельностная компетентность. В начале уч. года дети не умели договариваться о совместных действиях. Сама структура совместной деятельности не была сформирована. Интересовал результат действия, а сам процесс достижения не умели прослеживать. Дети могли заниматься, не отрываясь увлекательной для них деятельностью в течении недолгого времени. Оценка итогов работы отсутствовала. В сфере деятельностной компетентности наблюдая мы видим некоторые изменения. У детей возникла заинтересованность в предметной совместной и индивидуальной деятельности. Дети начинают проецировать полученные навыки на другие жизненные ситуации, на улице рисование или лепка, в игре совместное проговаривание сказочных ситуаций, игра в театр.

Слайд 7

Информационная деятельность. У детей информационная компетентность на начало года была недостаточной. Дети плохо ориентировались в окружающей обстановке в целом. Проявлялся недостаточный уровень владения обобщающими понятиями: транспорт, животные, игрушки и т.д.. маленький объем владения качественными характеристиками предметов: форма, цвет, размер. Не в полной мере раскрыты поведенческие нормы. Сейчас мы видим следующие изменения: дети начинают отделять себя и окружающих. Определять себя в пространственном, временном и социальном аспекте. («Я одену шапку. Холодно. Зима». «Ты стоишь вот здесь, а я вот здесь. Лови мяч!»).Дети начинают понимать и пользоваться в игровой деятельности обобщающими понятиями. («Возьми овощи. Будем варить суп.»). Любители кубиков строят домики и башни по качественным характеристикам: высокий, большой, желтый. Дети отслеживают свое поведение и рассказывают о нарушениях поведения других детей. Составляют совместную игру, исходя из воображаемой ситуации. Здоровьесберегающая компетентность. У детей отсутствовало понимание безопасного поведения в быту, в различных видах деятельности, в разных ситуациях. (ложка, вилка, карандаш, клей, пластилин, краски, кисточка и т.д.) Недостаточно были сформированы навыки пользования предметами личной гигиены. Недостаточно осознавали пользу движений. Постепенно в процессе совместного время провождения стало приходить представления о предметах и навыках личной гигиены. Дети владеют элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моют руки с мылом после прогулки, игр, туалета; при приеме пищи пользуются ложкой, салфеткой; умеют пользоваться носовым платком; могут самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой). Знают о необходимости и пользе занятия зарядкой, физкультурой.

Слайд 8

Карты развития

Слайд 9

Карты развития представляют собой комплекты бланков для фиксирования результатов наблюдений с перечнем умений и навыков детей и выделенными возрастными периодами их первого проявления. Перечень структурирован по пяти образовательным областям. Карта предназначена для документирования результатов педагогических наблюдений за индивидуальным развитием каждого ребенка. Заполняется на одного ребёнка с 3х до 7ми лет и если ребёнок переходил из одной группы в другую, то у воспитателей или специалиста есть возможность видеть картину развития ребёнка в одном, едином документе на протяжении всего периода пребывания ребёнка в ДОУ. При заполнении критериев хорошо просматривается уровень актуального развития ребёнка по областям (опережение, запаздывание), через которые можно выстраивать индивидуальную работу.

Слайд 11

Чек-лист детской активности Чек-лист помогает обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности наиболее популярный у каждого ребенка, и какие материалы чаще всего выбирают. Ежедневно, в течение месяца, дети делают выбор и расходятся по своим рабочим местам, взрослые отмечают их местонахождение в чек-листе ( I) , а в конце месяца подчитывают количество посещений ребенком того или иного центра активности. Количество пометок дает информацию не только о том, какие из центров активности более привлекательны для детей, чем увлечено большинство детей группы. Такая информация даёт повод для дальнейших педагогических действий. Таких как: Реорганизовать окружающую среду, заменить или дополнить, обеспечить детей стимулирующими материалами для создания новых возможностей развития в иных направлениях.

Слайд 12

Копилка достижений ДОСТИЖЕНИЯ - факты, свидетельствующие о позитивных изме­нениях в развитии ребёнка. Достижения - это субъективно и объективно значимая оценка результатов продвижения ребёнка в том или ином виде деятельности, оптимальное соотношение между ожи­даниями окружающих взрослых и личными результатами ребёнка . В группах организован стенд « Копилка достижений » , которая предоставляет возможность показать родителям достижения ребенка результаты своей деятельности . Наша « Копилка достижений » располагается в раздевалке. Она доступна как для детей, так и для родителей. Достижения детей мы фиксируем на ладошках из бумаги каждого ребенка прикрепляем рядом с фотографией, в блокнотах, которые сделаны на каждого ребенка. Родители, придя в детский сад, с помощью стенда, могут узнать чего добился их ребенок в течение дня (недели) . Просят рассказать, как он добился успеха. В группе ребенок рассказывает сверстникам о том, чему он научился вне детского сада.

Слайд 13

9 гр. 3 гр. 7 гр .

Слайд 15

Дневниковые заметки

Слайд 16

Дневниковые заметки- записи впечатлений об индивидуальной деятельности. Мы используем этот необычный способ фиксации индивидуальных достижений, который позволяет отразить все интересное, что произошло в жизни ребенка: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания.

Слайд 17

Папки коллекционирования для портфолио 9 гр. 7 гр. 1 гр. 3 гр.

Слайд 18

Папка коллекционирование - копилка личных материалов (рисунки, рассказы, интервью, карточки с выполненными в том числе и незавершёнными заданиями, записи наблюдений о продвижении ребенка в той или иной предметной области, тексты высказываний и транскрипционные записи слов и выражений ребенка, личные достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, фотографии). Такая папка станет хорошим помощником родителям для дальнейшего составления портфолио. находятся в приемной в доступном месте для родителей.

Слайд 19

Интервью и беседы с детьми Интервью мы применяем, для необходимости собрать информацию о ребенке (оценить уровень достижений, развития воспитанников , выявить их интересы, предпочтения, мнение детей о каком-либо событии, рассказ о человеке или о самом себе ) . Интервью мы проводили на такие темы: «О себе», «О еде», «Об интересах», «О природе и погоде» и вывешивали на стенд «Дневниковые заметки» или на кабинки, для того чтобы родители могли узнать и видеть результаты, а затем для дальнейшего обсуждения с ребенком, с педагогами.

Слайд 20

Открытые вопросы Открытые вопросы позволяют составить представление о том, как ребенок осознаём мир, ответы записываются в той логике в той транскрипции (звучании слов), которой ребенок отвечает. Мы проводили открытые вопросы на такие темы: «Что такое Новый год», «Кто такие друзья», «что за праздник 8 марта!». Ответы каждого ребенка фиксировались на плакате, а затем вывешиваем в родительский уголок, где родители наглядно могут узнать ответы своего ребенка, по заданному вопросу. И иметь представление о том, как ребенок осознает мир.

Слайд 21

Открытые вопросы

Слайд 22

Фото-отчеты для родителей в форме газеты « Квартальчик » Использование такого способа в целях наблюдения позволяет зафиксировать яркие моменты, и продемонстрировать достижения детей.

Слайд 23

Наблюдение мы ведем в разных видах деятельно сти В ситуациях применения детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания ; В ситуациях игровой деятельности; На прогулке; В образовательной ситуации; При экспериментировании; В уголке природы; В ОД; При выполнении поручений; Во время проведения детских праздников; При общении детей с родителями и т.д.

Слайд 24

Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы: лучше понять, что происходит с ребенком; определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор; увидеть изменения в физическом , познавательном, социальном, эмоциональном развитии ребенка в течение всего времени; внести изменения в развивающую среду; определить моменты, вызывающие озабоченность; найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации; внести изменения в план; получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители; дать возможность родителям больше узнать о своих детях; в идеть, как те или иные знания и умения, полученные детьми в ходе образовательной деятельности, осмысливаются, трансформируются и используются ими самостоятельно; получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий.

Слайд 25

Преимущества метода наблюдения: Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, представляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребенка. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов Оперативность получения информации.

Слайд 26

Вывод: Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, описательным, рефлексивным и достоверным . Основная ценность наблюдений за детьми в том, что можно видеть каждого ребенка как отдельную личность, обладающую и реализующую свой собственный потенциал развития и образования. Каждый педагог, наблюдая за детьми, сможет лучше их узнать, приобрести собственный опыт понимания детей. Умение вести наблюдение является одной из основ профессиональной культуры педагога. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"

Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.

Актуальность темы: •       Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...